Основные качественные и количественные показатели развития ребенка

Основные качественные и количественные показатели развития ребенка thumbnail

Методика обследования уровня развития основных движений

  1. Определение степени владения правильной ходьбой
  2. Обследование бега:
  1. 10 м (с ходу)
  2. 10 м (со старта)
  3. 30 м (со старта)
  1. Обследование выполнения прыжка:
  1. в длину с места
  2. в длину с разбега
  3. в высоту с разбега
  1. Выявление уровня развития:
  1. метания на дальность
  2. метания в цель

Определение степени владения правильной ходьбой проводится на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях. Педагог поочередно выделяет по 4 – 5 детей и оценивает выполнение ими нижеследующих элементов, заполняя протокол.

В привычной обстановке ребенок чувствует себя непринужденно и демонстрирует тот уровень владения ходьбой, который ему свойственен.

Предлагаемая таблица выделяет опорные элементы для наблюдения и облегчает их фиксирование. После заполнения наглядно видны ошибки, характерные для большого числа детей (устранение ошибок будет осуществляться при индивидуальной работе во всех ее формах).

Учет уровня развития ходьбы

                                      От «____» ____________201__г.

№ п/п

Качественные показатели

Ф.И.

ребенка

Движения ног

Движения рук

Согласованные движения рук и ног

Легкий шаг

Сохранение направления

Туловище прямо

Голова прямо

Плечи расправлены

Отсутствие шарканья

Наличие переката

Пятки сближены, носки разведены

Энергичное размахивание

Вперед — назад

      Обследование бега проводится в специально организованной обстановке. Дети делятся на 3 подгруппы (по 7 – 8 ) детей. В паре детям предлагается пробежать быстрее до флажка и взять его.

      Детям второй младшей группы предлагается пробежать 10 м. Причем выполнение данного обследования проводится только в конце года.

      В средней группе предлагается пробежать  20 м.

      В старшем дошкольном возрасте – 30 м.

      Флажок, к которому стремятся дети, находится на 4 – 5 м дальше отметки установленной дистанции для того, чтобы избежать торможения к концу дистанции.

      Каждый ребенок в порядке очередности пробегает указанную дистанцию 2 раза, а один из педагогов секундомером фиксирует результат, одновременно занося качественные показатели выполнения движения в таблицу. В графу «Количественные показатели» заносится лучший результат из двух попыток.

      Учет уровня развития бега

                                               От «____» ____________201__г.

      № п/п

      Ф.И.

      ребенка

      Качественные показатели

      Движения ног

      Движения рук

      Согласованные движения рук и ног

      Легкость бега

      Сохранение направления

      Количественные показатели на ___  м

      Туловище прямо

      Голова прямо

      Энергичное отталкивание

      Хороший полет

      Наличие переката

      Энергичные

      Согнуты в локтях

            Количественные показатели бега оцениваются по пробеганию на скорость 10 м (со старта и с ходу) и 30 м (со старта).

            Средние показатели быстроты бега на 10 м (с ходу)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            3 года

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            3.08 – 3.26

            2.84 – 3.0

            2.32 – 2.38

            2.07 – 2.12

            1.92 – 1.99

            девочки

            3.16 – 3.32

            2.87 – 3.01

            2.38 – 2.44

            2.17 – 2.23

            1.97 – 2.02

            Средние возрастные показатели бега на 10 м (со старта)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            2.87 – 2.93

            2.58 – 2.62

            2.47 – 2.53

            девочки

            3.34 – 3.46

            2.68 – 2.72

            2.57 – 2.63

            Средние показатели скорости бега на 30 м (со старта)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            8.42 – 8.58

            8.03 – 8.17

            7.24 – 7.36

            6.43 – 6.57

            девочки

            8.4 – 10.4

            8.41 – 8.6

            7.73 – 7.87

            6.93 – 7.07

            Обследование выполнения прыжка в длину с места  проводится на участке в прыжковой яме или в помещении с использованием ковровой дорожки, перевернутой ворсом вниз. На расстоянии 25 – 30 см от одного ее конца мелом наносится линия, от которой дети должны прыгать. От линии отталкивания следует сделать разметки через 10 см, в результате чего облегчается измерение результатов прыжка. Для обследования детей делят на подгруппы по 6 – 8 человек. Каждый ребенок с небольшими интервалами выполняет три попытки.

            Обследование проводят два педагога: один выполняет организационные функции и измеряет количественный результат, а другой фиксирует качественные показатели выполнения прыжка в таблице. В графу «Количественные результаты» вписывается лучший результат из трех попыток.

            По количественным и качественным показателям прыжков можно судить о степени сформированности самого движения у детей разных возрастных групп, о состоянии общей координированности движений и развития мышц ног, о степени развития прыгучести.

            Оценка показателей выполнения прыжков в длину с места может  быть осуществлена на основе сравнения со следующими результатами.

            Уровень развития прыжка в длину (с места)

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Ноги расставлены

            Качественные показатели

            Исходное положение

            Отталкивание

            Полет

            Приземление

            Ступни параллельны

            Ступни параллельны

            Ноги согнуты в коленях

            Туловище наклонено вперед

            Голова прямо

            Руки отведены назад

            Поднять руки вверх, подняться на носки, присесть, руки назад

            Толчок одновременно двумя ногами

            Энергичное выпрямление ног

            Энергичный взмах руками

            Одновременное отталкивание и взмах

            Выпрямление туловища

            Ноги согнуты в коленях

            Группировка

            Постепенное опускание рук

            Одновременно на две ноги

            Ноги полусогнуты в коленях

            Наличие переката

            Туловище  вперед

            Голова прямо

            Движение рук вперед — назад

            Сохранение равновесия

            1.

            2.

            3.

            Уровень развития прыжка в длину (с места)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            3 года

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            46,4 – 67,6

            52,0 – 75,2

            67,8 – 91,4

            78,2 – 108,0

            87,7 – 118,5

            девочки

            38,0 – 64,0

            47,2 – 69,6

            68,5 – 87,9

            74,5 – 99,9

            84,8 – 112,2

            Обследование прыжка в длину с разбега организуется на участке в прыжковой яме только у старших дошкольников: у детей старшей группы в конце года, а у детей подготовительной к школе группы в начале и в конце  учебного года. Для разбега отмечается расстояние (4 – 6 м). Отталкивание должно выполняться на планке. Если ребенок не доступает или переступает планку, то результат засчитывается в любом случае и измеряется от носка толчковой ноги до пятки при приземлении, даже если ребенок не сохраняет равновесие. В обследовании участвуют два педагога: один заполняет протокол, а другой измеряет расстояние, заравнивает следы на песке. Дети приглашаются подгруппами по 6 – 8 человек, и каждый ребенок делает по три попытки с небольшим интервалом. В протокол вносится лучший результат.

            Согласно данным программы воспитания и обучения в детском саду, дети 5 лет имеют результаты 100 – 130 см, а дети 6 лет – не менее 180 см.

            Учет уровня развития прыжка  в  длину (с разбега)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Количественный показатель, см

            Качественные показатели

            Разбег

            Слитное выполнение разбега и толчка

            Толчок

            Полет

            Приземление

            Разбег с ускорением

            Последний короткий шаг

            Толчковая нога согнута

            Толчок одной ногой

            Толчок вперед — вверх

            Энергичное выпрямление толчковой ноги

            Мах другой согнутой ногой

            Энергичный взмах руками

            Одновременный толчок ногой и взмах руками

            Туловище наклонено вперед

            Группировка

            Ноги подтянуты к груди

            Одновременно на две ноги

            На полусогнутые ноги

            Наличие переката

            Голова прямо

            Свободный взмах руками

            Туловище наклонено вперед

            Сохранение равновесия

            1.

            У  детей старшего дошкольного возраста обследуется уровень владения прыжком в высоту с разбега (в старшей группе в конце учебного года, в подготовительной к школе группе – исходный уровень и достигнутый результат). Выполнение задания может организовываться как на участке (в прыжковой яме), так и в зале (приземление на мат). Разбег выполняется с 4 – 6 м. Обследование проводится в подгруппах по 6 – 8 человек. Первоначально детям предлагается в порядке очередности преодолеть планку (шнур) на высоте 20 см. Если ребенок берет данную высоту с первой попытки, то через нее он больше не прыгает. Если первая попытка не увенчается взятием той или иной высоты, то используется вторая и третья попытки.

            По результатам трех попыток фиксируется результат. После взятия высоты планка поднимается на 5 см, и дети в порядке очередности снова преодолевают новую высоту. Планка поднимается до высоты 45 – 50 см.

            Учет уровня развития прыжка  в  высоту (с разбега)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Количественный показатель, см

            Качественные показатели

            Разбег

            Слитное выполнение разбега и толчка

            Толчок

            Полет

            Приземление

            Разбег с ускорением

            Последний короткий шаг

            Толчковая нога согнута

            Толчок одной ногой

            Толчок вверх — вперед

            Энергичное выпрямление толчковой ноги

            Сгибание маховой ноги

            Энергичный взмах руками

            Толчок – перекат с пятки на носок

            Сочетание толчка и взмаха руками

            Туловище наклонено вперед

            Группировка

            Обе ноги подтянуты к груди

            Одновременно на две ноги

            Ноги полусогнуты в коленях

            Наличие переката

            Голова прямо

            Свободный вынос рук

            Туловище наклонено вперед

            Сохранение равновесия

            1.

            Для выявления уровня развития метания на дальность используется метание мешочков весом 200 г (размер 7 × 12 см). Обследование следует проводить на асфальтированной или бетонной дорожке шириной 3 м и длиной 15 – 20 м. Метание на дорожке способствует большей точности броска в заданном направлении. Дорожка размечается поперечными линиями через каждый метр, на концах линии с обеих сторон дорожки ставятся цифры, обозначающие метраж от линии броска. Короткими линиями отмечаются полуметровые расстояния, а для ускорения процесса обследования, большей точности и объективности показателей можно дополнительно отметить дециметры цветными мелками. Место, откуда дети будут выполнять бросок, следует обозначить двумя линиями с расстоянием между ними 40 см и заштриховать его, т.е. обозначить площадку, где ребенок может принять нужную позу. Для стимулирования дальности броска необходимо на расстоянии примерно в 1,2 раза больше средних возрастно-половых нормативов расположить предмет – ориентир. Детям следует объяснить, что мешочек должен лететь, как самолет, — высоко и далеко, считается лишь то расстояние, которое самолет пролетает по воздуху, попросить постараться, чтобы их мешочки долетели до флажка (любой другой ориентир), а может быть и дальше. Обращается внимание, что нельзя выходить вперед из площадки, очерченной мелом.

            Дети обследуются по подгруппам в 4 – 5 человек. Выполняются три броска сначала одной рукой, а затем три броска другой рукой, причем мешочки двух цветов (свой цвет для каждой руки) лежат по три штуки в детских ведерках, стоящих слева и справа от бросающего. Собирают мешочки только после того, как сделаны все шесть бросков: лежащий на дорожке мешочек служит своеобразным ориентиром, до которого ребенок будет стремиться добросить в следующей попытке. Собирает мешочки тот ребенок, который должен бросать следующим. Пока педагоги измеряют расстояние и заполняют протокол, ребенок готовится к метанию. В протокол заносится самый высокий результат метания для каждой руки, и поэтому расстояние оценивается по дальнему мешочку одного и другого цвета.

            Учет уровня развития метания вдаль (метание мешочков весом ______)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Количественный показатель, см

            Качественные показатели

            Способ

            Исходное

            положение

            Замах

            Бросок

            Набивной мяч весом 1 кг двумя руками

            От головы одной рукой

            Снизу одной рукой

            Теннисный мяч одной рукой

            Одна нога впереди, другая сзади

            Наличие перекрестной координации

            Перенос тяжести тела на впередистоящую ногу

            Наличие замаха рукой

            Поворот туловища

            Перенос тяжести тела на полусогнутую сзади стоящую ногу

            Резкое выпрямление руки

            Движение туловища вперед

            Перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу

            Энергичный толчок сзади стоящей ногой

            Сохранение заданного направления

            Правильная траектория

            Сохранение равновесия

            Выполнение дополнительных движений для сохранения равновесия

            1.

            Для обследования метания в цель организуется попадание в мишень диаметром 1 м с расстояния 3 м для детей 4 лет и с расстояния 4 м для старших дошкольников. На мишени ядро (диаметром 20 см) и четыре разноцветных кольца (ширина каждого кольца 10 см). Ребенок делает 10 бросков. Количество очков подсчитывается из расчета: попадание в ядро – 5 очков, в кольцо около ядра – 4 очка и т.д. (по мере удаления от ядра количество очков снижается на 1). Затем подсчитываются набранные очки. Броски выполняются в два захода. Метание производится мешочком весом 150 – 200 г или теннисными мячами. Ядро мишени находится чуть выше глаз ребенка. Способ метания определяет сам ребенок, метание выполняется удобной для ребенка рукой. В протоколе заполняются графы, соответствующие действиям правой или левой руки.

            Учет уровня развития метания в цель (метание мешочков весом ___)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И.ребенка

            Количество попаданий

            Качественные показатели

            Способ

            Подготовительная фаза

            Бросок

            От плеча одной рукой

            От головы одной рукой

            Снизу одной рукой

            Одна нога впереди, другая сзади

            Наличие перекрестной координации

            Перенос тяжести на впереди стоящую ногу

            Наличие прицеливания

            Плавный переход к замаху

            Наличие небольшого замаха

            Перенос тяжести на полусогнутую сзади стоящую ногу

            Перенос тяжести на впереди стоящую ногу

            Достаточная сила броска

            Соблюдение необходимой амплитуды

            Точность направления

            Сохранение равновесия

            1.

            Средние показатели дальности метания (мешочка весом 200 г), м

            (данные А.П. Усовой)

            Возраст

            Правая рука

            Левая рука

            4 года

            мальчики

            4,15 – 4,43

            3,14 – 3,36

            девочки

            2,79 – 2,97

            2,47 – 2,63

            5 лет

            мальчики

            5,77 – 6,09

            4,31 – 4,63

            девочки

            4,26 – 4,54

            3,43 – 3,69

            6 лет

            мальчики

            8,34 – 8,86

            5,87 – 6,33

            девочки

            5,5 – 5,9

            4,46 – 4,74

            7 лет

            мальчики

            10,13 – 10,55

            6,78 – 7,1

            девочки

            5,96 – 6,26

            4,6 – 4,82

            Средние показатели метания теннисного мяча вдаль, м

            (данные Л.И. Пензулаевой)

            Возраст

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            3,03 – 5,03

            4,21 – 7,61

            7,22 – 11,42

            10,2 – 16,2

            девочки

            2,52 – 4,3

            3,14 – 5,1

            4,31 – 6,95

            5,5 – 8,5

            Средние показатели метания вдаль, м

            (набивного мяча весом 1 кг)

            Возраст

            3 года

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            1,17 – 1,57

            1,19 – 1,85

            2,2 – 3,8

            2,8 – 4,3

            3,3 – 4,4

            девочки

            0,97 – 1,53

            0,97 – 1,78

            2 – 3,3

            2,4 – 3,5

            2,8 – 4,3

            Источник

            Важные показатели развития в первый год жизни

            Рейтинг
            15

            Важно следить за тем, чтобы ребенок в первый год жизни достигал необходимых показателей развития

            • Напечатать
            • Спросить
            • Отправить другу
            • Подписаться на новости

            Мамы, у которых рождается первый ребенок, хотят поскорее увидеть, как он начнет ползать, улыбаться, встанет на ноги и заговорит. Однако мамы не знают, вовремя ли ребенок обретает необходимые навыки.

            Показатели развития младенцев важны для того, чтобы понять, в каком темпе они растут и развиваются. Родители должны тщательно следить за этим, чтобы предотвратить возможные расстройства и отклонения. Рассмотрим 16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни. Это поможет вам видеть общую картину и предусмотреть дальнейшее развитие событий.

            Что такое показатели развития ребенка

            Показатели развития свидетельствуют о том, что ребенок здоров и развивается в нормальном темпе. Ребенок может одновременно достигать нескольких показателей.

            Показатели развития делятся на когнитивные, физические, социальные и эмоциональные. Самые важные показатели развития достигаются в течение первого года жизни ребенка.

            16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни

            Рассмотрим ключевые показатели нормального развития ребенка в течение первого года жизни.

            1. Способность держать голову

            • В конце первого месяца жизни главным показателем развития ребенка является его способность моментально поднимать голову, лежа на животе.
            • К концу второго месяца дети могут поднимать голову на 45 градусов, лежа на животе. Их мышцы уже достаточно сильны, чтобы опереться на руки и тем самым еще больше увеличить пространство обзора.
            • Ребенок может свободно держать голову к концу четвертого месяца. В этом возрасте он может поднимать голову на 90 градусов, лежа на животе, и может лучше поворачивать голову, так как мышцы шеи у него уже достаточно сильны.
            • К шестимесячному возрасту ребенок уже практически полностью контролирует движения головой и может поворачивать ее, чтобы увидеть предметы, наклонять ее, когда ребенка пытаются посадить или поднять, когда его ставят на ноги.
            • В возрасте семи месяцев малыш полностью контролирует движения головы, они становятся плавными.

            2. Способность издавать звуки

            • В двухмесячном возрасте ребенок может агукать и гулить.
            • В конце третьего месяца ребенок начинает хихикать и визжать, поскольку в этом возрасте развиваются его голосовые связки. Диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается.
            • Младенцы начинают лепетать к концу четвертого месяца. Они издают простые гласные звуки, такие как «а», «о» и т. д.
            • В течение следующих двух месяцев диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается, и к концу шестого месяца он может издавать сочетания гласных и согласных звуков. В конце восьмого месяца он начинает говорить «мама» и «папа». Но малыш не различает смысл этих слов и произвольно может называть так любого из родителей.
            • В конце девятого месяца ребенок пытается выговаривать слова, но его произношение далеко от совершенства. В двенадцать месяцев он правильно говорит слова «мама» и «папа», а также простейшие односложные слова («да», «нет», «дай»). Также он использует междометия для выражения своих эмоций.

            Следующие несколько показателей развития касаются сферы двигательной моторики ребенка.

            3. Перекатывание

            • Четырехмесячный ребенок перекатывается со спины на бок и с живота на спину. Ребенок перекатывается только в одном направлении.
            • В шесть месяцев ребенок может перекатываться в двух направлениях: с живота на спину и обратно на живот.

            4. Сидение

            • В конце второго месяца ребенок может сидеть при помощи родителей. Но только в четыре месяца он способен принимать правильное сидячее положение при поддержке родителей: мышцы его шеи достаточно сильны, чтобы предотвратить резкие движения шеи.
            • Через шесть месяцев ребенок может сидеть без поддержки. В девять месяцев – самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть в течение 7–10 минут.
            • В десять месяцев ребенок обычно сидит, а не лежит на животе – это становится его естественной позой. К концу первого года он может садиться из положения стоя.

            5. Ползание

            • Со второго месяца ребенок может поднимать голову и опираться на руки. Со временем он совершенствует этот навык. Это становится основой для ползания.
            • Дети начинают ползать в возрасте 7–9 месяцев. Этот навык максимально развивается к концу девятого месяца. Ползание укрепляет мышцы ребенка и создает основу для того, чтобы ребенок стал на ноги.

            6. Поднятие на ноги

            • Трехмесячный ребенок может частично держать вес своего тела на ногах, когда родители ставят его.
            • В четырехмесячном возрасте ребенок переставляет ноги, когда его ставят на твердую поверхность. В шестимесячном возрасте он подпрыгивает на ногах, когда его поддерживают родители.
            • К концу девятого месяца ребенок может стоять на одном месте, держась за неподвижный объект.
            • В 12 месяцев ребенок может стоять, не опираясь на посторонние предметы, но еще не может ходить. Однако, находясь в устойчивом положении, он пытается самостоятельно сделать несколько шагов. Это показатель развития его крупной моторики.

            7. Первые шаги

            Умение стоять на ногах приводит к тому, что к концу одиннадцатого месяца ребенок начинает ходить с поддержкой родителей.

            После 12-ти месяцев ребенок делает попытку первых шагов без поддержки родителей. Это главный показатель развития ребенка в первый год его жизни.

            Следующие показатели касаются сенсорного развития ребенка.

            8. Смех и улыбка

            • Первая улыбка ребенка появляется в возрасте двух месяцев. К трехмесячному возрасту ребенок улыбается родителям и тем, кто проявляет к нему дружелюбие.
            • В четыре месяца ребенок начинает смеяться.
            • Когда ребенок растет, он начинает улыбаться и смеяться в различных ситуациях: когда видит знакомое лицо, любимую игрушку, бутылочку с едой или просто видит что-то, что кажется ему смешным. В возрасте шести месяцев он улыбается, думая о чем-то.

            9. Слух

            • Ребенок слышит с рождения, поэтому он успокаивается, когда слышит голоса своих родителей.
            • С двухмесячного возраста младенцы поворачивают голову к источнику звука, иногда не совсем точно.
            • К концу третьего месяца ребенок может точно определять местоположение источника звука.
            • Шестимесячный ребенок способен не только видеть источник звука, но и реагировать на него. Это важный показатель развития малыша. В девятимесячном возрасте мозг ребенка способен лучше обрабатывать звуки, поэтому ребенку под силу подражать звукам, которые он слышит.
            • В 12-месячном возрасте у ребенка уже хорошо развит слух. Теперь он может распознавать несколько уникальных звуков и определять голос знакомых людей.

            10. Развитие зрения

            • Зрение новорожденных детей нечеткое, и дети не могут сфокусироваться на том или ином объекте. Яркие цвета и контрастные объекты привлекают их внимание. Большие объекты также вызывают у них интерес.
            • В конце первого месяца ребенок бегло смотрит на лица людей. Его все еще привлекают яркие объекты, находящиеся на расстоянии около метра.
            • В течение первых двух месяцев жизни ребенка родителям может казаться, что у него косоглазие. У ребенка еще недостаточно развиты мышцы, поддерживающие глазные яблоки. Эта проблема обычно устраняется к концу второго месяца. Ребенок может следить за движением близлежащих объектов и обращает внимание на лица.
            • К концу третьего месяца ребенок координирует зрение с движениями рук. У него развивается восприятие глубины пространства.
            • В четыре месяца зрение ребенка правильно скоординировано с движениями рук. Ребенок легко воспринимает пространство большой глубины. У него развивается стереоскопическое зрение.
            • В пять месяцев ребенок способен видеть на большом расстоянии. Он может издалека распознать знакомое лицо. Ребенок улыбается, когда видит знакомое лицо или предмет.
            • В этом возрасте дети также имеют хорошее восприятие цветов – такое же, как у взрослых.
            • В шесть месяцев ребенок использует зрение для исследования окружающего мира. Координация зрения и движений у него улучшается благодаря тому, что он недавно научился ползать.
            • В возрасте девяти месяцев у ребенка окончательно формируется цвет глаз.
            • В возрасте одного года ребенок видит мир так же, как взрослые. Они видят множество цветов и оттенков, хорошо воспринимают пространство и могут оценивать путь движущегося объекта.

            11. Ночной сон

            • Первые несколько месяцев ребенок будет спать одинаковое количество времени днем и ночью. Например, младенцы до одного месяца спят в целом до 16 часов в день – по 8 часов днем и ночью.
            • Время дневного сна сокращается к шестимесячному возрасту. Теперь ребенок спит 4 часа днем и 8-9 – ночью.
            • Когда ребенок достигает возраста двенадцати месяцев, время его дневного сна уменьшается до трех часов, а ночного – увеличивается до одиннадцати.

            12. Хватание

            • Новорожденные дети сжимают кулачки, чтобы схватить руку родителей, которые гладят его по ладони. Это называется хватательным рефлексом, он присутствует у ребенка с момента рождения. Хватательный рефлекс также проявляется в том, что новорожденный ребенок пытается схватить пальцами ног руку, которая гладит его по ступне. Такая особенность не имеет практического применения и исчезает примерно в шесть месяцев.
            • В шесть месяцев ребенок может взять предмет с плоской поверхности, используя все пальцы.
            • К концу семи месяцев ребенок может брать маленькие предметы, используя для этого подушечки большого и указательного пальцев.
            • В девять месяцев ребенок может собирать мелкие предметы с поверхности, используя для этого большой и указательный пальцы.
            • В 12-ть месяцев ребенок развивает сложные навыки хватания предметов. Он может хватать предметы, например, большим и средним пальцами и т. д.

            13. Употребление твердой пищи

            • Младенцы могут есть перемолотую еду с шести месяцев, когда развивается их пищеварительная система. В шесть месяцев ребенок способен сидеть и держать голову, это является предпосылками к началу употребления твердой пищи.
            • К концу седьмого месяца дети умеют пережевывать пищу и закрывают рот после того, как их кормят с ложечки.
            • В восемь месяцев ребенок может кусать твердую пищу.
            • В девять месяцев ребенку под силу брать кусочки еды большим и указательным пальцами. Это самое лучшее время, чтобы начать учить ребенка пользоваться столовыми приборами.
            • Чем старше становится ребенок, тем меньше у него проявляется рвотный рефлекс. Это естественный для ребенка способ избавляться от твердых кусочков пищи, чтобы не задохнуться. Ребенок также лучше контролирует движения языка, челюстей и открывает рот, когда его кормят с ложечки.
            • В 12-ть месяцев ребенок может самостоятельно есть несколько блюд. В этот период можно давать ему молоко и яйца.

            14. Прорезывание зубов

            • Первыми у ребенка прорезаются два нижних передних резца. Это происходит в период 7–9-ти месяцев.
            • После этого, в возрасте 9–10-ти месяцев, прорезаются верхние резцы.
            • Нижние боковые резцы прорезаются в 11–12 месяцев, а верхние – в 12–13.
            • К концу первого года у ребенка прорезаются максимум 8 зубов: 2 верхних и 2 нижних передних резца; 2 верхних и 2 нижних боковых резца.

            В первый год жизни у детей также развивается познавательная сфера.

            15. Развитие познавательной сферы

            • В возрасте двух месяцев дети начинают анализировать окружающий мир: предметы, людей и т. д.
            • В возрасте четырех месяцев ребенок достигает главного показателя развития познавательной сферы, когда начинает экспериментировать с причинами и следствиями. Ребенок выполняет различные действия, чтобы увидеть последствия и реакцию родителей.
            • В возрасте шести месяцев у ребенка развивается любопытство. Ребенок берет в руки различные предметы, рассматривает их, чтобы понять, как они устроены. В этом возрасте ребенок впервые реагирует на собственное имя.
            • К концу семи месяцев дети понимают постоянство объектов. Иными словами, они понимают, что предмет не исчезает даже тогда, когда его прячут. Им нравится игра в прятки и подобные игры.
            • В возрасте восьми месяцев ребенок может удерживать внимание на объектах не более чем на три минуты, но при этом он проявляет любопытство по отношению к предметам, которые видит вокруг.
            • В возрасте девяти месяцев ребенок копирует жесты и действия окружающих. Это важный показатель развития ребенка в первый год его жизни. К концу десяти месяцев ребенок становится намного умнее, чем раньше. Например, если вы спрячете какой-то предмет в комнате, ребенок легко сможет его найти.
            • В 12-ть месяцев ребенок понимает названия нескольких предметов, которые его окружают, и их предназначение. Например, он знает, что по телефону можно говорить с другим человеком, приложив трубку к уху, а расческа нужна, чтобы расчесывать волосы. Ребенок учится у родителей, наблюдая за ними и повторяя их действия.

            16. Социальное и эмоциональное развитие

            • Новорожденные проявляют чувствительное восприятие по отношению к знакомым людям, в частности, родителям. Например, ребенок может перестать плакать, когда услышит голос мамы или когда она возьмет его на руки.
            • К концу второго месяца ребенок понимает, что родители о нем заботятся. Он начинает улыбаться людям, которые постоянно с ним взаимодействуют (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, которые сидят с ним).
            • В четыре месяца ребенок любит играть с людьми, улыбается им, реагирует на их действия. Он плачет в определенных ситуациях: когда голоден, устал или чувствует боль.
            • В возрасте шести месяцев ребенок узнает знакомые лица, а с незнакомыми людьми чувствует себя некомфортно. В этом возрасте проявляются особенности характера ребенка. Он может быть застенчивым, раздражительным, спокойным или дружелюбным. Эти особенности связаны с его врожденным темпераментом.
            • В возрасте восьми месяцев ребенок понимает, что родители связаны с чувством теплоты и безопасности. В 9–12 месяцев дети испытывают тревогу из-за разлуки с родителями. Ребенок много плачет, когда родители находятся вне поля его зрения. В возрасте одного года дети чувствуют страх перед незнакомыми людьми. Они берут маму или папу за руку, чтобы ощутить себя комфортно. Годовалый ребенок отказывается пойти на руки к незнакомому человеку и соглашается, чтобы его взял на руки кто-то, кого он хорошо знает.

            Будьте внимательны в моменты, когда ребенок достигает показателей развития. Но вместе с тем помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому стоит проявить терпение. Занятия и игры с ребенком помогут ему вовремя достичь всех необходимых показателей развития. Поэтому играйте, взаимодействуйте с ребенком, помогайте ему социализироваться. Это поможет ему расти и развиваться.

            Оцените публикацию

            Рейтинг статьи:
            5.00 из 5 на основе
            3 оценок.

            Развитие ребенка
            16.08.2018

            Источник