Основные теории психического развития ребенка шпаргалка

1. История и современное состояние зарубежной психологии развития

2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии

Практическое задание 1. На основании изученного материала заполните таблицу 1 с указанием списка использованной литературы.

Теории психического развитияАвтор теорииСуть теории Основные положения теории Натуралистические концепции онтогенеза Онтогенетическое развитие ребенка (теория рекапитуляции)Э. ГеккельОнтогенез – краткое и быстрое повторение филогенеза Ст.Холл, Э.КлапаредРебенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода Дж. Болдуин К. ГроссСоциальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, т.е. всем даются одинаковые знания, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Процесс социализации влияет на формирование самооценки Нормативный подходА. Гезелл Л. ТерменНеобходимость контроля за нормальным ходом психического развития; лонгитюдинальные исследования; коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни; начало становления детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития; упор на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений Теория трех ступеней детского развитияК. БюлерВ ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия с конца на начало. Этапы становления личности: 1 ступень – инстинкт – наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивных потребностей после выполнения действий; 2 ступень – дрессура (навыки) – удовольствие переносится на процесс совершения действий («функциональное» удовольствие); 3 ступень – интеллект – предвосхищение удовольствия, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи Теория конвергенции двух факторовВ. ШтернПсихическое развитие – результат взаимодействия, взаимовлияния внутренних задатков с внешними условиями жизни (конвергенция факторов наследственности и среды), принцип целостности личности Социологический (культурологический) подход Социогенетические теорииЭ. Дюркгейм П. ЖанеД.: В двойственности заключается отличие человека от животных. Психическое развитие — это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. П. Жане: вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики, считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом, связи — действия, которые как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимоотношения между людьми являются принципом развития психики каждого человека, выделяет четыре уровня психического развития ребенка. Диалектический подходА. ВаллонДетское развитие проходит стадиально, имеет место возникновение, чередование и взаимосвязь различных стадий детского развития: период чистой импульсивности сменяется эмоциональной стадией. Большой переход в онтогенезе психики — переход от действия к мысли (возможен благодаря подражанию).    Р. Заззо Ф. Боас М. Мид Дж. БрунерЗаззо. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннегодетства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), Основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже —стадия высшего или университетского образования. Мид. Особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят от культурных традиций народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье, введение термина «инкультурация» Бр. В восприятии было выделено три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Исследование развития мышления привело к созданию теории перцептивных гипотез. Каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению, может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи. Современная зарубежная психология развития Психоаналитические теории детского развитияЗ. ФрейдПсихосексуальное развитие личности, наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания А. ФрейдКаждая фаза развития ребенка – результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни. Детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. НеофрейдизмА. АдлерОсновные принципы: человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность. Люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.   Эпигенетическая теория развития личностиЭ. ЭриксонЦентральное понятие – личностная идентичность (набор индивидуальных характеристик); каждый человек на протяжении жизни проходит 8 стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование; проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию Теория социального наученияР. Сирс Дж. Доллард Дж. Роттер А. Бандура Ю. Бронфенбреннер И др.Изучение того, как и почему происходит социализация; особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей. Сирс: дидактический принцип изучения детского развития, влияние родителей, зависимость. Бандура: роль когнитивных процессов в становлении и регуляции Поведения. Бронфенбреннер: возрастная сегрегация, особенности современной семьи Женевская школа генетической психологииЖ. ПиажеИзучение происхождения интеллекта; идеи трансформации, Конструкции; понятие схемы действия. Основа концепции — процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. 3 главные стадии интеллектуального развития ре­бенка с рождения и до 15 лет. Стадии — это уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем относи­тельно стабильное равновесие достигается на каждом уровне. Гуманистические теории личностиА. Маслоу К. РождерсМ. В отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека и общества. Феноменологическая теория личности К. Роджерса – центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний, люди способны строить свою судьбу и что они по своей сути являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Отечественная возрастная психология Культурно- историческая концепцияЛ.С. Выготский Д.Б. ЭльконинВ. разработал новую периодизацию, им были также сформулированы принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. В основу предложенной им периодизации были положены два критерия – динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. Выготский выдвинул положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Исследования Э. были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделял структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. Э. выделил сходные по значению и причинам возникновения кризисы трех лет и 11-13 лет (подростковый кризис). Деятельностный подходА.Н. ЛеонтьевВсякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется сверху вниз – от деятельности к функции. Формирование умственных действийП.Я. ГальперинФормирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, затем через его речевую форму переходит в умственный план.     

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Под ред. Г.Г. Аракелова. — М.: Мир, 1992.

4. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов). (Лекция 3. Обзор теорий личностного развития детей. – С.50-65)

Источник

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рекапитуляции

С. Холл

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т. п.).

Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.

Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами.

  • установил наличие закономерности в развитии ребенка;
  • классифицировал игры.
  • использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
  • критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
  • критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
  • критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.

2. Трех ступенчатого развития

К. Бюллер

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.

Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).

3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).

Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).

  • ввел эксперимент;
  • наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
  • перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
  • навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
  • не учел роль активности субъекта в развитии;
  • полностью исключено средовое влияние.

3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).

Л. Гезелл,

Л. Термен.

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.

Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)

Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.

  • первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
  • разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
  • положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
  • учитывали пол и порядок рождения ребенка;
  • все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
  • представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
  • исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
  • небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);

4. «Чистой доски»

Скиннер, Торндайк

Лабораторный (обучающий) эксперимент.

Законы научения:

  • готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
  • повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
  • эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).

После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.

  • естественнонаучный подход;
  • учет влияния среды на развитие.
  • игнорирование активной позиции ребенка;
  • научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т. е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.

5. Конвергенции двух факторов

В. Штерн

Наблюдение, биографический метод.

Способности детей повторяют способности родителей.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.

  • учет влияния и средовых и генетических факторов
  • потребность в самосохранении является основой для психического развития.
  • социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
  • роль наследственности ведущая.

6. Психодинамическая концепция развития личности

З. Фрейд

А. Фрейд

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).

  • наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности) сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т. п.).

СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.

  • первая концепция личностного развития;
  • открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
  • формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
  • разработка проблемы защитных механизмов;
  • сведение побудительных сил развития к телесным;
  • ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
  • периодизация получена на клиническом материале (неврозы);

7. Эпигенетическая

концепция

Э. Эриксон

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.

Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения;
  • не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
  • не определения критерия перехода от стадии к стадии;
  • человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.

8. Концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

Клиническая беседа

Особенности детского мышления:

  • эгоцентризм;
  • реализм;
  • артифициализм;
  • алогизм;
  • трансдукция.

Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).

Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)

  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
  • использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
  • игнорировал влияние обучения на развитие;
  • ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.

9. Культурноисторическая

Л. Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).

  • введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
  • среда источник развития;
  • ввел представление о смысловом строении сознания;
  • для развития необходима активность ребенка.

Источник