Основные показатели развития ребенка дошкольного возраста по фгос
Надежда Чурина
Рекомендации для родителей «Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО»
Рекомендации для родителей.
«Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО».
Автор: воспитатель МБДОУ д/с «Золотой петушок» Чурина Надежда Николаевна
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры.
• Обогащение активного словаря.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Развитие речевого творчества.
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Участие родителей в речевом развитии необходимо начинать с момента рождения ребенка:
— необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить, ведь ребенок начнет говорить только тогда, когда вы захотите его слышать;
— поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос;
— не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
— не сравнивайте ребенка ни с кем;
— развивайте фонематическое восприятие (слух) – отгадывание звучащего предмета или музыкального инструмента;
— делите слова на слоги;
— делайте специальные упражнения, развивающие артикуляционный аппарат; дыхательные и звуковые («цокот лошадки», «стрельба», «трактор», «пароход гудит», «барабан», «загнать мяч в ворота»);
— чаще читайте ребенку.
Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. При этом помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным. Обязательно обсуждайте прочитанное.
Родителям важно знать, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания.
Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Не всякий программный материал может быть преподнесён путём обучения на занятиях. Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией и т. д. требует естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребёнка мотивов его деятельности; большая группа словаря – бытового, природоведческого характера – прочно усваивается в действиях, в практике ребёнка (еда, умывание, выращивание растений и т. д.). В данном случае обучение сочетается с другими средствами развития речи. Так, труд детей – хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный – эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи. Бытовая деятельность при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства – естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.
Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников – тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение рекомендаций родителями, которые дают им педагоги. В повседневной жизни дети самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
Родителям необходимо знать, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимного проникновения двух социальных институтов.
Источник
Надежда Парасовская
Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО
Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что со-держание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).
Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной ра-боты с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возраст-ной этап.
В случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Диагностика результатов освоения дошкольной образовательной про-граммы состоит из педагогической и психологической составляющей.
Педагогическая часть диагностики должна состоять из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, схем наблюдения за ребенком для воспитателей и должна быть доступна воспитателям.
Психологическая часть направлена на определение психологической готовности к школьному обучению (проводится психологом).
На основании изложенных выше теоретических и методологических принципов можно сформулировать следующую цель и задачи работы по созданию диагностики, позволяющей определять результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цель:
Создание диагностического инструментария, позволяющего определять результаты освоения образовательной программы в дошкольном возрасте с учетом заявленной теоретико-методологической основы (культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов).
Задачи:
1) Выделить критерии развития в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.
2) Описать критериальную норму развития в дошкольном возрасте в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.
3) Создать базовый комплект методик для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на основе представлений, содержащихся в культурно-исторической концепции развития психики о возрастных закономерностях психического развития ребенка- дошкольника (с учетом положения о преемственности обучения детей в до-школьном образовательном учреждении и начальной школе).
Таким образом, для оценивания развития детей дошкольного возраста, должен быть создано положение, разработанное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки индивидуального развития в ДОУ.
Источник
Елена Чаус
Система оценивания индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, что проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития. Целью мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности.
Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (в соответствии с ФГОС ДО, п. 4.3).
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— проявляет разнообразные познавательные интересы;
— владеет навыками экспериментирования, моделирования, занимается элементарной поисковой деятельностью;
— применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребенком;
— использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов;
— преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации;
— владеет некоторыми способами природоохранной деятельности;
— владеет способами сравнения, обобщения, анализа;
— умеет работать с различными источниками информации;
— способен понять и ценить предметы материальной культуры;
— способен приобретать и обобщать знания о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, направленными на формирование правильных стереотипов поведения в различных видах деятельности и общения с детьми и взрослыми; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— соблюдает нормы культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
— владеет элементарным самоконтролем и саморегуляцией своих действий;
— имеет представление о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознает себя как личность «Я – человек»;
— с уважением относится к своей семье, своему краю, Родине;
— умеет выстраивать поведенческие линии в коллективе и семье;
— знает и соблюдает культурные ценности своего и других народов;
— адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь;
— устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами;
— соблюдает элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показывает, что 95% детей имеют высокий уровень освоения, 5% – средний.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— принимает участие в групповой беседе;
— задает вопросы, адекватно отбирает и использует лексические средства;
— владеет нормами речевого этикета.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Речевое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— умеет сравнивать художественные образы между собой;
— умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;
— умеет узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;
— владеет опытом элементарного музицирования;
— имеет представления о назначении предметов искусства и их создателях;
— способен эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;
— имеет представления о некоторых видах народно-прикладного искусства;
— владеет навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— владеет основными культурно-гигиеническими навыками;
— уверенно, координированнно, точно, гармонично выполняет основные движения, как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого;
— контролирует качество выполнения движения;
— использует для выполнения заданий мелкомоторные движения;
— четко выделяет ведущую руку, дифференцирует движения правой и левой рук;
— демонстрирует сформированнность физических качеств (быстрота, ловкость в выполнении движений, выносливость и т. д.);
— имеет четкие, осознанные начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Физическое развитие» показывает, что 74% детей имеют высокий уровень освоения, 26% – средний.
Это позволяет сделать вывод, что по итогам мониторинга содержание образовательных областей освоено детьми на высоком уровне. 100% детей группы показали положительный результат освоения содержания образовательных областей. Из них 88% детей показали высокий уровень освоения содержания образовательных областей, 12% – средний уровень.
Источник