Особенности физического развития ребенка с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями.
У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих – к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.
Кроме того, специалисты выделяют следующие особенности развития детей с нарушениями зрения:
- меньшая подвижность,
- нечеткость координации движений,
- снижение темпа выполнения заданий,
- уменьшение ловкости,
- нарушение ритмичности,
- трудности при ориентировке в пространстве,
- трудности при выполнении движений на равновесие.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции. Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Упражнения, рекомендованные для физического развития детей с нарушениями зрения в домашних условиях
- Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
- Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета – напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
- Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
- «Медвежий шаг» — перемещение вперед с выносом вперед одновременно левой руки и ноги, а затем – правой.
- «Гусиный шаг» — перемещение с приседанием и опорой ладонями о колени, с удержанием спины в прямом положении.
- «Птичий шаг» — передвижение вперед, прыгая на одной ноге, вторую согнуть и взяться рукой за щиколотку.
- Наклоны вперед-назад.
- Вращение туловищем.
Комплекс упражнений должен включать дыхательные упражнения и пальчиковую гимнастику.
Кроме того, детям с нарушениями зрения может быть рекомендовано выполнение следующих упражнений в зависимости от возраста:
- 4 года: ходить на носках, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч, влезать на гимнастическую стенку.
- 5 лет: подпрыгивать, поворачиваясь кругом; прыгать в длину на 60 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м, бросать мяч двумя руками снизу, из-за головы; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
- 6 лет: стоять на одной ноге; ударять мяч, отскочивший от земли; делать «ласточку», желательно без поддержки взрослого; ходить по гимнастической скамейке; прыгать с места в длину на 80 см.
- На 6-7 и последующих годах жизни данные упражнения усложняются и совершенствуются.
Важно помнить, что часто слова, обозначающие движения, ребенку с нарушениями зрения ни о чем не говорят, поэтому взрослый должен показывать движения с помощью манипулирования телом ребенка, его руками и ногами таким образом, чтобы он мог представить себе названные движения. Так формируется тактильно-кинестетический образ при минимальном участии зрения.
Важно помнить, что для детей с нарушениями зрения имеется ряд противопоказаний при занятиях физкультурой и спортом, что важно учитывать и родителям, и специалистам.
К примеру, при миопии и гиперметрии, аккомодационном косоглазии, амблиопии, афакии, атифакии, дистрофии птоз, нистагме с осторожностью необходимо выполнять прыжки, поднимать тяжести, противопоказаны упражнения в висе, прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу, кувырки вперед-назад, стойка на лопатках «березка», резкие повороты туловища с поворотом головы, выполнения «мостиков», бег на скорость.
Детям с более тяжелыми заболеваниями зрения (отслойка сетчатки, глаукома, острые воспалительные заболевания, в послеоперационном периоде) разрешены только пальчиковая и дыхательная гимнастика, ЛФК, игры малой подвижности, все остальные упражнения запрещены.
Слабовидящим детям показаны все упражнения в соответствии с учетом возраста и возможностей детей.
У людей с нарушениями зрения хорошие перспективы для занятий спортом. Они принимают участие в Паралимпийских играх. Традиционные виды спорта для них: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки, биатлон, футбол.
Источник
Развитие зрительного восприятия и
двигательной сферы ребенка тесно связаны
с момента его рождения. Если в первые
месяцы жизни ребенка движения рук и ног
учат его видеть предметы, фиксировать
свое внимание на движущемся объекте,
то к 5-6 месяцам соотношение зрения и
двигательной сферы изменяется. Глаз
начинает играть ведущую роль в формировании
движений, коррекции их точности и
направленности. Именно поэтому
двигательная сфера детей с нарушениями
зрения развивается иначе, чаще запаздывает
в развитии, в координации движений, их
точности, так как нарушенное зрение не
обеспечивает ребенку необходимый
контроль за движениями [31, с. 14].
У детей с нарушением зрения наблюдаются
некоторые специфические особенности
развития двигательной сферы. У них чаще,
чем у нормально видящих, можно наблюдать
отсутствие самоконтроля, саморегуляции
движений. А это, естественно, не может
не сказаться на координации, согласованности
действия рук. Для детей с нарушениями
зрения характерна нескоординированность
зрительно двигательных функций, нарушение
микроориентирования и нарушение тонуса
различных групп мышц [1, с. 14].
Даже негрубая дисфункция двигательной
сферы без своевременных и целенаправленных
коррекционных воздействий может привести
к вторичному недоразвитию более сложных
и дифференцированных движений и действий,
что отрицательно сказывается на
становлении различных форм ручной
деятельности ребенка.
Моторика детей с патологией зрения
отличается общей неловкостью, недостаточной
координированностью, они неловки в
навыках самообслуживания, отстают от
сверстников по ловкости и точности
движений, у них с задержкой развивается
готовность руки к письму. Мышечные
возможности руки ребенка с патологией
зрения требуют особой тренировки и
коррекции. Упражнения для кисти и пальцев
позволяют корригировать движения,
воздействовать на все мышцы руки,
тренировать мышечные усилия и точность
двигательных реакций. Тренировка тонких
движений пальцев рук является стимулирующей
для общего развития ребенка и, особенно,
для развития речи, а также является
мощным средством повышения работоспособности
коры головного мозга.
Многие дети с нарушением зрения имеют
низкий уровень развития осязательной
чувствительности и моторики пальцев и
кистей рук. Происходит это потому, что
дети с частичной потерей зрения полностью
полагаются на визуальную ориентировку
и не осознают роли осязания как средства
замещения недостаточности зрительной
информации.
Из-за отсутствия или резкого снижения
зрения дети не могут спонтанно по
подражанию окружающим овладеть различными
предметно-практическими действиями,
как это происходит у нормально видящих
детей. Вследствие малой двигательной
активность мышцы рук детей с нарушением
зрения (особенно у тотально слепых)
оказываются вялыми или слишком
напряженными. Все это сдерживает развитие
тактильной чувствительности и моторики
рук и отрицательно сказывается на
формировании предметно-практической
деятельности детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Людмила Борисенко
Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения
Коррекционная работа по физическому воспитанию
для детей с нарушением зрения.
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. — Это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Воспитанники групп с нарушением зрения – дети с особыми образовательными потребностями. Опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения в состоянии здоровья, убеждает нас в том, что реализация комплексной образовательной программы возможна при условии приоритетного решения вопросов индивидуальной коррекции и компенсации аномального развития ребенка.
Доказано, что нарушение зрения отрицательно сказывается на общем физическом и психическом развитии детей. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние здоровья.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением зрения позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
Особенности физического развития детей с нарушениями зрения являются
• гипер- или гиподинамия;
• мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
• нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
• нарушение ручной моторики;
• общая скованность и замедленность выполнения движений;
• нарушение координации движений;
• трудности при выполнении движений на равновесие.
• недостаточное развитие чувства ритма;
• нарушение ориентировки в пространстве;
• замедленность процесса освоения новых движений;
• нарушение осанки, плоскостопие;
• заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Учитывая имеющие у детей нарушения двигательной сферы в нашем ДОУ определили организацию физического воспитания со специальной коррекционной направленностью, основная цель которой –помочь детям воспринимать предметы окружающей действительности с учетом низкой остроты зрения, преодолевать неуверенность в движениях.
Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:
• развитие детей посредством движения;
• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;
• формирование и развитие компенсаторных навыков.
В работе с детьми компенсирующих групп руководствуюсь «Программой 4 вида для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. И. Плаксиной, разработанной Московским Институтом Дефектологии.
При планировании работы с ОВЗ по физическому воспитанию, обязательно учитываются основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребёнка:
— физическую нагрузку;
— показания и противопоказания при нарушениях;
— дефект зрения;
— игры и упражнения для развития зрительных функций;
— охранительный режим;
В определении физической нагрузки подходим индивидуально к каждому ребёнку в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога:
• Инвалиды по зрению занимаются индивидуально с воспитателем или тифлопедагогом.
• У слабовидящих детей не надо требовать ограничения во времени; задания и упражнения дети выполняют в силу своих физических возможностей;
• На спортивных снарядах (гимнастическая скамейка, шведская стенка) — индивидуальная работа со взрослым.
Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, афакия, заболевания сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками, кувырки через голову и др.
Детям после операции, применяем охранительный режим: заменяем занятия физкультурой индивидуальной работой со специалистами.
Занятия по физкультуре компенсирующих групп проходят в спортивном зале и на улице. Их построение и продолжительность такие же, как в обще развивающих группах, но есть и отличительные особенности, поэтому в отличие от обычных групп, включаю дополнительные задания, игры, упражнения на:
• Координацию движений
• Снятие зрительного утомления
• Зрительно- двигательную ориентировку
• Равновесие
• Профилактику вялой осанки и плоскостопия
• темп выполнения упражнений и заданий снижен;
• Уменьшается дозировка физических упражнений;
• Обязательное использование музыкального сопровождения для выработки согласованности движений, чувства ритма;
На занятиях закрепляется определенное место для каждого ребенка, в зависимости от зрительной патологии: слабовидящие дети в вводной части находятся в конце колонны, а при выполнении упражнений — впереди, рядом с воспитателем, если у ребенка окклюзия (заслонка) левого глаза, его располагают справа от воспитателя; правого глаза – слева от воспитателя; детей с парезами глазных мышц – по центру с учетом остроты зрения; с расходящимся косоглазием – по центру во второй и третий ряды.
Подбор основных видов движений осуществляются согласно группе здоровья.
Например, если с детьми основной группы проводим прыжки на двух ногах через предметы положенные на пол, то детям подготовительной группы предусматриваем их выполнение на мягкой основе: матах и поролоновых ковриках. Детям специальной группы, заменяем прыжки на ходьбу с перешагиванием предметов, так как прыжки детям этой группы противопоказаны.
Предусматриваем индивидуальный подход при выполнении ОВД на спортивных снарядах, требующих зрительного контроля. Обеспечиваем страховку слабовидящих детей, используя зрительные ориентиры.
В работе для оказания помощи детям с нарушениями зрения введена пропедевтическая работа. Основой этой работы являются упражнения, подготавливающие детей к основным видам движений.
Пропедевтические занятия эффективны в преодолении двигательных пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений.
Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные игры-задания, на развитие
определенного движения. Проводится индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека 2-3 задания в виде упражнений или игр. Продолжительность не более 6-7 мин.
С целью преодоления нарушений пространственной ориентировки включаем:
• Строевые упражнения, построения и перестроения;
• Ходьба и бег между предметами,
• Ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке по зрительным ориентирам; («Порядок, беспорядок»)
• Ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора;
• игры и упражнения по типу схематического рисунка, содержание которых связано с движениями (прокатить, пробежать, проползти).
• Нахождение спрятанных предметов по словесному описанию («Найди и промолчи»)
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Обязательно в работе со слабовидящими детьми, включаем упражнения на развитие зрительного восприятия.
Специальные упражнения для глаз включены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физ минуток на других занятиях. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
При проведении гимнастики широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, которые дети надевают на палец руки.
Упражнения для активизации зрительных функций:
• остроты зрения,
• фиксации взора,
• локализации и прослеживания.
• Глазомера,
• Гимнастика для снятия зрительного утомления
Значимость таких упражнений в том, что в процессе зрительного анализа и контроля, формируются зрительно-двигательные связи, которые у наших детей отстают в развитии.
Для повышения активности зрения, зрительно-двигательной ориентации стандартное физкультурное оборудование (гимнастические палки, обручи, скакалки) имеет специальные метки в виде ярко окрашенной точки. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действий, его зрительного анализа (колокольчики, звуковые сигналы). На канатах, веревках, шнурах также имеются обозначения в виде полоски или бантика, на полу имеются яркие метки с помощью которых дети ориентируются при выполнении ОРУ.
На обще развивающих занятиях воспитатели используют электронные гимнастики для глаз, что детям доступно и очень интересно.
У большинства слабовидящих детей отмечаются вялая осанка искривление позвоночника, плоскостопие, поэтому применяем специальные упражнения на формирование осанки и стопы.
Пользуясь пособием «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Л. Ф. Асачева, составляю комплексы упражнений для индивидуальной работы с детьми. Также использую оборудование для формирования стопы и укрепления свода, в поддерживании тонуса мышц ног и мышечного корсета, для спины и пресса.
Зная, что зрительная патология влечет за собой отклонения в координации движений, развитии чувства ритма, в содержание коррекционно-развивающей работы ввели отдельные занятия по исправлению нарушенных функций.
С детьми, у которых нарушена координация движений, проводим индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу по методике, предложенной сотрудником НИИ дефектологии, кандидатом педагогических наук Л. С. Сековец. Эту работу осуществляет как воспитатель, так и инструктор по физкультуре.
По структуре такие занятия просты и включают следующие упражнения: коррекционные упражнения для рук, для ног и для совместной работы рук и ног. Используя такие упражнения, добиваемся усвоения детьми различного ритма и согласованности движений рук и ног. («Догонялки»)
Большое значение в работе по координации движений придаем значение развитию мелкой моторике рук, так как у детей со зрительными нарушениями они чрезмерно напряжены, либо наоборот, расслаблены, малоподвижны.
Для развития интереса к занятиям по развитию координации движений и чувства ритма в своей работе широко применяю музыкально- ритмическую гимнастику. Ритмическая гимнастика — это универсальные физические упражнения, которые способствуют развитию практически всех физических качеств, выработке чувства ритма, культуры движений, красоты походки, правильной осанки. Упражнения просты по двигательной структуре. Это обще развивающие упражнения, но выполнение их более интересно. Комплексы ритмических гимнастик составляю из хорошо усвоенных упражнений, с добавлением стилевых деталей из современных танцев. Применяя такой вариант гимнастики, обучаю детей четко и точно выполнять движения, а также согласовывать их с темпом и ритмом музыкального сопровождения («Делайте зарядку»).
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.
Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно учитывать ряд противопоказаний по выполнению отдельных движений, упражнений, которые отмечались выше.
Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.
Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде, удару в бубен и др., о чем дети предупреждаются заранее. В процессе игры целесообразно делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры. Осуществляется индивидуальная дозировка нагрузки (уменьшение дистанции, число повторений, время нахождения в игре, облегчение задания, ограничение движений).
В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.
Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда, в зале имеется:
• яркая разметка зала,
• Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь
детям координировать действия руки и глаза, определять направление движения.
• Стойка с яркими мячами,
• схема зрительной траектории по В. Ф. Базарному,
• зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,
• зрительные ориентиры в пространстве,
• цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.
• коррекционные дорожки,
• массажные мячи.
Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:
• медленный показ,
• поэтапное выполнение действия ребенком,
• словесная инструкция,
• многократные упражнения,
• зрительный анализ,
• непосредственная помощь ребенку,
• использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры,сигналы).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:
• Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
• Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
• Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
• Признание принципа комплексного подхода ведущим.
Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
Источник