Индивидуальная программа развития ребенка с дцп в школе

Индивидуальная программа развития ребенка с дцп в школе thumbnail

Для детей с церебральным параличем характерно
своеобразное психическое развитие,
обусловленное сочетанием раннего органического
поражения головного мозга с различными
двигательными, речевыми и сенсорными дефектами
[5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных
специалистов, работающих с детьми с церебральным
параличем, показал, что чем раньше начата
медико-психолого-педагогическая реабилитация
этих детей, тем она эффективнее и лучше ее
результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная
работа с больными детьми имеет важное значение в
ликвидации дефектов речи,
зрительно-пространственных функций, личностного
развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными
возможностями здоровья, особенно в сельской
местности, лишены возможности посещать ДОУ
компенсирующего вида и реабилитационные центры
по причине их отсутствия. Дети с церебральным
параличем (при незначительных нарушениях
психо-моторных функций) попадают в детские сады
общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном
возрасте, что значительно снижает эффективность
коррекционно-развивающей работы и ее
результативность.

Психологическая помощь является одной из
составных частей комплексного
психолого-медико-педагогического и социального
сопровождения дошкольников с ДЦП.
Индивидуальная психологическая коррекция
является одним из важных звеньев в системе
психологической помощи детям с ДЦП различной
степени тяжести интеллектуального и физического
дефекта.

Планирование и определение задач для
индивидуальной коррекции осуществляется после
комплексной диагностики с участием разных
специалистов: врачей, учителя-дефектолога,
учителя-логопеда, педагога-психолога. В
частности психологическое обследование
направлено на изучение личности ребенка,
определение уровня развития
сенсорно-перцептивных и интеллектуальных
процессов и анализа мотивационно-потребностной
сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и
интеллектуальных процессов используем комплекс
психологических методик, предложенный Мамайчук
И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик
О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется
заключение, в котором детально описываются
особенности поведения ребенка в процессе
обследования, эмоционально-волевая сфера,
особенности развития высших психических
функций, общей и мелкой моторики, уровень
развития деятельности; составляются
рекомендации родителям и воспитателям,
разрабатываются групповые и индивидуальные (при
необходимости) коррекционно-развивающие
программы.

Данная индивидуальная программа разработана в
связи cо снижением познавательной активности,
недостаточным развитием познавательных
процессов: восприятия, памяти, внимания,
мышления, задержкой речевого развития у ребенка
с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования
Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования
отмечены следующие особенности
эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка:
в контакт вступает не сразу, в последующем
контакт носит нестабильный характер из-за
высокой утомляемости, низкой работоспособности.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования
проявляется в виде волнения, настороженности.
Поощрение вызывает окрашенную положительными
эмоциями реакцию. После замечания сначала
отказывается от дальнейших действий, замыкается,
затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего
обследования тревожный. Наблюдается слабая
выраженность эмоций, частая смена настроений.
Общение пассивное при сниженной психической
активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется
следующими показателями: проявляет выраженный
интерес в начале задания, но пропадающий из-за
повышенной отвлекаемости, низкой
работоспособности. Принимается общая цель
задания и элементы инструкции. Не может
самостоятельно выполнить задания вследствие
низкой концентрации внимания, неумения
построить программу действий. Характер
деятельности носит нестабильный характер:
целенаправленность и активность резко падают
из-за высокой истощаемости внимания. Динамика
деятельности неравномерная, темп крайне
медленный. Работоспособность снижена. При
выполнении заданий ребенку требуется
организующая, наглядно-действенная и обучающая
помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятиеразвито
недостаточно: различает цвета (выбор по
названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый,
наблюдаются трудности в различении оттеночных
цветов; соотносит и дифференцирует предметы по
величине; частично соотносит предметы по форме
(круг, квадрат). Наблюдаются значительные
искажения в передаче формы целостного образа и
его частей.

Временные представления не сформированы,
пространственные представления сформированы
частично: называет и показывает части тела и
лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое
усилие минимально, неустойчивое. Взгляд
фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается
механическое скольжение внимания с одного
объекта на другой, максимально концентрирует
внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем
зрительного внимания намного ниже средних
показателей возрастной группы. При выполнении
заданий требуется постоянная индивидуальная
обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память.Медленное запоминание и
быстрое забывание. Преобладает непроизвольное,
механическое запоминание. Объем слуховой и
зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны,
бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа,
синтеза, сравнения, выделения главного,
требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она
зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика.Нарушение
координации движений. Недостаточная
согласованность действий рук. Тремор правой
руки, движения ограничены; движения левой руки
резкие, угловатые, нет плавности, карандаш
удерживает с трудом.

Состояние речи. Артикуляционный аппарат:
тремор языка, девиация вправо; словарь –
звукоподражания «кис», «му-му», «мяу», «би-би»,
«баба», «мама», «папа», «дай» ,звукопроизношение
грубо нарушено, фонематический слух нарушен,
слоговая структура слова не сформирована,
грамматический строй не сформирован.. Понимает
простые инструкции. Ответы односложные, речь
невнятна, в речи использует отдельные слоги и
односложные слова: «Да», «Нет». Связная речь не
развита.

Читайте также:  Карта психического развития ребенка в доу для психолога бланк

Уровень усвоения учебного материала:
запас общих представлений низкий, представления
о количестве сформированы недостаточно,
дифференцирует понятия «один» – «много»,
ребенок обучаем, помощь взрослого использует
недостаточно, перенос знаний затруднен.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма,
средней степени тяжести, резидуальная стадия.
Симптоматическая эпилепсия, внеприступный
период. Задержка речевого развития, сочетающаяся
с задержкой интеллектуального развития. Общее
недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в
связи cо снижением познавательной активности,
недостаточным развитием познавательных
процессов: восприятия, памяти, внимания,
мышления, задержкой речевого развития у ребенка
с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие
сенсорно-перцептивных и интеллектуальных
процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия,
    памяти, мыслительных операций, коррекция
    внимания, развитие пространственно-временных
    представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам
    произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного
    напряжения, развитие коммуникативных навыков,
    навыков взаимодействия с педагогом с целью
    профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа
условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие
зрительно-моторного гнозиса на основе
представлений о величине, форме, цвете, развитие
целостности восприятия,
тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости,
объема, концентрации и произвольности внимания,
развитие пространственных ориентировок и
временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления,
формирование мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность от 15 минут (в начале учебного
года) до 25 минут (в конце учебного года), общее
количество занятий – 24 (Приложение
1
)

Используемые в начале каждого занятия
пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!»,
«Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.),
способствуют безбоязненному отношению ребенка к
педагогу, развивают координацию движений
пальцев рук ребенка. Для развития
тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики также используются игры с
песком.

Релаксационные игры и упражнения, которые
проводятся в конце каждого занятия, снижают
психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка
повышается познавательная активность, интерес к
совместной деятельности со взрослым,
развивается потребность ребенка в общении
посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности,
повышение работоспособности, развитие
произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в
групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения.

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с
    гиперактивными детьми в детском саду. – М.:
    Книголюб, 2003. – 56 с.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития
    у детей: методологические принципы и технологии
    диагностической и коррекционной работы / М.О.
    Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
    Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. –
    СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое
    изучение детей с нарушениями развития. – М.:
    Издательство «Книголюб», 2008.
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии
    обучения и воспитания детей с нарушениями
    опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для
    студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.:
    Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные
    технологии для детей с проблемами в развитии. –
    СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное
    воспитание детей с отклонениями в развитии:
    сборник игр и игровых упражнений. – М.:
    Издательство «Книголюб», 2008.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая
    диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.
    пособие для высш. учеб заведений. – М.:
    Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  9. Титова М. Как сбросить усталость. //
    Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
  10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные
    способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия
    развития, 2000. –144 с.
  11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые
    упражнения для развития речи и мышления ребенка.
    – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
  12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие
    занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.:
    Книголюб, 2004. – 72.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

Пояснительная записка

        Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического  развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

    Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности  осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (детский церебральный паралич) в зависимости от степени тяжести дефекта и  индивидуальных особенностей. В  случае  невозможности комплексного усвоения отдельными воспитанниками программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждается в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или заключением реабилитационной.

Читайте также:  Аномальное развитие ребенка по выготскому

 Цель: 

  • стимулировать общее развитие ребенка;
  • повысить уровень самостоятельности ребенка;
  • развивать общую и мелкую моторику ребенка;
  • обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителям

Задачи:

  • развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления);
  • формирование понятий размера, формы, цвета;
  • формировать представления о частях собственного тела;
  • формирование общения, развития речи: зрительно-слуховой,  эмоциональный контакт со сверстниками.
  • расширение объема понимания обращенной речи.
  • использование в общении вербальных и невербальных средств:  сосредоточение зрительно го и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, использование жестов и звуков.
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие конструктивных навыков;
  • развитие игровой деятельности;
  • формирование  у ребенка интереса к игрушкам, предметам.
  • формирование общения взрослого с ребенком, их сотрудничество;
  • формирование адекватного поведения;
  • формирование общения «взрослый-ребенок».

Принципы программы:

  • полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Характеристика развития ребёнка

Психолого-педагогическое представление на ребенка

Ф.И.

Особенности моторики:

Особенности развития познавательной сферы:

— внимание –

— восприятие –

— память –

— мышление –

Личностные особенности

Уровень адаптивного поведения:

Развитие речи

Условия  реализации программы:

1. Активное деятельностное погружение ребенка в социальный мир

  • Необходимо придерживаться определённого стиля общения с ребёнком: стараться говорить высоким голосом, медленно, пользоваться простыми короткими предложениями и иногда повторять сказанное несколько раз.
  • Для стимуляции речевого поведения инициируйте диалоговое общение. Внимательно слушайте, что произносит ребёнок, попросите его сказать ещё что-нибудь.
  • При сложности речевого поведения у ребёнка использовать приёмы дополнительной коммуникации, например, жесты (как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение). Кроме жестов можно использовать: картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы приёмы дополнительной коммуникации использовались не только в детском саду, но и дома, в обыденной повседневной жизни ребёнка.
  • Помощь в планировании. Можно составить календарь дел или расписание на день, где с помощью картинок, аппликаций или фотографий ребёнку будет предлагаться то или иное действие, которое он сможет выбрать и выполнить самостоятельно или с помощью взрослого.
  • Обучение ребёнка (имеется в виду не только в процессе занятий, но и получение ребёнком самого разнообразного опыта в повседневной жизни) проводить с опорой на зрительные, тактильные ощущения. Обучение через речевые инструкции – самая слабая часть. При проблемах со зрением делать упор на тактильные ощущения, кинестетический канал восприятия. Можно подключать обоняние.
  • Постепенно и поэтапно включать ребёнка в сюжетно-ролевую игру.
  • Стараться сохранять постоянство окружающей ребёнка среды (время, место, повторение последовательных ритуалов).

2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе

 Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ДОУ ориентируются, прежде всего, на семью. Такой подход включает:

  • одновременную работу со всей семьёй (и с родителями, и с ребёнком);
  • формирование детско-родительских отношений;
  • встраивание развивающих и помогающих технологий в режим жизни семьи и ребёнка;
  • привлечение семьи к активному участию в коррекционно-педагогической работе;
  • реализацию родителями индивидуальной коррекционной программы развития ребёнка при консультативной поддержке специалистов.

3. Создание развивающего пространства

В работе эффективно используются пальчиковые, театрализованные игры, игры на сенсорное развитие, песочная терапия, арт-терапия и др.

  • оборудование  и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • фонотека, музыкальные игрушки;
  • художественная литература  для детей и родителей.

Реализация программы осуществляют  педагог-психолог, воспитатель.

Содержание программы распределяется по шести разделам и  2 блокам (1 – работа с ребенком,  2 – работа с семьёй)

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз ДЦП с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве,  продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ДЦП.

Социализация ребенка с ДЦП, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

Читайте также:  Задержка темпов моторного развития у ребенка

— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с ДЦП.

Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной образовательной программы:

1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.

2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. На этом этапе проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка.

При составлении индивидуальной программы важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Здесь важно учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.

3. Основной, или ключевой, этап — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия. Всё новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.

4. Аналитический этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы.

5. Заключительный этап включает в себя подведение итогов работы.

Перечень  нормативных документов, на основании которых реализуется рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3«Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  •  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Программно – методическое обеспечение:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Программа Козырева Е.А., Шварцман О.А. «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников».

Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно — развивающее обучение и  воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений  компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Коррекционно-развивающая программа «Тропинка к себе» для детей дошкольного возраста 4-5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду  // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89

Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду // Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии – Санкт Петербург, 2010. – С.156

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001

Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146

Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104

Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.// Учебно-методическое пособие – СПб. Издательский центр «Детство ПРЕСС» 2003.-С.153

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003

Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.., 2004

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Форма участия родителей в реализации программы:

  • Осуществление коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
  • Создание дома необходимой коррекционно – развивающей среды.
  • Обеспечение необходимого режима для ребёнка.
  • Активное участие в корреционно – развивающих занятиях специалистов.
  • Проведение необходимых диагностических и лечебно – профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.

Содержание помощи семьям воспитанника:

Индивидуальные формы помощи:

  • Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.
  • Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
  • Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребёнка.

План работы с семьей воспитанника:

Месяц проведения

Форма проведения/тематика

Ответственный специалист

Декабрь

Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «Особого ребенка»

Педагог-психолог Воспитатель

Январь

Консультация «Психологические особенности детей ДЦП»

Педагог-психолог

Февраль

Семинар-практикум «Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП»

Воспитатель

Март

Мастер-класс «Познавательные игры для детей 5 лет»

Педагог-психолог

Апрель

Мастер-класс «Домашняя изостудия: развитие художественных навыков и мелкой моторики ребенка с ДЦП»

Воспитатель

Май

Диалог между специалистами МБДОУ и родителями

«Итоги работы, перспективы на будущее…»

Педагог-психолог Воспитатель

Источник