Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник

На
основе сформировавшегося понимания
речи взрослых, становления основных
познавательных процессов ребенок
третьего года жизни уже способен к
планомерному, а следовательно, и к
программному ознакомлению с окружающим,
усвоению определенного круга знаний,
навыков и умений. Это позволяет выдвинуть
более сложные задачи умственного
воспитания, расширить его содержание.

Основными
задачами умственного воспитания детей
дошкольного возраста являются:

1)
формирование системы элементарных
знаний о предметах и явлениях окружающей
жизни как основы воспитания правильного
отношения к ней;

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте кратко

2)
развитие элементарных навыков и умений
умственной деятельности, познавательных
процессов и способностей, развитие речи
детей;

3)
формирование первых познавательных
интересов и любознательности;

4)
приучение детей к умственному труду.

Все
эти задачи взаимосвязаны. Специфика их
определяется возрастными возможностями
ребенка дошкольного возраста. Решение
каждой задачи связано с определенным
содержанием умственного воспитания.

В
годы дошкольного детства ребенок
овладевает основными умениями и навыками
различных видов продуктивной деятельности
(рисование, лепка, конструирование,
трудовая деятельность), игры и учения.
Растет и практическая самостоятельность
ребенка. Расширяется общение — его
формы и содержание. Взрослые предъявляют
все усложняющиеся требования к поведению
ребенка, требуют усвоения определенных
правил и норм поведения. Все это определяет
круг тех знаний, которыми должен овладеть
ребенок.

Как
и в раннем детстве, в содержание знаний
детей об окружающем входят знания о
предметах, об их свойствах и качествах,
о способах использования, а затем и
изготовления. Круг этих предметов связан
прежде всего с деятельностью ребенка,
с теми новыми видами ее, которые
формируются в дошкольном детстве: игрой,
изобразительной деятельностью,
конструированием, трудом и учением.
Знание предметов и их свойств является
одним из условий развития продуктивных
видов деятельности ребенка.

Развитие
игры и общения, формирование поведения
и отношения ребенка к окружающему
связано с усвоением знаний об общественной
жизни, труде и деятельности взрослых,
о предметах и явлениях природы.

В
содержание умственного воспитания
входит знание элементарных правил и
норм поведения (правила использования
предметов и вещей, правила, регулирующие
отношения ребенка со взрослыми и
сверстниками).

Трудовое
воспитание детей, формирование
элементарных основ материалистического
отношения к природе требуют сообщения
детям знаний о предметах и явлениях
неживой природы, их свойствах (свойствах
песка, глины, воды, почвы). Знания свойств
растений, условий их произрастания
совершенствуют труд детей в природе,
понимание ими значения труда взрослых.
Формирование знаний, их содержание
должно обеспечить и развитие познавательного
отношения ребенка к окружающему. На
основе все увеличивающегося запаса
знаний у ребенка формируется потребность
проникнуть в сущность явлений, увидеть,
узнать причины, связи. Знания о сезонных
изменениях в природе, о приспособлении
животных и растений к условиям жизни
связаны с этой потребностью ребенка.
Знакомя детей с явлениями общественной
жизни, взрослые начинают раскрывать
мотивы поступков и действий людей.
Дальнейшее формирование познавательной
деятельности как особой специфической,
отличной от продуктивной деятельности,
также связано с определенной системой
знаний. Это прежде всего знания о
количественных и пространственных
отношениях предметов окружающего мира.
Несомненно, эти знания имеют и практическую
значимость — повышают ориентировку
ребенка в окружающем, совершенствуют
его деятельность.

Формирование
познавательных процессов, системы
умственных действий тесно связано как
с содержанием знаний, так и со способами
их освоения.

Основной
особенностью умственной деятельности
детей дошкольного возраста является
ведущая роль в ней сенсорных процессов.
На основе ощущений и восприятий идет
формирование содержания знаний —
представлений, имеющих при всей
обобщенности ярко выраженный образный
и, следовательно, сенсорный характер.
Основные формы мышления, функционирующие
в дошкольном возрасте,— это
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление. К концу дошкольного возраста
все большее место и все большую роль
начинает играть словесно-логическое
мышление.

Вторая
особенность умственной деятельности
дошкольника — все возрастающая
произвольность познавательных процессов:
развитие произвольного воспроизведения
в деятельности памяти, целенаправленного
восприятия с перерастанием его в
деятельность наблюдения. Развиваются
произвольные формы внимания.

Третья
особенность — постепенное изменение
мотивов умственной деятельности. В
младшем дошкольном возрасте основные
мотивы умственной деятельности связаны
с игровыми интересами ребенка, с
результатами продуктивной деятельности
(узнать, рассмотреть, чтобы нарисовать,
и т. д.). Постепенно к старшему дошкольному
возрасту начинают формироваться
познавательные интересы как мотивы
умственной деятельности. Исходя из
этого, задача формирования навыков и
умений умственной деятельности, развития
умственных способностей может быть
конкретизирована в следующих направлениях:

1.
Формирование у детей чувственных
способов познания как основы последующего
развития умственной деятельности —
формирование обобщенных способов
сенсорного обследования предметов и
развитие на этой основе тонкости ощущений
и точности восприятия как умственной
способности.

2.
Формирование системы основных умственных
действий (анализа, сравнения, обобщения,
классификации и т. д.). Развитие
познавательных процессов — ощущений,
целенаправленности и полноты восприятия,
постепенное углубление анализа,
нарастание широты обобщения и т. д.

3.
Развитие речи как одного из основных
компонентов умственной деятельности
ребенка.

4.
Формирование общего метода умственной
деятельности, ее упорядоченности.
Формирование элементарной самостоятельности
умственной деятельности.

Краткий
анализ становления умственной деятельности
ребенка в раннем возрасте свидетельствует
о том, что чувственные способы познания
генетически развиваются и осваиваются
ребенком раньше, чем логические, более
абстрактные способы. В дошкольном
возрасте продолжается совершенствование
чувственных, наглядных способов познания:
восприятия, наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления. Внутри
этих форм осуществляется развитие
основных умственных действий: анализа,
сравнения, обобщения, классификации и
т. д. Эти умственные операции протекают
на сенсорном уровне — в процессе анализа
в предметах выделяются сенсорные
свойства и качества: цвет, форма, величина,
характер поверхности, материал,
пространственное положение предмета
и т. д. В ходе этих операций дети осваивают
основные эталоны характеристики
предметов. Сравнение, обобщение и
классификация окружающих предметов
осуществляются по этим же признакам.
Основное содержание знаний, формирующихся
на основе этих способов познания,—
представления.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 2662 москва

По
мере расширения круга представлений
возникает потребность в дальнейшем
обобщении знаний. Развивающиеся
деятельности (трудовая, конструктивная,
изобразительная и др.) требуют и приводят
к выделению в окружающих предметах и
явлениях более существенных и значимых
сторон. Происходит дальнейшее развитие
абстрагирования. Сравнение, обобщение,
классификация становятся возможными
на основе более существенных, не всегда
чувственно воспринимаемых признаков.

Решающее
влияние на перестройку способов познания
оказывает развивающаяся речь ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Светлана Доля
Консультация для педагогов и родителей «Теоретические основы умственного развития дошкольников»

Теоретические основы умственного развития дошкольников.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства yмa, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание — планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

Большое значение Н. Н. Поддьяков придавал систематическому обучению на занятиях, н ходе которых создаются условия, необходимые для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования мыслительных способностей. Впервые ученый дал четкое обоснование умственному развитию ребенка и показал, как оно изменяется под воздействием умственного воспитания. «Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучение на занятиях в детском саду. Важную роль при этом играет осуществляемый процесс умственного воспитания«.

При этом умственное развитие выступало не только как процесс овладения ребёнком знаний и способов мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Источником развития дошкольника признавалась социальная среда, общение и деятельность со взрослыми и сверстниками, а также — организация систематического обучения на занятиях.

Важную роль в умственном развитии ученые отводили осуществляемому на занятиях процессу умственного воспитания.

Как показывает анализ работ выдающихся психологов, для гармоничного интеллектуального развития дошкольника важно своевременное становление всех форм мышления, но личность дошкольника может развиваться лишь в едином процессе формирования мыслительной и речевой деятельности, поэтому необходимо обеспечить, формирование у ребенка осознанного овладения средствами родного языка. Важное значение в этом, особенно для подготовки детей к школе, должны иметь социальная среда, в которой происходит общение и деятельность ребенка с окружающим его миром, взрослыми, сверстниками, и систематическое, целенаправленное обучение и воспитание, осуществляемое в ходе всей воспитательно-образовательной работы детского сада.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Читайте также:  Значение физического развития для здоровья ребенка

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь разить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучения геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова. Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, понять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картиике». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитии ребенка бывает очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, Салфеткой, расческой, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни — формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Так, подойдя к окну, 4-летний Саша говорит: «Ночью был дождь, вон какая большая лужа».

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:

— воспитание любознательности, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия, являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» — у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).

Поэтому задачей умственного воспитания является:

— формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Источник