Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения центра развития ребенка

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления Заведующая МАДОУ ЦРР —
образования МО «Зеленоградский район» детского сада № 4:
________________ ____________
________________ 2011 год ________________ 2011 год
Принято на педагогическом
совете № 1 31 августа 2011 года
Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 4
г. Зеленоградск
2011 год
Содержание
№ п/п | Разделы программы | Страница |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Организация режима пребывания детей в ДОУ | 9 |
3. | Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей | 22 |
· физическая культура, | 22 | |
· здоровье, | 22 | |
· безопасность, | 23 | |
· социализация, | 24 | |
· труд, | 26 | |
· познание | 27 | |
· коммуникация, | 28 | |
· чтение художественной литературы, | 29 | |
· художественное творчество, | 30 | |
· музыка | 31 | |
4. | Содержание коррекционной работы | 31 |
5. | Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки) | 32 |
6. | Система мониторинга планируемых результатов освоения «Программы» | 58 |
7. | Вариативная часть | 59 |
1. Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 обеспечивает развитие детей в возрасте с 2 до 7 лет. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими новые приоритеты развития дошкольного образования:
— Законом РФ «Об образовании»,
— Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 г.
№ 000 — р),
— Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 года),
— Квалификационными характеристиками должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ ),
— Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 000 г.),
— Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ )
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР — детского сада № 4 разработана, утверждена и реализуется в на основе:
Ø примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» , , с нормативным сроком освоения 4 года,
Ø дополнительных образовательных программ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР — детского сада № 4 определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Цели МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 по реализации основной общеобразовательной программы:
· обеспечить комплексную систему воспитания и образования с учётом личностных интересов и потребностей детей, родителей и педагогов;
· обеспечить достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Для достижения целей деятельности МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 по реализации основной общеобразовательной программы педагогическим коллективом решаются следующие задачи:
— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
— воспитание с учетом возрастных категорий у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
— удовлетворение потребностей семьи в дополнительных образовательных и иных услугах;
— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
— внедрение новых организационно — педагогических форм и методов образования дошкольников с учетом индивидуальных способностей детей и запросов родителей (законных представителей);
Приоритетными направлениями деятельности МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются развитие воспитанников по следующим направлениям:
§ познавательно — речевое,
§ интеллектуально – познавательная,
§ физическое,
§ художественно – эстетическое,
§ социально – личностное.
МАДОУ ЦРР – детский сад № 4 реализует общеобразовательную программу воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха» с нормативным сроком освоения 3 года;
— реализует дополнительные образовательные программы:
· «Система коррекционной работы» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 3 года;
· «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 4 года;
· «Знакомим дошкольников с литературой» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 4 года;
· «Математика в детском саду» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 4 года;
· «Мы» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 5 лет;
· «Я – ты – мы» познавательно-речевого направления с нормативным сроком освоения 3 года;
· «Развивающая педагогика оздоровления» физического направления с нормативным сроком освоения 3 года;
· «Цветные ладошки» художественно — эстетического направления с нормативным сроком освоения 5лет;
· «Конструирование и художественный труд в детском саду» художественно — эстетического направления с нормативным сроком освоения 5 лет;
· «Камертон» художественно — эстетического направления с нормативным сроком освоения 5 лет;
дополнительных образовательных программ следующих направленностей:
· социально-педагогическая «Давайте поиграем!»,
· социально-педагогическая «Послушный язычок»,
· социально-педагогическая «Грамотейки»
· художественно-эстетическая «Ритмика»,
· художественно-эстетическая «Веселый карандаш»,
· художественно-эстетическая «Театральная мастерская»
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
v соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка,
v сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
v соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
v обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
v строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
v основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
v предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
v предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Программа предусматривает:
· образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
· образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
· самостоятельную деятельность детей;
· взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Возраст ребенка — один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется её значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций.
Таким образом, содержание общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР – детского сада № 4 соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
В МАДОУ ЦРР – детском саду № 4 осуществляется разностороннее развитие для детей от 2 до 7 лет. Функционируют группы общеразвивающей направленности (одновозрастные) с различной организацией предметно – развивающей среды, доступной для детей и соответствующей их возрастным и индивидуальным особенностям:
§ 1 группа для детей раннего возраста с 2 до 3 лет,
§ 3 дошкольные группы — средняя группа (возраст с 4 до 5 лет),
— старшая группа (возраст с 5 до 6 лет),
— подготовительная к школе группа (возраст с 6 до 7 лет).
Данные по группам здоровья, количеству часто болеющих детей
в МАДОУ ЦРР – детском саду № 4
Год | Среднесписочная численность детей | Группы здоровья | Количество часто болеющих детей | Количество часто болеющих детей в % | ||
I | II | III | ||||
2 | 88 | 40 (45,5%) | 43 (48,9%) | 5 (5,6%) | 13 | 14,7% |
2 | 93 | 28 (30,2%) | 61 (64,5%) | 4 (4,3%) | 13 | 13,9% |
2 | 88 | 43 (48,8%) | 42 (47,7) | 3 (2,5) | 11 | 12,5% |
Результативность по итогам реализации программы дошкольного образования в МАДОУ ЦРР – детского сада № 4
Направления программы | Учебный год | ||||||||
Высокий % | Средний % | Низкий % | Высокий % | Средний % | Низкий % | Высокий % | Средний % | Низкий % | |
физическое направление | 47 | 50 | 3 | 61 | 37 | 2 | 48 | 51 | 1 |
познавательно-речевое направление | 39 | 57 | 4 | 33 | 62 | 5 | 37 | 60 | 3 |
художественно-эстетическое направление | 40 | 58 | 2 | 41 | 58 | 1 | 52 | 47 | 1 |
социально-личностное | 47 | 47 | 6 | 73 | 27 | — | 40 | 55 | 5 |
игровая деятельность | 57 | 39 | 4 | 60 | 40 | — | 61 | 39 | — |
в целом по ОУ | 58 | 23 | 5 | 54 | 45 | 1 | 48 | 50 | 2 |
Успеваемость выпускников дошкольного учреждения в общеобразовательном учреждении МАДОУ ЦРР – детского сада № 4
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Источник
Описание образовательной программы
МКДОУ «Детский сад № 14 «Ручеек» работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 14 «Ручеек» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы сроком на 5 лет.
МКДОУ «Детский сад № 14 «Ручеек» реализует основную программу дошкольного образования в группах общеобразовательной направленности по основным направлениям, таким как познавательное (с включением финансовой грамотности), речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Калужской области. Основной целью этой работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
ДОУ использует в работе парциальные программы дошкольного образования:
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева. Цель — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
- Программа по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры «Культура и творчество в детском саду» автор А.В. Бородина.Основная цель — создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно-нравственного и патриотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно-историческим традициям.
- Программа экологического воспитания «Юный эколог», автор С.Н. Николаева. Она направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.
- Программа социально-нравственного развития дошкольников «Я — ты — мы», авторы: О.М. Князева, Р.Б. Стеркина. Цель — социально-эмоциональное развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
- Программа физического развития и здоровья дошкольников «Здоровье», автор — В.Г. Алямовская. Цель — воспитание физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства дошкольника
Учебный план
Учебный план МКДОУ «Детский сад №14 «Ручеек» построен на основе основной образовательной программы ДОУ.
При составлении учебного плана ориентировались на индивидуальные особенности воспитанников.
Учебный план является нормативным актом, устанавливающий перечень образовательных областей и объём времени, отводимого на проведение образовательной деятельности.
Распределение образовательной деятельности в плане даёт возможность ДОУ использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Вариативная часть позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.
11 групп работают в двенадцатичасовом режиме пребывания детей в детском саду.
В учебный план включены пять образовательных областей. Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей.
Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного стандарта.
Сроки реализации учебного плана: с 1 сентября по 31 мая – образовательный период. В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни весенних, зимних каникул и в летний период образовательная деятельность не проводится. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству. Годовой план работы дошкольного учреждения это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.
Календарный учебный график
Календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №14 «Ручеек»
Календарный учебный график разработан в соответствии:
— Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций».
— На основе ФГОС ДО.
— Уставом ДОУ.
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Аннотации к рабочим программам
Методические материалы
Источник