Основные факторы способствующие развитию личности ребенка локка
Определение 1
Факторы воспитания – это то, что независимо от желания людей, способно порождать воспитательные эффекты, объективно оказывая влияние на природу, ход и результаты становления человека.
Краткая характеристика личности и педагогической деятельности Локка
Замечание 1
Джон Локк (1632 – 1740 гг.) является выдающимся английским педагогом и философом.
Годы жизни и деятельности Дж. Локка приходятся на тот непростой период, когда историческая борьба между молодой буржуазией и старым дворянством была завершена в Англии компромиссом, заключающимся в установлении конституционной монархии.
Дж. Локк был рожден как раз накануне важнейших событий в истории Англии. Воспитание Локка проходило в пуританской семье, которая придерживалась оппозиционных взглядов по отношению, к господствующей в стране англиканской церкви и произволу абсолютной монархии. Все это не могло не отразиться на воспитании Дж. Локка, который с самого детства был под воздействием взглядов своего отца, отстаивающего суверенитет английского народа, осуществляемый через Парламент.
Буржуазная революция, проходившая в то время оказывает значительное влияние на разработку таких важных вопросах, как «происхождение и сущность государства», «формирование морали и собственности» и т.д. Все эти вопросы активно обсуждаются в Англии на протяжении длительного времени, подогреваемые революцией. Разработкой и выражением мнений по данным вопросам занимается Дж. Локк, в лице которого буржуазия находит подлинного представителя своих интересов. Фундаментальные интересы современной буржуазии Дж. Локк выражает не только в политических и экономических теориях, но и в рамках педагогической теории, основанной на общефилософской концепции.
Учение Дж. Локка направлено на внедрение в систему воспитания и образования подрастающего поколения методов формирования:
- аристократизма,
- «рыцарских качеств»,
- управленческих способностей,
- знаний особых прав и обязанностей знатных людей и т.д.
Замечание 2
Педагогические идеи Дж. Локка были основаны на том, что каждый ребенок рождается с «чистой душой», не обладает никакими врожденными качествами. То есть все люди от рождения равны и имеют равные возможности в своем развитии. В связи с чем, процесс воспитания имеет значительную роль в становлении каждого ребенка и формировании его как личности.
Основополагающие факторы воспитания по Дж. Локку
Замечание 3
Факторы, оказывающие влияние на процесс воспитания ребенка, были выделены и описаны Дж. Локком в его основном педагогическом труда «Мысли о воспитании».
Педагогика Дж. Локка направлена на воспитание не просто человека, а джентльмена, который «умеет вести дела предусмотрительно и толково». Именно поэтому в процессе воспитания большое внимание необходимо уделять таким качествами личности как утонченность в общении, деловитость и т.д.
Замечание 4
Наибольшее внимание Дж. Локк обращал на нравственное, умственное и физическое воспитание детей.
В соответствии с педагогическими взглядами Дж. Локка, основной целью жизни каждого человека является достижение такого состояния собственного тела, которое может быть выражено формулой «в здоровом теле – здоровый дух». Именно поэтому Дж. Локк считал важным начинать процесс воспитания с заботой по сохранению и укреплению здоровья воспитанника. В связи с чем, Дж. Локком была разработана первая система физического воспитания, на максимально доступном для того времени уровне. Основой данной системы являлось закаливание ребенка. Под закалкой понималось не только физическое, но и духовное закаливание. То есть ребенок должен быть не только физически крепок и развит, но и стойко переносить жизненные невзгоды и перемены.
Нравственное воспитание, выведенное Дж. Локком, основывалось на принципе интересов и пользы личности. По его мнению, настоящий джентльмен – это тот, кто смог достичь своего счастья и при этом не помешать другим.
Поведение джентльмена должно быть разумно, то есть он умеет владеть своими эмоциями и страстями, дисциплинирован.
Основной задачей воспитания по Дж. Локку является выработка характера, нравственной дисциплинированности и развитие воли.
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на нравственное воспитание личности, Дж. Локк называл формирование устойчивых нравственных привычек.
Формирование нравственных привычек необходимо осуществлять последовательно. То есть вначале сформировать и закрепить одну привычку, а затем уже приступать к формированию и воспитанию следующей. Формирование и закрепление привычек происходит посредством выполнения специальных упражнений. Преодоление и искоренение отрицательных привычек, так же осуществляется путем выполнения упражнений и перевода их в хорошие.
Значительное влияние на нравственное воспитание оказывает такой фактор как окружающая ребенка среда и собственный пример взрослого человека. Недопустимо в воспитании применение наказаний или порицаний, вместо них необходимо использовать поощрения и награды. Тем самым ребенок будет стремиться к их получению, путем послушания.
Умственное воспитание ставилось Дж. Локком на третью по значимости ступень после физического и нравственного. Это было связано с тем, что в его понимании человек, который развит нравственно и физически, предпочтительнее ученого.
Цель обучающей программы, разработанной Дж. Локком заключалась в формировании и развитии у учащихся навыков самостоятельного мышления, фундаментальной основы знаний и умений. Большое значение в обучении Дж. Локк отводил не памяти, а пониманию и умению рассуждать. То есть важно уметь правильно мысли, нежели просто много знать.
Среди основных дисциплин, которые необходимо было усвоить учащимся по учебной программе Дж. Локка, выделяют: рисование, география, латынь, сельское хозяйство, геометрия, письмо, чтение, бухгалтерия, танцы, астрономия, верховая езда, французский язык, родной язык и ряд других дисциплин.
Замечание 5
Таким образом, педагогическая теория Д. Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена — представителя пришедшей к власти буржуазии, разработала принципы его физического, нравственного и умственного воспитания.
Источник
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
В трактате Джона Локка «Мысли о воспитании» ярко выражены важные передовые педагогические идеи. Это произведение Локка было переведено в России в 1759 г. Н.Н. Поповским, учеником М.В. Ломоносова. В предисловии к книге Локка Н.Н. Поповский обратился с рекомендацией: хотя Д. Локк рассуждает здесь о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут пользоваться теми же правилами.
Джон Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах воспитания и обучения. Каков взгляд Локка на факторы формирования личности, т. е. роль наследственности, среды и воспитания? На первый взгляд может показаться, что Локк отрицает наследственность, утверждая, что «душа ребенка — чистая доска». Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал, что от природы одни дети даровитые, другие тупые, глупые, есть послушные и любознательные, равнодушные и вялые, а у Локка – «душа ребенка – белый лист». Так ли это?
В своем педагогическом трактате «Мысли о воспитании» (1693 г.) Локк пишет: «…тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться… Использовать наилучшим образом то, что дала природа, предупредить те пороки недостатки, с которым наиболее предрасположена данная конституция. Природные дарования каждого должны быть развиваемы до возможных пределов; но попытка привить ребенку что-либо другое будет только бесполезным трудом». Следовательно, Локк не отрицает, что каждого ребенка природа одарила задатками, способностями, дарованиями. Родители и воспитатель должны их знать, изучать, опираться на них.
Само выражение «душа ребенка – чистая доска» понадобилось Локку, чтобы доказать, что врожденных знаний, врожденных идей у человека нет. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал влияние на человека врожденных способностей:
«Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь, но только упражнения этих сил могут сообщить нам умение и вести нас к совершенству». Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные способности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на душу каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена».
Таким образом, теория «чистой доски» Локка имеет, во-первых, историческое значение поскольку она оправдывает приход буржуазии к власти, смену феодальной формации капиталистической; во-вторых, её педагогическое значение – Локк признает природу, наследственность ребенка; в отличие от Я.А. Коменского, надо не только исправлять природу, но и совершенствовать, развивать «до возможных пределов».
Среда также влияет на развитие человека, но она, по его мнению, неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определенным условиям жизни, и менять эти условия- дело ненужное и даже вредное, утверждал Локк.
Дети буржуазии воспитание должны получить дома, так как в школе они могут встретиться с плебеями, уличными мальчиками, плохо пахнущими и дурно воспитанными. Родители должны найти для своих детей гувернера.
Не отрицая определенного влияния наследственности и среды, Локк считает решающим фактором развития ребенка воспитание.
Источник
Основные концептуальные направления педагогической деятельности Джона Локка
Джон Локк – это знаменитый ученый, внесший серьезный вклад в философские и педагогические учения. Особенное внимание в его исследованиях было уделено вопросам воспитания. Они нашли отражение в двух его научных трудах:
- «Мысли о воспитании», где излагаются идеи и теории касаемо воспитательной деятельности, построении особой воспитательной системы – элитарного воспитания. Воспитание занимает приоритетную позицию в развитии личности и наделении ее теми свойствами и признаками, которые, затем, проявляются в ее взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.
- «Об управлении разумом», где излагаются идеи, согласно которым все взгляды, идеи, принципы, мировоззрение личности не является природным фактором, а формируется только в социальной среде т.е. при тесном взаимодействии с людьми, природой и обществом. Знания и навыки развиваются, при этом, благодаря ощущениям, которые индивид испытывает в социуме и воспринимает органами чувств. Знания не формируются одномоментно. Они складываются из опыта, выступающего основным источником познания.
Замечание 1
Дж. Локк утверждал, что нравственность является социальным качеством т.е. приобретается и развивается в процессе общественной жизнедеятельности и общественных взаимоотношений.
Все педагогические взгляды Локка можно представить следующим образом:
- Все идеи и пороки не являются врожденными качествами личности;
- Содержание сознания индивида наполняется в процессе его жизнедеятельности, опыта и ощущений;
- Воспитание является приоритетным направлением педагогической деятельности, поскольку оно направлено на всестороннее и гармоничное развитие личности;
- Воспитание нацелено на развитие счастливого ребенка, наделенного качествами добродетели;
- Основной задачей воспитательной работы является развитие здоровой личности;
- Словесные методы воспитания являются неэффективными. Необходим личный пример и практическая самостоятельная деятельность;
- Принуждение в воспитании неприемлемо;
- Основным принципом воспитания является ориентация на получение конкретной пользы.
Джон Локк ввел в педагогическую науку принципы практицизма и рационализма и рассмотрение опыта личности в качестве основы формирования ее основных свойств.
Система элитарного воспитания Джона Локка
Идеи воспитания Локка и его основная концепция прописаны в труде «Мысли о воспитании». В ней также рассматриваются особенности организации обучения.
Джоном Локком была разработана система элитарного воспитания т.е. воспитания истинного джентльмена или делового человека. Данная система базируется на трех китах:
- Акцентирование внимания на физическом развитии личности. Физическому воспитанию должно быть уделено огромное влияние, поскольку от него зависит здоровье человека, развитие его интеллектуальных навыков и формирование деловых качеств. По мнению педагога, только в здоровом теле можно развить здоровый дух.
- Воспитание нравственности. Нравственные свойства личности должны развиваться и воспитываться в процессе обучения личности.
- Образование необходимо для формирования навыков делового общения.
Замечание 2
В учениях Джона Локка огромное внимание уделялось необходимости закаливания организма, развития качеств выносливости, терпимости, умеренности и нерасточительности.
Процесс нравственного воспитания Локк исследовал с позиции формирования верного представления о добродетели личности. Нравственность не сводится к формированию только душевных качеств, она теснейшим образом связана с мыслительной сферой, воспитанием разума, который является двигателем во всех сферах жизнедеятельности индивида, определяя его поведение, поступки.
Нравственная добродетель предполагает воспитание тех качеств, которые являются полезными и необходимыми для жизнедеятельности личности, формируют ее благопристойность и честь, вежливость, такт, честность, добродушие. В качестве средств воспитания, Локк предлагает использование окружающей обстановки, настраивающей на продуктивный лад, и обязательную демонстрацию личных примеров. Учащийся должен видеть, что слова педагога это не просто пустой звук. Они являются фактором, отражающим силу и авторитет педагога, а потому должны быть подкреплены личным примером т.е. учащийся должен видеть, что все сказанное применяется в практической жизнедеятельности и несет положительный эффект, что оно важно и необходимо для развития.
Локк рассматривал образование, как среду, в которой должен развиться грамотный образованный человек, способный к практической деятельности. воспитание должно способствовать формированию деловой личности, которая обладает навыками толкового ведения дел, предусмотрительностью, предприимчивостью.
Джентельмен в элитарной системе воспитания должен был быть дворянского происхождения, но с развитыми качествами буржуазного дельца. Иными словами, личность должна быть воспитана так, чтобы в ней гармонично сочеталась утонченность натуры, навыки поведения и обращения с деловыми качествами, умением вести предпринимательскую деятельность.
Интеллектуальное воспитание, по мнению ученого, должно соответствовать особенностям характера личности и быть нацелено на становление образованной личности, наделенной деловыми качествами.
Воспитание обязательно дополняется религиозной ориентацией. Личность должна освоить роль религии, но не с точки зрения выполнения обрядов и следования культам, а формирования уважительного отношения к Богу, выражения почтения высшему существу, понимания его значимости.
В процессе обучения огромное внимание отводилось развитию трудовых навыков. Трудолюбие рассматривалось в качестве ведущего фактора развития личности. Труд – основа жизнедеятельности. Он помогает устранить праздность. Трудовое воспитание ориентировано на привитие трудолюбия, уважительного отношения к труду, как чужому, так и собственному, осознания его приоритетного места в жизни и необходимости освоения какого-то ремесла.
Источник