Основные принципы изучения ребенка с легкими отклонениями в развитии

Основные принципы изучения ребенка с легкими отклонениями в развитии thumbnail

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 24 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1.

Подробнее

Адрес: , Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.1., к Тел. : (499)

Адрес: , Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.1., к Тел. : (499)
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста д.п.н.,., проф. Е.А.Стребелева Адрес: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.1., к. 318. Тел. : (499) 245-06-05 План:

Подробнее

1. Общие положения. 2. Цели и задачи.

1. Общие положения. 2. Цели и задачи.
Положение о специальной коррекционной группе для детей с задержкой психического развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 466 городского округа

Подробнее

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

2. Место дисциплины в структуре ОПОП
1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Психолого-педагогическая диагностика (с практикумом) является подготовка выпускника, обладающего необходимыми знаниями в области применения психодиагностических

Подробнее

Психолого-педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование
Квалификация выпускника: Бакалавр Область профессиональной деятельности: Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения,

Подробнее

Приложение 16 к приказу от

Приложение 16 к приказу от
Приложение 16 к приказу от 01.10.2013 133 Положение о психолого-педагогическом консилиуме в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Добрятинской средней общеобразовательной школе 1. ОБЩИЕ

Подробнее

4. Организация работы и документация.

4. Организация работы и документация.
здоровья (ОВЗ), исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Подробнее

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.11

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.11
Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Саяногорский политехнический техникум» (ГАПОУ РХ СПТ) ПРОГРАММА

Подробнее

2. Задачи и цели логопедической службы.

2. Задачи и цели логопедической службы.
дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…», Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения

Подробнее

Психодиагностические заключения

Психодиагностические заключения
Психодиагностические заключения План: 1. Виды психологической документации. 2. Структура психологического заключения. В работе практического психолога есть специальная документация особый вид документации,

Подробнее

МАОУ «Юговская средняя школа» 1

МАОУ «Юговская средняя школа» 1
МАОУ «Юговская средняя школа» 1 2. Цели и задачи консилиума. 2.1. Целью организации консилиума является формирование целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения и воспитания школьников

Подробнее

Аннотация рабочей программы

Аннотация рабочей программы
Аннотация рабочей программы 1. Цели и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины: формирование у студентов профессиональных компетенций об общих и специфических закономерностях проявления, психодиагностики

Подробнее

ПЕДАГОГИКА (Статьи по специальности )

ПЕДАГОГИКА (Статьи по специальности )
ПЕДАГОГИКА (Статьи по специальности 13.00.03) 2007 г. Н.Ю. Борякова ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО

Подробнее

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПМПк ДОУ:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПМПк ДОУ:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ (далее ПМПк ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Подробнее

Источник

Принцип комплексного подхода к изучению ребенка. Этот принцип предполагает проводить всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности ребенка, его ЭВС, умений, навыков и всей личности в целом. Принцип комплексного подхода к изучению ребенка предполагает не только психологическое исследование, но и анализ состояния нервной системы ребенка, его сенсорной и двигательной сферы. В соответствии с принципом комплексного подхода обследованием ребенка занимаются психологи, дефектологи, сурдопедагоги, невропатологи, психиатры и др.

Принцип целостного изучения ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л.С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществить системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонениями в развитии предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а определение причин их возникновения и установления связи между ними. Это способствует выявлению основных особенностей познавательной сферы ребенка, его интересов, увлечений и личности в целом.

Принцип динамического изучения ребенка. Основой для выделения этого принципа является положение Л.С. Выготского о соотношении обучения и и развития ребенка. Л.С. Выготский выделял зону ближайшего развития ребенка, которая подразумевала уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и зону ближайшего развития, т.е. уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством взрослого. В соответствии с этим принципом при изучении ребенка необходимо выяснить знания, умения и навыки ребенка, а также потенциальные возможности детей. Реализация принципа динамического изучения ребенка предполагает использование наряду с диагностическими методиками методики, позволяющие определить зону его ближайшего развития.

Принцип единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития. При реализации данного принципа предполагаются анализ процесса выполнения задания (рациональность, последовательность операций, логика, настойчивость в достижении цели, доведение работы над заданием до логического завершения и пр.) и учет конечного результата деятельности. При этом учитывается взаимосвязь качественных и количественных показателей.

Методы психологического изучения— это те приемы и средства, с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии детей с ООП.

Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное и стороннее.

Беседа как метод психологического исследования применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая определенные вопросы, анализируя полученные ответы и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окружающем мире, самом себе, о его отношении к определенным понятиям, явлениям.

Тестированиеявляется удобным методом психологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в процессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент как метод психического исследования аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой, так или иначе, проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.

Рекомендованная литература:

Основная:1-21

Дополнительная:1-97;1-7;1-7.

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 7344; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10227 — | 7925 — или читать все…

Читайте также:

Источник

К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь. Данный принцип предполагает, что результаты исследования (диагноз) должны свидетельствовать не только о достигнутом уровне развития, но и выявлять резервы, определять не только негативные моменты в развитии личности ребенка, но и положительные свойства, на которые можно опереться в процессе его социальной реабилитации.

Принцип объективности и научности акцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов.

Принцип детерминизма означает, что любое социально-психологическое явление порождено целым комплексом объективных и субъективных причин. Чтобы получить объективную информацию об особенностях развития ребенка с отклонениями в развитии, нужно установить причинно-следственные связи в развитии и формировании тех или иных личностных свойств ребенка, выявить основные факторы и условия отрицательно или положительно повлиявшие на этот процесс.

Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. Процесс становления личности ребенка может быть правильно понят, если он рассматривается в непрерывном движении, с учетом постоянных количественных и качественных изменений, как процесс и результат деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.

Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности. Для получения полной информации о развитии ребенка с ограниченными возможностями нужно также использовать результаты клинических исследований нарушенных функций и данные об особенностях развития вторичных нарушений.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они предназначены.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1192; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9141 — | 7368 — или читать все…

Источник

Решая
проблемы обучения и воспитания детей
с отклонениями в развитии, специальная
дидактика исходит из положения о
принципиальной общности задач, стоящими
перед школой общего назначения и
специальными детскими учреждениями и,
соответственно, использует уже сложившиеся
общепедагогические принципы, которые
выработаны в нашей стране. Учитывается
и то, что при обучении детей с отклонениями
в развитии приходится преодолевать
специфические трудности, обусловленные
тем или иным дефектом ребенка — снижением
слуха или зрения, нарушениями
опорно-двигательного аппарата, задержкой
психического развития и др. Без
коррекционной направленности обучения
специальная педагогика фактически не
может существовать, поскольку она
лишается своей основной специфики. В
связи с этим все вопросы обучения в
специальных детских учреждениях
рассматриваются в аспекте основных
дидактических принципов и осуществлении
коррекции.

При
применении принципа сознательности
и активности
обучения используются различные приемы
и способы, позволяющие стимулировать
познавательную деятельность учащихся,
способствующие восприятию, запоминанию,
сохранению, переработке учебного
материала, его самостоятельному анализу
и обобщению и последующему применению.
В шкалах для детей с нарушениями
анализаторов, опорно-двигательного
аппарата, речи ученикам предоставляется
значительная самостоятельность. Учитель
объясняет новый материал, ставит перед
учениками мыслительные задачи, направляет
их познавательную деятельность, оказывает
периодическую помощь, побуждая
использовать полученные знания при
решении различных, в том числе практических
задач.

В
школе для умственно отсталых детей, в
школе для детей со сложными дефектами
учитель последовательно, шаг за шагом
руководит мыслительной деятельностью
учащихся, постоянно побуждает их к
выполнению тех или иных заданий, оставляя
без помощи лишь на короткое время,
постепенно приучая к самостоятельности,
путем подбора задач и постановки
вопросов, требующих активного подхода
к ним. Каждая, самая незначительная
попытка самостоятельно применить
полученные знания для выполнения
предложенных заданий всячески
поддерживается и одобряется.

В
разных типах специальных школ по-разному
реализуется принцип наглядности
в обучении. В школах для детей с нарушениями
зрения и слуха используются наглядные
средства, которые воспринимаются
сохранными анализаторами. В одних
случаях работа строится так, что
привлекаются осязание и остаточное
зрение. Например, при знакомстве слепых
учащихся с рельефными рисунками или
рельефными географическими картами. В
других — наглядные пособия воспринимаются
зрительно или на основе тактильно-вибрационных
ощущений. Таким образом глухие школьники
«слушают» звучащие предметы. Определенную
роль играют также технические средства
обучения — звукоусиливающие аппараты,
оптические приборы.

В
школе для умственно отсталых детей при
использовании принципа наглядности
обычно акцентируются приемы, объединяюших;
чувственное и рациональное познание.
Большое внимание при этом уделяется
вербальным средствам. Существенно
значение придается не только речи
учителя, которая должна быть четкой и
немно
гословной,
но и речи самих учеников. Учащиеся
постоянно побуждаются к речевым
высказываниям, основаниями для которых
служат в начальных классах преимущественно
реальные объекты, их объемные или
плоскостные изображения. При работе с
наглядными пособиями имеется также в
виду коррекция своеобразных черт
зрительного восприятия, свойственных
умственно отсталым детям, таких как
замедленность, узость, недостаточная
активность, слабая дифференцированность.

Позднее
все большее значение приобретает
схематическая наглядность, способствующая
обобщению учебного материала, установлению
определенных закономерностей.

Реализация
принципов научности,
систематичности и доступности
требует четкого соответствия между
изучаемым материалом и познавательными
возможностями учеников. Для специальной
школы каждого типа подбирается учебный
материал определенного содержания и
соответственным образом планируется
работа над ним, своеобразно построены
программы и учебники для специальных
школ.

Так,
в школах для глухих существенно замедлен
темп обучения в младших классах. Это
объясняется тем, что на ранней стадии
обучения школьники только овладевают
словесной речью, необходимой для усвоения
других учебных курсов, изучения различных
дисциплин. В старших классах обучение
идет более быстро. В общем учащиеся
осваивают программу массовой школы, но
делают это за более длительный срок по
сравнению со слышащими детьми.

В
школе для умственно отсталых детей вся
система предлагаемых ученикам знаний
значительно упрощена. Объем учебного
материала резко сокращен за счет
исключения теоретических предпосылок
и сложных правил. В программы не включены
химия, физика, иностранный язык и ряд
других предметов. Учащиеся этой школы
получают образование, которое не может
быть приравнено к цензовому. Вместе с
тем принципы научности, систематичности
и доступности приобретаемых ими знаний
сохраняются, хотя и реализуются на
сниженном уровне.

Принцип
прочности
усвоения знаний и способов деятельности
также по-разному реализуется в каждом
типе специальной школы. Этот принцип
предполагает работу, направленную
преимущественно на закрепление знаний,
на включение
их

в определенные системы, на использование
различным образом организованных
повторений пройденного. Всегда имеются
в виду вариативные повторения, дающие
возможность более глубоко понять учебный
материал и закрепить его в памяти. При
этом не отвергаются его многократные
повторения, однако им не отводится
решающего места. Большое внимание
уделяется развитию произвольной памяти
и обучению
детей способам логического запоминания.
Широко применяется принцип сравнения.
Конечно, во всех случаях и во всех
специальных шкалах применяется
вербализация учебного материала и
способов деятельности.

При
обучении всех категорий детей с
отклонениями в развитии исключительно
большое значение имеет принцип
индивидуального
подхода
к учащимся, который реализуется на всех
этапах работы со школьниками от первого
класса до последнего. Выполнение этого
принципа требует от учителя знаний об
особенностях, присущих каждому ученику.
Применение данного принципа несколько
облегчается за счет малой наполняемости
классов, наличием индивидуальных занятий
коррекционного плана (лечебная
физкультура, слуховая и логопедическая
работа, упражнения на тренажерах и др.).
Принцип индивидуального подхода к
ученикам — один из основных принципов
коррекционной педагогики. Без его
соблюдения немыслима работа специальной
школы.

Крайне
важен и дифференцированный
подход
к группам школьников, обучающимся в
одном и том же классе, объединенным на
основе типологических особенностей
познавательной деятельности, учета
уровня и темпа обучаемости детей. Так,
например, в школе для умственно отсталых
учеников в начальных классах есть
учащиеся, которые могут пересказывать
простые тексты, опираясь на серию
соответствующих картинок. Наглядные
опоры помогают детям самостоятельно
восстановить в памяти изложенный
материал в данном порядке. Другие дети
более продуктивно работают, отвечая на
вопросы, которые задает учитель. Серия
картинок помогает им пересказывать
текст лишь очень незначительно.
Естественно, что с учениками этих двух
групп следует по-разному организовывать
работу.

Следует
специально подчеркнуть, что специальное
обучение ставит перед собой цель не
приспособление к дефекту, характерному
для той или иной категории детей с
отклонениями в развитии, а его коррекцию
и, если возможно, преодоление.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Гаврилушкина.
    О. Об организации воспитания детей с
    недостатками умственного развития //
    журнал «Дошкольное воспитание». 1998. №
    2. с. 67.

  2. Ермолаева,
    М.В., Психологические рекомендации и
    методы развивающей и коррекционной
    работы с дошкольниками. — М.: Издательство
    «Институт практической психологии»;
    Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
    1998. — 176 с. (Серия «Библиотека школьного
    психолога»).

  3. Зейгарник
    Б.В. Психология личности: норма и
    патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.:
    Издательство «Институт практической
    психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998
    — 352 с. (Серия «Психологи отечества»).

  4. Петрова
    В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с
    отклонениями в развитии? — М.: Флинта:
    Московский психолого-социальный
    институт, 1998. — 104 с.

Соседние файлы в предмете Педагогика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник