Основные факторы способствующие развитию личности ребенка локк

Основные факторы способствующие развитию личности ребенка локк thumbnail

Определение 1

Факторы воспитания – это то, что независимо от желания людей, способно порождать воспитательные эффекты, объективно оказывая влияние на природу, ход и результаты становления человека.

Краткая характеристика личности и педагогической деятельности Локка

Замечание 1

Джон Локк (1632 – 1740 гг.) является выдающимся английским педагогом и философом.

Годы жизни и деятельности Дж. Локка приходятся на тот непростой период, когда историческая борьба между молодой буржуазией и старым дворянством была завершена в Англии компромиссом, заключающимся в установлении конституционной монархии.

Дж. Локк был рожден как раз накануне важнейших событий в истории Англии. Воспитание Локка проходило в пуританской семье, которая придерживалась оппозиционных взглядов по отношению, к господствующей в стране англиканской церкви и произволу абсолютной монархии. Все это не могло не отразиться на воспитании Дж. Локка, который с самого детства был под воздействием взглядов своего отца, отстаивающего суверенитет английского народа, осуществляемый через Парламент.

Буржуазная революция, проходившая в то время оказывает значительное влияние на разработку таких важных вопросах, как «происхождение и сущность государства», «формирование морали и собственности» и т.д. Все эти вопросы активно обсуждаются в Англии на протяжении длительного времени, подогреваемые революцией. Разработкой и выражением мнений по данным вопросам занимается Дж. Локк, в лице которого буржуазия находит подлинного представителя своих интересов. Фундаментальные интересы современной буржуазии Дж. Локк выражает не только в политических и экономических теориях, но и в рамках педагогической теории, основанной на общефилософской концепции.

Учение Дж. Локка направлено на внедрение в систему воспитания и образования подрастающего поколения методов формирования:

  • аристократизма,
  • «рыцарских качеств»,
  • управленческих способностей,
  • знаний особых прав и обязанностей знатных людей и т.д.

Замечание 2

Педагогические идеи Дж. Локка были основаны на том, что каждый ребенок рождается с «чистой душой», не обладает никакими врожденными качествами. То есть все люди от рождения равны и имеют равные возможности в своем развитии. В связи с чем, процесс воспитания имеет значительную роль в становлении каждого ребенка и формировании его как личности.

Основополагающие факторы воспитания по Дж. Локку

Замечание 3

Факторы, оказывающие влияние на процесс воспитания ребенка, были выделены и описаны Дж. Локком в его основном педагогическом труда «Мысли о воспитании».

Педагогика Дж. Локка направлена на воспитание не просто человека, а джентльмена, который «умеет вести дела предусмотрительно и толково». Именно поэтому в процессе воспитания большое внимание необходимо уделять таким качествами личности как утонченность в общении, деловитость и т.д.

Замечание 4

Наибольшее внимание Дж. Локк обращал на нравственное, умственное и физическое воспитание детей.

В соответствии с педагогическими взглядами Дж. Локка, основной целью жизни каждого человека является достижение такого состояния собственного тела, которое может быть выражено формулой «в здоровом теле – здоровый дух». Именно поэтому Дж. Локк считал важным начинать процесс воспитания с заботой по сохранению и укреплению здоровья воспитанника. В связи с чем, Дж. Локком была разработана первая система физического воспитания, на максимально доступном для того времени уровне. Основой данной системы являлось закаливание ребенка. Под закалкой понималось не только физическое, но и духовное закаливание. То есть ребенок должен быть не только физически крепок и развит, но и стойко переносить жизненные невзгоды и перемены.

Нравственное воспитание, выведенное Дж. Локком, основывалось на принципе интересов и пользы личности. По его мнению, настоящий джентльмен – это тот, кто смог достичь своего счастья и при этом не помешать другим.

Поведение джентльмена должно быть разумно, то есть он умеет владеть своими эмоциями и страстями, дисциплинирован.

Основной задачей воспитания по Дж. Локку является выработка характера, нравственной дисциплинированности и развитие воли.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на нравственное воспитание личности, Дж. Локк называл формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственных привычек необходимо осуществлять последовательно. То есть вначале сформировать и закрепить одну привычку, а затем уже приступать к формированию и воспитанию следующей. Формирование и закрепление привычек происходит посредством выполнения специальных упражнений. Преодоление и искоренение отрицательных привычек, так же осуществляется путем выполнения упражнений и перевода их в хорошие.

Значительное влияние на нравственное воспитание оказывает такой фактор как окружающая ребенка среда и собственный пример взрослого человека. Недопустимо в воспитании применение наказаний или порицаний, вместо них необходимо использовать поощрения и награды. Тем самым ребенок будет стремиться к их получению, путем послушания.

Умственное воспитание ставилось Дж. Локком на третью по значимости ступень после физического и нравственного. Это было связано с тем, что в его понимании человек, который развит нравственно и физически, предпочтительнее ученого.

Цель обучающей программы, разработанной Дж. Локком заключалась в формировании и развитии у учащихся навыков самостоятельного мышления, фундаментальной основы знаний и умений. Большое значение в обучении Дж. Локк отводил не памяти, а пониманию и умению рассуждать. То есть важно уметь правильно мысли, нежели просто много знать.

Среди основных дисциплин, которые необходимо было усвоить учащимся по учебной программе Дж. Локка, выделяют: рисование, география, латынь, сельское хозяйство, геометрия, письмо, чтение, бухгалтерия, танцы, астрономия, верховая езда, французский язык, родной язык и ряд других дисциплин.

Замечание 5

Таким образом, педагогическая теория Д. Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена — представителя пришедшей к власти буржуазии, разработала принципы его физического, нравственного и умственного воспитания.

Источник

27). Джон Локк о воспитании. 

Система Джона Локка.

Система воспитания базируется на том, чтобы формировать определенного человека.

Обеспечение счастья индивида.

В нравственном воспитании важно формировать волю и дисциплину (с одной стороны нравственное знание, с другой —
поведение).

Умственное воспитание. Это система знаний, которую человек получает, образ мыслей, который при этом формируется,
представление о нравственном поведении.

Физическое воспитание. Формирование нравственных качеств:

Важность формирования привычек.

Минимально использовать физические наказания. Метод поощрения и наград: все должно быть умеренно.

Был одним из первых просветителей. 

Педагогические взгляды Дж.Локка.

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» 

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека. Это — дворянин по происхождению,
отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека. 

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе. Настоящий джентльмен
воспитывается дома. Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.
Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены.
Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.

Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим
джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно,
он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным.
Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера, развитие воли, нравственное
дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.
Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий.

Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать
«любовь и дружба». Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных
привычек у детей.

Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное
внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну
привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой
.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности
ребенка
, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, надо замечать различные качества ребенка. 

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях
упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания. 

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и
почтение к богу как высшему существу. 

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать:

  • чтению,
  • письму,
  • рисованию,
  • родному языку,
  • французскому языку,
  • латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен),
  • географии,
  • арифметике,
  • геометрии,
  • астрономии,
  • хронологии,
  • этике,
  • а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям
следовало придать практический характер.
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом,
лакированием и гравированием.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может
пригодиться деловому человеку как предпринимателю.
Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в
занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным.

Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо
относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

В трактате Джона Локка «Мысли о воспитании» ярко выражены важные передовые педагогические идеи. Это произведение Локка было переведено в России в 1759 г. Н.Н. Поповским, учеником М.В. Ломоносова. В предисловии к книге Локка Н.Н. Поповский обратился с рекомендацией: хотя Д. Локк рассуждает здесь о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут пользоваться теми же правилами.

Джон Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах воспитания и обучения. Каков взгляд Локка на факторы формирования личности, т. е. роль наследственности, среды и воспитания? На первый взгляд может показаться, что Локк отрицает наследственность, утверждая, что «душа ребенка — чистая доска». Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал, что от природы одни дети даровитые, другие тупые, глупые, есть послушные и любознательные, равнодушные и вялые, а у Локка – «душа ребенка – белый лист». Так ли это?

В своем педагогическом трактате «Мысли о воспитании» (1693 г.) Локк пишет: «…тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться… Использовать наилучшим образом то, что дала природа, предупредить те пороки недостатки, с которым наиболее предрасположена данная конституция. Природные дарования каждого должны быть развиваемы до возможных пределов; но попытка привить ребенку что-либо другое будет только бесполезным трудом». Следовательно, Локк не отрицает, что каждого ребенка природа одарила задатками, способностями, дарованиями. Родители и воспитатель должны их знать, изучать, опираться на них.

Само выражение «душа ребенка – чистая доска» понадобилось Локку, чтобы доказать, что врожденных знаний, врожденных идей у человека нет. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал влияние на человека врожденных способностей:

«Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь, но только упражнения этих сил могут сообщить нам умение и вести нас к совершенству». Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные способности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на душу каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена».

Таким образом, теория «чистой доски» Локка имеет, во-первых, историческое значение поскольку она оправдывает приход буржуазии к власти, смену феодальной формации капиталистической; во-вторых, её педагогическое значение – Локк признает природу, наследственность ребенка; в отличие от Я.А. Коменского, надо не только исправлять природу, но и совершенствовать, развивать «до возможных пределов».

Среда также влияет на развитие человека, но она, по его мнению, неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определенным условиям жизни, и менять эти условия- дело ненужное и даже вредное, утверждал Локк.

Дети буржуазии воспитание должны получить дома, так как в школе они могут встретиться с плебеями, уличными мальчиками, плохо пахнущими и дурно воспитанными. Родители должны найти для своих детей гувернера.

Не отрицая определенного влияния наследственности и среды, Локк считает решающим фактором развития ребенка воспитание.

.

Источник

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании». Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться «утонченностью в обращении». Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,— это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений».

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья»,— говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом»,— писал Локк.Настоящий джентльмен, считал он,— это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка Но в трактовке Локка «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок…». Выработка характера, развитие во­ли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспитателю над ребенком дадут «страх и уважение», а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности»; надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы», писал Дж. Локк.

Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, ни в коем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем «обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям. Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено крепить могущество буржуазной Англии.Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов. Нескрываемое презрение Локка к народу отчетливо выражено в его записке о рабочих школах для комиссии по делам промышленности и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических вопросов, разрабатывала «метод привлечения бедных королевства к труду».

Локк составил проект закона о бедных, в котором указывал, что следует применять жесткие меры против нищих и бродяг, получающих пособие от приходов, заставлять «лентяев работать». Он предложил целую систему наказаний, которым считал возможным не подвергать только детей до 14 лет: их надо устраивать в рабочие школы. По мнению Локка, в каждом приходе следует организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращаются за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей нужно продавать, и это, по расчетам Локка, будет окупать их содержание. Особенно важно, указывал он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет сильным воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Следовательно, дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

Итак, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.

Дата добавления: 2015-05-23; просмотров: 2146; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8632 — | 8187 — или читать все…

Читайте также:

Источник