Основные факторы развития и формирования личности ребенка

Основные факторы развития и формирования личности ребенка thumbnail

Первичным агентом
социального взаимодействия и отношений
является личность.

Понятие «личность»
употребляется для характеристики
всеобщих, присущих всем людям качеств
и способностей. Это понятие подчеркивает
наличие в мире такой особой исторически
развивающейся общности, как человечество,
которое отличается от всех иных
материальных систем только ему присущим
способом жизнедеятельности.

Личность
– социальный облик чел-ка как субъекта
общественных отношений и действий,
отражающих совокупность соц. ролей,
которые он играет в обществе. Чел-к
может выступать сразу во многих ролях.
В процессе исполнения этих ролей у
него формируются соответствующие
черты характера, манеры поведения,
представления, убеждения, интересы,
склонности, которые в совокупности
и образуют личность.

Неотъемлемыми,
характерными чертами личности

являются самосознание, ценностные
социальные отношения, ответственность
за свои поступки. Отсюда ясно, что
личностью не рождаются, а становятся.

Формирование
личности.

Слово «личность» употребляется только
по отношению к человеку, и, начиная
с некоторого этапа его развития.
Новорожденного понимают как индивида,
даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое
приобрёл из социального окружения.

Личность невозможна
вне социальной деятельности и общения.
Только включаясь в процесс исторической
практики, индивид проявляет социальную
сущность, формирует свои социальные
качества, вырабатывает ценностные
ориентации. Главная
сфера становления человека – его
трудовая деятельность
.

Формирование
личности
,
то есть становление социального “Я”
— это процесс взаимодействия с себе
подобными в процессе социализации,
когда одна социальная группа обучает
“правилам жизни” другую.

Факторы развития личности:

Фактор– движущая сила, причина
или обстоятельство в любом процессе
или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие
личности
:

· среда;

· наследственность;

· деятельность;

· воспитание.

Среда– те условия, которые
окружают человека и оказывают влияние
на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

— биологическая (климат);

— социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья,
коллектив).

Наследственность– это те
психофизические и анатомофизиологические
особенности, которые передаются от
родителей к детям (задатки, морфологические
признаки, темперамент, характер,
способности).

Деятельность– форма бытия и
способ существования человека, его
активность, направленная на изменение
и преобразование окружающего мира и
самого себя.

Воспитание– целенаправленный
специально-организованный процесс
формирования личности.

Американский психолог Э. Эриксон
(1902—1994) известен как представитель
направления эго —
психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий
развития личности
.

1. Младенчество:базовоое доверие / базовоое недоверие.
Первая стадия — от рождения до конца
первого года — соответствует оральной
стадии, по Фрейду. В этот период
закладываются основы здоровой личности
в виде общего чувства доверия,
«уверенности». Главным условием выработки
чувства доверия к людям Эриксон считаеткачество материнской заботы
способность матери так организовать
жизнь своего маленького ребенка, чтобы
у него возникло ощущение последовательности,
преемственности, узнаваемости переживаний.

Надежда— это первое положительное
качество Эго, приобретаемое в результате
успешного разрешения конфликта «доверие
— недоверие».

2. Раннее
детство
: автономия / стыд
и сомнение
. Этот период продолжается
от одного до трех лет и соответствует
анальной стадии, по Фрейду. Биологическое
созревание создает основу для появления
новых возможностей самостоятельного
действия ребенка в целом ряде областей
(например, стоять, ходить, карабкаться,
умываться, одеваться, есть). На этой
стадии происходит далеко не только
приучение ребенка к горшку, а родители
должны постепенно расширять возможности
самостоятельного действия и реализации
самоконтроля у детей. Идентичность
ребенка на этой стадии может быть
обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то,
что я могу».

Разумная дозволенность способствует
становлению автономии ребенка. В случае
постоянной чрезмерной опеки или же,
напротив, когда родители ожидают от
ребенка слишком многого, у него возникает
переживание стыда, сомнение и неуверенность
в себе.

Таким образом, при удачном разрешении
конфликта Эго включает в себя волю,
самоконтроль, а при негативном исходе
— слабоволие.

3. Возраст
игры
: инициативность /
вина
.В дошкольном периоде,
который Эриксон называл «возрастом
игры», от 3 до 6 лет, разворачивается
конфликт между инициативой и виной.
Дети начинают интересоваться различными
трудовыми занятиями, пробовать новое,
контактировать со сверстниками. У
ребёнка появляется дополнительная
ответственность за себя, за более младших
детей и домашних животных. На этой стадии
ребенок легко идентифицирует себя со
значимыми людьми (не только с родителями),
с готовностью поддается обучению и
воспитанию. На этой стадии в результате
принятия социальных запретов формируется
Супер-Эго, возникает новая форма
самоограничения.

Родители, поощряя самостоятельные
начинания ребенка, признавая его права
на любознательность и фантазию,
способствуют становлению инициативности,
развитию творческих способностей. Если
же жестко ограничивающие свободу выбора,
чрезмерно контролируют и наказывают
детей, то вызывают у них слишком сильное
чувство вины, поэтому дети пассивны,
скованны и в будущем мало способны к
продуктивному труду.

4. Школьный
возраст
: трудолюбие /
неполноценность
. Четвертый
психосоциальный период соответствует
латентному периоду в теории Фрейда.
Соперничество с родителем своего пола
уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет
происходит выход ребенка за пределы
семьи и начинается систематическое
обучение, восприимчивость к обучению
чему-то, что значимо в рамках данной
культуры (умению обращаться с инструментами,
оружием, ремесленничеству, грамоте и
научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе»
отражает основную тему данного периода.
Эго-идентичность ребенка теперь
выражается так: «Я — то, чему я научился».

Опасность этого периода состоит в
появлении чувства неполноценности, или
некомпетентности, сомнения в своих
способностях или в статусе среди
сверстников.

5. Юность:
эго — идентичность / ролевое
смешение.
Юность, пятая стадия
в схеме жизненного цикла Эриксона,
считается самым важным периодом в
психосоциальном развитии человека:
«Юность — это возраст окончательного
установления доминирующей позитивной
идентичности Эго». Эриксон уделил очень
большое внимание подростковому и
юношескому возрасту, считая его
центральным в формировании психологического
и социального благополучия человека.
Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от
12—13 лет до примерно 19—20), подросток
сталкивается с новыми социальными
ролями и связанными с ними требованиями.
Подростки оценивают мир и отношение к
нему. Они размышляют, могут придумывать
идеальную семью, религию, общественное
устройство.

Читайте также:  Центр развития ребенка радуга липецк

Осуществляется стихийный поиск новых
ответов на важные вопросы: «Кто я? »,
«Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».

Возникает конфликт идентичности,
которому могут способствовать резкие
социальные, политические и технологические
изменения, неудовлетворенность
общепринятыми социальными ценностями.
Подростки испытывают чувство своей
бесполезности, душевного разлада, иногда
кидаются в сторону «негативной»
идентичности, делинквентного
(отклоняющегося) поведения. В случае
негативного разрешения кризиса возникает
«ролевое смешение», расплывчатость
идентичности у индивидуума, которая
приводит к неспособности выбрать карьеру
или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой
идентичности.

Положительное качество, связанное с
успешным выходом из кризиса периода
юности, — это верность, способность
сделать свой выбор, найти свой путь в
жизни.

6. Молодость
: достижение близости /
изоляция
. Шестая психосоциальная
стадия продолжается от поздней юности
до ранней зрелости (от 20 до 25 лет),
обозначает формальное начало взрослой
жизни. Это период получения профессии,
ухаживания, раннего брака, начала
самостоятельной семейной жизни.

Главная опасность на этой стадии
заключается в излишней поглощенности
собой или в избегании межличностных
отношений, что ведет к чувству одиночества,
социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано
с нормальным выходом из кризиса
«интимность/изоляция», — это любовь с
романтической, эротической, сексуальной
составляющей, но как способность вверять
себя другому человеку.

7. Зрелость
:
продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние
годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная
проблема — выбор между продуктивностью
и инертнотью. Продуктивность выступает
как забота более старшего поколения о
тех, кто придет им на смену, — о том, как
помочь им упрочиться в жизни и выбрать
верное направление.

Если у взрослых людей способность к
продуктивной деятельности настолько
выражена, что преобладает над инертностью,
то проявляется положительное качество
данной стадии — забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать
продуктивными, постепенно переходят в
состояние поглощенности собой, они не
заботятся ни о ком и ни о чем, лишь
потворствуют своим желаниям. Это явление
— «кризис старшего возраста» — выражается
в чувстве безнадежности, бессмысленности

жизни.

8. Старость:
целостность эго/ отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия (от
65 лет до смерти) завершает жизнь человека.
Приходится приспосабливаться к тому,
что убывает физическая сила и ухудшается
здоровье, привыкать к более скромному
материальному положению и уединенному
образу жизни, адаптироваться к смерти
супруга и близких друзей, а также к
установлению отношений с людьми своего
возраста. В это время фокус внимания
человека сдвигается от забот о будущем
к прошлому опыту, люди оглядываются
назад и пересматривают свои жизненные
решения, вспоминают о своих достижениях
и неудачах. По убеждению Эриксона, для
этой последней фазы жизни характерен
не столько новый психосоциальный кризис,
сколько оценка всех прошлых стадий
развития Эго. Чувство интеграции Эго
основывается на способности человека
оглядеть всю свою прошлую жизнь и
смиренно, но твердо сказать себе: «Я
доволен». Неотвратимость смерти больше
не страшит, поскольку такие люди видят
продолжение себя или в потомках, или в
творческих достижениях. Эриксон полагает,
что только в старости приходит настоящая
зрелость и полезное чувство «мудрости
прожитых лет». Но в то же время он
отмечает: «Мудрость —«это осознание
безусловного значения самой жизни перед
лицом самой смерти»

На противоположном полюсе находятся
люди, относящиеся к своей жизни как к
череде нереализованных возможностей
и ошибок. Теперь, на закате жизни, они
осознают, что уже слишком поздно начинать
все сначала или искать какие-то новые
пути, чтобы ощутить целостность своего
Я.

Недостаток или отсутствие интеграции
проявляется у этих людей в скрытом
страхе смерти, ощущении постоянной
неудачливости и озабоченности тем, что
«может случиться».

Огромное влияние на развитие и
формирование личности оказывает процесс
социализации.

Процесс социализации есть одно из
условий сохранения и развития социальной
культуры; а также способ предупреждения
и преодоления неизбежных конфликтов
между личностным и социальным. То тесть
процесс, в котором потребности личности
удовлетворяются не во вред обществу, а
интересы общества – не за счёт подавления
прав и свобод личности.

В тоже время «социализация» – не
пассивное усвоение «культурной
программы». В процессе социализации
происходит преобразование социального
опыта в собственные установки, ценностные
ориентации, социальные навыки. Её
результат зависит от активного,
деятельного участия в жизни общества.
Такое понимание и побуждает педагогов
воспользоваться термином «социализация»
вместо «воспитание».

Социализация является и фактором
развития личности. Рождение человека
не обеспечивает его автоматического
включения в деятельность общества.
Ребёнок рождается с предрасположенностью
к социальности, но существом социальным
он становится, включая в себя такие
социальные механизмы, как обучение,
воспитание, освоение социальных ролей,
взросление, адаптацию.

Сопоставление понятий
«социализация» и «воспитание» показывает,
что они оба включают в себя освоение
нравственных норм. Но социализация
направлена, прежде всего, на развитие
духовного здоровья общества, а воспитание
– на развитие духовности в личности.
Однако следует учитывать, что первое
без второго невозможно. В том случае,
когда общество не стремится к поддержанию
своего духовного здоровья, социализация
в нём подменяется простой адаптацией.
Поддержание общества основано на его
стремлении к здоровью, устойчивому
саморазвитию, гармоничности свободы,
прав и обязанностей личности и социальных
институтов. Стабильность, духовное
здоровье общества невозможны без
духовного развития личности. От уровня
нравственной культуры общества зависит
успех или неудача социальных преобразований.
Несмотря на различие процессов воспитания
и социализации они неразрывно соединены.
И поскольку сферы воспитания и социализации
в значительной мере пересекаются, то
социализацию следует определять как
процесс, имеющий целью и духовное
здоровье общества, и духовное здоровье
личности. На пересечении областей
социализации и воспитания находится
процесс индивидуализации личности.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 6 полтавская

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Задание на развитие памяти ребенка 6 лет

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник