Основные характеристики процесса развития ребенка

Основные характеристики процесса развития ребенка thumbnail

Билет №2

1.Пространство и время человеческого бытия как антропологи­ческие понятия.

Филогенез и онтогенез. Их взаимосвязь и различие.

Филогенез человека (развитие его как вида) осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результате которого произошло превращение антропоида в человека разумного. Современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида. Филогенез — процесс продолжающийся. Он подчинен законам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения природных и социокультурных процессов — и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюционного процесса. По мнению Н. Н.Моисеева, человечество уже успешно совершило две такие перестройки. Первая произошла в эпоху палеолита — древнейшего периода каменного века (формирование правил жизни в коллективе). Вторая — в неолите (переход к оседлому образу жизни) (VI—II тысячелетие до н. э.).

В настоящее время человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии планеты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.

Онтогенез (развитие отдельного человека) во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве — социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогенеза, онтогенез в то же время — несколько другой процесс (не филогенез в свернутом виде). Онтогенез — процесс целостный и противоречивый, диалектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе.

Специфические особенности развития рода Homo sapiens.

Современная же наука все больше склоняется к тому, что 1) развитие — это диалектическое единство регрессивных и прогрессивных преобразований. 2) человек в процессе своего индивидуального развития (и в процессе филогенеза) не становится ни хуже, ни лучше, он делается принципиально другим. 3) результатом онтогенеза является все возрастающая индивидуализация каждого человека. 4) развитие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня. Онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он скорее — волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс».

Различные объяснительные ориентации трактовки процесса развития чел-ка.

Биогенетическая ориентация — индивидуальное развитие — реализация конкретной генетически заданной программы, определяющей особенности проявления и программу изменений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически заданная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одинаковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Общая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем, что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной организации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологических свойств нервной системы, и программ поведения (являющихся континуумом разных поведенческих форм). Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения именно генотип детерминирует чувствительность конкретного человека к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ проявления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объекты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.

Социогенетическая ориентация. Онтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности социальных позиций и т. д. Движущей силой развития человека признаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конкретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры определяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку. Нельзя не заметить, что в представленных концепциях человек рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Персоналистская ориентация. Для них развитие человека — это процесс сознательной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского -это «духовные стремления». Для П. Симонова — «идеальные потребности». Для Ж. П. Сартра -«внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар». В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях: достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества. Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится личность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой. Сторонники персоналистского подхода к объяснению развития человека не считают его существом, полностью детерминированным биологическими и/или социокультурными обстоятельствами. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и результаты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определяет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам определяет, каким он будет (В. Франк).

Основные характеристики процесса развития ребенка.

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повторяющие эволюцию человека как вида, и характеризующие индивидуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга (задатками и способностями), в силу этого результаты развития конкретных детей всегда разные. 2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солнца, эволюционные закономерности), так и от специфически человеческих видовых особенностей (активности, разумности, духовности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь возможность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Двигательная активность важна и для развития психических процессов, эмоционального здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве времени. 4. Каждый период жизни — особая целостность и самостоятельная ценность — имеет сильные и слабые стороны. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возраста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый оптимизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность интересов — эти возрастные особенности младшего школьника в подростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7—10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формирования прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К. Д. Ушинский. 5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится изменение всего человека: его сознания, чувств и воли, его организма и духовной сферы. 6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и нереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем — сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого — научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года медведково

Источник

              ПЯТЬ
ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Прослеживая
развитие ребенка с момента его рождения до 2 лет, сгруппируем основные навыки,
приобретаемые им в ходе этого процесса, в пять основных типов: простые
двигательные навыки; отточенные движения; речевые навыки; навыки общения и
игровые; развития мыслительных (когнитивных) способностей.

Простые
двигательные навыки. Способность ребенка владеть своим телом (мускулами
туловища, конечностей, шеи) относится к простым двигательным навыкам. Они
включают такие основные вехи в развитии ребенка, как контроль движений головы,
сидение, ползание и ходьба. Прогресс в этих навыках с рождения до 2 лет
означает все более совершенное управление собственным телом, когда оно
работает, как отлаженный единый механизм — от макушки до кончика пальца.

Отточенные
движения. Движения кистей и пальцев рук, благодаря которым ребенок удерживает
игрушки, относятся к разряду отточенных. Они, как и простые двигательные
навыки, совершенствуются постепенно — от неточных и простеньких касаний
предмета до захвата его большим и указательным пальцами.

Речевые
навыки. Именно здесь с наибольшим блеском могут проявиться ваши способности и
талант в налаживании контакта с ребенком. Родительский вклад в развитие речевых
навыков малыша несравнимо больше, чем любых других. Вам может показаться, что
ребенок не умеет говорить, пока ему не исполнится полтора-два года. На самом
деле дети «говорят» с момента рождения. Плач новорожденного,
призывающего к себе на помощь (заставляющий няню бежать к нему со всех ног, а
мать — дать ему грудь, поднимающий с постели родителей, которые, натыкаясь на
мебель, среди ночи несутся к своему чаду), — что это, если не язык?! Для
крошечного создания языком является каждый звук или жест, который находит
отклик в родительской душе. В течение первого года жизни (период, называемый до
лингвистической стадией языкового развития) ребенок учится искусству общения,
еще не умея произнести хотя бы одно слово. С самого раннего возраста он
понимает, что его язык, плач, — это способ общения с окружающим миром; малыш
использует его на все 100%, чтобы привлечь к себе внимание и удовлетворить свои
потребности. Отзываясь на плач младенца, вы способствуете тому, чтобы эти
начальные сигналы быстрее сменились более мягким языком телодвижений и жестов.

Разговаривая
со своим младенцем, каждая мать изобретает свой язык. Однако исследователи,
изучавшие эту проблему, выяснили, что во всем мире существует что-то наподобие
универсального материнского языка. Матери интуитивно могут подстраиваться под
разговорный уровень ребенка, поднимаясь по мере развития малыша на более
высокий.

Навыки общения и игровые навыки

Способы и
методы, с помощью которых малыш общается с окружающими людьми и играет с
игрушками, формируют его социальные навыки. Здесь, как и в развитии речи,
успехи более всего зависят от вашего умения и таланта воспитателя. В некоторых
забавных играх, которые мы предлагаем вашему вниманию (с учетом особенностей
возраста ребенка), содержатся контрольные элементы. Надеемся, это сделает ваше
общение с ребенком более занимательным.

Развитие
мыслительных способностей. Иногда мы смотрим на выражение лица ребенка и
задаемся вопросом: «Интересно, о чем он думает?» Хотя, конечно же, вы
никогда не сможете наверняка знать, что происходит в развивающемся уме вашего
младенца, но все же интересно по выражению его лица и способу действий угадать,
о чем он думает. Мыслительные (когнитивные) навыки включают в себя умение
думать, рассуждать, делать умозаключения в ходе различных игровых ситуаций, а
также решать проблемы (например, как преодолеть препятствие). Мы подскажем вам,
на какие знаки следует обращать особое внимание, чтобы догадаться, чем озабочен
ребенок.

Заведите свою собственную карту

Ценным
подспорьем в первые 2 года жизни малыша могла бы стать ваша собственная карта
роста и развития, наподобие данной нами выше. Возьмите большой лист бумаги.
Перечислите в левой части сверху вниз основные вехи развития, а по
горизонтальной линии — время их освоения. Разделите лист на квадраты и
записывайте в них ваши наблюдения. Например, как развиваются мыслительные
способности малыша. Лучше всего записывать его логические (с вашей точки
зрения) заключения. Для простоты можно объединить навыки общения и речевые, как
это сделано в нашей таблице. Заполнение такой карты не только поможет вам
наблюдать за достижениями своего чада, но и доставит удовольствие от ощущения
вашего совместного роста.

Источник

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.характеристика основных периодов роста и развития ребенка

Читайте также:  Центр развития ребенка в лысково

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление характеристика основных периодов роста и развития ребенкао мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить егохарактеристика основных периодов роста и развития ребенка органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В такиххарактеристика основных периодов роста и развития ребенка малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, характеристика основных периодов роста и развития ребенкасоздавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • передхарактеристика основных периодов роста и развития ребенка тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов характеристика основных периодов роста и развития ребенкаплача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 характеристика основных периодов роста и развития ребенкамесяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).
Читайте также:  Как считать развитие недоношенного ребенка

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для характеристика основных периодов роста и развития ребенкаактивного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная характеристика основных периодов роста и развития ребенкаличность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:характеристика основных периодов роста и развития ребенка

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец характеристика основных периодов роста и развития ребенкадошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. характеристика основных периодов роста и развития ребенкаРебенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть характеристика основных периодов роста и развития ребенкараньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, характеристика основных периодов роста и развития ребенкахочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Источник