Основные этапы предречевого развития ребенка

Основные этапы предречевого развития ребенка thumbnail

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

— Также рекомендуем «Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка»

Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДОРЕЧЕВОГО И ПРЕДРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ГУЛЕНИЯ И ГУКАНИЯ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ЛЕПЕТА.

Список литературы.

Основные этапы предречевого развития ребенка

Все приложения, графические
материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Доречевое развитие ребенка (предмет: Медицина)
находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.
Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями
открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0).

ДОРЕЧЕВОЕ И ПРЕДРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДОРЕЧЕВОГО И ПРЕДРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

В младенческом возрасте у ребенка закладываются основы языка и речи. Это становление связано, во-первых, с действием врожденных биологических детерминант, которые играют ведущую роль на ранних этапах онтогенеза; во-вторых, оно обусловлено сложным влиянием окружающей среды, активным характером действий взрослого и потребностью ребенка в общении. «Под овладением языком (родным или иностранным) психологи понимают формирование умений и навыков понимания и выражения своих мыслей» (Уфимиева Н.В., 2005, с. 59).

Первый год жизни определяется как доречевой, или «безъязычный», этап развития, в котором преобладают правополушарные и подкорковые механизмы головного мозга (Выготский Л.С, 1956). По мнению Т.Н. Ушаковой, развитие детской речи подчиняется определенным принципам, к которым относятся следующие:

— речевой механизм на начальном этапе управляется унаследованной программой, обеспечивающей функцию экспрессии внутренних психологических состояний в виде двигательных и голосовых проявлений и имеющей на начальном этапе негативный характер, а позднее — позитивный;

— развитие и продуцирование звуков речи происходит в соответствии с генетической программой и под влиянием поступающих извне речевых сигналов;

— усвоение слов из звучащей речи происходит на основе интенци-ональной организации речи окружающих и самого развивающегося малыша;

— наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 3—7 лет. Ее действие направлено на осуществление аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов (Ушакова Т.Н., 2005, с. 70-71).

В доречевом периоде выделяют этапы младенческого крика, гуления и первый этап в развитии лепета. Этот этап связан с филогенетической памятью речевой функциональной системы и осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы. Этот период еще называют периодом дофонетических униресалий, поскольку крики, спонтанные гуление и лепет не имеют регламентируемых обществом нормативных характеристик и универсальны для детей любой культуры.

О.Г. Приходько выделяет в доречевом развитии детей ряд этапов или периодов:

1-й период — новорожденности, или безусловно-рефлекторный. В нем основную роль играют безусловные пищевые и защитные или оборонительные рефлексы. Основным проявлением являются голосовые реакции, тесно связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Кроме этого, в этот период к голосовым реакциям новорожденного относятся кашель, чихание, зевание, кряхтение, звуки при сосании;

2-й период (1—3 месяца) — появление начального гуления, смеха и интонационной выразительности крика;

3-й период (3-6 месяцев) — появление истинного, или певучего, гуления;

4-й период (6—9 месяцев) — начало лепета, который к середине этого периода (7 месяцев) начинает приобретать социализированный характер;

5-й период (9—12 месяцев) — активный лепет, сопровождающийся появлением новых звуков, интонаций, мимики и жестов, лепетных слов и звукоподражаний (Приходько О.Г., 2003).

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ

Родившийся ребенок не является безмолвным существом. Дети от рождения вполне организованы и активны: участвуя в процессе своего развития, стремясь к взаимодействию с матерью, они ищут социальную стимуляцию. Для них характерно наличие врожденной способности к социальному взаимодействию. В раннем доречевом периоде развития дети издают звуки, которые являются врожденными. Они одинаковы для детей всех народов с различными языками и культурами. В наблюдениях за этим периодом исследователи обращают внимание на сходство физических характеристик акустических сигналов новорожденных разных национальностей и на общие закономерности в смене стадий в развитии вокализаций для разных языков. Таким образом, просматриваются врожденный механизм этих явлений и раннее специфическое влияние языковой среды.

На этой стадии в наибольшей мереважным является наличие крика. Первый крик новорожденного имеет основную частоту 425—440 Гц. Это равно тону «ля» первой октавы, что представляет собой основной тон строя инструментов оркестра. Крик более высокой тональности до 750 Гц может свидетельствовать о возможных нарушениях. Как пишет Г.М. Лямина, «хотя крик и является голосовым проявлением, нельзя считать его подготовительным этапом развития речи. Становление речи, совершенствование предречевых реакций предполагает наличие слухового сосредоточения. Без этого не формируется речевое подражание, связь между предметом и обозначающим его словом, не может совершенствоваться произношение звуков речи» (Лямина Г.М., 1974, с. 21). С физиологической точки зрения крик — это инстинктивная оборонительная реакция ребенка на любой испытываемый им дискомфорт (боль, холод, голод, жажда и т.д.). Он наблюдается у детей в первые 2 месяца жизни. Крик новорожденного невозможно разделить на отдельные составляющие компоненты или выделить в нем те или иные звуки, поскольку в порождении крика голосовые связки участия не принимают. Издаваемые ребенком вокализации бесконечно вариативны, но при всём этом ни один ребенок не кричит дважды одинаково, и нет двух детей, которые кричали бы похоже. Это покрикивание остается типичным для малыша и в будущем.

Как указывает ОТ. Приходько, «крик в норме громкий, чистый, среднего или низкого тона с коротким выдохом и удлиненным вдохом (уа-а-а), длительностью не менее 1—2 секунд, без интонационной выразительности. Временами ребенок издает отдельные, гортанные звуки, средние между а и э» (Приходько О.Г., 2003, с. 20—21). Дети издают гласноподобные звуки а, э, о, и с частотой основного тона 440 Гц, при радостном возбуждении 700—800 Гц, а при некоторых визгах до 1200 Гц. У детей гласные звуки характеризуются другими соотношениями значений первых двух формант, чем у взрослых. В преобразованном крике, который появляется на третьем месяце жизни, уже слышна просьба, слышно ожидание ответа. Отличие такого крика от врожденного, который у всех детей одинаков, состоит в том, что он длится меньше и в нем есть паузы. В то же самое время малыши реагируют на крик или плач. Если кто-то начинает кричать или плакать, то остальные дети (чужие или близнецы) его поддерживают. При прослушивании своего плача ребенок успокаивается и начинает внимательно прислушиваться. Это свидетельствует о том, что он отличает свой сигнал от других, а также о том, что уже в начале жизни у ребенка появляется способность реагировать на некоторые сложные звуковые сигналы.

Ребенок достаточно рано прибегает к вокализациям для привлечения внимания взрослых. Требовательный крик не связан с состоянием организма, он является специфическим сигналом и, вероятно, его можно считать одной из первых форм направленной коммуникации.

На третьем месяце крик может сочетаться с соответствующей мимикой и движениями рук и ног, а по характеру крика можно определить причину, вызвавшую его. В этот период появляются «первый смех, радостные повизгивания». Частота крика постепенно снижается, переходя в «начальное гуление (гуканье)» (Приходько О.Г., 2003, с. 33)

Стадия крика имеет чрезвычайно важное значение как для доречевого, так и для последующего речевого развития, поскольку на этой стадии происходит координация в деятельности дыхательного и голосового аппаратов, идет подготовка к овладению интонационной стороной речи, развитие артикуляторного аппарата. Не менее успешно для привлечения внимания и стремления быть услышанным дети в раннем возрасте используют плач. О сроках появления «социальной» формы плача нет единого мнения у исследователей, которые называют разные сроки появления этой реакции у младенцев: 4—5 недель или второе полугодие.

Плач — это всегда реакция на отрицательное состояние голода, холода, жажды, боли или какого-то еще испытываемого ребенком дискомфорта. На первом месяце жизни некоторые дети в среднем плачут около 117 минут в сутки, а другие могут плакать около 4 часов. В плаче трудно выделить какие-то определенные звуки, соответствующие звукам взрослой речи. Исследователи находят приблизительное сходство. По мере взросления характер плача меняется, что обусловлено двумя факторами: изменениями в функционировании дыхательной, слуховой, артикуляторной систем и усложнение поведения самого ребенка. «Взрослый» плач и смех появляются одновременно, но у разных детей в разные сроки — от 17 дней до 3 месяцев.

По акустическим характеристикам специалисты выделяют несколько типов плача: простой, гортанный, скрипучий писк (так называемый «йодль» — прием, используемый при исполнении тирольских песен), мелодичный скулящий и напоминающий мурлыканье. Для каждого типа плача характерна особая регуляция дыхания. Например, для детей до двух лет характерным является «плач на вдохе». Особенно выражен такой тип плача в младенческом возрасте.

Л.И. Вансовская, ссылаясь на исследования западногерманских ученых, которые изучали виды доязыковой связи новорожденного с внешним миром, описала 5 видов этой связи:

1-й вид — легкое покряхтывание, которое означает «выход на связь»;

2-й вид — покряхтывание, которое означает неудовольствие и дискомфорт;

3-й вид — проявляется во время сна, когда ребенок сыт и ему хорошо, каждые 15—20 секунд он об этом сообщает;

4-й вид — появляется во время кормления, если ребенка все устраивает, т.е. молоко поступает хорошо, положение удобное и ничего не надо менять;

5-й вид — гармоничный, который появляется, когда ребенок находится на руках у матери (Вансовская Л.И, 1975). Такое поведение ребенка обусловлено тем, что его способности и возможности связаны с особой настроенностью на общение со взрослыми и, прежде всего, с матерью, а также для развития ЦНС, головного мозга.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ГУЛЕНИЯ И ГУКАНИЯ

Эта стадия по времени приходится на период от 2—3 месяцев до 4—5 месяцев. Гукание (отрывистые звукокомплексы) и гуление (напоминает воркование голубя) представляют собой реализацию наследственной программы голосового развития, связанную с рефлексами дыхания, сосания, глотания. Основная их функция — это выражение положительных эмоций. Гукание и гуление появляются в тот момент, когда частота крика уменьшается, и ребенок на фоне положительного физиологического состояния начинает неоднократно произносить гласные и согласные звуки, что представляет собой фонацию дослогового типа. И если на первом этапе они произносятся более кратко, отрывисто (гы, кхы), то на последующем этапе их произнесение характеризуется продолжительностью, певучестью, интонационным разнообразием. Звуки гуления возникают спонтанно, на выдохе, при открытом рте, что также способствует тренировке артикуляторного аппарата и дыхания. Как правило, эти звуки связаны с присутствием взрослого, его улыбкой, голосом, что может свидетельствовать о постепенном переходе от рефлекторных звуков к коммуникативным.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ЛЕПЕТА

В основе гуления и лепета лежит имитационный рефлекс. Начавшись с гуления, вокализации младенца постепенно сменяются в 5—6 месяцев лепетом. Ребенок произносит отдельные слоги в 6—7 месяцев дети начинают лепетать с типичной для данного языка мелодикой, что позволяет определить национальную принадлежность довольно рано, у ребенка развивается интонационный слух. В связи с этим вокализации имеют интонации вопроса, ответа, удивления, радости, восхищения и т.д. Позже в вокализациях появляются значения отрицания, переспроса, согласия, просьбы, требования, которые взрослый хорошо понимает.

В 7-9 месяцев разные слоги произносятся друг за другом. Случайные комбинации гласных с теми согласными, которые доступны в произносительном плане малышу, могут привести к псевдословам. Например: ма-ма, ба-ба. Эти сочетания одинаковы для большинства детей. Это означает, что «происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что является существенным механизмом слогообразования. Повторное произнесение слогов под контролем слуха способствует формированию необходимой для речи слухо-вокальной интеграции» (Приходько О.Г., 2003, с. 54). В этот период у ребенка наблюдается явление аутоэхолалии, когда он как бы подражает сам себе, а несколько позже — явление эхолалии, т.е. подражание звукам речи взрослого человека. При этом лепет усиливается в присутствии взрослого. Это свидетельствует о развитии слухового восприятия, способности слышать, отбирать и моделировать свою вокализацию. На начальном этапе, который определяется как стадия канонической вокализации или канонического лепета, ребенок воспроизводит два одинаковых слога, т.е. слог, состоящий из одинаковых гласных и одинаковых согласных звуков. Лепетная речь представляет собой архаическую фазу языка и состоит из ритмического повторения удвоенных слогов типа «та-та», «ма-ма» или «га-га». Она тесно связана с появлением ритмических движений у детей в возрасте 5—6 месяцев.

Как указывает О.Г. Приходько, «согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к, х губные и губно-носовые б, м, зубные и зубно-носовые т, д, н. Среди гласных раньше всего появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной чертой является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков» (Приходько О.Г., 2003, с. 55)

В последнем периоде активный лепет ребенка представляет собой сочетания из 4—5 и более слогов, которые имеют разную структуру, т.е. содержат не только гласные и согласные звуки СГ, но иногда СГС, а также восклицания, междометия; ребенок копирует интонации, мелодику слов. Этот этап проходит у всех детей по-разному: у одних он бывает очень коротким, почти незаметным, после чего дети переходят к произнесению лепетных слов — сочетаний слогов, имеющих определенное значение, а у других этот этап растягивается. В запасе у ребенка к концу первого года жизни есть от 5 до 10 лепетных слов и звукоподражаний, которыми он пользуется.

1. Исенино Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословный период): Учеб. пособие. — Иваново, 1983.

2. Кешищян Е.С. Психомоторное развитие детей первого-второго года жизни / E.С. Кешищян. М., 2000.

3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А.С. Галанов, Н.С. Галанов. — М., 2001.

4. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Лич П. Младенец и ребенок (от рождения до 5 лет). — М., 1985.

6. Шакалов В.М. Речевое развитие новорожденных. М.: Риор, 2015

Заказать работу
без рисков и посредников

Источник