Особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста воображение

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы.  Л.С. Выготский говорил, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка в психологии

 Е.П. Ильин утверждает, что воображение – это способность фантазировать; домысел, плод фантазии, психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.

По определению Б. Мещерякова, В. Зинченко, воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных.

Каждый образ, созданный в воображении является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение — основная характеристика памяти, преобразование — основная характеристика воображения. Если основная функция памяти — сохранение опыта, то основная функция воображения — его преобразование.

Есть две важные психологические функции воображения. Одна из них- психотерапевтическая, другая- психодиагностическая. Первая состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологические состояния и поведение человека. Вторая заключается в том, что по продуктам фантазии человека, по их содержательному анализу можно судить о психологии данного человека. В этом случае предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности. Подвергая эти продукты специальному анализу, мы можем делать определенные выводы о психологии человека.

Первые проявления воображения относятся к концу раннего возраста, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это прежде всего в игре. В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше воображения, чем в многих других ситуациях. Он должен уметь придумать и во что играть, и что использовать для игры, и что сказать и сделать в каждой из принятых ролей. Именно дети, отличающиеся богатством выдумки, охотнее всего принимаются в игру, чаще всего сами бывают зачинателями и организаторами игр. Воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное, воспроизводит это в играх, сказках, рисунках.

Процесс воображения развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов, проявление которых в возрастном отношении не совпадает друг с другом: первый этап — оформление замысла действия или события; второй этап — формирование плана реализации замысла. Существенная черта развития воображения — проявление целостного планирования, оно позволяет вначале построить план действий, а затем последовательно его реализовать, корректируя по ходу выполнения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения  детей гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка — это развитие направленности воображения.

В возрасте до пяти лет еще не развито планирование и построение действия в уме в соответствии с замыслом. Затруднено прогнозирование результата воображаемого и практически не реализованного действия. Достаточно долго дошкольники не могут сообщить о том, что они собираются сделать фактически до начала действия. Это заметная особенность как игровой, изобразительной, так и отчасти трудовой деятельности. Можно сказать, что воображение творит замысел в образной форме без необходимого вербального обобщения. 

Воображение дошкольников 6-7 лет претерпевает существенные изменения. Если в этом возрасте ребенку задать вопрос о содержании его будущих действий, он может дать достаточно развернутый отчет себе и другому о своих планах. Они не только следуют за логикой реальности, но и хорошо отличают действительность от игровой ситуации.

Широкие возможности для развития воображения предоставляет сюжетно-ролевая игра. Сначала воображение ребенка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем оно опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план. Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенок должен сначала представить свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом действовать. Такая необходимость приводит к тому, что ребенок начинает все чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем как-то обнаруживать это вовне. Так постепенно складывается воображение как особый психический процесс — действия в плане образов, представлений. Постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляется возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли эта возможность реализована ребенком, во многом определяется взрослыми. Важно раскрыть перед ребенком саму суть творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам. Как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять свое воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Развитие воображения таит в себе некоторые опасности. Одна из них — это появление детских страхов. Все родители замечают, что у детей уже четырех-пяти лет появляются самые различные страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно — скелетов, чертей и других. Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения, заключается в том, что ребенок может полностью уйти в мир фантазий. Уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. И именно здесь таится опасность ухода от действительности в фантазию, грезу, мечту. Именно поэтому начиная уже с дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определения целям, сделать его продуктивным.

Читайте также:  Развитие ребенка от воспитания родителей

Решая вопросы развития воображения дошкольников, на первый план выступают задачи его диагностики у конкретного ребенка. М.В. Ильина предложила следующие диагностики: «Незаконченные рисунки» [5, с.6-9], «Выявление уровня активности воображения и его развития у детей» [5, с.9-12], «Составление изображений объектов» [5, с.12-14], «Воссоздание образов художественного произведения» [5, с.21-24], «Изобретатель» [5, с.24-27], ««Не прозевайте вундеркинда!» [5, с.28-29], ««Изучение оригинальности детских рисунков» [5, с.30-33] «Изучение гибкости построения графического образа» [5, с.33-34], «Несуществующее животное» [5, с.34-37].

Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности — ее интересов, знаний, эмоционального настроя. В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. «Дети могут из всего сделать все», — говорил Гёте. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Биографический список

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности – СПб.: Питер, 2009. – 448с.

4. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.

5. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / О.О. Косякова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 415с.

Источник

                    Особенности развития воображения у дошкольников.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М.Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным) и постепенно превращается из непосредственного в опосредованное. Причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Л.С.Выготский говорил, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям.

Своеобразие художественного образа создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического развития ребенка – дошкольника. Психологи выделяют три этапа развития воображения у детей, которые детально раскрыты в работах О.М.Дьяченко. Первый относится к 2,5-3 годам. Второй этап –это возраст 4-5 лет. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребенок нацелен на следование образцам. К этому возрасту в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг.

Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не только передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможность выбора таких приемов проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.   Целостный образ начинает строится способом «включение»: он по-прежнему создается на основе одного отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Очень важно, чтобы ребенок все выдуманные ситуации не проигрывал «про себя», никак не сопровождая это внешними действиями. Именно поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, идеи, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Если приучать ребенка реализовать задуманное, выражать свои образы, то постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка г червеня

Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л.С.Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он также отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Л.С.Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное – из элементов, взятых изнутри. В связи с этим важны и интересны для понимания детского творчества рассуждения Л.С.Выготского о динамике воображения. Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные переходные периоды, в частности в детстве, «происходит глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное».

Надо полагать, что именно поэтому к концу дошкольного возраста ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию другими людьми. Все это можно объяснить взаимосвязанным развитием личности и интеллекта ребенка, а также воображением чувств восприятия и сознания.

О.М.Дьяченко отмечала, что в старшем дошкольном возрасте вместе с переходом деятельности воображения во внутренний план появляется еще одна важная особенность: умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. Эта особенность развития воображения играет совершенно исключительную роль, так как именно благодаря ей, появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. С появлением у старшего дошкольника способности действовать по ранее намеченному плану, по замыслу очень важно помогать ребенку не только фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но самостоятельные произведения – рисунки, аппликации, выдуманные истории.

Согласно Я.Л.Коломинскому, детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Наиболее ярко это проявляется в игре. В старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно – ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В ролевой игре ребенок, не только представляет  вместо одного предмета другой, но и себя видит то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображении: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно.

Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывание, а затем и реализации замысла. Воображение ребенка рассматривается как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, поделка, сюжет игры и т.п.).

В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение ребенка остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Исследователи из центра «Развитие» Л.А.Венгера считают, что главная особенность воображения старшего дошкольного возраста состоит в овладении способностями к замещению и наглядному моделированию. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому так важно улавливать особенности каждого ребенка и развивать их.

Источник