Основные факторы развития личности ребенка и его социализации

Основные факторы развития личности ребенка и его социализации thumbnail

Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.

Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.

Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.

Факторы социализации: взгляд изнутри

Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:

  • Макрофакторы,
  • Мезофакторы,
  • Микрофакторы.

Рассмотрим их подробнее.

  • Макрофакторы (от греческого слова «макро» — «большой», «крцпный») – это наиболее значимые факторы, которые влияют на социализацию жителей определенного государства, культуры, государства и иногда даже всего населения Земли. К таким факторам относится, например, сфера высоких технологий, мировая культура и искусство, всемирно признанные научные достижения, окружающая среда.
  • Мезофакторы (от греческого «мезо» — «промежуточный», «средний») – это те факторы социализации и развития личности, которые создают условия социализации по принципу этнической и (или) этнокультурной принадлежности, а также по принципу их места проживания: например, такие факторы характерны для жителей какого-либо региона – города, деревни или поселка. Например, у народов тюркского мира – один подход к семейным ценностям, а у жителей стран Скандинавии – совершенно иной. При этом примечательно, что такие факторы никак не влияют на нравственное самосознание, уровень образования, культуры и степень уважения к общечеловеческим ценностям представителей и тех, и других народов.
  • Микрофакторы (от греческого «микро» — «малый») – это, пожалуй, те факторы социализации и развития личности, которые напрямую влияют на каждого человека отдельности или небольшую группу лиц. Это – семейное положение родителей и родственников, профессия и связанное с ней общение, сверстники, родственники, учителя, врачи. Позднее к ним добавляются члены созданной молодыми людьми семьи (например, супруг или супруга и (или) дети и внуки). Данные факторы оказывают огромное влияние на нравственное, культурное и профессиональное развитие личности. Именно по этой причине и в России, и в других развитых странах активно ведется борьба с семейным неблагополучием, асоциальным образом жизни, неблагоприятными экономическими факторами и всем тем, что может привести к неправильному развитию личности ребенка или молодого человека, а также сформировать у него набор ложных морально-нравственных ориентиров и установок, что чревато крайне плачевными последствиями, одними из которых является вовлечение в асоциальный образ жизни, который вели родители ребенка в семье. Особую роль здесь играет школа как институт общественного образования и медицина.

В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.

Источник

Елена Сатина
Социализация как фактор развития личности школьника

Выступление на тему:

«Социализация как фактор развития личности»

учителя начальных классов

М. Горьковского филиала

МБОУ Туголуковская СОШ

Е. В. Сатиной

2016 г.

«Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьёв, русский философ.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой -активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников, является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность, которая в основном замыкается на слове «активность». Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни, взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы.

Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

Читайте также:  Особенности развития организма ребенка дошкольного периода

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной социализации обучающегося: готовность и способность и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции. Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы.

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

Ориентации социального направления должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность,то можно предположить: все — и родители, и школа, и властные структуры — сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога дополнительного образования.

Именно эти задачи реализует педагог дополнительного образования, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Задача школы сегодня — развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества.Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной деятельности, его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Многое в становлении личности может сделать педагог дополнительного образования. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности.

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют:

• — природа и родной язык;

• — общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;

• — его деятельность;

• — средства массовой информации, искусство, литература;

• — образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение.Поэтому педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

Читайте также:  Кинестетическое и кинетическое развитие ребенка

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относят следующие:

• — состояние психического здоровья детей;

• — наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

• — создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

• — обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

• — организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

• — разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

• — построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности.

Список литературы

• Александрова, Е. А., Богачева, Е. А.Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.

• Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова — М.: Учитель, 2013. – 75 с.

• Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников — 2014. — №6. — с. 3-11.

• Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] /Методические рекомендации — Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. — Ч. 1. – 272 с.

• Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе — 2014. — №6. — 27-35 с.

Источник

Социализация,
как уже отмечалось, осуществляется в
различных ситуациях, возникающих в
результате взаимодействия множества
обстоятельств. Именно совокупное влияние
этих обстоятельств на человека требует
от него определенного поведения и
активности. Факторами социализации и
называют такие обстоятельства, при
которых создаются условия для протекания
процессов социализации. Как много
обстоятельств, вариантов их сочетания,
так много и факторов (условий) социализации.
Можно даже утверждать, что они еще не
все известны, а те, которые мы знаем, не
до конца изучены.

В
отечественной и западной науке имеются
различные классификации факторов
социализации. Однако мы считаем наиболее
логичной и продуктивной для педагогики
ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он
выделил основные факторы социализации,
объединив их в три группы:

макрофакторы
(космос, планета, мир, страна, общество,
государство), которые влияют на
социализацию всех жителей планеты или
очень больших групп людей, живущих в
определенных странах;

мезофакторы
(мезо — средний, промежуточный) — условия
социализации больших групп людей,
выделяемых по национальному признаку
(этнос как фактор социализации); по месту
и типу поселения, в котором они живут
(регион, село, город, поселок); по
принадлежности к аудитории тех или иных
сетей массовой коммуникации (радио,
телевидение, кино и др.);

микрофакторы,
к ним относятся те, которые оказывают
непосредственное влияние на конкретных
людей: семья, группы сверстников,
микросоциум, организации, в которых
осуществляется социальное воспитание
— учебные, профессиональные, общественные
и др.

Микрофакторы,
как отмечают социологи, оказывают
влияние на развитие человека через так
называемых агентов социализации, т.е.
лиц, в непосредственном взаимодействии
с которыми протекает его жизнь. На
различных возрастных этапах состав
агентов специфичен. Так, по отношению
к детям и подросткам таковыми выступают
родители, братья и сестры, родственники,
сверстники, соседи, учителя. В юности
или молодости в число агентов входят
также супруг или супруга, коллеги по
работе, учебе и службе в армии. В зрелом
возрасте добавляются собственные дети,
а в пожилом — и члены их семей. И. С. Кон
совершенно справедливо утверждает, что
нет иерархии агентов социализации по
степени их влияния и значимости, которая
бы не зависела от общественного строя,
системы родства и структуры семьи.

Социализация
осуществляется с помощью широкого
набора средств, специфичных для
определенного общества, социального
слоя, возраста человека. К ним можно
отнести способы вскармливания младенца
и ухода за ним; методы поощрения и
наказания в семье, в группах сверстников,
в учебных и профессиональных группах;
разнообразные виды и типы отношений в
основных сферах жизнедеятельности
человека (общение, игра, познание,
предметно-практическая и духовно-практическая
деятельности, спорт).

Исследования
показывают, что чем лучше организованы
социальные группы, тем больше возможностей
оказать социализирующее влияние на
личность. Однако социальные группы
неравнозначны по своей возможности
оказать воздействие на личность в
различные этапы ее онтогенетического
развития. Так, в раннем и дошкольном
возрасте наибольшее влияние оказывает
семья. В подростковом и юношеском
возрастах увеличивается и оказывается
наиболее действенным влияние групп
сверстников, в зрелом же возрасте на
первое место по значимости выходит
сословие, трудовой или профессиональный
коллектив, отдельные личности. Есть
факторы социализации, ценность которых
сохраняется на протяжении всей жизни
человека. Это нация, ментальность, этнос.

В
последние годы все большее значение
ученые придают макрофакторам социализации,
в том числе и природно-географическим
условиям, поскольку установлено, что
они как прямым, так и опосредованным
способом оказывают влияние на становление
личности. Знание макрофакторов
социализации позволяет понять специфику
проявления общих законов развития
индивида как представителя Homo sapiens (рода
человеческого), убедиться в могуществе
воспитания. Сегодня становится понятным,
что без учета влияния макрофакторов
социализации нельзя разработать научно
обоснованную даже региональную программу
социализации и воспитания подрастающего
поколения, не говоря уже о государственной
и межгосударственной.

Отдавая
должное роли социализирующего воздействия
макрофакторов, больших и малых групп,
необходимо учитывать, что наибольшее
влияние на личность оказывает другая
личность, являющаяся для нас референтной
и авторитетной.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком в год для развития речи

Если
в течение длительного времени при
рассмотрении процессов социализации
факторы только назывались, а в лучшем
случае моделировалось их влияние на
человека, то сейчас чаще говорится о
том, что факторы социализации — это
развивающая среда, которая не является
чем-то спонтанным и случайным. Она должна
быть спроектирована, хорошо организована
и даже построена. Основным требованием
к развивающей среде является создание
атмосферы, в которой будут господствовать
гуманные отношения, доверие, безопасность,
возможность личностного роста. В ней
должны быть заложены возможности для
самореализации свободы творчества,
эстетического и нравственного развития,
получения наслаждения от совместных
действий и общения, от жизнедеятельности
в целом.

Факторы
социализации являются одновременно и
средовыми факторами формирования
личности. Однако в отличие от социализации
факторы формирования личности дополняются
еще биологическим фактором. Ему в
зарубежной педагогике в целом ряде
случаев отводится первостепенная роль.
Так, по мнению отдельных ученых, среда,
обучение и воспитание являются лишь
условиями для саморазвития, проявления
природно-обусловленных психических
особенностей. В подтверждение своих
выводов они ссылаются на данные
сравнительного изучения развития
близнецов.

Действительно,
влияние биологического фактора на
формирование личности игнорировать
нельзя уже потому, что человек — это
живой организм, жизнь которого подчинена
как общим законам биологии, так и
специальным законам анатомии и физиологии.
Но по наследству передаются не качества
личности, а определенные задатки. Задатки
— природная расположенность к той или
иной деятельности. Различают задатки
двух видов — общечеловеческие (строение
мозга, центральной нервной системы,
рецепторов); индивидуальные различия
природных данных (особенности типа
нервной системы, анализаторов и т.п.).

Отечественная
педагогика не отрицает влияния
биологического фактора на формирование
личности, но и не отводит ему решающей
роли, как это делают бихевиористы.
Разовьются ли задатки, станут ли они
способностями — это зависит от социальных
условий, обучения и воспитания, т.е.
влияние наследственности всегда
опосредуется обучением, воспитанием и
социальными условиями. Этот тезис верен
и в отношении индивидуальных различий,
лежащих в основе индивидуальных
способностей.

Таким
образом, природные особенности являются
важными предпосылками, факторами, но
не движущими силами формирования
личности. Мозг как биологическое
образование является предпосылкой
появления сознания, но сознание — продукт
общественного бытия человека. Чем
сложнее по своему психическому строению
образование, тем меньше оно зависит от
природных особенностей.

Природные
особенности обусловливают разные пути
и способы формирования психических
свойств. Они могут влиять на уровень,
высоту достижений человека в какой-либо
области. При этом их воздействие на
личность не прямое, а косвенное. Ни одна
врожденная особенность не является
нейтральной, так как она социализируется,
пронизывается личностным отношением
(например, карликовость, хромота и т.п.).
Роль природных факторов неодинакова
на разных возрастных этапах: чем меньше
возраст, тем в большей мере природные
особенности сказываются на формировании
личности.

В
то же время нельзя переоценивать и роль
социальных факторов формирования
личности. Еще Аристотель писал, что
«душа — есть неисписанная книга
природы, опыт наносит на ее страницы
свои письмена». Д.Локк считал, что
человек рождается с душой чистой, как
доска, покрытая воском. Воспитание пишет
на этой доске, что ему заблагорассудится
(tabula rasa). Французский философ К. А.
Гельвеций учил, что все люди от рождения
обладают одинаковым потенциалом для
умственного и нравственного развития
и различия в психических особенностях
объясняются исключительно различным
влиянием среды и различными воспитательными
воздействиями.

Социальная
среда понимается в этом случае
метафизически, как что-то неизменное,
фатально предопределяющее судьбу
человека, а человек рассматривается
как пассивный объект влияния среды.

Переоценка
роли среды, утверждение, что развитие
человека определяется средой (Гельвеций,
Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы
изменить человека, надо изменить среду.
Но среда — это прежде всего люди, поэтому
получается замкнутый круг. Чтобы изменить
среду, надо изменить людей. Однако
человек не пассивный продукт среды, он
тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек
тем самым изменяет самого себя. Изменение,
развитие осуществляется в деятельности.

Признание
деятельности личности ведущим фактором
ее формирования ставит вопрос о
целенаправленной активности, саморазвитии
личности, т.е. непрерывной работе над
собой, над собственным духовным ростом.
Саморазвитие обеспечивает возможность
последовательного усложнения задач и
содержания образования, реализации
возрастного и индивидуального подходов,
формирования творческой индивидуальности
школьника и в то же время осуществления
коллективного воспитания и стимулирования
самоуправления личностью своим дальнейшим
развитием.

Человек
развивается в той мере, в какой он
«присваивает человеческую
действительность», в какой он овладевает
накопленным опытом. Это положение имеет
большое значение для педагогики.
Формирующие влияния среды, обучения и
воспитания, природных задатков становятся
факторами развития личности только
через посредство ее активной деятельности.
«Человека, — пишет Г. С. Батищев, — нельзя
«сделать», «произвести»,
«вылепить» как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия
извне — но можно только обусловить его
включение в деятельность, вызвать его
собственную активность и исключительно
через механизм этой его собственной —
совместной с другими людьми деятельности
он формируется в то, чем делает его эта
(общественная, в своей сущности
коллективная) деятельность (труд)…»

Характер
развития каждой личности, широта, глубина
этого развития при одинаковых условиях
обучения и воспитания зависят главным
образом от ее собственных усилий, от
той энергии и работоспособности, которые
она проявляет в различных видах
деятельности, разумеется, с соответствующей
поправкой на природные задатки. Именно
этим во многих случаях объясняются те
различия в развитии отдельных людей, в
том числе и школьников, которые живут
и воспитываются в одних и тех же средовых
условиях и испытывают примерно одни и
те же воспитательные воздействия.

Отечественная
педагогика исходит из признания того,
что свободное и гармоничное развитие
личности возможно в условиях коллективной
деятельности. Нельзя не согласиться с
тем, что при определенных условиях
коллектив нивелирует личность. Однако,
с другой стороны, индивидуальность
может быть развита и найти свое проявление
только в коллективе. Организация
различных форм коллективной деятельности
(учебно-познавательной, трудовой,
художественно-эстетической и др.)
способствует проявлению творческого
потенциала личности. Незаменима роль
коллектива в формировании идейно-нравственной
ориентации личности, ее социальной
гражданской позиции. В коллективе в
условиях сопереживания, осознания
личностной сопричастности взаимодействующих
людей осуществляется эмоциональное
развитие. Коллектив с его общественным
мнением, традициями, обычаями незаменим
как фактор формирования обобщенного
положительного опыта, а также социально
значимых умений и навыков общественного
поведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник