Основные подходы психического развития ребенка

Основные подходы психического развития ребенка thumbnail

Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:

• Биогенетическое направление.

Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

К числу ранних психологических теорий относится концепция

рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который

считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все

стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.

С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:

ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого

общества (например, игра ребенка с песком — пещерная стадия жизни

людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).

В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных

теорий.

В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития — инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет — на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.

ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.

• Социогенетическое направление.

Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.

ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.

• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном

По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).

Отечественная теория психического развития

Л. С. Выготского

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.

Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.

При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.

• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

• Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).

Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

1) Зона актуального развития те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.

2) Зона ближайшего развития задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.

Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Перинатальная психология

Перинатальная психология новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».

Медики — акушеры и неонатологи — определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.

Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

Читайте также:  Характеристика социальной ситуации развития ребенка в раннем возрасте
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ
Первый триместр — появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует.
Второй триместр — появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие).
Третий триместр — формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка)

В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.

Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».

• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.

• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, — это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.

• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.

• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению — с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.

Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.

Новорожденность.

Период новорожденности — это начало младенческого возраста. Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:

«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…

«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», — скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические — рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);

Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.

Особенности развития новорожденного:

• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;

• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.



Источник

Лекции.Орг

В теории и практике зарубежной и отечественной психологической науке существуют три основных подхода к психическому развитию детей.

Биологизаторский подход, который основывается на том, что в основе развития ребенка лежит наследственность, т.е. тот генотип, который ребенок получил от родителей по наследству. Известные зарубежные психологи: Бюлер, Ревеш, Баумгартер и другие представители данного подхода видели и видят в развитии психики человека первичные инстинкты, которые имеют врожденную природу и совсем не зависят от социальных условий.

Английский генетик Ауэрбах говорила: «Каждый человек начинает свою жизнь, имея на руках гены, как игрок начинает партию, имея на руках определенный набор карт. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний. Уровень умственного развития, особые способности, личностные качества – все это результат взаимодействия генов».

Американский психолог Торндайк писал около полувека назад, но и сейчас его мысли трактуются учеными биоголизаторского направления так же. «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».

Читайте также:  Сформулировал законы психического развития ребенка

Т.о.: биоголизаторский подход основным фактором психического развития ребенка считает наследственность, отвергая всякое влияние социальной среды в которой живет ребенок.

Вторым подходом является — социологизаторский, который базируется на том, что главным фактором развития психики ребенка выступают социальные условия. Представителями данной теории являются: Д.Роттер и другие. По их мнению, для того чтобы изучить ребенка и определить и спрогнозировать уровень его психического развития достаточно изучить и проанализировать структуру среды его обитания. Отсюда вывод: какова среда, в которой живет ребенок, такова и личность человека, механизм его поведения, пути его развития.

Но тогда остается открытым вопрос: Как в одинаковой социальной среде формируются совершенно различные личности. И даже однояицовые близнецы имеют существенные индивидуальные особенности в психическом развитии.

Основная идея данного направления заключается в процессе социализации, т.е. психика ребенка развивается под влиянием социума, при усвоении ребенком ЗУН, социальных ролей, которые навязывает им социальное общество.

Т.о.: социологизаторский подход основным фактором психического развития личности считает социальную среду, в которой живет ребенок, исключая всякое влияние наследственности на развитии психики.

Третий подход, который в отечественной психологической науке является наиболее признанным – деятельностный. Основоположником данного направления считают известного отечественного психолога Л.С.Выготского. Последователи данного подхода: Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и другие отечественные психологи.

В основе данного подхода лежит «Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским», которая не отвергает влияния на развитие психической деятельности ни наследственности, ни среды, в которой живет ребенок. Она рассматривает психическое развитие в совокупности этих факторов и решающую роль отдает деятельности, в ходе которой идет обучение. Нет деятельности – нет развития и обучение должно занимать центральное место во всей системе организации жизни ребенка. Главная идея данной теории, есть то, что психическое развитие осуществляется в процессе усвоения социального опыта, через учение. Формирование личности человека идет не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции. Психическое развитие невозможно без общения, без деятельности, без усвоения тех ЗУН, которое накопило человечество за весть исторический период развития общества.

Т.о.: теория развития психических функций рассматривает развитие психики в совокупности наследственности, среды обитания и деятельности.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 3418 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. Причем чем младше ребенок, тем интенсивней происходит это развитие. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии – понятия роста и развития.

Рост – это количественное изменение или усовершенствование того, что уже есть, какой-либо конкретной функции или качества. Прибавляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слов и пр. Это явление роста, т.е. количественного накопления.

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого каче­ственного состояния к новому качественному состоя­нию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобра­зованиях.

Предпосылками психического развития являются:

• наследственные свойства (особенности строе­ния мозга, обмен веществ, молекулярный шифр),

• врожденные свойства (внутриутробное развитие).

Развитие человека происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом (миром человече­ских отношений и миром человеческих предметов). Так как ребенок не может самостоятельно расшифровать достижения человеческой культуры, то способами пере­дачи этого опыта являются специально организованное воспитание и обучение.

Выделяются два основных типа развития:

• Преформирующий тип — когда в самом начале заданы стадии, все в человеке заложено изначально при зачатии (эмбриональное развитие) организм как «биоло­гическая матрешка»;

• Непреформирующий тип — когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, раз­витие ребенка).

Основные подходы к развитию психики ребенка

Большинство зарубежных теорий можно объеди­нить в 3 подхода:

1) В биогенетическом направлении ребенок рас­сматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность опре­деляет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопреде­ленного развития, как бы проявляющим то, что дано ре­бенку до его рождения (Блонский Павел Петрович – лидер направления, Стенли Холл).

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по пово­ду того, что именно в психике ребенка генетически обу­словлено. Отечественные психологи считают, что на­следуются, по крайней мере, два момента — темпера­мент и задатки способностей.

Вывод: основным фактором считается наслед­ственность, ребенок рассматривается как пассив­ный объект.

2). Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его истоки — в идеях фило­софа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как чистый лист бумаги (табула расса). На этой бумаге воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отяго­щенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые: «Дайте мне ребенка и я сделаю его вором или врачом».

Вывод: в качестве основного фактора рассматри­валась среда, активность ребенка не учитывалась.

Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух фак­торов развития.

Читайте также:  Доман гармоничное развитие ребенка читать

3). Вильям Штерн выдвинул принцип конверген­ции двух факторов. По его мнению, оба фактора в рав­ной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (од­на — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием бли­жайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. проис­ходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения сре­ды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% — наследственностью).

Современные представления о соотношении био­логического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского.

Л.С.Выготский подчеркивал единство наследст­венных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психи­ческих функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощу­щений и восприятия) больше обусловлены наследствен­но, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Несмотря на различия, которые безусловно существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 1,5-2 месяца все малыши радуются взрослому, около года предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины.

Выготский Л.С. установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития:

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве. (отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным если ему 15 лет).

2. Неравномерность (гетерохронность) развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропор­ционально (в раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в школьном — мышление). Это связано с тем, что психические функции созревают не синхронно, т.к. чувствительность психики к внешним воздействиям в различные периоды детства не одинакова. Существуют сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях. С практической точки зрения чрезвычайно важно не упустить возможность формирования у ребенка определенных качеств и свойств, не пропустить сензитивные периоды.

Одним из существенных показателей неравномерности психического развития является также наличие кризисных периодов.

На разных этапах развития изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно Выг. выделяет «стабильные» и «нестабильные» (кризисные) стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Определяющее значение Л.С.Выготский придавал кризисному периоду развития, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы– переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Кризисы, в отличии от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже до 2-х лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4 . Сочетание процессов эволюци и и инволюци и в развитии ребенка. то, что развивалось на предыдущем этапе (эволюция), отмирает или преобразуется (инволюция). Начиная говорить — пе­рестает лепетать, начав ходить — перестает ползать и т.п. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет свои старые детские черты.

Л.С.Выготский отмечал также сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные перио­ды, когда психика способна воспринимать внешние воз­действия; 1-3 г — речь, 3-4 г — ис­правление дефектов речи, 3-6 лет – восприятие, мышление, воображение и др., 5-6 лет – координация движений (балет, фигурное катание, гимнастика), 5-6 – чтение, 6-7 лет – учебные навыки) и компенсацию (проявляется в способности психики компенсировать недостаток од­них функций за счет развития других; например у сле­пых людей обостряются другие качества: слух, тактиль­ные ощущения, обоняние).

Л.С.Выготский выделил два уровня (зоны) психи­ческого развития:

— Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, дей­ствия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.

— Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, ко­торые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.

А.К.Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).

Обучение должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С.Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой.

Л.С.Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.

Источник