Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития thumbnail

методы психологического изучения- это те приемы и средства, с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии детей с ООП.

Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное и стороннее.

Беседа как метод психологического исследования применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая определенные вопросы, анализируя полученные ответы и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окружающем мире, самом себе, о его отношении к определенным понятиям, явлениям.

Тестирование является удобным методом психологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в процессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент как метод психического исследования аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой, так или иначе, проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.

Метод — это способ получения информации о том или ином факте. Современная психология выделяет основные и дополнительные методы изучения психики. Основными являются наблюдение и эксперимент. Среди дополнительных выделяют метод тестов, метод опроса, метод моделирования, анализ продуктов деятельности и т.д.

Наблюдение в психологии — это научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления.

Эксперимент в психологии — изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел эксперимента и его цель.

Олигофренопсихология использует весь арсенал научных методов исследования, но их выбор определяется целью и задачами каждого конкретного исследования и особенностями исследуемой группы испытуемых. Наблюдение как метод олигофренопсихологии применяется достаточно широко, т.к. не требует создания особенных условий для проведения изучения и понимания инструкции испытуемыми. Эксперимент как метод используется реже, т.к. существуют ограничения по возрасту испытуемых, сложности в понимании инструкции умственно отсталыми детьми, возможно возникновение «эффекта присутствия экспериментатора и, соответственно, искажения результатов.

Дополнительные методы — тесты, опросы, анализ документов, анализ продуктов деятельности применяются в практике психолого-педагогического изучения детей с недоразвитием интеллекта. Например, анализ документов в варианте изучения анамнеза ребенка является первоначальным этапом диагностической процедуры.

Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.

Метод наблюдения — один из ведущих при изучении детей на комиссии. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируются первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности.

Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдают за координацией движений, состоянием моторики.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1635; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9472 — | 7512 — или читать все…

Источник

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.

1. Изучение документации ребенка. Задача изучения документации– сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения:

– педиатра;

– психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом;

– оториноларинголога с характеристикой состояния;

– офтальмолога с характеристикой состояния зрения;

– ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).

Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций.

Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

2. Изучение продуктов деятельности ребенка. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т.п.), можно понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.

Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:

– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;

– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;

– особенности развития данного навыка в процессе обучения;

– методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.

3. Метод наблюдения. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка. Начиная обследование ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам.

4. Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения с взрослыми.

5. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности.

Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.

Определение способности к обучению – это определение резервов развития ребенка. Поэтому в ходе изучения ребенка особое значение имеет обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента заключается в следующем: при проведении эксперимента избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитывается:

– количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);

– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;

– возможность переноса полученного навыка на новые условия.

Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задания. Учитывая это, каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает:

– характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;

– степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;

– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).

Помощью является стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится); разъяснение сущности действия (например, при классификации: сюда будем откладывать все желтые, а сюда красные кружочки); введение наглядности при показе пути решения (экспериментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начинает конструирование, предлагая ребенку продолжить действие); демонстрация образца (конкретная помощь) – выполнение задания с последующей репродукцией ребенком (например, экспериментатор сложил разрезную картинку, показал результат ребенку, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).

При таком подходе к исследованию способы предъявления материала ребенку могут быть разнообразными, что обеспечивает постепенность изменения степени трудности задания и требований к ребенку. Это дает возможность ребенку перейти от элементарных к более сложным формам деятельности. Такая последовательность предъявления заданий позволяет определить степень сформированности того или иного действия. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли решать поставленную задачу в обычных, или хотя бы облегченных условиях.

Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.

В процессе работы выделяются следующие этапы обучающего эксперимента:

1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента.

2. Сообщение содержания задания (инструкция).

3. Наблюдение за деятельностью ребенка при выполнении задания (решение задания) и оказание дозированной помощи.

4. Оценка результатов деятельности ребенка.

При оценке результатов деятельности фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что анализ результатов изучения детей с особыми потребностями в обучении предполагает концентрацию внимания исследователя на анализе характера нарушений, возникающих при выполнении ребенком заданий, и учет условий эксперимента. Сюда относятся анализ истощения, наступающего в процессе выполнения ребенком экспериментального задания; учет темпа проведения эксперимента, характеризующего скорость нервных процессов, изменение объема предполагаемых задач или материала, с которым действует ребенок (что в случаях превышения доступных ребенку пределов вызывает запредельное торможение). Отражение этих результатов в заключении по результатам эксперимента позволяет получить объективные данные, характеризующие особенности аномального ребенка.

Процедура психологического исследования

Психологическое исследование ребенка с особыми потребностями в обучении специфично по отношению к другим видам изучения, например к медицинскому, однако структура проведения этих исследований во многом совпадает. В целом комплексное обследование проводится по единой схеме, согласно которой меняется роль и участие каждого из специалистов при проведении отдельных разделов обследования.

Процедура психологического исследования включает 3 этапа:

1. Изучение жалоб и анамнестических сведений.

2. Непосредственное обследование ребенка.

3. Составление заключения по данным психологического обследования.

При проведении обследования на каждом этапе используются соответствующие методы (изучение документации, беседа и т.п.).

Для анамнестических сведений важным является анализ особенностей психического развития ребенка, эффективность работы по преодолению дефектов развития (если такая работа проводилась), реакция ребенка на дефект, обычное поведение ребенка, нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющих на изменение поведения.

Применительно к психологическому изучению значимой является характеристика следующих параметров развития:

– сроки, то есть моменты времени начала и завершения разных этапов развития;

– характер, динамика, то есть последовательность моментов интенсивного и замедленного совершенствования навыков и умений;

– спонтанность – степень самостоятельности ребенка;

– результативность, то есть уровень развития ребенка к моменту обследования.

Эти параметры анализируются при изучении развития моторики и навыков самообслуживания, игры, интересов и познавательных способностей, общения, обучаемости.

Следует помнить, что многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринололия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе.

При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.

Большую роль следует отводить анализу пути развития форм и средств общения ребенка с окружающими. Особое внимание нужно уделить анализу первых трех лет жизни ребенка, так как в это время закладывается фундамент речевой деятельности. Для большинства детей с речевыми нарушениями характерно отставание сроков появления слов и фразовой речи. В таких случаях следует узнавать, как ребенок привлекал к себе внимание (использовал жесты, изменение силы голоса, крик, изменение эмоционального состояния и т.п.).

Слабую речевую интенцию отмечают у большинства детей при сниженном слухе, при психических отклонениях от нормы. Дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт по существу формален.

Активное стремление к речевому общению наблюдается у детей с сенсорной алалией. Однако эта тенденция сочетается у них с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими их речи.

При организации процесса взаимодействия с детьми выявление уровня общения имеет большое значение, так как при завышении требований к ребенку он может отказаться от общения.

Наблюдение за игрой ребенка проводится с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. В ситуации обследования ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбрать игрушки и действовать с ними. При этом фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, желание играть ими, целенаправленность и адекватность действий.

В результате проведения первой части непосредственного исследования психического развития аномального ребенка в процессе наблюдения можно установить реакцию ребенка на ситуацию обследования, оценить его поведение в этой ситуации и проследить некоторые особенности спонтанного поведения ребенка. Таким образом, на этом этапе работы психолога осуществляется ориентация в исследовании и определяется его стратегия и тактика.

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Презентация на тему «Методы изучения детей с нарушениями развития»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Методы изучения детей с нарушениями развития

Описание слайда:

Методы изучения детей с нарушениями развития

2 слайд

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпа

Описание слайда:

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику. Ориентир на развитие личности ребенка не только вызывает, усиливает интерес к его изучению, но и делает это необходимым в работе педагога. • Следует помнить, что при проведении методик дети должны четко знать, что от них требуется, экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими как экзамен, проверка, а потому проводить их надо в спокойной, доброжелательной обстановке с гуманистической, человеколюбивой позиции • Данные, полученные при помощи методики, свидетельствуют о показателях, уровне развития личности ребенка только в данный момент.

3 слайд

Изучение документации ребенка Задача: сбор анамнестических данных и составлен

Описание слайда:

Изучение документации ребенка Задача: сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. Для психологического изучения ребенка такие данные можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения: – педиатра; – психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом; – оториноларинголога с характеристикой состояния; – офтальмолога с характеристикой состояния зрения; – ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата). • Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций • Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости. Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

4 слайд

Изучение продуктов деятельности ребенка Анализируя конечный результат (детски

Описание слайда:

Изучение продуктов деятельности ребенка Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы и т.п.), можно понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др. • Необходимо изучать ребенка в процессе выполнения им конкретной деятельности, и прежде всего тех ее видов, которые непосредственно связаны с процессом обучения • Запись наблюдений над процессом выполнения ребенком учебных заданий вместе с изучением педагогической характеристики и представленных школой тетрадей ребенка составляют в совокупности основной педагогический материал, который вместе с материалом врачебного исследования ляжет в основу общего заключения комиссии. Для того чтобы правильно проводить обследование школьных навыков ребенка, педагог-дефектолог должен знать: • психологические особенности развития данного навыка в процессе обучения; • затруднения, типичные для разных групп отстающих учеников; • приемы (методы), помогающие обнаруживать подлинные причины затруднений в обучении на различных этапах.

5 слайд

Пути изучения отдельных школьных навыков, учащихся и анализа их психологическ

Описание слайда:

Пути изучения отдельных школьных навыков, учащихся и анализа их психологических особенностей. • Метод беседы • Метод наблюдения • Метод эксперимента

6 слайд

Заключение Весь собранный материал педагогу-обследователю необходимо внимател

Описание слайда:

Заключение Весь собранный материал педагогу-обследователю необходимо внимательно проанализировать и сделать выводы по следующим вопросам: • Насколько развито у ребенка абстрактное понятие числа; • На какой стадии находится у ребенка овладение умственными обобщенными операциями при счете, решении; • Доступна ли система вопросов, составляющая суть задачи; • Достаточно ли подвижны интеллектуальные операции ребенка при работе с арифметическим материалом; • В какой мере изменяется характер выполнения заданий ребенком при оказании ему той или иной педагогической помощи; Правильные выводы по указанным вопросам в значительной мере облегчают общее диагностическое заключение об особенностях познавательных процессов ребенка. Подробное изучение состояния знаний и навыков по арифметике способствует правильному решению вопроса о причинах неуспеваемости ребенка по этому предмету и правильной постановке клинического диагноза. • Все письменные работы, рисунки и чертежи ребенка прилагаются к характеристике состояния арифметических знаний •

7 слайд

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

8 слайд

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

9 слайд

Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процес

Описание слайда:

Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Методы беседы: • беседа с родителями (учителями, воспитателями). • беседа с ребенком. Основная цель: общее предварительное ознакомление с ребенком. Значение : • выявляется особенность поведения ребенка, его эмоциональные реакции, отношение к школьной и семейной ситуации, его склонности и интересы, общая ориентировка ребенка в окружающем . •помощь в сформировании доверия к обследующему и обеспечение возникновения положительного отношения к выполнению заданий. • дает возможность наметить план обследования и решить, на что в данном случае следует обратить особое внимание. Содержание беседы: уяснение особенностей ориентировки ребенка в окружающем. Сюда относится ориентировка: • в пространстве. • во времени. • в явлениях природы, растительного и животного мира. • в жизни людей. • в транспорте, фабриках, заводах и т. п..

10 слайд

• Беседу следует варьировать в зависимости от имеющихся жалоб, возраста ребен

Описание слайда:

• Беседу следует варьировать в зависимости от имеющихся жалоб, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей • • Переход от беседы к исследованию отдельных видов деятельности должен быть планомерным, а для ребенка незаметным и достаточно мотивированным •

11 слайд

Метод наблюдения Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психиче

Описание слайда:

Метод наблюдения Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Виды наблюдения: • наблюдение за игрой, • поведением, • общением • состоянием работоспособности ребенка. • Игра – основная, ведущая деятельность ребенка в период дошкольного возраста • • Наличие игрового материала успокаивает ребенка, заинтересовывает его, создает непринужденную обстановку • Значение: в ходе игры формируются основные черты характера, развиваются творческие возможности. Начиная знакомство с ребенком через игру, можно добиться, что он станет более открытым, доверчивым, лучше проявит свои положительные возможности при выполнении других видов занятий.

12 слайд

• Использование игрового материала во время обследования ребенка не всегда во

Описание слайда:

• Использование игрового материала во время обследования ребенка не всегда возможно, однако есть категории детей, в отношении которых оно является совершенно необходимым. Это: — заторможенные и неконтактные дети, которых только через игру можно включить в выполнение задания; — дети, у которых наблюдается резкое расхождение между состоянием школьных навыков и общей ориентировкой; — дети, которые не имеют еще никаких школьных навыков • Игрушка может быть использована : — как стимул для пробуждения активности ребенка, облегчения контакта, часто дает ключ к пониманию его интересов, эмоций, характерологических особенностей; — как экспериментальный материал, позволяющий изучить различные стороны деятельности ребенка; — как дидактический материал, помогающий выяснить вопрос об обучаемости ребенка, ознакомиться с тем, как образуются у него новые связи, как он использует свой прошлый опыт;

13 слайд

Метод эксперимента Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально с

Описание слайда:

Метод эксперимента Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Применение: • для изучения различных видов деятельности детей; • выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. Цель: обеспечение выявления и негативных, и позитивных возможностей ребенка, получение сведений об обучаемости ребенка. • Определение способности к обучению – это определение резервов развития ребенка. Поэтому в ходе изучения ребенка особое значение имеет обучающий эксперимент • Принцип: при проведении эксперимента избираются трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитывается: – количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания – возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе; – возможность переноса полученного навыка на новые условия.

14 слайд

Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задан

Описание слайда:

Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задания. Каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает: – характеристику объема материала; – степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания; – виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания; • Помощью является стимуляция к действию; разъяснение сущности действия; введение наглядности при показе пути решения; демонстрация образца •

15 слайд

Значение: получение первичной оценки обучаемости детей, сравнение сдвигов в р

Описание слайда:

Значение: получение первичной оценки обучаемости детей, сравнение сдвигов в развитии при различных системах обучения, помощь в обеспечении индивидуального подхода при обучении. Этапы обучающего эксперимента: 1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента. 2. Сообщение содержания задания (инструкция). 3. Наблюдение за деятельностью ребенка при выполнении задания (решение задания) и оказание дозированной помощи. 4. Оценка результатов деятельности ребенка. • Запись хода эксперимента должна быть по возможности подробной, сплошной; в ней необходимо отразить все этапы работы ребенка • • При оценке результатов деятельности фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы •

16 слайд

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

17 слайд

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

Выберите книгу со скидкой:

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

Курс повышения квалификации

Основные и дополнительные методы в изучении ребенка с нарушением развития

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1068660

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник