Основные этапы развития внимания ребенка

Основные этапы развития внимания ребенка thumbnail

Рассматривая характеристику всех жизненных процессов, происходящих у детей, можно выделить следующие сферы деятельности: познавательная, эмоциональная и волевая. Однако картина будет неполной без еще одного процесса — внимания. Развитие внимания у детей проходит несколько возрастных стадий.

Развитие детского внимания

Ученые дают следующее определение вниманию — это психический процесс, благодаря которому человек может сосредоточиться на каком-либо значимом для него объекте. По словам К. Д. Ушинского, его можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.

По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.

Малыш и ручки

Сосредоточение детей может быть направлено на внешние объекты или на его внутренний мир. Задача этого процесса не только создать оптимальные условия для психической деятельности, но и развить у малыша способность быстро реагировать на изменения в ситуации. Процессы познания имеют направленность на определенный объект. Эти процессы отражаются в восприятии чего-то воображаемого нами. Они имеют отношение человека к миру. Все процессы и ощущения имеют определенное содержание.

Развитие внимания начинается с самого рождения и происходит на протяжении всей жизни.

Особенности развития внимания детей раннего возраста

Многие взрослые думают, что сосредоточение внимания у детей новорожденных практически отсутствует, но они ошибаются. Показателем возможности сосредоточения у детей раннего возраста можно назвать способность малыша реагировать на яркие и сильные раздражители.

Проявление сосредоточения можно заметить уже на самом раннем жизненном этапе. Естественно, поначалу этот процесс возникает непроизвольно. К примеру, изменить характер поведения малыша и вызвать у него ориентировочные реакции, способны раздражители, которые напрямую связаны с питанием.

Ребенок под одеялом

Самыми первыми признаками наличия сосредоточенности у детей являются зрительное и слуховое восприятие, которое можно заметить уже в середине первого месяца жизни. Малыш уже способен реагировать на звук, звонок или какой-нибудь другой слуховой раздражитель. Он замолкает, может перестать двигаться и начинает прислушиваться к звукам. Как только раздражитель исчезнет, малыш может снова вернуться к тому, чем занимался.

Уже через 2-3 недели можно заметить, как развивается внимание у детей. Малыш начинает прислушиваться к голосу взрослого, который разговаривает рядом. Он может перестать плакать и двигаться, сосредоточив все свое внимание на том, кто с ним разговаривает. При этом идет развитие координации движений малыша.

В это же время дети постепенно начинают проявлять зрительное сосредоточение. Они перестают двигаться и стараются сфокусировать взгляд на объекте. Конечно, первые проявления внимания еще совсем слабые, поэтому кажется, что оно отсутствует. При этом происходит развитие координации малыша в окружающем пространстве.

Когда младенцу исполняется два месяца, продолжительность слуховой и зрительной сосредоточенности несколько увеличивается. Малыш начинает замечать яркие игрушки, а если такая игрушка еще издает звуки или ее озвучивает взрослый, то внимание на ней может задержаться дольше.

Родители и малыш

Следующий этап развития внимания у детей — это проявление комплекса оживления в ответ на общение с взрослым. Проведя исследования, ученые сделали вывод, что движущиеся объекты дольше привлекают детей, чем неподвижные. А больше всего дети реагируют на движение взрослых.

По достижении детьми полугода они уже способны выделять человека и сосредоточиться на его движениях и звуках, которые он воспроизводит. В течение года именно взрослый является основным раздражителем, который вызывает интерес у ребенка и поддерживает его на должном уровне.

Пятимесячные дети большой интерес проявляют к предметам, которыми они способны манипулировать. В этом возрасте происходит активное развитие внимания у детей и идет формирование координации движений. Они учатся хватать предмет и производить с ним элементарные действия. Заинтересовавшись какой-нибудь игрушкой, дети могут на некоторое время сосредоточить на ней свое внимание.

На этом этапе жизни развитие детского сосредоточения является очень важной задачей, которую предстоит выполнить взрослому. Увлекая маленького человека предметом, нужно постепенно увеличивать расстояние между ним и малышом и время заинтересованности.

Со временем малыш постепенно развивается, происходит улучшение координации движений. К одному году он уже может манипулировать не одним предметом, а сразу несколькими. Он стучит кубиками друг о друга, складывает небольшие предметы в большую коробку и так далее. Все эти действия дают информацию о развитии внимания и о получении навыков его распределения.

Задача родителей — уделять больше времени развитию координации движений у детей, учить их действовать сразу с двумя или даже с тремя предметами. Для этого необходимо показывать все на собственном примере. Начинать нужно с самых простых манипуляций, и после того, как ребенок в совершенстве овладеет ими, можно постепенно усложнять и увеличивать количество используемых предметов.

Ребенок и игрушка

Этот период характерен тем, что малыш начинает двигаться. Поэтому он уже в состоянии достать желаемую игрушку.

Регулярное выполнение даже самых простых упражнений поможет в развитии координации движений. Кроме того, вместе с приучением к спокойным играм, происходит выработка воли у детей. К таким занятиям можно отнести собирание пирамидки или стаканчиков, перевозка кубиков на грузовике из одного места в другое и другие не менее интересные игры, которыми увлекают детей.

Важно знать, что детского сосредоточения хватает ненадолго. Максимальное время увлечения одной деятельностью составляет не более 10 минут.

Еще одной составляющей этого процесса является речь. К году у маленького человека появляется потребность общения со взрослыми. Его кругозор постепенно расширяется, малыш начинает проявлять интерес к деятельности и движениям других людей, понимать, о чем они разговаривают.

Разница заключается лишь в том, что на более ранних этапах своей жизни внимание маленького человека привлекается взрослым, а позже, в возрасте 2-х или 3-х лет, он уже в состоянии заинтересоваться чем-либо самостоятельно.

Со временем у детского внимания появляется еще одна особенность. При этом идет развитие воли у детей. Теперь его не просто интересует эмоциональная окраска речи взрослого и внешний вид предметов, он в состоянии понимать, о чем думают люди, когда обращаются к нему.

К трем годам дети проявляют интерес не только к предметам, но и окружающим явлениям, однако на этом выработка сосредоточения у детей не заканчивается, напротив, оно продолжает совершенствоваться по мере выполнения новых задач, которые встают перед маленьким человеком.

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста это развитие происходит более организованно. Дошкольник в состоянии самостоятельно направить свой интерес на тот или иной предмет. Его внимание становится все более опосредованным.

В дошкольном возрасте развитие внимания зависит от таких значимых моментов, как:

  • значимость;
  • эмоциональность;
  • интерес материала для детей;
  • характер деятельности.

К примеру, сюжетно-ролевые и дидактические игры оказывают на развитие внимания больше влияния, чем остальные. К тому же этот процесс тесно связан с развитием воли у детей. Он учит управлять своим поведением.

Дети играют

Еще один процесс, без которого не обходится такое развитие — это восприятие. Для его развития можно использовать такие упражнения, как:

  1. Выделить предмет или его детали из общего фона.
  2. Сопоставить предметы с эталоном.

Других подобных заданий существует большое множество. Они требуют от детей проявления сосредоточения и воли. По мере того как перед ребенком встают все новые и новые задачи, он становится более сосредоточенным и внимательным.

Для детей дошкольного возраста характерны следующие формы проявления внимания:

  1. Сенсорная.
  2. Интеллектуальная.
  3. Моторная.

Помимо форм, вниманию свойственны и следующие функции:

  1. Активизация психических и физиологических процессов, которые необходимы в данный момент, торможение тех, в которых необходимости нет.
  2. Фильтрация информации, поступающей извне.
  3. Сохранение образа предмета и удержание его в памяти до момента достижения конечной цели.
  4. Развитие воли, сосредоточенности, а также активной деятельности на одном объекте.
  5. Контроль над деятельностью и ее регулирование.

Основные этапы развития внимания детей

  1. Появление ориентировочного рефлекса. Этот этап характерен для первых месяцев жизни малыша. Развитие внимания находится на низком уровне.
  2. Появление ориентировочно-исследовательской деятельности. Возраст — конец первого года жизни. Происходит не только развитие внимания, но и развитие координации.
  3. Появление зачатков произвольного внимания происходит в начале второго года жизни. Большое влияние на формирование воли и совершенствование движений у детей оказывают родители. Они же направляют детский взгляд на тот или иной предмет.
  4. В возрасте 2-3 лет продолжает развиваться произвольное внимание, а именно его первоначальная форма, так как дети, которые не достигли трех лет, практически не способны распределять внимание между несколькими предметами.
  5. Умение действовать по инструкциям различной сложности появляется у детей в возрасте 5 лет.
  6. Следующий этап проходит, когда детям исполняется 5-6 лет. Под влиянием собственных инструкций возникает произвольное внимание самой простой формы. Дети больше сосредоточены во время игр, активной деятельности, а также при манипуляции с предметами.
  7. Семилетний возраст характеризуется развитием воли и совершенствованием внимания.
  8. У старших дошкольников уровень сосредоточения претерпевает следующие изменения:
  • его объем становится более значительным;
  • оно более устойчивое;
  • проявляются задатки произвольного внимания;
  • происходит развитие координации.

Дети слушают

Развитие внимания дошкольников

Развитие внимания дошкольников имеет некоторые особенности, которые выявились в результате исследований в области психологии:

  1. В каждом возрасте существует определенное время, в течение которого дети увлечены одной игрой. К примеру, для шестимесячных малышей это 14 минут, а для шестилетних — около 1,5 часа. Однако вместе с тем доказано, что активной и продуктивной деятельностью старшие дошкольники способны заниматься не более 15 минут.
  2. С возрастом уменьшается и количество отвлечений за одну игру. В идеале допускается, что маленький человек шести лет может отвлечься от игры всего один раз, а трехлетний — 4 раза.
  3. Чем сдержаннее и уравновешеннее дети, тем их сосредоточение на конкретном объекте находится на более высоком уровне. При этом развитие координации идет большими темпами.

По тому, насколько он внимательный, можно понять, анализируя, — к чему он проявляет больший интерес. Он будет заниматься делом до тех пор, пока оно его интересует. Чем сильнее интерес, тем дольше будет игра.

Чем старше малыш, тем чаще объектом его познавательной направленности становится речь взрослых. Они с интересом узнают значение незнакомых ему слов и способы их уместного употребления.

Отец и дочка

По мере увеличения уровня сосредоточения дети могут воспринимать уже не одну, а сразу несколько картинок, внимательно их рассмотрев, ответить на вопросы об их содержании.

Развитие внимания не может обойтись и без влияния речи, которая с возрастом становится более разнообразной. Помимо этого, внимание детей 6-ти лет могут привлекать те предметы, которые внешне кажутся невзрачными, в отличие от малышей, интересующихся исключительно яркой оболочкой.

Развивать внимание у детей очень важно, так как в дальнейшем его дефицит может негативно отразиться на успешности процесса обучения в школе. Однако важно не перегружать детей занятиями, а соблюдать временной режим, который характерен для каждого возраста.

Источник

Внимание имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители.

Начиная с третьего месяца, ребенок больше интересуется объектами, связанными с его жизнью — близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание развито.

Зачатки произвольного внимания начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. Возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельное с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами — все это обогащает опыт ребенка и развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание эмоционально — он плохо владеет своими чувствами. Непроизвольное внимание устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В школьном возрасте развитие произвольного внимания проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может полностью контролировать свое поведение на уроках. У него еще преобладает непроизвольное внимание. У ребенка в этом возрасте мышление наглядно-образное.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. На качество внимания оказывают влияние условия воспитания и особенности возраста. Физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено физиологическими изменениями организма ребенка и возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.

Определяющие развитие внимания факторы по Л.С.Выготскому

Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. С первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. Второй ряд — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своимвниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.

В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять первичными процессами собственного внимания.

В развитии внимания выделяют два этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания — внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания — внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

Тема 5.2. Эмоции.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 5751;

Источник

Внимание, как и большинство 
психических процессов, имеет свои
этапы развития. В первые месяцы жизни
у ребенка отмечается наличие только непроизвольного
внимания. Ребенок вначале реагирует только
на внешние раздражители. Причем это происходит
только в случае их резкой смены , при внезапных
громких звуках, при смене температуры
и т.п.

Начиная с третьего месяца,
ребенок все больше интересуется объектами,
тесно связанными с его жизнью, то есть
наиболее близкими у нему. В пять-семь
месяцев ребенок уже в состоянии достаточно
долго рассматривать какой-нибудь предмет,
ощупывать его, брать в рот.  Особенно
заметно проявление его интереса к ярким
и блестящим предметам. Это позволяет
говорить о том, что его непроизвольное
внимание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания
обычно начинают проявляться к концу 
первого- началу второго года жизни. Можно
предположить, что возникновение и формирование
произвольного внимания связано с процессом
воспитания ребенка. Окружающие ребенка
люди постепенно приучают  его выполнять
не то , что ему хочется, а то, что ему нужно
делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате
воспитания дети вынуждены обращать внимание
на требуемое от них действие, и постепенно
у них, пока еще в примитивной форме, начинает
проявляться сознательность. 

Большое значение для развития
произвольного внимания имеет игра.
В процессе игры ребенок учиться 
координировать свои движения сообразно 
задачам игры и направлять свои действия
в соответствии с ее правилами. Параллельно
с произвольным вниманием на основе чувственного
опыта развивается и непроизвольное внимание.
Знакомство со все большим и большим количеством
предметов и явлений, постепенное формирование
умения  разбираться в простейших отношениях,
постоянные беседы с родителями, прогулка
с ними, игры, в которых дети подражают
взрослым, манипулирование игрушками
и другими предметами _ все это обогащает
опыт ребенка, а вместе с тем развивает
его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника 
является то, что его произвольное
внимание достаточно неустойчиво. Ребенок 
легко отвлекается на посторонние 
раздражители. Его внимание чрезмерно 
эмоционально, — он еще плохо владеет 
своими чувствами. При этом непроизвольное
внимание достаточно устойчиво, длительно
и сосредоточено. Постепенно путем упражнений
волевых усилий у ребенка формируется
способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития
произвольного внимания имеет школа.
В процессе школьных занятий ребенок 
приучается к дисциплине. У него
формируется усидчивость, способность
контролировать свое поведение. Следует
отметить, что в школьном возрасте развитие
произвольного внимания так же проходит
определенные стадии. В первых классах
ребенок не может еще полностью контролировать
свое поведение на уроках. У него по-прежнему
преобладает непроизвольное внимание.
Поэтому опытные учителя стремятся сделать
свои занятия яркими, захватывающими внимание
ребенка, что достигается периодической
сменой формы подачи учебного материала.
При этом следует помнить, что у ребенка
в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное.
Поэтому. Для того чтобы привлечь внимание
ребенка, изложение учебного материала
должно быть предельно наглядным.

В старших классах произвольное
внимание ребенка достигает более 
высокого уровня развития. Школьник уже
в состоянии достаточно длительное время
заниматься определенным видом деятельности,
контролировать свое поведение. Однако
следует иметь в виду, что на качество
внимания оказывает влияние не только
условия воспитания, но и особенности
возраста. Так, физиологические изменения,
наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются 
повышенной утомляемостью и раздражимостью
и в некоторых случаях приводят к снижению
характеристик внимания. Это явление обусловлено
не только физиологическими изменениями
организма ребенка , но и значительным
возрастание потока воспринимаемой информации
и впечатлений школьника.

Л.С. Выготский пытался в рамках
своей культурно – исторической концепции
проследить закономерности возрастного
развития внимания. Он писал, что с первых
дней жизни ребенка развитие его внимания
происходит в среде, включающей так называемый
двойной ряд стимулов, вызывающих внимание.
Первый ряд – это окружающие ребенка предметы,
которые своими яркими, необычными свойствами
приковывает его внимание. С другой стороны
– это речь взрослого человека, произносимые
им слова, которые первоначально выступают
в виде стимулов- указаний, направляющих
непроизвольное внимание ребенка. Произвольное
внимание возникает из того, что окружающие
ребенка люди начинают при помощи ряда
стимулов и средств направлять внимание
ребенка, руководить его вниманием, подчинять
его своей воле и тем самым дают в руки
ребенка те средства, с помощью которых
он впоследствии сам овладеет своим вниманием.
А это начинает происходить в процессе
овладения ребенком речью.

В процессе активного овладения 
речью ребенок начинает управлять 
и первичными процессами собственного
внимания. Причем первоначально в 
отношении других людей, ориентируя
их внимание обращенным к ним словом в
нужную сторону, а затем и в отношении
себя.

Таким образом, в развитии
внимания можно выделить два основных
этапа. Первый —  этап дошкольного 
развития, главной особенностью которого
является преобладание внешне опосредованного 
внимания, то есть внимания, вызванного
факторами внешней среды. Второй 
— этап школьного развития, который 
характеризуется бурным развитием 
внутреннего внимания, то есть внимания,
опосредованного внутренними установками 
ребенка.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ  

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ»

 В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ 
ЧЕЛНЫ

ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Специальность: «Психология»

РЕФЕРАТ

На тему: «Этапы развития
внимания у детей»

Выполнила: Леоненко Л.О. гр.
61101

                                  
Проверила: Авдеева И.И.

Набережные Челны 2012.

Источник