Особенности формирования личность ребенка с отклонениям в развитии

Особенности формирования личность ребенка с отклонениям в развитии thumbnail

ЛЕКЦИЯ:

Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии

Личность как психологическое образование. 

Личность представляет собой одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения структуры, генезиса и функционирования. Именно поэтому данная кате­гория в психологии выглядит так противоречиво и неоднознач­но. Существует много теорий личности, по-разному трактую­щих сущность этого феномена. С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как ее особое свойство, способ организации и саморегуляции. Более широко личность можно трактовать как особое качество, присущее исключитель­но человеку. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений с другими людьми. Поэто­му данное понятие приобретает конкретный смысл лишь в си­стеме этих отношений, воплощаемых через социальные роли.

А. Н. Леонтьев характеризовал личность как системное и сверхчувственное качество, указывая при этом на то, что носи­телем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. По­следние представляют собой лишь условия и предпосылки формиро­вания личности человека, не предопределяя всецело ее сущности.

Сказанное означает, что личность — особый способ суще­ствования человека в обществе как представителя определен­ной группы. Основное целевое предназначение личности состоит в саморегуляции социального поведения человека от­носительно других индивидуумов. В связи с этим представля­ется вполне оправданным мнение некоторых исследователей, рассматривающих в качестве единицы анализа личности та­кую категорию, как поступок, понимаемый как сознательное действие нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другим людям и к самому себе. Именно поступок раскрывает сущность личности, ее позиции, мотивы и способы поведения, реализующие те или иные жизненные цели человека.

Личность — это человек, свободно и ответственно опреде­ляющий свое место среди других членов общества. Выражаясь словами М. М. Бахтина, субъект поступания, то есть свободно­го социального действия. Таким образом, личность представля­ет собой исключительно социокультурное образование. Это не просто форма существования человека в обществе, но и един­ственный из возможных способов личностного развития. Толь­ко включенность в общественные отношения позволяет чело­веку обрести данное качество. Вне этого процесса, даже при условии совершенно сохранных биологических предпосылок, формирование личности принципиально невозможно.

Длительное время в отечественной психологии проблема­тика личности исследовалась преимущественно в теоретико-методологическом, философском аспекте. Но начиная при­мерно с 70-х годов доминировать стал конкретно-психологи­ческий, в том числе и экспериментальный подход.

В специальной психологии сохранялось аналогичное по­ложение. Основное внимание в исследовательской практике уделялось изучению познавательных процессов. Во многом это было обусловлено потребностями и запросами системы обра­зования детей с отклонениями в развитии. Но по мере осо­знания значимости проблем трудовой адаптации и социаль­ной интеграции инвалидов, в специальной психологии все больше актуализировался интерес к вопросам формирования личности при различных отклонениях в развитии. Постепен­но стали появляться исследования, посвященные особенностям эмоциональной сферы, потребностей, интересов, мотивов, самооценки лиц с различными формами дизонтогенеза.

Одновременно с этим в специальной психологии развер­нулась весьма бурная дискуссия о том, может или не может первичное нарушение оказывать негативное влияние на ход формирования личности, и если может, то каковы механизмы этого влияния. Все многообразие высказываемых точек зре­ния сводилось к трем принципиальным позициям. Первая состояла в отрицании какого бы то ни было негативного вли­яния ядерного расстройства на процесс становления лично­сти особого ребенка. Представители этой точки зрения ссы­лались на социальный характер детерминации этого, отрицая роль биологического фактора.

Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифферен­цированном влиянии основного патогенного фактора. Пред­полагалось, что одни стороны развивающейся личности под­вержены негативному воздействию первичной патологии в большей степени, чем другие. При этом подчеркивалось, что существуют определенные структурные компоненты личности, характеризующиеся особой толерантностью в этом отношении.

Наконец, представители третьего направления считали, что развитие личности в целом должно с неизбежностью испы­тывать на себе негативное влияние основного нарушения.

Упомянутая нами дискуссия остается актуальной и по сей день. Не потеряв своей остроты и значимости, она со време­нем утратила ненужный оттенок категоричности. Кроме того, ее участники обладают сегодня весьма широкой эмпиричес­кой доказательной базой. Но подобная дискуссия будет иметь корректный и продуктивный характер только в том случае, если лица, ведущие ее, пользуются вполне определенными и конкретно-содержательными общими для всех психологиче­скими категориями.

Читайте также:  Упражнения для развития эмоциональной сферы ребенка

Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негатив­ном влиянии исходного нарушения на процесс формирова­ния личности особого ребенка, по той простой причине, что сам этот процесс составляет лишь одну из сторон онтогенеза психики в целом. Системный характер строения человечес­кого сознания предполагает, что нарушение одного его ком­понента на определенном этапе с неизбежностью должно ска­заться на остальных. Основное содержание проблемы состо­ит в раскрытии механизма влияния исходного нарушения на процесс формирования личности, роли и значения многочис­ленных опосредующих факторов, действующих каждый раз по-разному в зависимости от характера нарушения, его выра­женности и длительности.

Весьма важным и не до конца решенным остается вопрос о характерологической специфичности разных форм дизонто­генеза. Проще говоря, о том, существуют ли типичные черты личности, свойственные только для незрячих, неслышащих и т. д.? Попытки создания подобных типологий производи­лись неоднократно, тем более что в сфере обыденного созна­ния существование такого рода качеств не подлежит сомне­нию. Вместе с тем если обобщить разнородные и нередко про­тиворечивые данные, полученные опытным путем, то прежде всего обращает на себя внимание, что патогенное воздействие многочисленных нарушений на процесс формирования лич­ности описывается через выделение весьма схожих отрицательных черт характера. Природу возникновения этих черт, как правило, не подвергают детальному изучению. Тем не менее, не раскрыв механизм возникновения тех или иных характе­рологических особенностей, мы не сможем с достоверностью судить о том, насколько они закономерны, типичны или слу­чайны для данной категории нарушений.

Среди упомянутых черт чаще всего встречаются следующие: сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы с до­минированием мотива избегания неудачи и редуцированным мотивом достижения, что выражается в отказе от борьбы. Кро­ме того, указывается на преобладание экстернального локуса контроля, высокие показатели интравертированности, апатич­ность, безынициативность, эгоцентрические установки, аутичность, тревожность, недоверчивость, внушаемость, склонность к подражанию, бедное содержание самосознания, не­адекватно завышенная или заниженная неустойчивая само­оценка, существенные расхождения между образом реально­го и идеального «Я» и многое другое. Клинические исследо­вания отмечают наличие многочисленных невротических синдромов и психопатических черт характера.

Представленный перечень далеко не полный и без особого труда может быть расширен. Но в данном случае важно дру­гое: все эти качества характеризуют личность в целом со сто­роны ее незрелости. Не удается обнаружить ни конкретной черты или сочетания черт, типичных только для одной формы нарушенного развития. В той или иной мере все они присут­ствуют в описаниях разных видов дизонтогенеза. Происходит это по причине, на которую мы указывали в разделе «методы специальной психологии».

Исследования и выводы делаются на основе сравнения ре­зультатов только двух групп испытуемых — основной, пред­ставленной детьми с определенной формой отклонения, и контрольной, состоящей из нормально развивающихся свер­стников. Выделенные характерологические отличия прини­маются за специфические черты, присущие личностному раз­витию детей данной категории нарушенного развития. Но ус­тановить степень специфичности можно только при условии сопоставления полученных результатов с аналогичными дан­ными по группе детей с иной формой дизонтогенеза, чего, как правило, не делается. Поэтому также выводы неубедительны и необоснованны. Следует отметить, что при изучении лич­ностных особенностей детей и подростков с отклонениями в развитии важна фиксация не только отличий, но и сходства. Игнорирование последнего, по сути, закрывает нам возмож­ность понять своеобразие личности и ее природу в условиях разных форм дизонтогенеза.

Необходимо особо подчеркнуть и то, что приведенный спи­сок негативных личностных характеристик может быть свой­ственен не только лицам с разными формами нарушенного развития, но и вовсе без таковых. Отличия, скорее всего, могут касаться лишь степени выраженности, устойчивости и ве­роятности возникновения.

Таким образом, к сходному результату, то есть к общему набору отрицательных свойств, способны приводить совер­шенно различные причины, что, вероятнее всего, свидетель­ствует о непрямом, опосредованном их влиянии. Это дает ос­нование отнести вышеуказанные отрицательные свойства лич­ности к разряду модально-неспецифических закономерностей нарушенного развития, да и то как факультативных, имеющих место не всегда и не у всех.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка до года патология

Необязательность отрицательной характерологии также находит свое проявление в ее неустойчивости. Поскольку большинство исследований проводились и проводятся в ос­новном на детях и подростках, то описываемые в них черты с большой долей вероятности могут представлять лишь опре­деленный возрастной этап в становлении характера и подвер­гаться в дальнейшем серьезной трансформации. Именно по­этому для установления устойчивых и типических качеств лич­ности необходимо использование не только упомянутой выше расширенной сравнительной схемы исследования, но и при­менения лонгитюдной стратегии.

Личностные изменения, как уже говорилось, возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функ­ции, ибо сами функции безличны; они лишь инструмент, сред­ство достижения конкретных человеческих целей. С другой стороны, личность характеризуется внечувственностью, несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе и к отдельным функциям. Она формируется в процессе вклю­чения человека в систему общественных отношений. Та или иная патология затрудняет встраивание в эту систему, изме­няет характер самих отношений как избирательных связей человека с миром, прежде всего с миром культуры. И только опосредованные таким образом недостатки отдельной функ­ции способны повлиять на процесс формирования личности.

Однако то, что изменение отношений с миром человечес­кой культуры при разнообразных видах дизонтогенеза имеет много общих черт — изоляция от общества, настороженное или негативное отношение его членов к инвалидам, непра­вильное семейное воспитание и т. п., способно приводить к похожим характерологическим нарушениям у разных групп лиц. Еще раз подчеркнем, что патобиологический фактор не является единственной причиной дисгармонизации соци­альных отношений человека и общества деформации. Тем не менее результат остается более или менее инвариантным — отклонения в личностном развитии.

Поэтому выделение узкоспецифических типов личности, характерных для определенного вида дизонтогенеза, представ­ляется малоперспективной научной задачей. С подобным ус­пехом можно было бы заниматься описанием единого типа личности здорового человека, игнорируя при этом бесконеч­ное разнообразие его индивидуальной природы, столь же свой­ственной и для инвалида. Различия в данном случае касаются лишь вероятности риска возникновения нарушений в форми­ровании их личности.

Источник

Становление личности — сложный процесс, на который влияет множество факторов. Их различные сочетания обеспечивают многообразие вариантов развития, среди которых, к сожалению, есть и отклоняющиеся. Говорить о норме применительно к развитию личности довольно сложно, так как феномен одаренности по своей сути также является отклонением. Однако понятие «отклонение в развитии личности» предполагает рассмотрение тех вариантов развития, которые не дают личности максимально полно реализовать свои возможности и удовлетворять потребности, т.е. подразумевают отрицательный подтекст.

Чаще всего такие ситуации связаны с наличием каких-либо физических и (или) психических недостатков (дефектов), которые и определяют аномалии развития. Однако сложность процесса становления личности подчеркивается возможностью возникновения аномалий развития, связанных с неправильной организацией воспитательных и социализирующих воздействий.

К сожалению, аномалии в развитии детей существовали всегда, и, несмотря на все успехи современной медицины, их количество имеет стойкую тенденцию к увеличению. В ходе Всероссийской детской диспансеризации у 54% детей дошкольного возраста были выявлены различные отклонения от нормального возрастного развития, причем примерно в 80% случаев эти отклонения имели многофункциональный характер. Главным образом это нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические реакции.

У 12—19% дошкольников диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30—40% детей входят в группу риска, имея предрасположенность к этим отклонениям. По данным статистики, количество полностью здоровых детей дошкольного возраста не превышает 18%.

Рост заболеваемости часто приводит к стойкому ухудшению состояния здоровья и получению инвалидности в детском возрасте. Число детей, ставших инвалидами до достижения 17-летнего возраста, постоянно возрастает. Только с 2010 по 2013 г. оно увеличилось на 16%.

Само собой разумеется, что состояние здоровья оказывает огромное влияние на развитие личности. В дошкольном возрасте 25% детей (а но некоторым данным, 30—45%) требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20—30% нуждаются в специальной нсихолого-недагогической помощи, а свыше 60% относятся к группе риска.

Читайте также:  Консультация музыка в развитии личности ребенка

Все эго приводит к необходимости отдельного научного рассмотрения аномалий развития и разработки как методологических, так и методических основ организации специальной помощи, и в том числе психологопедагогической поддержки этому контингенту воспитанников. Такая забота особенно важна, так как отношение общества к слабым и больным показывает уровень его развития и культуры.

Аномалии развития исследуются специальной педагогикой, которая рассматривает все многообразные аспекты нарушения взаимодействия человека и общества. Объектом ее исследования являются ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой, обусловленные различными внешними и внутренними факторами. Предметом является организация процесса обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии.

Исследованием аномалий в развитии личности занимались многие российские и зарубежные ученые: М. Монтессори, Л. С. Выготский, Л. В. Зан- ков, В. П. Кащенко, Г. Ф. Кумарина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие. Однако, несмотря на достаточно длительную историю этой отрасли науки, в ней нет методологического единства, используются различные понятия и классификации. Различный смысл подчас вкладывают в понятия коррекционной и специальной педагогики и т.д. Вероятно, эго связано с использованием различных подходов к классифицированию, с многообразием форм психолого-педагогической поддержки и со значительным разнообразием самих отклонений, а также их сочетаний.

Вместе с тем есть и объединяющие моменты. Таковыми, прежде всего, являются основные направления работы: коррекция, компенсация, адаптация и реабилитация.

Коррекция — система специальных и общепедагогических мер, направленных на преодоление недостатков психофизиологического развития и отклонений ребенка.

Компенсация — сложный процесс замещения, возмещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсация опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме происходит формирование новых динамических систем и условных связей.

Адаптация — процесс приспособления ребенка к условиям среды, к ее нормам и требованиям, к активной деятельности, полноценному взаимодействию.

Реабилитация — процесс восстановления, включения ребенка в социальную среду, адекватные взаимоотношения со сверстниками. Это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности. Грани этого сложного явления — медицинская, психологическая и педагогическая реабилитации. Такие формы работы позволяют выделить коррекционную педагогику, обеспечивающую восстановление нарушенных или утраченных функций, и дефектологию, ставящую своей целью адаптировать ребенка к непоправимым аномалиям развития и обеспечить ему максимально полные, исходя из существующих условий, возможности для самовыражения.

Аномалии развития личности имеют различные грани проявления и возникают в результате достаточно широкого круга причин, что не позволяет ввести их универсальную классификацию. Для нашего рассмотрения больше всего подходит классификация по ключевому фактору, вызвавшему отклонение:

  • — девиации поведения, связанные с отсутствием регуляции поведения, непониманием или отрицанием социальных норм;
  • — соматические дефекты, приводящие к стойкому нарушению психических функций;
  • — аномалии в развитии психики.

В развитии личности достаточно условно можно выделить две доминанты: психическую и физическую. Понятно, что ключевую роль в развитии личности играют психические функции, поскольку именно психика обеспечивает связь физического тела с социальным окружением и, таким образом, делает человека человеком. Любое нарушение этой связи приводит к тому, что поведение человека становится непредсказуемым, а его взаимодействие с другими людьми — затруднительным, что приводит к изоляции и дезадаптации, а как следствие — к деградации личности.

Не менее важно и понимание того, что психическое развитие является своеобразным фундаментом для физического развития, однако верно и обратное: нарушение физической (соматической) целостности в отсутствие специальной поддержки может привести к нарушению психических функций. Таким образом, мы приходим к пониманию того, что аномалии в развитии личности могут возникнуть в связи с наличием соматических дефектов, с дисфункциями психики, а также в связи с педагогической запущенностью, с отсутствием норм в поведении, однако грани между этими причинами достаточно условны.

Источник