Основные линии развития ребенка в раннем возрасте

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №105 – детский сад общеразвивающего вида.

Выступление перед воспитателями

второй группы раннего возраста на тему:

«Основные линии развития детей раннего возраста».

Подготовила педагог-психолог

Ерохина О.В.

Тула 2015 г.

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые становятся содержанием работы педагога. Остановимся на них подробнее.

Прежде всего это развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определенные методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и т. д. Все это необходимо не только для развития движений руки и общей моторики, но и для преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит, для овладения собой и своим поведением. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Так он обретает чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе.

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно_действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрешки, башенки и т. д. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Еще одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребенка. Ребенок в этом возрасте действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели являются важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желанного результата.

Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать какой-либо предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), все возможные мозаики или паззлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребенка должны быть своя игрушка в руках и собственные способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Монтессори видела в концентрации малышей на действиях с предметами начало воли ребенка. Нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создавать для нее необходимые условия. Это, в свою очередь, требует достаточного количества адекватных пособий и специальной организации развивающей среды. Консультации воспитателей по подбору нужных игрушек, создание игровой развивающей среды, ее периодическое обновление – все это задачи психолога, который должен ориентироваться на интересы и возможности детей данного возраста.

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых форм общения.

Читайте также:  Дисгармоническое развитие ребенка и его формы

Речь у маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослым. Первой задачей воспитания в связи с этим является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать у него потребность в собственных высказываниях. Речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным, образцам. Чтобы ребенок заговорил, он должен иметь потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу произнести нужное слово) ставит перед ребенком взрослый.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия (или «единство слова и дела») – важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации, активизирующей речь детей, – специальная психолого_педагогическая задача, которая должна решаться совместно педагогом и психологом.

Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5–2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, если они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль в этом играет литература. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают необходимый материал для речевого развития. Однако взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Помогает этому выразительное чтение, сопровождаемое жестами, яркими интонациями и, возможно, кукольным спектаклем. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога.

В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2 лет действия ребенка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребенка посредством речи, когда ребенок выполняет речевые инструкции взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребенка опосредованы речевым знаком. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребенка определенный уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребенка, которая нуждается в соответствующем психологопедагогическом сопровождении.

Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребенка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребенка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть, – взрослых или старших детей. Маленького ребенка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передает ребенку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и, конечно (если ребенок по_настоящему включен в нее), приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2–3 лет является важнейшей задачей психолога.

В раннем возрасте возникает еще одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребенка – его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль в развитии личности ребенка и межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребенку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие дает ребенку ощущение сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Каравай», «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «Зайка» и др. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляют важное направление работы психолога.

Читайте также:  Симптомы задержки психического развития у ребенка

Практически все дети раннего возраста (от 1,5 года), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому целесообразно объединять в одной группе детей с различными трудностями. В ДОУ №47 есть две интегративные группы, которые посещают несколько малышей с синдромом Дауна. Такое объединение разных детей в раннем возрасте весьма эффективно. Детям со специальными нуждами это облегчает адаптацию к обществу сверстников и ускоряет их развитие, а обычным детям дает незаменимый опыт общения с другими, отличающимися от них людьми, что чрезвычайно важно для воспитания толерантности. Вместе с тем правильная организация общения малышей в интегративной группе представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.

Источник

Основные
линии психического развития детей в
раннем возрасте:

1)развитие
ходьбы, локомоций, мелкой моторики,
расширяющих возможности познания
окружающего мира;

2)развитие
ситуативно-делового общения со взрослыми;

3)развитие
когнитивных процессов: рост устойчивости
внимания, увеличения объема памяти и
постепенное высвобождение ее от опоры
на восприятие; усвоение сенсорных
эталонов, таких как геометрические
формы, цвета, величины, звуки;
совершенствование наглядно-действенного
и зарождение наглядно-образного мышления;
формирование целеполагающей деятельности;
становление процессуальной игры;

4)
овладение пассивной и активной речью;

5)
развитие аффективной и волевой сферы:
усиление настойчивости в деятельности,
стремлении достичь в ней результата;

6)
становление общения со сверстниками;

7)
формирование самосознания: появление
знаний о своих возможностях и способностях,
конкретной самооценки, гордости за
достижения в предметной деятельности;
становление половой идентификации.

В
раннем возрасте у ребенка возникает
наглядно-действенное мышление и речь.
Эти функции считаются важнейшими
новообразованиями раннего возраста.

47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

К
периоду раннего возраста относятся
дети от года до трех лет. Ребенок растет,
развивается.  Психическое развитие
ребенка раннего возраста имеет свои
особенности. Основными чертами характера
этих деток являются  правдивость,
искренность, открытость, эмоциональность.
Малыш просто не умеет скрывать свои
чувства, открыто выражает свое
положительное или отрицательное
отношение к чему-либо или к кому-либо.
Настроение меняется быстро и часто,
чувства, переживаемые ребенком
противоречивы, непоследовательны и
неустойчивы. Ему свойственен  «эффект
заражения».

В
раннем возрасте у ребенка возникает
наглядно-действенное мышление и речь.
Эти функции считаются важнейшими
новообразованиями раннего возраста. У
ребенка формируется активная речь,
помогает этому процессу совместная
деятельность с окружающими взрослыми.
Другой стороной процесса становления
речи является понимание смысла обращенной
к малышу речи. Родителям или другим
взрослым, окружающим ребенка в этот
период, необходимо поощрять и стимулировать
высказывания малыша. Не выполнять
желания ребенка, показанные жестом, а
ласково побуждать малыша заявить о
своем желании.

Психическое
развитие ребенка раннего возраста в
этот период различает 2 вида действий:
соотносящиеся действия и орудийные
действия. Цель соотносящихся действий
состоит в установлении пространственных
взаимоотношений между предметами:
сборка матрешек или складывание пирамидки
из колец. Орудийные действия, которые
малыш постигает под руководством
взрослого человека, помогаю малышу
понять принцип воздействия одного
предмета на другой. Взрослый показывает
малышу как лопаткой можно копать песок,
как пить из чашки, как пользоваться
карандашом и так далее. За второй год
жизни малыши постигают большинство
предметных действий. При этом с развитием
деятельности малыши развиваются и
интеллектуально. Предметные действия
ребенка наиболее полно отображают
степень обучения и развитие малыша в
этот период.

Ближе
к трем годам у малыша зарождаются другие
виды деятельности. Малыш учится играть,
постигает продуктивные виды деятельности,
то есть, учится рисовать, лепить и
конструировать. Психическое развитие
ребенка раннего возраста предполагает
усвоение предметной игры, когда малыш
умело использует в игре разные предметы,
и постепенный его переход к
сюжетно-отобразительной игре.

Значение
при развитии психики малыша имеет и
формирование сенсорики. Особенно в
первые годы жизни она довольно сильно
влияет на мышление и умственное развитие
малыша. И если сначала представления о
цвете и форме предметов у детишек связаны
с каким-либо предметом, например мячик
– круглый или трава – зеленая, то
постепенно знания обобщаются, превращаясь
в обобщенные эталоны, формы, цвета или
размера.

К
концу периода раннего возраста начинается
постепенная сепарация ребенка от матери.
Родителям важно осознавать, что их дитя
это самостоятельная личность,  уважать
и считаться с собственным ребенком.
Необходимо давать определенную
самостоятельность малышу и право выбора,
заботясь при этом о безопасности малыша..

Читайте также:  Развитие ребенка на уроках рисования

Для
психического развитие ребенка раннего
возраста характерна непроизвольность
восприятия, внимания и памяти. Поэтому
родителям надо учитывать, что сразу,
моментально ребенок не может перестать
что-то делать, или произвести сразу
несколько действий. Для сохранения
спокойствия, ощущения безопасности и
уверенности малыша, одним из условий
является соблюдение режима дня, то есть
четкая ритмичность, повторяемость и
систематичность жизни ребенка.

Источник

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое — ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий — как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

Во-первых, в это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

Во-вторых, до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего — через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Как указывал Д. Б. Эльконин, ни на одном человеческом предмете не написан общественный способ его употребления, поэтому он должен быть раскрыт ребенку специально. Но поскольку младенцу его еще нельзя раскрыть и показать, приходится специально конструировать предметы, которые своими физическими свойствами определяют способ действия детей. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения.

Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок—предмет—взрослый» (вместо прежней «ребенок—взрослый»).

Наконец, третье важное новообразование — развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Восприятие вообще можно считать ведущей психической функцией этого периода. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии — узнавании (именно этим, кстати, объясняется факт амнезии раннего детства: связных воспоминаний почти не сохраняется, настолько своеобразно организована память и настолько мало участвует она во всей деятельности сознания); мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) — мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Оно появляется примерно к 3 годам. До этого для ребенка нет проблемы выделения себя в отдельность из мира слиянностисо взрослыми, нет проблемы понимания его взрослыми. Из-за того, что поведение ребенка раннего возраста непрерывно истолковывается взрослыми, у ребенка нет разделения того, что имеется в его сознании и что — в сознании взрослого. К 3 годам ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок—взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».

Основные линии психического развития детей в раннем возрасте:

1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира;

2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми;

3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры;

4) овладение пассивной и активной речью;

5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата;

6) становление общения со сверстниками;

7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 317; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7581 — или читать все…

Источник