Основное условие нормального речевого развития ребенка

Основное условие нормального речевого развития ребенка thumbnail

Ольга Кузьминова
Условия успешного речевого развития детей

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен:

— быть психически и соматически здоровым;

— иметь нормальные умственные способности;

— иметь нормальный слух и зрение;

— обладать достаточной психической активностью;

— обладать потребностью в речевом общении;

— иметь полноценное речевое окружение.

Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.

Речь включает в себя несколько составляющих сторон:

— работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания)

развитие мелкой моторики

— обогащение словарного запаса (активного и пассивного) ;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи (монологической и диалогической) ;

— подготовку руки к письму;

— обучение чтению;

развитие интонационной выразительности, плавности речи

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенок как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита,то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью.

Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей

4. Развитие мелкой моторики рук.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т. п. И все знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания можно усложнить.

Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

Ребенку можно предложить:

— Запускать пальцами мелкие волчки.

Читайте также:  Влияние школы на психическое развитие ребенка

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

5. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребенок, прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями

7. Совместные экскурсии, театры, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

Вывод:

Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

Источник

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Шадрина Дорина Валерьевна,

воспитатель,

МКДОУ № 17 «Земляничка»

ГО Богданович

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен:

— быть психически и соматически здоровым;

— иметь нормальные умственные способности;

— иметь нормальный слух и зрение;

— обладать достаточной психической активностью;

— обладать потребностью в речевом общении;

— иметь полноценное речевое окружение.

     С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

     Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

     Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

     Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его.
В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

     Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.
  Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

Читайте также:  Внутриутробное развитие органов и систем организма ребенка

     Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь – залог успешного обучения и развития.    

 Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расши­рять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Источник

Лекции.Орг

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Раздел 1. Дидактические основы развития речи дошкольников

Основные закономерности условия нормального речевого развития дошкольника

Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Это воссоздание идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни ребенка. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет ещё года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. Человек в своекм физическом и психическом развитии проходит такие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольное детство, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость.

Интеллект, появившись на ступени раннего детства, интенсивно развивается в дошкольный и школьный периоды, но совершенствование его возможно лишь при непременном условии овладения речи, которая является средством мышления. Сила родного языка как фактора развития интеллекта, эмоций, воли, в целом – личности, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром. Следовательно, необходимо учитывать зависимость психического развития ребёнка от освоения им речи. Речь – инструмент развития высших психических функций растущего человека. Формируя у ребёнка навыки общения, обогащая разнообразные средства коммуникации, лексические, грамматические, интонационно-выразительные, — взрослые одновременно способствуют общему психическому и социальному развитию ребёнка, создают постепенно предпосылки для успешного школьного обучения. Необходимо помнить об условиях, необходимых для нормального речевого развития ребёнка. Среди них выделяют биологические условия, к которым относятся физическое здоровье и развитие ребенка, здоровая нервная система, сохранность зрения и слуха. Отклонения в системе анализаторов, заболевания нервной системы задерживают речевое развитие на начальных возрастных ступенях. Однако и в этих случаях помощь детского психоневролога и педиатра, дефектолога, логопеда и психолога способствует коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии.

Первый год жизни, не смотря на то, что у ребёнка обычной речи нет, очень важен для его психического развития, особенно тех функций, которые связаны с формированием речи. В это период у детей появляются и обогащаются предречевые средства коммуникации и выражения психофизического состояния: это крик с различной интонационной окраской, гуление в моменты эмоционального общения ребёнка со взрослыми, лепет, появляющийся в период освоения функции сидения в четыре-пять месяцев, лепетная речь, характеризующаяся построением звукокомплексов, слогов и отдельных слов, тесно связанная с ритмическими движениями ребёнка. К концу первого года появляются первые осмысленно произнесённые слова, при этом понимание обращенной речи у ребенка значительно шире объема произносимых им десяти-двенадцати слов. Возраст одного года-полутора лет считается первым критическим периодом в развитии речи ребёнка. В этом возрасте отмечается интенсивное развитие корковых речевых зон, формируются предпосылки речи, складываются основы коммуникативного поведения, движущей силой которого является потребность в общении. Взрослым следует учесть особую чувствительность центральной нервной системы и предотвратить действия даже на первый взгляд незначительных факторов, которые негативно сказываются на становлении речевой функции. К ним относятся недостатки вскармливания, питания, ограничения ребёнка в движении, простудные заболевания и детские инфекции, отсутствие физического и психологического комфорта, эмоционального и речевого общения, дефицит душевного тепла и любви к ребёнку. Необходимым условием нормального развития речи ребёнка является совершенствование его движений: в короткое время он овладевает ходьбой, предметной деятельностью. У ребёнка появляется больше возможностей для освоения окружающего пространства, разнообразных действий с предметами, игрушками. Взрослым следует умело использовать развивающий потенциал окружающей среды, тех условий, в которых воспитывается ребёнок. От этого зависит увеличение объема речевых навыков, речевая активность ребёнка, его общее развитие. Пожалуй, самым важным средством языкового развития ребёнка является речь родителей, близких людей. Дети осваивают речь в процессе подражания: они подражают артикуляции, мимике, бессознательно перенимают ту речь, которую слышат от окружающих, даже её дефекты. Это следует учесть в воспитании ребёнка раннего возраста. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием нормального его психического, интеллектуального развития. Особое внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях необходимо потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Второй период особой чувствительности речевой функции к различным вредностям, критический период, относится к двум с половиной — трём годам. В это время ребёнок активно овладевает фразовой речью, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Развёрнутая речь, реализация ребёнком речевого замысла сопровождается психическим и эмоциональным напряжением. Это может приводить к паузам в высказывании, повторению отдельных слогов, слов, словосочетаний. Могут наблюдаться учащение дыхания, мышечное напряжение, а также особенности поведения: некоторое упрямство, негативизм и др. Взрослые, конечно, должны учитывать в ходе индивидуального общения трудности ребёнка, проявлять терпение, не делать резких замечаний. Ребёнок достаточно понятно для окружающих может выразить словами, предложениями, в коротком высказывании свои желания ,наблюдения, а также хорошо понять обращённую к нему речь. При этом ребёнок нуждается в ощущении эмоционального участия близких в его жизни, в проявлении искреннего интереса взрослых к его занятиям, в совместной со взрослым деятельности и, конечно, поддержке и одобрении. Психологический комфорт, удовлетворение взрослыми детских познавательных потребностей способствует формированию у ребёнка культурного поведения, в том числе и речевого. Кроме коммуникативной и познавательной функций речь выполняет функцию регулятора поведения. С помощью регулирующих поведение слов: «нельзя», «можно», «надо», — ребёнок усваивает и понятия «хорошо», «плохо». Слово «можно» разрешает добрые, хорошие поступки на пользу окружающим; слово «надо» настраивает ребёнка на волевые усилия, преодоление внутренних трудностей: не хочется, а надо…

Читайте также:  Развитие моторики у ребенка 1 год 3 месяца

В воспитании ребёнка взрослым следует помнить, что слово «нельзя», глаголы-приказания должны усваиваться без отрицательных эмоций, тогда благоприятной, развивающей и воспитывающей домашней среде и в детском саду ребёнок воспримет и поймёт таки слова родного языка, как доброта, забота, отзывчивость, правдивость, скромность, трудолюбие и научится вести себя в соответствии с нравственными требованиями.

Третий период особой чувствительности речевой системы (критический период) касается возраста пяти с половиной – семи лет. В этом возрасте интенсивно развиваются все функции речи, особенно коммуникативная, познавательная. Ребёнок активен в игровой, изобразительной, музыкальной, речевой деятельности, труде, общении. Он осваивает правила коммуникативного поведения, в развёрнутых высказываниях правильно использует лексико-грамматические и произносительные средства. Ребёнок в этом возрасте крайне чувствителен к качеству речевых образцов, замечает недочёты, грубость в речи окружающих, переживает по поводу несовершенств (дефектов) собственной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему в связи с началом обучения, освоения письма и чтения. Негативное влияние на развитие речи дошкольника могут оказать хронические заболевания, длительное эмоциональное напряжение, психологические и психические нагрузки, стрессы, переживание, ограничение речевого общения со взрослыми и сверстниками, недостаточность положительной оценки со стороны взрослого деятельности, поведения ребёнка, отсутствие внимания, похвалы, одобрения.

Участие мальчиков и девочек в домашних делах с последующим обсуждением результатов, семейный отдых, способствующий умственному, нравственному, социальному развитию детей и укреплению физического здоровья; рисование, лепка, конструирование, которыми любят заниматься дошкольники; игры, упражнения, чтение книг и просмотр фильмов в семейном кругу – вот, краткий перечень тех занятий, во время которых культурная речь участников, родное слово даёт уроки нравственности, эстетики, становится мощным средством умственного развития ребёнка. Все родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе, учились легко и с интересом. Чтобы добиться отличных результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру. Игра- основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. «Один неспособный мальчик,- писал Я. Корчак, — придумал себе такую игру: «Когда я решаю задачу, цифры- это солдаты, а я – полководец. Ответ- крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово- это сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я наберу высоту в три километра»». Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, совершенствовании навыков общения. Там, где родители и дети дружат, получают удовольствие от общения, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко. Советуем учесть в работе с детьми закономерности естественного усвоения родного языка:

1. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи осуществлялось полноценно, учитывались возрастные особенности и возможности ребёнка, использовались разнообразные средства, создавались благоприятные условия, то на следующем этапе процесс обогащения речи идёт успешнее, более быстрыми темпами.

2. Родной язык усваивается, если развивается мышление, воображение, лексические и грамматические навыки приобретаются параллельно, слово усваивается в единстве звучания и значения, ребёнок овладевает языковыми значениями разной степени обобщённости.

3. Если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности, совершенствуется эмоциональная сфера ребёнка, родной язык усваивается успешнее.

4. Родной язык усваивается, если у ребёнка развивается в соответствии с возрастными возможностями речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

5. Если у ребёнка развивается в соответствии с возрастом память, развивается чувство языка, интуитивное правильное использование языковых средств, родной язык усваивается быстрее, успешнее.

6. Успехи в овладении грамотой, чтением и письмом, зависят от уровня развития познавательных способностей и устной речи. (Л.П. Федоренко).

Занятия по развитию речи, несомненно, доставляют радость детям и взрослым, оживляют интерес к овладению бесценным даром слова, расширяют кругозор и развивают потребность познания, новых впечатлений.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 2130 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник