Основные направления изучения особенностей развития ребенка

В психологии детского развития можно выделить много направлении. Для целей анализа

материнских функций целесообразно остановиться на следующих:

1. Когнитивная психология. В этом направлении изучается становление связей ребенка с

внешним миром. Выделяются возрастные особенности и механизмы развития, их физиологическое

обеспечение. Роль матери рассматривается в двух аспектах: как предоставление необходимой для

развития ребенка стимуляции и как обеспечение физического и психического комфорта, что также

необходимо для нормального развития. При этом акцент делается на первое, а второе рассматривается

как условие, но не входит в предмет исследования.

2.Развитие эмоциональной сферы. Это направление имеет своим предметом исследование

возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка, развитие обеспечивающих их

физиологических и психологических механизмов. Роль матери здесь является весьма существенной, а

во многих подходах — решающей. Она выражается в эмоциональном поведении матери, качестве

ухода, важным является своевременное и адекватное обеспечение физиологических потребностей

ребенка. Большое внимание уделяется отношению матери к ребенку и стилю материнско-детского

взаимодействия.

3.Развитие личности (психоанализ, микропсихоанализ, гуманистическая психология,

психотерапевтически ориентированные направления). Здесь выделяются структура личности и этапы ее

развития. Роль матери признается решающей, особенно в становлении базовых, ядерных структур

личности в раннем онтогенезе. Функции матери состоят в своевременном и качественном

удовлетворении потребностей ребенка, в предоставлении любви и поддержки. Эти ее функции

рассматриваются как врожденные, обеспеченные «материнским инстинктом». Неудовлетворительное

обеспечение матерью своих функций связывается с деструктивным влиянием на реализацию

материнского инстинкта внутренних, личностных конфликтов матери.

4.Развитие отдельных структур субъективного опыта (самосознание, Я – концепция, рабочая

модель мира, образ мира, привязанность, общение, мотивация достижений и др.). В этих направлениях

углубленно изучается становление отдельных структур личности или содержаний субъективного опыта,

имеющих значение в развитии личности ребенка и его отношений с миром. Именно в этих

направлениях происходит прорыв «за грань рождения» — во внутриутробный период, причем не с

позиции актуализма, как в классических направлениях психологии личности, проецирующих модель

взрослой личности в ранний онтогенез, а на основе изучения развития самого ребенка и его

взаимодействия с матерью. В этих направлениях роль матери оценивается как решающая, а во многих

случаях даже абсолютизируется (например, концепции «objekt relation» Д. Винникотта, М. Кляйн,

частично у Э. Эриксона). К этому направлению можно отнести пренатальную и/или перинатальную

психологию.

5.Этологический подход. К этому направлению можно отнести современные варианты теории

социального научения и часть теории привязанности. Мать и ребенок рассматриваются как члены

специфической диады, развивающиеся во взаимодействии. Недостатком этого подхода является точка

зрения на изначально существующие способности матери и ребенка включиться в это взаимодействие,

как бы не имеющие предварительной истории. Однако ювелирное описание структуры и содержания

взаимодействия в диаде дает необыкновенно богатый материал для интерпретации. Рассматриваемый

подход, несмотря на его описательный характер, а может быть, именно благодаря этому, служит

источником данных для анализа практически во всех остальных направлениях психологии раннего

онтогенеза и материнства.

6. Исследования структуры деятельности ребенка и ее развития в онтогенезе. Это направление

относится главным образом к отечественной детской психологии, традиционно развивающейся в

рамках деятельностного подхода. Здесь разработана система периодизации детского развития как

смены ведущих деятельностей, периодизация развития общения, становление знаковой функции в

онтогенезе, самосознания. Роль взрослого рассматривается как участие в развитии не только

содержания, но и структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка и структуры его

взаимоотношений с миром. К сожалению, экспериментальные и теоретические данные, полученные в

этих исследованиях, недостаточно востребованы учеными, работающими в рамках других направлений,

чего нельзя сказать о представителях деятельностного подхода, в последнее время активно

обращающихся к современным психологическим теориям.

Все указанные направления интерпретируют феномены психического развития ребенка в аспекте

своего предмета исследования и с позиций своих теоретических подходов. Однако функции матери

присутствуют в любом случае. С точки зрения характеристики этих функций рассмотрим кратко

особенности онтогенеза, которые изучаются в каждом из отмеченных направлений в отдельные

возрастные периоды. Необходимо отметить, что традиционно детская психология начинала свой анализ

с момента рождения. В современных учебниках, особенно отечественных, пренатальный период либо

вообще отсутствует, либо есть указание на то, что до рождения происходят физиологическая

подготовка ребенка к существованию во внеутробной среде, созревание некоторых рефлексов и т.п.

Последние десятилетия знаменуются активным изучением внутриутробного развития как с

физиологической, так и с психологической точки зрения. Влияние же состояния матери и ее поведения

в беременности на развитие ребенка известно издревле, а в практической психологии является объектом

работы психолога уже несколько десятилетий. Поэтому относительно характеристики материнских

функций рассмотрение развития ребенка необходимо начинать с пренатального этапа индивидуального

развития, который вообще не представлен в классических психологических периодизациях детского

развития. С современных позиций (в плане развития ребенка, материнских функций и направленности

научных исследований) в рабочем порядке целесообразно выделить следующие периоды развития

ребенка: пренатальный (от возникновения чувствительности, которая позволяет говорить о наличии у

ребенка субъективного переживания в самой элементарной форме до готовности к рождению); период,

объединяющий перинатальный, катальный и ту часть неонатального, которая характеризуется как

критическая для возникновения тесной материнско-детской связи (bonding — первые двое суток после

рождения); период новорожденное (до появления комплекса оживления); первое полугодие

младенчества; второе полугодие младенчества; второй и третий год жизни. Такая периодизация, как

будет ясно ниже, связана именно с содержанием материнских функций.

Источник

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-

Коммуникативное

 развитие

Художественно –

Эстетическое

 развитие

Цель и задачи

цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

задачи:

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи: 

— сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи: 

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Средства

— Физические упражнения

— Воспитание культурно – гигиенических навыков

— Подвижные и спортивные игры

—  Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода

—  внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

-игры

-Познавательные занятия

— применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры

— разнообразные виды игр

— искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества

Методы и приемы

— наглядные,

— словесные,

— практические

-игра

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность.

Проблемная ситуация.

— наглядные,

— словесные,

 — практические

Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.

Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.

Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание),  организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми

метод приучения,

.

— метод убеждения,;

— метод приучения,;

— метод проблемных ситуаций,

— метод побуждения.

— наглядные,

— словесные,

 — практические

Формы организации

физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

— Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы

— дидактические и развивающие игры,

Индивидуальная работа,

Прогулки,

Организованная образовательная деятельность,

применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,

Организованная образовательная деятельность,

с/р игры,

— дидактические и развивающие игры.

Организованная образовательная деятельность,

Досуги,

утренники,

театральная деятельность,

музыкальные занятия,

самостоятельная деятельность.

Источник

Блохина Оксана
Консультация «Основные направления психического развития ребенка»

Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):

1) возникновение цельного детского мировоззрения;

2) возникновение первичных этических инстанций;

3) возникновение соподчинения мотивов;

4) возникновение произвольного поведения;

5) появление внутреннего плана умственных действий;

6) возникновение личного сознания.

В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность,принято указывать:

1) формирование произвольного поведения;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);

4) мотивационное развитие познавательной деятельности.

Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению.

Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развитияу детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей.

2) развитиеречевых умений и способностей:

а)фонематические и грамматические умения:

– умение дифференцировать звуковой состав речи;

– умение согласовывать слова в предложениях;

– устанавливать значения слов;

б)регулятивные функции речи:

– выполнение действий по словесной инструкции;

– организация действий другого человека с помощью речи;

– выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования;

– умение подчиняться правилам и следить за этим;

в)коммуникативные функции речи:

– речевое описание каких-либо предметов;

– умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;

– совместное планирование действий в речевом общении;

– понимание смысла сообщений;

г)коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи:

– умение рассказать о поведении другого и объяснить его;

– умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их;

– умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины;

3) формирование и развитиеумений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве:

а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события;

б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения;

в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием;

г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования;

д) умение объективировать представления;

е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие;

4) развитие простых логических и математических умений и способностей –дифференциация качественных и количественных характеристик предметов:

а) умение сравнивать множество предметов;

б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям;

в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества;

г) умение использовать простые математические знаки;

д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции.

5) Развитиедвигательных умений и способностей:

а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;

б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве;

в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами;

г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры;

д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий;

е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии);

ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом;

6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения,связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности:

а) умение пользоваться карандашом;

б) умение пользоваться кисточкой и красками;

7) умения,связанные с техникой построения изображения:

а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги;

б) умение передавать изображение в цвете;

в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину».

8)умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка:

а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения;

б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета;

в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом;

9) развитиемузыкально-выразительных умений и способностей:

а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки;

б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях;

в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения;

г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение;

д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения;

е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни;

ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Источник