Основные теории психического развития ребенка шпаргалка
1. История и современное состояние зарубежной психологии развития
2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии
Практическое задание 1. На основании изученного материала заполните таблицу 1 с указанием списка использованной литературы.
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Под ред. Г.Г. Аракелова. — М.: Мир, 1992.
4. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов). (Лекция 3. Обзор теорий личностного развития детей. – С.50-65)
Источник
Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория
Автор
Метод
Факты
Теоретические взгляды
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Рекапитуляции
С. Холл
Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.
Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т. п.).
Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.
Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).
Развитие определяется генетическими механизмами.
- установил наличие закономерности в развитии ребенка;
- классифицировал игры.
- использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
- критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
- критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
- критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.
2. Трех ступенчатого развития
К. Бюллер
Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.
Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).
Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).
3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).
Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).
- ввел эксперимент;
- наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
- перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
- навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
- не учел роль активности субъекта в развитии;
- полностью исключено средовое влияние.
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).
Л. Гезелл,
Л. Термен.
Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.
Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)
Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.
- первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
- разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
- положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
- учитывали пол и порядок рождения ребенка;
- все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
- представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
- исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
- небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);
4. «Чистой доски»
Скиннер, Торндайк
Лабораторный (обучающий) эксперимент.
Законы научения:
- готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
- повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
- эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).
После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.
- естественнонаучный подход;
- учет влияния среды на развитие.
- игнорирование активной позиции ребенка;
- научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т. е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
5. Конвергенции двух факторов
В. Штерн
Наблюдение, биографический метод.
Способности детей повторяют способности родителей.
Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.
- учет влияния и средовых и генетических факторов
- потребность в самосохранении является основой для психического развития.
- социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
- роль наследственности ведущая.
6. Психодинамическая концепция развития личности
З. Фрейд
А. Фрейд
Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).
- наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности) сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т. п.).
СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.
- первая концепция личностного развития;
- открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
- формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
- разработка проблемы защитных механизмов;
- сведение побудительных сил развития к телесным;
- ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
- периодизация получена на клиническом материале (неврозы);
7. Эпигенетическая
концепция
Э. Эриксон
Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.
Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.
Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.
- единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
- человек сам определяет свою судьбу
- социальное начало двигатель развития;
- период старости не имеет негативного значения;
- не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
- не определения критерия перехода от стадии к стадии;
- человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.
8. Концепция развития интеллекта
Ж. Пиаже
Клиническая беседа
Особенности детского мышления:
- эгоцентризм;
- реализм;
- артифициализм;
- алогизм;
- трансдукция.
Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).
Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)
- введение метода клинической беседы;
- интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
- развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
- отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
- использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
- игнорировал влияние обучения на развитие;
- ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.
9. Культурноисторическая
Л. Выготский
Эксперимент (развитие понятий)
Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).
- введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
- среда источник развития;
- ввел представление о смысловом строении сознания;
- для развития необходима активность ребенка.
Источник