Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лет

с первого дня жизни и до трех лет.

     Именно на этот период приходится пик развития малыша, как физического, так и психического. В жизни крохи раннего возраста родителям отводится ведущая роль. Именно от взрослых будет зависеть скорость психического развития малыша. Так, дети, с которыми общаются с первых дней жизни, окружают их лаской, заботой и вниманием, развиваются быстрее детей, которым незнакомы подобные прелести жизни в любящей семье. У них быстрее появляется улыбка, они раньше начинают «агукать», лепетать, разговари вать.Малыши тонко чувствуют настроение взрослых, именно поэтому для полноценного психического развития крохи родителям так важно следить за собственными эмоциями, настраиваясь на позитив.Очень важно, чтобы родители не просто ухаживали за ребенком, соблюдая режим питания, сна и гигиены, но и помогали ему знакомиться с окружающим миром, способствовали его двигательной и психической активности.

    Для того чтобы сформировать полную картину психического развития ребенка раннего возраста, стоит особенно тщательно рассмотреть каждый из периодов.

Годовалые малыши. В этом возрасте дети уже многое знают и умеют:

  • различают геометрические формы и показывают их по просьбе взрослого;
  • узнают членов семьи, предметы, явления, сказочных героев по фото и картинкам;
  • знают названия многих предметов и объектов;
  • выполняют целый ряд манипуляций с игрушками;
  • ищут спрятанные взрослыми игрушки;
  • переносят действия с одного предмета на другой (кормят и укладывают спать мишку, куклу, катают машину, детскую коляску, нагружая их и разгружая, и т.д.).

Второй год жизни. В два года у малыша развивается фразовая речь. Это одна из главных особенностей его психического развития. Кроха часто задает вопросы, понимает суть простого рассказа по картинкам, пробует сам давать ответы на вопросы по прочитанному. Кроме того, в этот период малыши пробуют принимать участие в сюжетных играх, действуют согласно простым алгоритмам.Если в возрасте двух с половиной лет ребенок не проявляет желания разговаривать, стоит показать его специалисту, чтобы исключить на этом этапе проблемы психического развития и, конечно же, стимулировать его речь с помощью интересных и познавательных игр, развивая мелкую моторику рук.

Третий год жизни. Большую часть времени кроха проводит, активно изучая окружающий мир, постоянно задавая взрослым вопросы. В речи детей появляются сложные предложения, они отлично справляются с заданиями нарисовать простые предметы или слепить их из глины или пластилина.

Дети раннего возраста знают большую часть геометрических фигур, называют их по требованию взрослых. Кроха с большим удовольствием рассказывает о том, что произвело на него впечатление, особенно если помочь ему, задавая наводящие вопросы.Особенность психического развития трехлетки — новый навык, который выражается в способности узнавать весь предмет по отдельной его части. Например, чайник — по носику, зайца — по ушам и так далее.

Об особенностях психического развития детей до трех лет

Особенность психического развития малыша от года до трех лет — это неравномерные психическое процессы. В психике процесс преобразования протекает волнами и с разной интенсивностью в зависимости от возраста детей.

Так, например, в 2-3 месяца основная роль в развитии психики малыша уделяется слуховым и зрительным реакциям. Спустя несколько месяцев ведущим процессом становится формирование навыков обращения с предметами с развитием хватательного рефлекса и совершенствованием движений рук.

В период раннего возраста наиболее четко проявляется взаимосвязь физического состояния малыша с его нервно-психическим развитием.

Важно понимать, что уровень психического развития детей в раннем возрасте во многом зависит от их физического состояния. Частые болезни, слабый иммунитет, родовые травмы, врожденные недуги могут стать причиной ухудшения эмоционального самочувствия малыша, негативным образом сказаться на формировании психических процессов.

С года до трех у детей раннего возраста формируется предметная деятельность, а также воображение, предметное восприятие. В это время малыш начинает активно общаться со сверстниками и взрослыми, преисполняется чувством гордости за собственные достижения.

Анализируя все вышесказанное, стоит отметить, что процесс психического развития в каждом отдельном случае протекает индивидуально, поэтому о каких-либо отклонениях вывод сможет сделать только профильный специалист. 

Особенности социальной адаптации в раннем возрасте

      Особенность социального развития детей раннего возраста — сотрудничество со взрослыми. Наблюдать за его раскрытием можно в следующем ключе: «ребенок — предмет — взрослый».

В процессе совместной деятельности кроха учится использовать предметы специальными способами, так, как это делают взрослые. Он понимает, что предметы — нечто постоянное, имеющее свои свойства и функции, и пытается сделать все, чтобы с ними познакомиться.

В раннем возрасте малыш заключен в мир вещей и предметов, каждый из которых его влечет либо же, наоборот, отталкивает. Так, например, малышам хочется подниматься и спускаться по лестницам, закрывать или открывать двери, бить в бубен или звонить в колокольчик. Практическая каждая вещь вызывает у ребенка раннего возраста позитивное или негативное желание, то есть так или иначе побуждает его к деятельности.Если малыш с года до трех сильно увлечен каким-то предметом, его практически невозможно будет от него отвлечь.

При этом ребенок в большинстве случаев не способен в таком раннем возрасте самостоятельно, без помощи взрослого, постичь основные функции предметов только лишь на основании их видимых признаков.

      Взрослые на этом этапе помогают малышам понять принцип работы предметов.

Читайте также:  Карта состояния здоровья и развития ребенка

 Малыш с года до трех выполняет действия в соответствии с образцом, который был продемонстрирован взрослым, иначе правильного результата достичь у него не получается. Именно поэтому ведущая в этом возрасте – предметная деятельность, тогда как средством ее осуществления является ситуативно-деловое общение.

Ведущие направления развития предметной деятельности детей — это:

  • переход к самостоятельной деятельности от совместной со взрослым с выделением образца правильного выполнения действий для сравнения;
  • развитие методов и средств ориентации малыша в процессе выполнения предметного действия, что позволяет ему переносить деятельность с одного предмета на другой, обобщать, сравнивать.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что в процессе предметной деятельности ребенок раннего возраста, используя ситуативно-деловое общение и помощь взрослого, учится навыкам обращения с предметами, учитывая их функциональное предназначение.

Источник

Администрация сайта viline.tv (ООО «ВилайнТв» ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и
соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при
заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.

Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или
услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций,
проведения опросов в целях повышения качества услуг.

Персональные данные — это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к
потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон,
адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О
персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.

Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия
(операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с
соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем
подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных
данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем
соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail)
info@viline.tv

В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные
данные в срок не позднее 3 рабочих дней.

Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с
первых дней их жизни.

Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все,
что нужно для развития,
оздоровления, а также психологического и интеллектуального
воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и
для будущих мам.

Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами
воспитания малышей в том
возрасте, когда закладывается фундамент для развития
личности.

Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для
полного раскрытия его
природного потенциала.

Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить
малыша крепким, здоровым и
талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без
психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.

Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления
иммунитета, разработки и
внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом,
знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными
проблемами. Мы поможем
вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко
вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад,
школу, спортивную
секцию.

Авторам курсов по развитию детей:

Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv —
это явно ваши
потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем
проекте!

Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.

Сотрудничество с ViLine.tv — это:

  • Раскрутка ваших курсов через email-рассылки
    подписчикам ViLine. Наши письма
    читают десятки тысяч
    молодых мам!
  • Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией
    для авторских курсов и
    специальные страницы о
    вас;
  • Создание промо-материалов для продвижения курса и
    автора в нашей
    собственной видеостудии;
  • Повышение известности автора — мы расскажем
    огромной аудитории, почему ваш
    курс стоит приобрести.

Варианты сотрудничества:

  • Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем
    комиссионное вознаграждение.
    Вы получаете активный
    рост продаж и основную прибыль.
  • Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее
    мы продаем ваши
    материалы самостоятельно,
    получая 100% прибыли.

Пишите по адресу info@viline.tv, присылайте
свои курсы. Условия
размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.

Авторам статей:

У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать
полезные статьи для мам и пап?
Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством
на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.

Размещение статей на ViLine.tv — это:

  • ✓  Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной
    аудиторией;
  • ✓  Раскрутка Вашего сайта;
  • ✓  Достойное вознаграждение.

Условия:

  • –  материал должен быть уникальным;
  • –  не размещаем SEO-статьи;
  • –  можем отказать в размещении материала по усмотрению
    руководства проекта.
Читайте также:  Детский дом индивидуальная карта развития ребенка

Для начала сотрудничества

  • ✓  Напишите письмо по адресу
    info@viline.tv,
    с примерами работ и/или
    ссылкой на
    сайт.

Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.

Безопасность и конфиденциальность платежа

При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с
обоснованными и применимыми
требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные
Клиентом на Сайте в
общедоступной форме.

После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы»
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
info@viline.tv

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать
возврата денежных средств в
следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий
курс, шаблоны и
вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен
быть направлен с адреса
электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя
в течение 7 (семи) дней
с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и
денежные средства не
возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно
предоставление копии документа,
удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
должен быть направлен с
адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
поддержки Исполнителя до
14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
указанного времени
претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
возврате денежных
средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
(паспорт).

Источник

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразуетнос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения во втором полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения.(действия с предметом)

Читайте также:  Раннее психическое развитие ребенка в среднем

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности.Ассоциативно-ситуативный х-р речи.

Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

ГОСПИТАЛИЗМ — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

Лисина:

Факты. свидетельствующие о необходимости общения:

Ø воситание детей животными

Ø факты депривации (госпитализма) общения –содержание детей в детских домах от рождения.

Сравнивали две группы детей, экспериментальная и контрольная. Это жесткий социальный эксперимент.

Первая группа – дети-отказники, без родителей, были помещены в дома ребенка. (3-6 мес) На момент поступления в приют из развитие было на уровне возраста. В приюте хороший уход, но: дети изолированы друг от друга, лежат весь день в кроватке.

Вторая группа: младенцы из тюрьмы. Ребенок там – отдушина для матери, если рожаешь, то вместо тяжелой работы можешь выбрать уход за ребенком, поэтому там матери весь день с ними сидят, тискаю, целуют, таскают на руках…

Использовался ряд методик для оценки детей ,тесты…

Изначально дети тюрьмы были более низкие по развитию (стресс матери во время беременности, фрустрация..). Но потом с каждым днем все более превышали детей приюта, к году у тюрьмы все ок, у приюта – задержка в развитии. В возрасте 2.5 – 3 года дети приюта лишь в редких случаях владели навыками прямохождения, у низ серьезе=ные нарушения эмоц, соц, личностного характера. Не сформирована потребность в контакте, не была сформирована предметная орудийность(есть ложкой, одеваться) Активность направлена на свое тело. Такие дети очень рано умирали, примерно треть не дожила до 3х лет.

У детей из тюрьмы сформирована привязанность, эмоциональное общение.

Вывод: очень важно, чтобы около ребенка был один или несколько постоянных взрослых (не должна быть череда бабушек и дедушек). Важна стабильность. Благодаря узнаваемому взрослому формируется базовое доверие к миру.

Во время блокады Ленинграда тоже был такой невольный эксперимент.

Каковы возможности коррекции?

o очень многое зависит от времени депривации. Если пропущен сенситивный период, то поддается коррекции с большим трудом. Например речь форм в первые три года, если все три года депривация – потом будет оч сложно ее сформировать.

o если депривация до 3 лет, умственное развитие коррегируется, но проблемы с эмо развитием. У ребенка низкое самоприятие, подверженность страхам, стрессам, низкая потребность в общении, агрессия, фрустрации.

Ø воспитание слепоглухонемых детей (слепоглухие => немые)

Если восп в условиях, когда спец не создается контакт, общение, то развитие не происходит. Контакт только телесный, предметный.

Кризис первого года жизни

Симпотмы кризиса: симптомы негативизма и упрямства(не хочу, не буду, дай) Реакции ребенка носят генерализованный неуправляемых х-р. Причина кризиса – противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений, нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает

Новообразования:

o ходьба => физическая автономия от взрослого

o постепенное появление волевого поведения, мотивирующие представления. Если раньше ребенок тянулся к пердмету и взрослый его убирал, то он успок, теперь – нет.

o элементарные формы восприятия и мышления

o первые слова, своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы)

Возникшее противоречие приводит к распаду систему пра –мы, вместо единого субъекта, симбиотической связи мать-ребенок возникают два субъекта.



Источник