Основные этапы моторного развития ребенка

Основные этапы моторного развития ребенка thumbnail

На протяжении всей жизни малыш больше никогда не будет изменяться столь интенсивно. Задача родителей на этом этапе — проконтролировать развитие моторных навыков у детей и при необходимости помочь быстрее освоить те или иные умения.

Особенности развития движений детей раннего возраста

Педиатры выделяют физическое (двигательное или моторное) и умственное развитие, но так как эти процессы взаимосвязаны, то такое разделение весьма условно.

Чтобы лучше понимать происходящие изменения, нужно знать некоторые моменты физиологии произвольных движений.

Главный орган, который их регулирует — кора головного мозга. В корковом слое прецентральной извилины находятся центральные мотонейроны — клетки, контролирующие сокращения скелетных мышц. Мотонейроны правой прецентральной извилины регулируют движения левой половины тела, и наоборот.

Электрические импульсы, возникшие в нейронах, по нервным путям передаются двигательным ядрам спинного мозга. Ядра — это небольшие скопления нервных клеток, отростки которых формируют периферические нервные волокна. По периферическому нерву импульс достигает мышечного волокна — человек совершает движение.

Важно понимать, что это очень краткое и упрощённое описание. На самом деле, всё намного сложнее — нервные пути разделяются на пучки, перекрещиваются между собой, образуют связи с другими отделами мозга. В результате человек может не просто сидеть, стоять и ходить, но и выполнять множество сложнейших манипуляций.

В 8–10 недель большинство детей хорошо удерживает голову

В 8–10 недель большинство детей хорошо держит голову

Первые три месяца

В период внутриутробного развития малыш двигался плавно и точно — этому способствовала водная среда. Первый месяц после рождения младенец двигается резко и хаотично, нередко вздрагивает во сне. Это объясняется незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) и физиологическим повышением тонуса мышц.

К концу первого месяца ЦНС немного совершенствуется, тонус мышц приходит в норму, движения становятся плавными. При выкладывании на живот малыш пытается поднять голову, при этом у него рефлекторно сгибаются ноги в коленных суставах.

Двухмесячный ребёнок активно машет ручками и ножками, при выкладывании на живот уверенно поднимает голову и задерживается в таком положении на 1–2 минуты. В 8–10 недель большинство детей хорошо держит голову.

К концу третьего месяца кроха пытается дотянуться руками до яркой игрушки, уверенно держит голову, лёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища. При поднятии головы ноги расслаблены.

От трёх месяцев до полугода

К началу четвёртого месяца жизни ребёнок хорошо управляет руками. Малыш играет с подвешенными над кроватью игрушками, особенно если при ударе они издают интересный звук, удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секунд. В положении на животе дети упираются на выпрямленные руки, пытаются перевернуться с живота на спину. Обычно от первых попыток до уверенных переворотов проходит 2–3 недели.

Пятимесячный малыш хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот. Мелкие предметы дети берут двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой. Разрешать своему чаду пробовать вещи на вкус или нет — личное дело каждого, но помните, что для малыша это один из способов познать мир.

Если пятимесячного взять за руки и слегка потянуть на себя, он приподнимет голову и напряжётся — это первые попытки сесть.

В шесть месяцев дети переворачиваются на живот и обратно на спину, пытаются встать на четвереньки. Лёжа или полусидя малыши способны провести довольно много времени, рассматривая, ощупывая и пробуя на вкус игрушки. Особый интерес вызывают погремушки — кроха быстро понимает, что нужно сделать, чтобы извлечь звук и способен повторять эти движения снова и снова.

Если шестимесячного посадить, он сможет удерживать тело в таком положении. Не так давно было принято усаживать детей между подушками. Бытовало мнение, что это развивает физические способности. Сейчас педиатры настаивают на том, что ребёнок должен сесть самостоятельно. Большинство детей делает это к концу первого полугодия жизни.

Основной навык, развивающийся в период от шести до девяти месяцев — ползание

Основной навык, развивающийся в период от шести до
девяти месяцев — ползание

От шести до девяти месяцев

Основной навык, развивающийся в этот период — ползание. Малыш учится выполнять синхронные движения, контролировать работу симметричных групп мышц, тренирует спину и пресс. Позвоночник и суставы будут хорошо подготовлены к ходьбе. По данным некоторых авторов, у детей, которые не ползали, вероятность нарушений осанки выше.

От шести месяцев до года

В это время дети осваивают ходьбу. Вначале они встают, хватаясь руками за перекладину в кроватке или край стула. Затем начинают ходить с опорой, удерживаясь за край дивана, опираясь на стену. Следующий этап — ходьба со взрослым за руку. Большинство родителей, обучая детей ходьбе, ставит их впереди спиной к себе и держит за обе руки, но гораздо безопаснее, если взрослый делает шаги назад, находясь лицом к ребёнку.

После освоения ходьбы с опорой наступает черёд самостоятельных шагов. Это серьёзное испытание. Многие малыши попросту боятся переступить с ноги на ногу. Дайте малышу в руки яблоко или игрушку — это создаст иллюзию опоры и уменьшит страх.

Массаж и игры типа «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» стимулируют развитие головного мозга и моторных навыков у детей

Массаж и игры типа «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» стимулируют развитие головного мозга и моторных навыков у детей

Игры и упражнения для развития движений у детей раннего возраста

Учитывая ранний возраст малыша, способов ускорить его развитие не так уж много, но они весьма эффективные. Основные из них — массаж и динамическая гимнастика.

Массаж начинают с лёгких поглаживающих движений. Затем кожу растирают и пощипывают немного интенсивнее, до лёгкого покраснения. Завершают массаж также поглаживанием. Общая длительность процедуры — 5–7 минут. Это не лечебный массаж, его могут делать родители после обучения у педиатра.

Массаж нельзя делать в области почек, печени, позвоночника и половых органов. В период острых заболеваний или обострения хронических от сеанса лучше отказаться.

Динамическая гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц. Так как все дети разные, лучше, чтобы их подбирал участковый педиатр, невролог или врач лечебной физкультуры.

Полезные свойства динамической гимнастики:

  • укрепление мышц, суставов, связок;
  • развитие гибкости и вестибулярного аппарата;
  • улучшение аппетита и сна.

Также родители могут играть с малышом в забавные игры, стимулирующие развитие головного мозга и моторных навыков. Это всем известные «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», «Сороки-вороны», «Ладушки».

Общие рекомендации

Прежде всего помните, что ваш ребёнок — индивидуальность и совершенно не обязан развиваться по графику. Не случится ничего страшного, если он начнёт держать голову не в два с половиной, а в три месяца, сядет не в шесть, а в семь или в семь с половиной, а ходить начнёт в 13–14 месяцев. Некоторые малыши сначала начинают ползать и только после этого учатся самостоятельно садиться. Многие не ползают, а сразу пытаются ходить. Есть дети, которым ползать удобнее, и они не спешат переходить в вертикальное положение. Есть «скороспелки», которые в 10–11 месяцев уже бегают. Это всё — вариант нормы. Принимайте своего малыша таким, какой он есть.

Читайте также:  Средства физического воспитания и развития ребенка

Источник

Куратор Джада Бевилаква, исследователь и танцор

Фазы моторного развития ребенка — это этапы, на которых новорожденный перемещается из горизонтального в вертикальное положение, через появление новых поз и новых движений. Давайте узнаем лучше.

Движения плода

Еще до рождения и на самых ранних стадиях беременности сократительная способность является первой формой выражения эмбриона, а затем и плода. Приблизительно на одиннадцатой неделе соединения нервной системы активны и позволяют плоду выполнять некоторые рефлекторные движения в соответствии с генетически определенной программой.

Конечно, речь идет не о сознательных движениях, а о двигательных реакциях, которые активируются в соответствии с внешним раздражителем (например, плод, который пинается, когда ступни касаются стенки матки).

То, что жестоко изменяется при рождении, это природа элемента, в котором он будет расти и развиваться, то есть гравитационная среда .

Первые девять месяцев его развития происходили в околоплодных водах, а не в воздухе, что полностью изменило условия с физической точки зрения. Кроме того, окутывающее пространство матки, которое было легко почувствовать и прикоснуться к границам, открывается до бесконечности, а незрелые сенсорные функции не позволяют новорожденному чувствовать его пространственные пределы. И, наконец, после рождения новорожденный, воспитанный в условиях невесомости (вес плода почти полностью несет мать), заставляет его осознавать собственный вес тела.

Вот фундаментальные изменения, которые необходимо принять во внимание, чтобы понять, с чем измеряется новорожденный ребенок, который постепенно приобретает навыки движения .

И чтобы полностью понять пути появления первых движений, необходимо учитывать путь неврологического созревания . Фактически, это выполняется в головно-каудальном направлении, то есть идет от головы к копчику, и, следовательно, то, что топологически ближе к голове, созревает во времени раньше остальных. Вот почему, когда новорожденный делает первые попытки поворота на бок, он делает это в следующем порядке: сначала он поворачивает голову, затем контралатеральное плечо и только в конце таз и ноги, которые согласно этой логике являются наименее иннервируемыми областями. и чье созревание занимает больше времени.

Внезапные движения в первые месяцы являются результатом все еще неполной миелизации (миелин — это оболочка, которая покрывает нервы). Именно благодаря процессу миелизации ребенок сможет модулировать сокращение мышц благодаря хорошо организованному жесту. Термины Фазы, Стадии в исследовании Пиклера используются, чтобы подчеркнуть природу процесса.

Фазы моторного развития

  1. Повернуть из стороны в сторону
  2. Колесо на животе
  3. Поворот от живота к спине
  4. Прожилки на животе
  5. Прогулка на четвереньках
  6. Он садится
  7. Он встает на колени
  8. Он встает с поддержкой
  9. Начните ходить, не держась за
  10. Ходить с уверенностью

Хронологический порядок фаз 1, 2, 3, 9, 10 всегда следует одному и тому же порядку появления. Это означает, что мы никогда не увидим ребенка, который перейдет к фазе 3, пропустив шаги 1 и 2. В то время как порядок появления фаз 4, 5, 6, 7, 8 субъективен для ребенка .

Фазы 4, 5, 6, 7, 8 всегда происходят после фазы 3 и до фазы 9. Фаза 7 всегда предшествует фазе 8; фазы 5 и 6 происходят почти одновременно. Фазы 6 и 8: часто стояние предшествует вставанию, в 10% случаев они происходят наоборот.

Этапы

Лежа на спине : новорожденный стремится к равновесию на собственной оси тела (позвоночный столб), которая разделяет гем — правое и левое тело, в то время как верхние и нижние конечности совершают быстрые и все более энергичные движения. Можно прочитать усилие ребенка, который постепенно находит правильную калибровку мышц по отношению к силе тяжести, элемент неизвестен до рождения. Постепенно движения головы, верхних и нижних конечностей становятся более плавными и могут модулироваться благодаря процессу миелизации.

Колесо на боку : ребенок сначала поднимает плечо, а затем гомологично поворачивает бедро на бок. Голова, рука, бедро, колено, лодыжка, ступня способствуют равновесию в этом положении.

Колесо на брюхе: угол создаваемого задний с опорной поверхностью больше и больше до земель увеличиваются склонным на животе.

Вентральный пролежень : эта позиция становится знакомой ребенку только после длительного ее переживания. Открывается новый горизонт возможности перемещения и завоевания территории.

Из этого положения теперь можно поднимать голову, опираясь на верхние конечности (ладони рук и / или локти). Позже ребенок может испытать в таком же положении, баланс тела только на руках и ногах через таз грузоподъемный с постепенным уменьшением несущей поверхности (помещение для сканирования).

Для наблюдаемых детей, смещение в основном используется в этой фазе является ползать, ползучесть или обход (при продвижении по поддержанию контакта живота на опорной поверхности, используя тягу верхних и нижних конечностей).

Бросок : используя уже полученные движения, ребенок комбинирует их последовательно, переходя от спины к животу и наоборот. Было отмечено, что некоторые дети предпочитают вращение всегда с одной и той же стороны, в то время как другие чередуют две стороны. Третьим удается зацепить один рулон за другим.

Эти движения теперь позволяют ему достичь желаемой цели, позволяя организовать движение относительно цели.

Углубить моторное развитие вашего ребенка: движения, позы и смещения

Положение сидячего положения : от продолжения туловища с опорой на предплечьях голова теперь поднимается и больше не поддерживается, как на первом этапе. Таким образом, он может вращаться на боку благодаря удлинению руки, поддерживающей туловище. На этом этапе может показаться, что ползет как способ движения.

Положение сидя : ребенок сидит, когда туловище находится на тазу вертикально и образует угол 90 ° с последним. Это происходит, когда структурирована физиологическая кривая поясничной области, и когда отношение в ретроверсии таза изменилось, в тот момент, когда ребенок находит свою собственную опору на седалищной кости. Это огромное завоевание территории, которое полностью освобождает оружие и позволяет ребенку дольше оставаться в ручном исследовании, а также гораздо более широкой перспективе взглядов.

На коленях с выпрямленным туловищем : большая мышечная масса ягодиц, четырехглавой мышцы и брюшного пресса усиливает его силу благодаря нервному созреванию. Сочленение колен служит в качестве опорного основания для verticalize бюста.

Читайте также:  Ребенок от года до двух развитие монтессори

В этот период наиболее широко распространены сидячее положение, четвероногие и стоящие на коленях положения, полусидячее положение лежа на боку и движение во время перекатывания значительно меньше. Увеличивается подвижность, ползание всегда присутствует, а четвероногое движение становится доминирующим.

Положение с поддержкой : первые попытки выпрямления в вертикальном положении являются обязанностью верхних конечностей. Действие осуществляется главным образом верхними конечностями, которые, как мы видели, созревают до нижних конечностей, все еще не очень иннервируемыми. Первые шаги появляются с поддержкой в ​​переднем, заднем и боковом направлениях.

В большинстве случаев движение с 4 ногами остается преобладающим.

Стоя : колебаясь между балансом и дисбалансом, он испытывает равновесие в одиночестве без внешних опор. Ребенок стоит, когда его туловище полностью вертикально на тазу, с опорой тела на ступни ног. Вскоре он сделает первые шаги без поддержки, перенеся вес с одной конечности на другую, осуществив передачу передне-заднего веса.

Хронологический возраст приобретения движений

  • На стороне в возрасте 18 недель.
  • На животе 25 недель.
  • От живота до спины в 30 недель.
  • Схемы повторного взаимодействия в 40 недель.
  • 4 ноги и сидячее положение в 46 недель.
  • На коленях в 47 недель.
  • Стоя на 51 (около 1 года).
  • Первые шаги в 16 месяцев.
  • Они ходят с уверенностью в полвторого.

Выводы по развитию моторики

Когда качество отношений между взрослым и ребенком удовлетворительное, и когда условия для осуществления физической активности гарантированы по инициативе ребенка (хорошее качество ухода, точная и дотошная организация пространства и выбор подходящих предметов) на своем уровне развития) развитие движений появляется регулярно, без значительных задержек и без непосредственного вмешательства взрослого, который подстрекает, учит или запрещает.

Как видно из результатов исследования Пиклера, появление крупномасштабных движений прямо пропорционально отношению взрослого, который уважает скорость моторного развития ребенка . Уважение взрослым свободной инициативы ребенка в достижении новых достижений, помимо поощрения знания окружающей среды, формирует у ребенка чувство компетентности и уверенность в своих силах.

Когда развитие мотора пользуется этими условиями, наблюдаемые и ощутимые преимущества касаются:

  • Отсутствие осанки и жесткости.
  • Хорошее распределение напряжения мышечного тонуса.
  • Участие в движении тела в целом без перерывов и перерывов.
  • Благоразумие в проведении новых движений.
  • Это не требует помощи взрослого во время его автономных попыток, он не обескуражен, но упорствует до выполнения его предприятия.
  • Высокая способность к вниманию и концентрации, которая позволяет ему пройти весь путь до исследования объекта и реализации цели.

Источник

Месяцы ожидания позади, и вот наконец в доме зазвучал голос новорожденного полноправного члена семьи. Малыш пока моторное развитие ребенка до годавыглядит хрупким и совсем беззащитным, но всего через несколько месяцев его моторное развитие достигнет определенного уровня и кроха обязательно порадует родителей новыми достижениями.

В первые недели жизни младенец практически ничего не умеет, большая часть его движений — не более чем рефлексы. До года малыш пройдет длинный путь, в конце которого научится уверенно сидеть, ползать, залезать на предметы мебели и, наконец, ходить. Родителям же остается набраться терпения и внимательно следить за тем, как протекает моторное развитие ребенка, фиксируя его новые навыки.

Для чего нужен контроль над процессом моторного развития крохи? Прежде всего для понимания того, что все идет своим чередом и малыш развивается в соответствии со своим возрастом. Естественно, что окончательную оценку процессу сможет дать только врач, тем не менее бдительный родительский контроль позволит не пропустить момент, когда консультация со специалистом может помочь своевременно решить проблему.

Важно понимать, что моторное развитие ребенка до года протекает поэтапно. Ребенок не может и не должен перескакивать этапы, осваивая новые навыки до момента закрепления имеющихся. Начинается процесс с умения держать голову, контроля над работой рук и торса, и моторное развитие ребенка до годатолько к концу года крохе в полной мере станут подвластны собственные ноги. Кроме того, скорость развития будет зависеть от:

  • здоровья малыша;
  • наследственных факторов;
  • особенностей организма крохи;
  • физического воспитания.

Тем не менее существуют некие нормы моторного развития ребенка до года, разработанные скорее для медиков, чтобы они могли отслеживать процесс, сравнивая имеющиеся показатели с нормой и делая соответствующие выводы с учетом вышеупомянутых факторов.

Условия для полноценного развития

Чтобы моторное развитие ребенка протекало гармонично и планомерно, необходимо создать благоприятные для этого условия. В первые месяцы кроху обязательно нужно будет моторное развитие ребенка до годаежедневно на несколько минут выкладывать на живот на твердой поверхности. После трех месяцев для развития ребенка будет полезным сменять привычную кроватку на бодрствование за ее пределами – в манеже или даже на полу.

Родители должны понимать, что современные методики развития малышей — это здорово, но чтобы процесс действительно шел без нарушений, просто необходимо обеспечить крохе все условия для самостоятельного моторного развития. Рассмотрим, какие особенности имеет этот процесс в каждый из месяцев жизни ребенка до года.

Первый месяц — адаптация

Сразу отметим, что первый месяц принесет не так много нового, так как в этот период малыш будет занят приспосабливанием к новым условиям жизни и большую часть времени будет тратить на сон и питание.

У новорожденногомоторное развитие ребенка до года имеются отличительные признаки, связанные с долговременным пребыванием в ограниченном пространстве утробы матери. Мышцы малыша пребывают в постоянном тонусе, конечности согнуты в локтях и коленях и прижаты к телу, движения резкие и нескоординированные.

Заметить некоторые положительные изменения можно будет только к концу первого месяца. Ребенок к этому времени сможет некоторое время удерживать голову, лежа на животе, и достаточно уверенно на протяжении нескольких минут сможет держать ее в положении «столбиком». Укреплению мышц шеи будут способствовать ежедневные тренировки на животе, поэтому родители не должны забывать выкладывать кроху в это положение перед кормлением, даже если такие манипуляции приходятся ему не по душе.

Достижения второго месяца жизни

На втором месяце жизни двигательное развитие ребенка характеризуется в первую очередь достаточно окрепшими мышцами шеи.моторное развитие ребенка до года Кроха уже не так протестует против выкладывания на живот, пробует не только удерживать голову, но и приподнимать плечи. Тонус мышц становится слабее и к окончанию второго месяца пропадает совсем.

Если попробовать поставить ребенка на поверхность кровати ножками, удерживая под руки, он будет плотно упираться в нее стопами прямых ног. В этот же период у ребенка совершенствуется хватательный рефлекс. Если вложить в руку крохи соску или легкую погремушку, он сможет держать их на протяжении нескольких секунд.

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка кратко

Моторные навыки третьего месяца

Если понаблюдать за малышом в три месяца, то можно увидеть, что в моменты бодрствования он не просто лежит, а заинтересованно наблюдает за руками или вложенным в них предметом. Вместе с этим кроха старается моторное развитие ребенка до годапоймать взглядом и ножки, которые намеренно за счет силы мышц пресса поднимает высоко над поверхностью. Со временем малыш научится пробовать на зуб не только пальчики рук, но и ног.

Анализируя моторное развитие в первые три месяца, можно сделать вывод, что оно протекает последовательно, по схеме «от простого к сложному». Сначала младенец учится соблюдать равновесие на опоре, после чего постепенно осваивает сложные в плане координации движения.

Четвертый месяц жизни: что изменилось?

Моторное развитие на четвертом месяце жизни приносит много новых сюрпризов. Движения ребенка становятся более координированными. Кроха сознательно захватывает игрушки, самостоятельно меняет положение, переворачиваясь в разные стороны, пробует поднимать верхнюю часть тела, лежа на спине. Тонус мышц конечностей пропадает окончательно.

Пятый месяц развития малыша

На пятом месяце жизни моторное развитие заметно совершенствуется. моторное развитие ребенка до годаРебенок уже с удовольствием лежит на животе, играя игрушками, удерживает предметы в каждой из рук, способен подниматься на руках, желая дотянуться до интересующих его предметов хотя бы взглядом. Многие малыши в 5 месяцев уже начинают сидеть, но, если этого не произошло, не стоит торопить события: скорее всего, мышцы спины крохи к этому пока просто не готовы.

Окончание первого полугодия: шестой месяц жизни

В 6 месяцев ребенок и ментально, и физически уже намного более развитый, чем был несколько месяцев назад. Активное развитие моторики позволяет ему менять положение тела, кроха умеет сидеть, переворачиваться и делает попытки доползти до игрушки.

Начиная моторное развитие ребенка до годас этого момента развитие моторики будет происходить в ускоренном темпе, поэтому задача взрослых — создать для крохи условия для активной двигательной деятельности. Не стоит в часы бодрствования укладывать малыша в кроватку или «запирать» в манеже. Правильным будет позволить ему исследовать безопасное пространство комнаты, помочь преодолеть первые расстояния с помощью ползанья, увлекая игрушками.

Шестимесячный малыш совершенно осознанно играет игрушками, перебирая их двумя руками, делает попытки шагать, если поддерживать его под руки на твердой поверхности.

Моторика на седьмом месяце жизни

Позади остались самые сложные первые 6 месяцев – впереди ждет стремительное, готовое привнести в жизнь крохи новые навыки моторное развитие. Полугодовалый малыш развивается не по дням, а по часам. На седьмом месяце он уже самостоятельно принимает позу для ползанья, активно преодолевает расстояния, прыгает, если поддерживать его под руки в вертикальном положении.

Что умеет малыш в 8-9 месяцев?

На девятом-десятом месяцах жизни малыши уже уверенно встают на ноги самостоятельно, стоят, удерживаясь за бортики моторное развитие ребенка до годакроватки или манежа, пробуют ходить вдоль опоры. В этот период особенно активным является развитие игровой деятельности. Дети намеренно кидают игрушки на пол, перекладывают их с места на места, стучат, звенят ими и катают.

На десятом месяце жизни многие малыши делают попытки шагать. Пока у них это получается с трудом, но уже спустя несколько недель самые смелые и активные малыши смогут справиться с новым вызовом.

Последние месяцы первого года

Ближе к концу первого года малыши всецело поглощены тем, что закрепляют освоенные ранее навыки, совершенствуя умение ходить. Именно этому дети моторное развитие ребенка до годапосвящают большую часть свободного времени.

Многие детки к году уже не только самостоятельно ходят, но и прыгают, спускаются и поднимаются за руку по ступенькам, обходят препятствия, залезают и слезают с мебели, приседают и нагибаются без потери равновесия.

Основное достижение малыша в развитии общей моторики до года — это осознанность движений и их утонченность. Кроха способен на целый ряд манипуляций с игрушками, контейнерами, конструктором. Он с интересом закручивает и раскручивает пробки на бутылках, открывает и закрывает коробки, пытается строить башни из кубиков и конструктора.

О пользе положения на спине

В первое полугодие на развитие общей моторики оказывает влияние периодичность выкладывания малыша на спину в часы бодрствования. В этом положении кроха не просто лежит, а осваивает навыки координации движений, знакомится с собственными конечностями, а со временем и с окружающей его обстановкой.

Так как продолжительное лежание на спине быстро наскучивает ребенку, он делает попытки поменять положение, и это также стимулирует моторное развитие в первой половине года. Мотивировать малыша, который самостоятельно не желает учиться переворачиваться, можно с помощью яркой игрушки, размещенной сбоку от крохи. Чтобы рассмотреть ее получше, малыш обязательно сделает попытку поменять положение тела.

Выкладывание на живот: почему это важно?

Выше уже упоминалось, что в первые месяцы жизни ежедневные выкладывания на живот помогут усилить моторное развитие, моторное развитие ребенка до годаукрепить мышцы спины и шеи. Какая же польза от такого положения в более старшем возрасте? Детки, лежа на животе, получают возможность больше увидеть, и это им не может не нравится.

Кроме того, в положении на животе малыши укрепляют руки и мышцы торса. Именно из этого положения в начале второго полугодия дети будут пробовать осваивать навыки ползанья, желая дотянуться до любимой игрушки.

О важности каждого из этапов развития

Как уже отмечалось выше, моторное развитие малыша происходит в несколько этапов, каждый из которых готовит кроху к новым достижениям. Естественно, бывают случаи, когда малыш переходит на следующий этап, минуя предшествующий. Родители в таких случаях испытывают чувство гордости, моторное развитие ребенка до годасчитая, что их малыш опережает сверстников в отношении моторного развития. На самом деле это не так хорошо, как кажется.

Например, если ребенок в 8 месяцев, так и не научившись ползать, будет осваивать навыки ходьбы, а родители, видя его воодушевление, позволят ему проводить много времени в ходунках или вожжах, то это может привести к развитию проблем с позвоночником и координацией движений. Дело в том, что ползанье — это подготовительный этап для освоения навыка ходьбы, в процессе которого мышцы позвоночника крохи готовятся к большей нагрузке.

В заключение отметим, что моторное развитие малыша до года — это определенные временные этапы, среди которых особенно стоит выделить наиболее важные:

  • в 3 месяца;
  • в 6 месяцев;
  • в 8 месяцев;
  • в год.

Как правило, именно в эти месяцы малыш осваивает особенно значимые навыки, способствующие дальнейшему гармоничному физическому и двигательному развитию.

Источник