Основные направления развития ребенка в доу

Основные направления развития ребенка в доу thumbnail

Елена Лыкова
Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Возрастные особенности

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия

В процессе игры роли могут меняться. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками

Образовательная программа дошкольного образования в ДОО  

Цель и задачи деятельности ДОУ

по реализации основной образовательной программы определяются по ФГОС ДО, Уставом, реализуемой программой «От рождения до школы», приоритетного направления – физического развития и художественно –эстетического развития с учётом регионального компонента, на основе результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума в котором находится дошкольное учреждения.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Условия реализации: сюжетно-ролевые и дидактические игры ; наблюдения; экспериментирование; беседы, разговоры, чтение, просмотр мультфильмов; решение проблемных ситуаций; совместная деятельность педагога и ребёнка; самостоятельная деятельность ребёнка.

 Познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Условия реализации: занятия по познавательному развитию; тематические прогулки, наблюдения, экскурсии; оборудование уголков по познавательному развитию; наличие наглядного материала; проведение экспериментальных занятий; наличие программного обеспечения по познавательному развитию; интеллектуальные игры, дидактические игры; уголок наблюдения за природой.

Речевое развитие включает

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Условия реализации: занятия по развитию речи;

музыкально-речевые игры и занятия;

наличие программного обеспечения по развитию речи;

наличие наглядного материала;

пальчиковые и дыхательные гимнастики;

оборудована уголки по развитию речи;

участие в праздниках, конкурсах и спектаклях.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Условия реализации: занятия по художественно-эстетическому развитию; наличие программного обеспечения; наличие наглядного материала (картины, портреты, иллюстрации и т. д.); дидактические игры; организация уголков продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, уголка ряженья и театрального уголка; проведение вечеров досуга и тематических вечеров; участие в конкурсах и выставках, в театральных постановках и праздниках.

Физическое развитие включает

— приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

— способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 Условия реализации: режим дня, приём и зарядка (с весны по осень) на улице; комплексные занятия по подгруппам; НОД по физкультуре (в физ. зале и на прогулке); насыщение физкультурного уголка спортинвентарём; подвижные игры на прогулках; физкультминутки; физ. досуги, игры-забавы, спортивные праздники; закаливание, витаминотерапия.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Консультации для родителей: «Адаптация детей к условиям детского сада».

Помощь родителей в организации дня Театра, в оформлении уголка «Папа, мама, ты и я – называемся семья»,

в организации экскурсии по детскому саду. Семейная акция по посадке многолетних цветов «Аленький цветочек».

«Познавательное развитие»

Консультации: «Погода, организм и здоровье», «Прогулка зимой», «Живая природа и дети», «Ребёнок познаёт мир», «Лето красное идёт и здоровье всем несёт».

Родительские собрания на темы: «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста», «Хочу знать о талантах своего ребёнка».

Вечер досуга «День Защитника Отечества».

«Речевое развитие»

Участие в конкурсе чтецов.Пополнение книжного уголка книгами: А. Барто., русские народные сказки.

«Художественно-эстетическое развитие»

Участие во всех праздниках сада: «Новый год», «Масленица», «Мамин день 8 марта»,

Изготовление поделок на выставки: «Подарки Осени», «Зимняя карусель», «Для любимых наших мам!», «День молока», «Птичий хоровод», «Папины уроки».

Изготовление декоративных кормушек, птиц (ворона, снегирь, синица, зимних построек на участке, «Мастерим скворечник с папой».

Участие в конкурсе театральных афиш.

«Физическое развитие»

Работа родителей по благоустройству прогулочного участка.Снежные постройки: лабиринт, дорожка для скольжения, снежная горка. Пополнение физкультурного уголка новыми атрибутами (кегли, мячи) и на участок (мячи, мыльные пузыри).

Источник

Современная система российского образования претерпевает серьезные изменения, связанные с введением новых образовательных стандартов и последовательной трансформацией общественных запросов. В свете этого меняются традиционные направления работы в ДОУ — векторы профессиональной активности педагогов, обеспечивающие достижение комплекса воспитательных целей. Опираясь на объективную необходимость реформирования, детские сады могут модернизировать и дополнить программу развития по направлениям:

  • опираясь на предшествующий успешный опыт оздоровления, художественно-эстетического развития, нравственного воспитания дошкольников;
  • посредством мониторинга актуальных запросов представителей семей;
  • поиска возможностей для повышения показателей результативности педагогического труда, усовершенствование отдельных организационных процессов, что гарантирует возможность достижения ряда программных задач и создания максимально комфортных условий для всестороннего развития малышей.

Направления образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС

В целостной системе воспитания детей дошкольного возраста, которую в детских садах реализуют наравне с оказанием услуг по присмотру и уходу, выделяют несколько направлений работы с детьми в ДОУ, тесто взаимосвязанные между собой. С целью обеспечения оптимальных условий для возрастного развития малышей и удовлетворения запросов родительской общественности дошкольные образовательные учреждения вправе определять приоритетные векторы деятельности, что создает предпосылки для уверенного конкурирования организаций и разработки эффективных программ развития образовательных организаций.

Основные направления деятельности ДОУ по ФГОС

Направления воспитанияСодержание
Удовлетворение возрастных познавательных интересов детей, интеллектуальное развитие.

Педагогическая работа по данному направлению, основанная на последовательном ознакомлении дошкольников с различными предметами и явлениями окружающего мира, характеризуется сложностью и многокомпонентность. Формирование мыслительных способностей малышей достигается в ходе становления сознательного восприятия действительности, активизации творческой активности и воображения. Интеллектуальное воспитание предусматривает создание индивидуальной системы знаний и понятий ребенка о:

  • себе, своей семье, других людях и характере взаимоотношений между ними;
  • различных объектах, явлениях и их свойствах (количество, цвет, размер, функциональность);
  • пространственно-временных и причинно-следственных связях;
    о малой родине и Отечестве, народных традициях, государственных символах;
  • о природе, впечатляющем многообразии народов и стран, о планете Земля, которая является домом для всего человечества.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование потребности и навыков ведения здорового образа жизни.

В условиях фактических показателей двигательной активности детей, жизненно необходимых для удовлетворения естественной возрастной потребности и укрепления скелетно-мышечного корсета, физическое развитие становится одним из наиболее значимых направлений работы в детском саду по ФГОС.

Достижение положительных результатов деятельности по данному направлению обеспечивается посредством:

  • формирования у дошкольников опыта различных видов двигательной активности — спортивной ходьбы, бега, прыжков, выполнения базовых упражнений, способствующих укреплению связок, мышц, развитию гибкости и координации в пространстве;
  • создания условий для правильного формирования опорно-двигательной системы, развития крупной и мелкой моторики;
  • развития системы первичных представлений о базовых видах спорта, мотивирование к участию в различных подвижных играх;
  • использования комплекса педагогических приемов, направленных на осознание детьми ценности ведения активного и здорового образа жизни, пользы закаливания, правильных бытовых привычек.
Формирование социального опыта, коммуникативных и других значимых личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное воспитание — значимая составляющая педагогического процесса, которой долгое время не уделялось должного внимания. В условиях нового времени, когда общественные приоритеты меняются, социальная составляющая продолжает оставаться недостаточно востребованной, что обуславливает необходимость ее включения во все образовательные программы детских садов как дополнительного компонента, способствующего успешной социализации детей в будущем.

Развитие социального интеллекта и способности к общению предусматривает:

  • педагогическое создание условий в группах, необходимых для усвоения малышами социальных норм и правил поведения в обществе;
  • формирование у воспитанников нравственных и моральных ценностей, самостоятельности, эмоциональной открытости, готовности к общению, сопереживанию, вместе с тем — способности оградить личные коммуникативные интересы;
  • раскрытие высокой значимости семейных, коллективных, общественных ценностей, уважительного отношения к старшим.
Развитие связной речи, создание предпосылок для успешного овладения грамотой.

Овладение связной речью является главным условием включения ребенка в общественную жизнь, и ФГОС ДО уделяет особое внимание данному направлению воспитательной работы.

Речевое развитие в детских садах обеспечивается посредством:

  • систематического пополнения активного словаря малышей в ходе режимных моментов, НОД, неформального коллективного общения;
  • создания условий для развития связной монологический и диалогической речи;
  • проектированием ситуаций коммуникативного успеха, мотивирующих дошкольников к дальнейшему активному общению;
  • организации занятий, посвященных речевому творчеству;
  • знакомства воспитанников с произведениями классиков детской литературы;
  • совершенствованием фонематического слуха, воспитания интонационной культуры общения.
Художественное развитие детей, их способность к эстетическому восприятию мира. С целью развития предпосылок для ценностного восприятия мира дошкольниками в детских садах осуществляется художественно-эстетическое воспитание, которые базируется на ознакомлении с произведениями музыкального и изобразительного искусства, развитии исполнительских навыков, создания условий для самостоятельного творчества в любых проявлениях — через моделирование, конструирование, пение, танцы, творческие игры, изобразительную деятельность.
Экологическое воспитание.Относительно новое направление работы в ДОУ, выделение которого обусловлено повышением значимости защиты природы и живого мира в целом. В ходе экологического развития, которое осуществляется во время наблюдений за различными явлениями, в ходе трудовой деятельности (уход за цветами, работа на грунте), дети осознают себя частью природы, осмысливают необходимость бережного отношения к невозобновляемым ресурсам, развивают в себе способность к сопереживанию.
Правовое воспитание.Направлено на повышение ответственности юных граждан, которым в будущем предстоит стать преемниками национальных свобод. Педагогическая работа по направлению ведется посредством организации встреч с представителями различных ведомств (полицейскими, пожарными), дидактических игр и бесед, проведения тематических праздников и фестивалей. Правовое воспитание способствует защите детства, создает предпосылки для раннего осознания малышами своих прав и обязанностей, формирует готовность нести ответственность за свои поступки.

К образовательным направлениям деятельности ДОУ по ФГОС также относят комплексные принципы работы, выделение которых в нормативных документах целесообразно в условиях последовательного усовершенствования системы дошкольного образования. Это:

  1. Сотрудничество с семьями дошкольников по широкому кругу вопросов, способствующее выработке единой воспитательной стратегии. Достижение эффективного взаимодействия обеспечивается при условии соблюдения принципов взаимоуважения, в том числе за счет мониторинга образовательных запросов и последовательного улучшения показателей работы детского сада в тех сферах, которые мамы и папы считают наиболее важными.
  2. Улучшение результативности педагогического труда за счет внедрения современных образовательных технологий, использования средств ИКТ, экспериментирования с методами воспитательной работы, которые подбираются с учетом возраста и личностных особенностей малышей.
    Систематическое повышение профессионального уровня педагогов, методистов, администрации детского сада, создающее предпосылки для улучшения общих образовательных условий в организации.

Основные направления деятельности детских садов разного типа

В условиях развивающейся конкуренции между дошкольными образовательными учреждениями, обусловленной изменением порядка финансирования, когда «деньги ходят за ребенком», выделение основных направлений работы ДОУ во многом зависит от специфики функционирования организации, что должно учитываться представителями администрации при разработке программы развития. В системе российского образования принято выделять такие виды дошкольных образовательных учреждений:

  1. ДОУ общего развития, предоставляющий услуги по уходу и присмотру за детьми наравне с реализацией выбранной образовательной программы, преимущественно охватывающей все приоритетные пять приоритетных направлений в работе (познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое воспитание).
  2. Детские сады с приоритетом конкретного вида воспитания, программная составляющая которого соответствует комплексу целей и гарантирует достижение дошкольниками особых успехов в физкультуре, развитии речи или художественном творчестве.
  3. ДОУ компенсирующего типа, где воспитание ведется с учетом особых образовательных потребностей воспитанником с отклонениями в развитии. Характерной особенностью функционирования таких организаций является сознательный отказ от выделения отдельных направлений: при работе в группах, в которых число детей ограничивается с целью повышения эффективности реализуемых учебно-воспитательных модулей, делается упор на создание сбалансированных условий, необходимых для всестороннего развития и успешной социализации.
  4. Детские сады с национальным компонентом, где делается упор на речевое развитие, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное воспитание с обязательным освоением традиций, культурных особенностей, языка (например, ДОУ с этническим русским компонентом).
  5. Прогимназии — дошкольные образовательные организации особого типа, все направления деятельности которого подчинены подготовке малышей к школьному обучению. В таких ДОУ приоритетные направления педагогической работы будут определяться с учетом специфики гимназии-партнера.

Воспитателям детских садов, которые имеют наиболее полный контакт с родителями, важно обеспечить понимание представителями семей того факта, что выделение отдельных образовательных направлений как приоритетных не лишает ребенка возможностей гармоничного развития, а лишь дает возможность наиболее полно раскрыть природный потенциал в отдельных сферах. Более того, детские сады оставляют за собой право менять приоритетные цели и задачи функционирования, обеспечивая таким образом наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей широкого круга дошкольников.

Направления воспитательной работы в ДОУ

Направления работы воспитателя в детском саду

Ввиду популяризации практики выделения отдельных целевых ориентиров введения педагогической работы у воспитателей, стремящихся к профессиональному росту, возникает необходимость выделения приоритетных направлений работы с детьми в детском саду. Современный педагог дошкольного образования обязан в полной мере удовлетворять образовательные возможности, заявленные в программных документах организации, используя наравне с традиционными методами новаторские, дополняя базовое содержание работы по направлениям интересными решениями. Обеспечить это можно исключительно при условии неустанного профессионального самосовершенствования, предусматривающего:

  1. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации по интересующим направлениям.
  2. Изучение методических разработок, статей, исследовательских материалов по теме.
  3. Обмен опыта с коллегами, в тои числе работающих в других детских садах схожей направленности.
  4. Внедрение экспериментальных методов педагогической работы, содержание и объем которых в полной мере соответствует возрасту воспитанников, их личностных особенностям и содержанию нормативных документов ДОУ.
  5. Ведение авторского исследования по приоритетному направлению педагогической работы. Такая разработка, которая станет основой работы по самообразованию, в будущем гарантирует успешное прохождение аттестации.

Больше информации о направлениях педагогической деятельности в детском саду ищите в этих материалах:

  1. Новые механизмы и основные направления в дошкольном образовании по ФГОС
  2. Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО
  3. Приоритетные направления деятельности ДОУ
  4. Виды деятельности в ДОУ по ФГОС
  5. Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

Источник