Основные принципы духовного развития ребенка

Основные принципы духовного развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Добровольский Ю. А., Токарев А. А. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 348-350. — URL https://moluch.ru/archive/183/46454/ (дата обращения: 05.03.2020).



Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей. [1, 151–169]

  1. Принцип, направленный на формирование гармоничной личности, основополагающей целью которого является духовное и нравственное становление и воспитание ребенка.

С позиции психологии «подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых является саморазвитие» [2, 109–110]. Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности осознанного, целенаправленного саморазвития ограничены, однако подражание другому, выбор цели и средств ее достижения, элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОУ в детском и детско-взрослом сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

  1. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).
  2. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. Основополагающим фактором в систематизации содержательного аспекта работы является идея развития базовой составляющей культуры личности, воспитание у детей духовно-нравственных качеств и морально-этических установок в рамках всех сфер жизнедеятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие личности ребенка, признание его индивидуальности, доброжелательное отношение и постоянное взаимодействие, стремление педагога принять участие в жизни ребенка и оказать позитивное влияние на его дальнейшее развитие, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.
  4. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода — применение методики индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его интересы и потребности, акцент внимания на темпы его развития, его возможности и личные предпочтения.
  5. Принцип деятельностного подхода — воспитание ребенка с использованием различных видов образовательной и игровой деятельности, оказание положительного влияния на формирования у ребенка нравственной позиции.
  6. Принцип культуросообразности — оказание содействия в приобщении ребенка к традиционным ценностям, воспитание уважения к различным культурам и к культуре родной страны, посредством использования различных программ и материала народной педагогики, искусства.
  7. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересна идея, предлагаемая Е. О. Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются ребенком только при содействии взрослого человека — педагога или родителя. Существуют различные способы передачи мотивов — посредством эмоционального воздействия, личностно-ориентированный подход, создание ситуаций, направленных на развитие у ребенка ценностного отношения к семье, обществу, окружающему миру.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и к относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности.

Читайте также:  Игры на развитие памяти ребенка 5 лет

‒ косвенные — целенаправленное создание взрослым предметной среды, установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т. п.;

‒ прямые — педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве (совете, практической помощи, поощрении, защите и т. п.).

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители — его равноправные субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — c.201.
  2. Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, условие семьи, ребенок, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, образовательная деятельность, духовно-нравственное воспитание, дошкольный возраст, воспитание ребенка.

Источник

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детейнаметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка, так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены.Нормальные люди теряются в антикультурной среде: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи. Организовать воспитание без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Читайте также:  Определение ребенок с отклонениями в развитии

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается,как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте — процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Источник

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Читайте также:  Мероприятия направленные на творческое развитие ребенка

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.Основные принципы духовного развития ребенка

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Источник