Особенности эмоционального развития ребенка первого года жизни


О развитии эмоциональной сферы младенцаговорить довольно сложно. Первичным ярким проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Но дело в том, что эта реакция первоначально не дифференцирована: она адресуется всем и даже уродливой маске.

Появление улыбки и смеха обычно тесно связано с изменениями в когнитивном развитии. Однако частота улыбок, адресованных другим, зависит и от внешних обстоятельств.

С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей (например, в еде), но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (например, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка.

С самых первых дней в поведении младенца наблюдаются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, передвигаются, другие способны подолгу сидеть и лежать тихо.

Такие различия, помимо того, что они вызываются окружающей обстановкой и поведением взрослых, связаны с различиями в темпераменте. Известны исследования американских психологов Томаса и Чесса (1977), которые анализировали темпераменты младенцев по следующим показателям: уровень активности, ритмичность (регулярность сна и еды), капризность, настороженность, устойчивость внимания, возбудимость, порог реакции, готовность приспосабливаться к новым условиям.

Классифицируя детей по этим показателям, исследователи выделили 3 группы детей: спокойные, трудные и заторможенные.

Характеризуя эмоциональную жизнь младенца в целом, отметим следующее. В течение первых 3—4 мес, кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление. Психологи называют такое состояние «удивлением в ответ на неожиданность»: младенец замирает, а потом пятится назад.

Для другой комбинации изменений характерны усиление двигательной активности, закрывание глаз, повышение сердечного ритма и плач. Эти изменения возникают в ответ на боль, холод и голод. Психологи называют такую реакцию «тревожным состоянием в ответ на физический дискомфорт».

Третья комбинация включает снижение мышечного тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые после кормления, и ее называют «расслаблением в ответ на удовлетворение потребности».

Четвертая комбинация включает двигательную активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления или при общении. Психологи называют эту комплексную реакцию «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления».

У 10-месячных младенцев появляются новые эмоциональные реакции. Одна из них — страх при встрече с незнакомым человеком или явлением. Другую эмоцию, наблюдаемую также в возрасте около 8 мес, психологи назвали «гневом, вызванным разочарованием».

В первый год жизни младенцы реагируют также на проявление гнева или радости у других людей. Годовалые малыши, видя, что кто-то сердится, расстраиваются, а замечая проявления нежности между другими людьми, становились нежными или обнаруживали ревность.

Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1229; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10231 — | 7925 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Введение

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)

К основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.

У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Развивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоциональные состояния ребенка второго года жизни

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Читайте также:  Нормативная база центров развития ребенка

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.

Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Эмоциональное развитие

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Воспитатели, в свою очередь, должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

— эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

— происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

— развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

— включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.
Причины возникновения эмоций

Одной из причин возникновения эмоций является борьба за выживание. Другой причиной возникновения эмоций, по мнению исследователей (К. Изард, Хюбнер, Райзер и др.), была потребность в средствах коммуникации. Ни для кого не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса.

Основные эмоции

  • Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
  • Радость: счастье, восторг удовольствие;
  • Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
  • Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
  • Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
  • Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
  • Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
  • Страх: боязнь, испуг; шок;
  • Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
  • Вина: виновность, раскаяние.
Читайте также:  Моу центр развития ребенка 5 тракторозаводского района волгограда

Как отмечают многие авторы, полное усвоение правил, установленных родителями, и социальных ценностей, а также развитие индивидуальных моральных принципов происходит в процессе социализации на протяжении не первых трех, а первых двадцати лет жизни. Однако начальные стадии социализации наблюдаются при первых попытках саморегуляции ребенка. Следует отметить, что сложившееся на предыдущих этапах взаимодействия ребенка с родителями базовое доверие ребенка к миру не должно подрываться возрастающим чувством самостоятельности. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания.

Таблица – Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману

Этапы

Возраст появления

Характеристики

1

Глобальная
эмпатия

На
первом году

Другие
не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого
смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом,
реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на
произошедшее с ним

2

«Эгоцентр
ическая» эмпатия

На
втором году

Ребенок
уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого
предполагается точно таким же, как свое

3

Эмпатия
на чувства другого

Между
вторым и третьим годом

Ребенок
начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на
них неэгоцентрическим образом

4

Эмпатия
на жизненную ситуацию другого

Позднее
детство

Ребенок
начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и
как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция
сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному
реагирует в случае временного и длительного страдания

Необходимость эмоционального развития

– физическое и сенсорное развитие ребенка, активное созревание мозговых структур и внутрикорковых связей обеспечивают основу для реализации нейрофизиологических механизмов возникновения эмоциональных реакций;

– активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;

– эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры – ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;

– с формированием эмоциональной сферы детей раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;

– для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;

– постепенно с развитием от года до трех чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;

– с развитием личности ребенка, появлением собственного «Я» и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;

– от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;

– обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;

– и, наконец, важное направление развития эмоциональной сферы детей – это появление способности управлять своими чувствами.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессииобъяснятьипоказывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.

Источник

Важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующем об его эмоциональном благополучии, является его поведение, выражение им своих чувств.

Уже с рождения у ребенка начинают проявляться две основные реакции, вызываемые ощущением приятного и неприятного. Постепенная дифференциация эмоций, их поляризация — следствие не столько созревания детского организма, сколько результат воздействия на него социального окружения. Движущая сила развития эмоций в раннем детстве – общение со взрослым, и прежде всего с матерью. Мать наполняет смыслом и означивает витальные потребности и телесные функции ребенка («ты хочешь есть, пить», «тебе холодно»), она же опознает и называет (означивает) мимические, двигательные, физиологические признаки состояния ребенка в терминах эмоций – удовольствие, неудовольствие, радости, печали: «ты сердишься», «радуешься», «волнуешься», «расстроен» и т.д.

Следовательно, с одной стороны мать научается пониманию эмоциональных состояний ребенка, фиксируя их и обозначая словом, реагируя на них жестом, мимикой, интонацией, а порой – всем своим поведением. С другой стороны, тем самым она вызывает ответную реакцию малыша. В процессе общения ребенка со взрослым при создании ситуации их общей сопричастности, взаимной вовлеченности в переживание осуществляется обоюдное эмоциональное заражение посредством подражания и отождествления (идентификации друг с другом).

Читайте также:  Роль общения в психическом развитии ребенка возрастная психология

Благодаря этому ребенок овладевает социально-обусловленными формами эмоциональных переживаний. В ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе и недовольство отсутствием общения. В ситуативно-деловом общении у него проявляется удовольствие от манипулятивно-практических действий с предметами, производимых совместно со взрослым, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии. В этом же возрасте закладываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким, познавательных чувств. Симпатия – это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности. Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатии малыша проявляются к людям, которые ухаживают за ним, демонстрируя доброжелательность и любовь. Данное чувство проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. Симпатия проявляется и как стремление к совместному со взрослым действию с предметами: ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание, оно носит характер заражения эмоцией другого человека.

Нормативные показатели уровня развития эмоций у младенца представлены далее.

На 1-ом и в начале 2-го месяца жизни имеют место отрицательные эмоции (возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей).

После 3-ей недели возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо.

В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого.

В 3-4 месяцау малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты также, как и общение со взрослым, манипуляции, движения уже прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости постепенно становится ярче, закрепляется и сохраняется более длительное время.

В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери; громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподымает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Данные выразительные положительные эмоциональные реакции ребенка – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период.

С 4-5 месяцев младенец дифференцирует своих и чужих; в последующем на основе данной дифференциации, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. Большую радость доставляют действия с игрушкой, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается.

На 5-ом месяце обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое: на незнакомое свойство в предмете, а также когда при рассматривании предмета меняется его положение приближением или удалением. Новизна побуждает младенца совершать повторные цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая при этом положительные эмоции.

В 5-6 месяцев резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он улыбается, громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, становится первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые являются причиной данных эмоций, ребенок старается повторить; удовольствие доставляют собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если ему не удается перевернуться на живот или если он перестает видеть предмет, за которым следил.

После 6 месяцев само освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим его предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность ребенку сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами и способствует проявлению его внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций младенца связано с тем, насколько он умеет действовать с предметами и получает в результате действия желаемый эффект. В связи с этим эмоциональные переживания осуществляют функцию подкрепления успешных действий ребенка, участвуют в становлении его самосознания. На основании такого эмоционального подкрепления пассивность младенца постепенно переходит в активность ребенка раннего возраста.

В 8-9 месяцев положительное отношение младенца вызывают дети его же возраста; он реагирует на изменение выражения лица близких ему людей (их улыбка вызывает радость, гримасы – страх, слезы).

К концу 1-го годапоявляется чувство удивления, возникающее при воздействии нового необычного раздражителя. Постепенно ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления свидетельствует о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.

В 1-1,2 года младенец уже дифференцировано относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает); начинает понимать нормы поведения («можно» и «нельзя»); радуется, произнося первые слова; легко «заражается» чувствами других людей (плач сверстника вызывает у него слезы).

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 2105; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9375 — | 7431 — или читать все…

Читайте также:

Источник