Основные качественные и количественные показатели развития ребенка

Методика обследования уровня развития основных движений
- Определение степени владения правильной ходьбой
- Обследование бега:
- 10 м (с ходу)
- 10 м (со старта)
- 30 м (со старта)
- Обследование выполнения прыжка:
- в длину с места
- в длину с разбега
- в высоту с разбега
- Выявление уровня развития:
- метания на дальность
- метания в цель
Определение степени владения правильной ходьбой проводится на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях. Педагог поочередно выделяет по 4 – 5 детей и оценивает выполнение ими нижеследующих элементов, заполняя протокол.
В привычной обстановке ребенок чувствует себя непринужденно и демонстрирует тот уровень владения ходьбой, который ему свойственен.
Предлагаемая таблица выделяет опорные элементы для наблюдения и облегчает их фиксирование. После заполнения наглядно видны ошибки, характерные для большого числа детей (устранение ошибок будет осуществляться при индивидуальной работе во всех ее формах).
Учет уровня развития ходьбы
От «____» ____________201__г.
№ п/п | Качественные показатели | ||||||
Ф.И. ребенка | Движения ног | Движения рук | Согласованные движения рук и ног | Легкий шаг | Сохранение направления | ||
Туловище прямо | Голова прямо | Плечи расправлены | Отсутствие шарканья | Наличие переката | Пятки сближены, носки разведены | Энергичное размахивание | Вперед — назад |
Обследование бега проводится в специально организованной обстановке. Дети делятся на 3 подгруппы (по 7 – 8 ) детей. В паре детям предлагается пробежать быстрее до флажка и взять его.
Детям второй младшей группы предлагается пробежать 10 м. Причем выполнение данного обследования проводится только в конце года.
В средней группе предлагается пробежать 20 м.
В старшем дошкольном возрасте – 30 м.
Флажок, к которому стремятся дети, находится на 4 – 5 м дальше отметки установленной дистанции для того, чтобы избежать торможения к концу дистанции.
Каждый ребенок в порядке очередности пробегает указанную дистанцию 2 раза, а один из педагогов секундомером фиксирует результат, одновременно занося качественные показатели выполнения движения в таблицу. В графу «Количественные показатели» заносится лучший результат из двух попыток.
Учет уровня развития бега
От «____» ____________201__г.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Качественные показатели | |||||
Движения ног | Движения рук | Согласованные движения рук и ног | Легкость бега | Сохранение направления | |||
Количественные показатели на ___ м | Туловище прямо | Голова прямо | Энергичное отталкивание | Хороший полет | Наличие переката | Энергичные | Согнуты в локтях |
Количественные показатели бега оцениваются по пробеганию на скорость 10 м (со старта и с ходу) и 30 м (со старта).
Средние показатели быстроты бега на 10 м (с ходу)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 3.08 – 3.26 | 2.84 – 3.0 | 2.32 – 2.38 | 2.07 – 2.12 | 1.92 – 1.99 |
девочки | 3.16 – 3.32 | 2.87 – 3.01 | 2.38 – 2.44 | 2.17 – 2.23 | 1.97 – 2.02 |
Средние возрастные показатели бега на 10 м (со старта)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 2.87 – 2.93 | 2.58 – 2.62 | 2.47 – 2.53 |
девочки | 3.34 – 3.46 | 2.68 – 2.72 | 2.57 – 2.63 |
Средние показатели скорости бега на 30 м (со старта)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 8.42 – 8.58 | 8.03 – 8.17 | 7.24 – 7.36 | 6.43 – 6.57 |
девочки | 8.4 – 10.4 | 8.41 – 8.6 | 7.73 – 7.87 | 6.93 – 7.07 |
Обследование выполнения прыжка в длину с места проводится на участке в прыжковой яме или в помещении с использованием ковровой дорожки, перевернутой ворсом вниз. На расстоянии 25 – 30 см от одного ее конца мелом наносится линия, от которой дети должны прыгать. От линии отталкивания следует сделать разметки через 10 см, в результате чего облегчается измерение результатов прыжка. Для обследования детей делят на подгруппы по 6 – 8 человек. Каждый ребенок с небольшими интервалами выполняет три попытки.
Обследование проводят два педагога: один выполняет организационные функции и измеряет количественный результат, а другой фиксирует качественные показатели выполнения прыжка в таблице. В графу «Количественные результаты» вписывается лучший результат из трех попыток.
По количественным и качественным показателям прыжков можно судить о степени сформированности самого движения у детей разных возрастных групп, о состоянии общей координированности движений и развития мышц ног, о степени развития прыгучести.
Оценка показателей выполнения прыжков в длину с места может быть осуществлена на основе сравнения со следующими результатами.
Уровень развития прыжка в длину (с места)
№ п /п | Ф.И. ребенка | Ноги расставлены | Качественные показатели | ||||||||||||||||||
Исходное положение | Отталкивание | Полет | Приземление | ||||||||||||||||||
Ступни параллельны | Ступни параллельны | Ноги согнуты в коленях | Туловище наклонено вперед | Голова прямо | Руки отведены назад | Поднять руки вверх, подняться на носки, присесть, руки назад | Толчок одновременно двумя ногами | Энергичное выпрямление ног | Энергичный взмах руками | Одновременное отталкивание и взмах | Выпрямление туловища | Ноги согнуты в коленях | Группировка | Постепенное опускание рук | Одновременно на две ноги | Ноги полусогнуты в коленях | Наличие переката | Туловище вперед | Голова прямо | Движение рук вперед — назад | Сохранение равновесия |
1. | |||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||
3. |
Уровень развития прыжка в длину (с места)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 46,4 – 67,6 | 52,0 – 75,2 | 67,8 – 91,4 | 78,2 – 108,0 | 87,7 – 118,5 |
девочки | 38,0 – 64,0 | 47,2 – 69,6 | 68,5 – 87,9 | 74,5 – 99,9 | 84,8 – 112,2 |
Обследование прыжка в длину с разбега организуется на участке в прыжковой яме только у старших дошкольников: у детей старшей группы в конце года, а у детей подготовительной к школе группы в начале и в конце учебного года. Для разбега отмечается расстояние (4 – 6 м). Отталкивание должно выполняться на планке. Если ребенок не доступает или переступает планку, то результат засчитывается в любом случае и измеряется от носка толчковой ноги до пятки при приземлении, даже если ребенок не сохраняет равновесие. В обследовании участвуют два педагога: один заполняет протокол, а другой измеряет расстояние, заравнивает следы на песке. Дети приглашаются подгруппами по 6 – 8 человек, и каждый ребенок делает по три попытки с небольшим интервалом. В протокол вносится лучший результат.
Согласно данным программы воспитания и обучения в детском саду, дети 5 лет имеют результаты 100 – 130 см, а дети 6 лет – не менее 180 см.
Учет уровня развития прыжка в длину (с разбега)
От « ___» _____________________________20___г.
№ п /п | Ф.И. ребенка | Количественный показатель, см | Качественные показатели | |||||||||||||||
Разбег | Слитное выполнение разбега и толчка | Толчок | Полет | Приземление | ||||||||||||||
Разбег с ускорением | Последний короткий шаг | Толчковая нога согнута | Толчок одной ногой | Толчок вперед — вверх | Энергичное выпрямление толчковой ноги | Мах другой согнутой ногой | Энергичный взмах руками | Одновременный толчок ногой и взмах руками | Туловище наклонено вперед | Группировка | Ноги подтянуты к груди | Одновременно на две ноги | На полусогнутые ноги | Наличие переката | Голова прямо | Свободный взмах руками | Туловище наклонено вперед | Сохранение равновесия |
1. |
У детей старшего дошкольного возраста обследуется уровень владения прыжком в высоту с разбега (в старшей группе в конце учебного года, в подготовительной к школе группе – исходный уровень и достигнутый результат). Выполнение задания может организовываться как на участке (в прыжковой яме), так и в зале (приземление на мат). Разбег выполняется с 4 – 6 м. Обследование проводится в подгруппах по 6 – 8 человек. Первоначально детям предлагается в порядке очередности преодолеть планку (шнур) на высоте 20 см. Если ребенок берет данную высоту с первой попытки, то через нее он больше не прыгает. Если первая попытка не увенчается взятием той или иной высоты, то используется вторая и третья попытки.
По результатам трех попыток фиксируется результат. После взятия высоты планка поднимается на 5 см, и дети в порядке очередности снова преодолевают новую высоту. Планка поднимается до высоты 45 – 50 см.
Учет уровня развития прыжка в высоту (с разбега)
От « ___» _____________________________20___г.
№ п /п | Ф.И. ребенка | Количественный показатель, см | Качественные показатели | ||||||||||||||||
Разбег | Слитное выполнение разбега и толчка | Толчок | Полет | Приземление | |||||||||||||||
Разбег с ускорением | Последний короткий шаг | Толчковая нога согнута | Толчок одной ногой | Толчок вверх — вперед | Энергичное выпрямление толчковой ноги | Сгибание маховой ноги | Энергичный взмах руками | Толчок – перекат с пятки на носок | Сочетание толчка и взмаха руками | Туловище наклонено вперед | Группировка | Обе ноги подтянуты к груди | Одновременно на две ноги | Ноги полусогнуты в коленях | Наличие переката | Голова прямо | Свободный вынос рук | Туловище наклонено вперед | Сохранение равновесия |
1. |
Для выявления уровня развития метания на дальность используется метание мешочков весом 200 г (размер 7 × 12 см). Обследование следует проводить на асфальтированной или бетонной дорожке шириной 3 м и длиной 15 – 20 м. Метание на дорожке способствует большей точности броска в заданном направлении. Дорожка размечается поперечными линиями через каждый метр, на концах линии с обеих сторон дорожки ставятся цифры, обозначающие метраж от линии броска. Короткими линиями отмечаются полуметровые расстояния, а для ускорения процесса обследования, большей точности и объективности показателей можно дополнительно отметить дециметры цветными мелками. Место, откуда дети будут выполнять бросок, следует обозначить двумя линиями с расстоянием между ними 40 см и заштриховать его, т.е. обозначить площадку, где ребенок может принять нужную позу. Для стимулирования дальности броска необходимо на расстоянии примерно в 1,2 раза больше средних возрастно-половых нормативов расположить предмет – ориентир. Детям следует объяснить, что мешочек должен лететь, как самолет, — высоко и далеко, считается лишь то расстояние, которое самолет пролетает по воздуху, попросить постараться, чтобы их мешочки долетели до флажка (любой другой ориентир), а может быть и дальше. Обращается внимание, что нельзя выходить вперед из площадки, очерченной мелом.
Дети обследуются по подгруппам в 4 – 5 человек. Выполняются три броска сначала одной рукой, а затем три броска другой рукой, причем мешочки двух цветов (свой цвет для каждой руки) лежат по три штуки в детских ведерках, стоящих слева и справа от бросающего. Собирают мешочки только после того, как сделаны все шесть бросков: лежащий на дорожке мешочек служит своеобразным ориентиром, до которого ребенок будет стремиться добросить в следующей попытке. Собирает мешочки тот ребенок, который должен бросать следующим. Пока педагоги измеряют расстояние и заполняют протокол, ребенок готовится к метанию. В протокол заносится самый высокий результат метания для каждой руки, и поэтому расстояние оценивается по дальнему мешочку одного и другого цвета.
Учет уровня развития метания вдаль (метание мешочков весом ______)
От « ___» _____________________________20___г.
№ п /п | Ф.И. ребенка | Количественный показатель, см | Качественные показатели | ||||||||||||||
Способ | Исходное положение | Замах | Бросок | ||||||||||||||
Набивной мяч весом 1 кг двумя руками | От головы одной рукой | Снизу одной рукой | Теннисный мяч одной рукой | Одна нога впереди, другая сзади | Наличие перекрестной координации | Перенос тяжести тела на впередистоящую ногу | Наличие замаха рукой | Поворот туловища | Перенос тяжести тела на полусогнутую сзади стоящую ногу | Резкое выпрямление руки | Движение туловища вперед | Перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу | Энергичный толчок сзади стоящей ногой | Сохранение заданного направления | Правильная траектория | Сохранение равновесия | Выполнение дополнительных движений для сохранения равновесия |
1. |
Для обследования метания в цель организуется попадание в мишень диаметром 1 м с расстояния 3 м для детей 4 лет и с расстояния 4 м для старших дошкольников. На мишени ядро (диаметром 20 см) и четыре разноцветных кольца (ширина каждого кольца 10 см). Ребенок делает 10 бросков. Количество очков подсчитывается из расчета: попадание в ядро – 5 очков, в кольцо около ядра – 4 очка и т.д. (по мере удаления от ядра количество очков снижается на 1). Затем подсчитываются набранные очки. Броски выполняются в два захода. Метание производится мешочком весом 150 – 200 г или теннисными мячами. Ядро мишени находится чуть выше глаз ребенка. Способ метания определяет сам ребенок, метание выполняется удобной для ребенка рукой. В протоколе заполняются графы, соответствующие действиям правой или левой руки.
Учет уровня развития метания в цель (метание мешочков весом ___)
От « ___» _____________________________20___г.
№ п /п | Ф.И.ребенка | Количество попаданий | Качественные показатели | |||||||||||
Способ | Подготовительная фаза | Бросок | ||||||||||||
От плеча одной рукой | От головы одной рукой | Снизу одной рукой | Одна нога впереди, другая сзади | Наличие перекрестной координации | Перенос тяжести на впереди стоящую ногу | Наличие прицеливания | Плавный переход к замаху | Наличие небольшого замаха | Перенос тяжести на полусогнутую сзади стоящую ногу | Перенос тяжести на впереди стоящую ногу | Достаточная сила броска | Соблюдение необходимой амплитуды | Точность направления | Сохранение равновесия |
1. |
Средние показатели дальности метания (мешочка весом 200 г), м
(данные А.П. Усовой)
Возраст | Правая рука | Левая рука | |
4 года | мальчики | 4,15 – 4,43 | 3,14 – 3,36 |
девочки | 2,79 – 2,97 | 2,47 – 2,63 | |
5 лет | мальчики | 5,77 – 6,09 | 4,31 – 4,63 |
девочки | 4,26 – 4,54 | 3,43 – 3,69 | |
6 лет | мальчики | 8,34 – 8,86 | 5,87 – 6,33 |
девочки | 5,5 – 5,9 | 4,46 – 4,74 | |
7 лет | мальчики | 10,13 – 10,55 | 6,78 – 7,1 |
девочки | 5,96 – 6,26 | 4,6 – 4,82 |
Средние показатели метания теннисного мяча вдаль, м
(данные Л.И. Пензулаевой)
Возраст | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 3,03 – 5,03 | 4,21 – 7,61 | 7,22 – 11,42 | 10,2 – 16,2 |
девочки | 2,52 – 4,3 | 3,14 – 5,1 | 4,31 – 6,95 | 5,5 – 8,5 |
Средние показатели метания вдаль, м
(набивного мяча весом 1 кг)
Возраст | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 1,17 – 1,57 | 1,19 – 1,85 | 2,2 – 3,8 | 2,8 – 4,3 | 3,3 – 4,4 |
девочки | 0,97 – 1,53 | 0,97 – 1,78 | 2 – 3,3 | 2,4 – 3,5 | 2,8 – 4,3 |
Источник
![]() | Рейтинг Важно следить за тем, чтобы ребенок в первый год жизни достигал необходимых показателей развития |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Мамы, у которых рождается первый ребенок, хотят поскорее увидеть, как он начнет ползать, улыбаться, встанет на ноги и заговорит. Однако мамы не знают, вовремя ли ребенок обретает необходимые навыки.
Показатели развития младенцев важны для того, чтобы понять, в каком темпе они растут и развиваются. Родители должны тщательно следить за этим, чтобы предотвратить возможные расстройства и отклонения. Рассмотрим 16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни. Это поможет вам видеть общую картину и предусмотреть дальнейшее развитие событий.
Что такое показатели развития ребенка
Показатели развития свидетельствуют о том, что ребенок здоров и развивается в нормальном темпе. Ребенок может одновременно достигать нескольких показателей.
Показатели развития делятся на когнитивные, физические, социальные и эмоциональные. Самые важные показатели развития достигаются в течение первого года жизни ребенка.
16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни
Рассмотрим ключевые показатели нормального развития ребенка в течение первого года жизни.
1. Способность держать голову
- В конце первого месяца жизни главным показателем развития ребенка является его способность моментально поднимать голову, лежа на животе.
- К концу второго месяца дети могут поднимать голову на 45 градусов, лежа на животе. Их мышцы уже достаточно сильны, чтобы опереться на руки и тем самым еще больше увеличить пространство обзора.
- Ребенок может свободно держать голову к концу четвертого месяца. В этом возрасте он может поднимать голову на 90 градусов, лежа на животе, и может лучше поворачивать голову, так как мышцы шеи у него уже достаточно сильны.
- К шестимесячному возрасту ребенок уже практически полностью контролирует движения головой и может поворачивать ее, чтобы увидеть предметы, наклонять ее, когда ребенка пытаются посадить или поднять, когда его ставят на ноги.
- В возрасте семи месяцев малыш полностью контролирует движения головы, они становятся плавными.
2. Способность издавать звуки
- В двухмесячном возрасте ребенок может агукать и гулить.
- В конце третьего месяца ребенок начинает хихикать и визжать, поскольку в этом возрасте развиваются его голосовые связки. Диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается.
- Младенцы начинают лепетать к концу четвертого месяца. Они издают простые гласные звуки, такие как «а», «о» и т. д.
- В течение следующих двух месяцев диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается, и к концу шестого месяца он может издавать сочетания гласных и согласных звуков. В конце восьмого месяца он начинает говорить «мама» и «папа». Но малыш не различает смысл этих слов и произвольно может называть так любого из родителей.
- В конце девятого месяца ребенок пытается выговаривать слова, но его произношение далеко от совершенства. В двенадцать месяцев он правильно говорит слова «мама» и «папа», а также простейшие односложные слова («да», «нет», «дай»). Также он использует междометия для выражения своих эмоций.
Следующие несколько показателей развития касаются сферы двигательной моторики ребенка.
3. Перекатывание
- Четырехмесячный ребенок перекатывается со спины на бок и с живота на спину. Ребенок перекатывается только в одном направлении.
- В шесть месяцев ребенок может перекатываться в двух направлениях: с живота на спину и обратно на живот.
4. Сидение
- В конце второго месяца ребенок может сидеть при помощи родителей. Но только в четыре месяца он способен принимать правильное сидячее положение при поддержке родителей: мышцы его шеи достаточно сильны, чтобы предотвратить резкие движения шеи.
- Через шесть месяцев ребенок может сидеть без поддержки. В девять месяцев – самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть в течение 7–10 минут.
- В десять месяцев ребенок обычно сидит, а не лежит на животе – это становится его естественной позой. К концу первого года он может садиться из положения стоя.
5. Ползание
- Со второго месяца ребенок может поднимать голову и опираться на руки. Со временем он совершенствует этот навык. Это становится основой для ползания.
- Дети начинают ползать в возрасте 7–9 месяцев. Этот навык максимально развивается к концу девятого месяца. Ползание укрепляет мышцы ребенка и создает основу для того, чтобы ребенок стал на ноги.
6. Поднятие на ноги
- Трехмесячный ребенок может частично держать вес своего тела на ногах, когда родители ставят его.
- В четырехмесячном возрасте ребенок переставляет ноги, когда его ставят на твердую поверхность. В шестимесячном возрасте он подпрыгивает на ногах, когда его поддерживают родители.
- К концу девятого месяца ребенок может стоять на одном месте, держась за неподвижный объект.
- В 12 месяцев ребенок может стоять, не опираясь на посторонние предметы, но еще не может ходить. Однако, находясь в устойчивом положении, он пытается самостоятельно сделать несколько шагов. Это показатель развития его крупной моторики.
7. Первые шаги
Умение стоять на ногах приводит к тому, что к концу одиннадцатого месяца ребенок начинает ходить с поддержкой родителей.
После 12-ти месяцев ребенок делает попытку первых шагов без поддержки родителей. Это главный показатель развития ребенка в первый год его жизни.
Следующие показатели касаются сенсорного развития ребенка.
8. Смех и улыбка
- Первая улыбка ребенка появляется в возрасте двух месяцев. К трехмесячному возрасту ребенок улыбается родителям и тем, кто проявляет к нему дружелюбие.
- В четыре месяца ребенок начинает смеяться.
- Когда ребенок растет, он начинает улыбаться и смеяться в различных ситуациях: когда видит знакомое лицо, любимую игрушку, бутылочку с едой или просто видит что-то, что кажется ему смешным. В возрасте шести месяцев он улыбается, думая о чем-то.
9. Слух
- Ребенок слышит с рождения, поэтому он успокаивается, когда слышит голоса своих родителей.
- С двухмесячного возраста младенцы поворачивают голову к источнику звука, иногда не совсем точно.
- К концу третьего месяца ребенок может точно определять местоположение источника звука.
- Шестимесячный ребенок способен не только видеть источник звука, но и реагировать на него. Это важный показатель развития малыша. В девятимесячном возрасте мозг ребенка способен лучше обрабатывать звуки, поэтому ребенку под силу подражать звукам, которые он слышит.
- В 12-месячном возрасте у ребенка уже хорошо развит слух. Теперь он может распознавать несколько уникальных звуков и определять голос знакомых людей.
10. Развитие зрения
- Зрение новорожденных детей нечеткое, и дети не могут сфокусироваться на том или ином объекте. Яркие цвета и контрастные объекты привлекают их внимание. Большие объекты также вызывают у них интерес.
- В конце первого месяца ребенок бегло смотрит на лица людей. Его все еще привлекают яркие объекты, находящиеся на расстоянии около метра.
- В течение первых двух месяцев жизни ребенка родителям может казаться, что у него косоглазие. У ребенка еще недостаточно развиты мышцы, поддерживающие глазные яблоки. Эта проблема обычно устраняется к концу второго месяца. Ребенок может следить за движением близлежащих объектов и обращает внимание на лица.
- К концу третьего месяца ребенок координирует зрение с движениями рук. У него развивается восприятие глубины пространства.
- В четыре месяца зрение ребенка правильно скоординировано с движениями рук. Ребенок легко воспринимает пространство большой глубины. У него развивается стереоскопическое зрение.
- В пять месяцев ребенок способен видеть на большом расстоянии. Он может издалека распознать знакомое лицо. Ребенок улыбается, когда видит знакомое лицо или предмет.
- В этом возрасте дети также имеют хорошее восприятие цветов – такое же, как у взрослых.
- В шесть месяцев ребенок использует зрение для исследования окружающего мира. Координация зрения и движений у него улучшается благодаря тому, что он недавно научился ползать.
- В возрасте девяти месяцев у ребенка окончательно формируется цвет глаз.
- В возрасте одного года ребенок видит мир так же, как взрослые. Они видят множество цветов и оттенков, хорошо воспринимают пространство и могут оценивать путь движущегося объекта.
11. Ночной сон
- Первые несколько месяцев ребенок будет спать одинаковое количество времени днем и ночью. Например, младенцы до одного месяца спят в целом до 16 часов в день – по 8 часов днем и ночью.
- Время дневного сна сокращается к шестимесячному возрасту. Теперь ребенок спит 4 часа днем и 8-9 – ночью.
- Когда ребенок достигает возраста двенадцати месяцев, время его дневного сна уменьшается до трех часов, а ночного – увеличивается до одиннадцати.
12. Хватание
- Новорожденные дети сжимают кулачки, чтобы схватить руку родителей, которые гладят его по ладони. Это называется хватательным рефлексом, он присутствует у ребенка с момента рождения. Хватательный рефлекс также проявляется в том, что новорожденный ребенок пытается схватить пальцами ног руку, которая гладит его по ступне. Такая особенность не имеет практического применения и исчезает примерно в шесть месяцев.
- В шесть месяцев ребенок может взять предмет с плоской поверхности, используя все пальцы.
- К концу семи месяцев ребенок может брать маленькие предметы, используя для этого подушечки большого и указательного пальцев.
- В девять месяцев ребенок может собирать мелкие предметы с поверхности, используя для этого большой и указательный пальцы.
- В 12-ть месяцев ребенок развивает сложные навыки хватания предметов. Он может хватать предметы, например, большим и средним пальцами и т. д.
13. Употребление твердой пищи
- Младенцы могут есть перемолотую еду с шести месяцев, когда развивается их пищеварительная система. В шесть месяцев ребенок способен сидеть и держать голову, это является предпосылками к началу употребления твердой пищи.
- К концу седьмого месяца дети умеют пережевывать пищу и закрывают рот после того, как их кормят с ложечки.
- В восемь месяцев ребенок может кусать твердую пищу.
- В девять месяцев ребенку под силу брать кусочки еды большим и указательным пальцами. Это самое лучшее время, чтобы начать учить ребенка пользоваться столовыми приборами.
- Чем старше становится ребенок, тем меньше у него проявляется рвотный рефлекс. Это естественный для ребенка способ избавляться от твердых кусочков пищи, чтобы не задохнуться. Ребенок также лучше контролирует движения языка, челюстей и открывает рот, когда его кормят с ложечки.
- В 12-ть месяцев ребенок может самостоятельно есть несколько блюд. В этот период можно давать ему молоко и яйца.
14. Прорезывание зубов
- Первыми у ребенка прорезаются два нижних передних резца. Это происходит в период 7–9-ти месяцев.
- После этого, в возрасте 9–10-ти месяцев, прорезаются верхние резцы.
- Нижние боковые резцы прорезаются в 11–12 месяцев, а верхние – в 12–13.
- К концу первого года у ребенка прорезаются максимум 8 зубов: 2 верхних и 2 нижних передних резца; 2 верхних и 2 нижних боковых резца.
В первый год жизни у детей также развивается познавательная сфера.
15. Развитие познавательной сферы
- В возрасте двух месяцев дети начинают анализировать окружающий мир: предметы, людей и т. д.
- В возрасте четырех месяцев ребенок достигает главного показателя развития познавательной сферы, когда начинает экспериментировать с причинами и следствиями. Ребенок выполняет различные действия, чтобы увидеть последствия и реакцию родителей.
- В возрасте шести месяцев у ребенка развивается любопытство. Ребенок берет в руки различные предметы, рассматривает их, чтобы понять, как они устроены. В этом возрасте ребенок впервые реагирует на собственное имя.
- К концу семи месяцев дети понимают постоянство объектов. Иными словами, они понимают, что предмет не исчезает даже тогда, когда его прячут. Им нравится игра в прятки и подобные игры.
- В возрасте восьми месяцев ребенок может удерживать внимание на объектах не более чем на три минуты, но при этом он проявляет любопытство по отношению к предметам, которые видит вокруг.
- В возрасте девяти месяцев ребенок копирует жесты и действия окружающих. Это важный показатель развития ребенка в первый год его жизни. К концу десяти месяцев ребенок становится намного умнее, чем раньше. Например, если вы спрячете какой-то предмет в комнате, ребенок легко сможет его найти.
- В 12-ть месяцев ребенок понимает названия нескольких предметов, которые его окружают, и их предназначение. Например, он знает, что по телефону можно говорить с другим человеком, приложив трубку к уху, а расческа нужна, чтобы расчесывать волосы. Ребенок учится у родителей, наблюдая за ними и повторяя их действия.
16. Социальное и эмоциональное развитие
- Новорожденные проявляют чувствительное восприятие по отношению к знакомым людям, в частности, родителям. Например, ребенок может перестать плакать, когда услышит голос мамы или когда она возьмет его на руки.
- К концу второго месяца ребенок понимает, что родители о нем заботятся. Он начинает улыбаться людям, которые постоянно с ним взаимодействуют (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, которые сидят с ним).
- В четыре месяца ребенок любит играть с людьми, улыбается им, реагирует на их действия. Он плачет в определенных ситуациях: когда голоден, устал или чувствует боль.
- В возрасте шести месяцев ребенок узнает знакомые лица, а с незнакомыми людьми чувствует себя некомфортно. В этом возрасте проявляются особенности характера ребенка. Он может быть застенчивым, раздражительным, спокойным или дружелюбным. Эти особенности связаны с его врожденным темпераментом.
- В возрасте восьми месяцев ребенок понимает, что родители связаны с чувством теплоты и безопасности. В 9–12 месяцев дети испытывают тревогу из-за разлуки с родителями. Ребенок много плачет, когда родители находятся вне поля его зрения. В возрасте одного года дети чувствуют страх перед незнакомыми людьми. Они берут маму или папу за руку, чтобы ощутить себя комфортно. Годовалый ребенок отказывается пойти на руки к незнакомому человеку и соглашается, чтобы его взял на руки кто-то, кого он хорошо знает.
Будьте внимательны в моменты, когда ребенок достигает показателей развития. Но вместе с тем помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому стоит проявить терпение. Занятия и игры с ребенком помогут ему вовремя достичь всех необходимых показателей развития. Поэтому играйте, взаимодействуйте с ребенком, помогайте ему социализироваться. Это поможет ему расти и развиваться.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
3 оценок.
Развитие ребенка
16.08.2018
Источник