Ошибки семейного воспитания их влияние развитие ребенка

Ошибки семейного

воспитания

и их влияние на

формирование

у ребенка системы

ценностей.

Выступление

классного руководителя 6М класса

Нуриевой Зульфии Мухаматназировны

Февраль 2013

Проблема «отцов и детей», несмотря на ее давность, сегодня по-прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы.

Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение — зависит от того, как он воспитывался в семье.

В этом выступлении хочу изложить систему взглядов на проблему ошибок семейного воспитания, показать ее многогранность, то, над чем стоит задуматься каждому родителю, прежде чем оказать какое-либо воспитательное воздействие, и к чему это может привести.

Е.Сухаръ выделяет следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей.

1. Обещание больше не любить.

2. Безразличие.

3. Чрезмерная строгость.

4. Избалованность.

5. Навязанная детям роль «лучшего друга».

6.  «Больше денег — лучше воспитание».

7. «Наполеоновские планы».

8. Недостаток ласки.

9. Ваши перепады настроения.

10. Слишком мало времени на воспитание.

А.Толстых указывает на то, что всех родителей условно можно разделить на

две большие группы. Одни считают залогом успеха жесткое руководство

ребенком, его подчинение воле взрослого и послушание, другие видят основу

воспитания в добром отношении к детям.

В обоих случаях родители справляются с воспитанием ребенка, но всегда ли

полезно одно и вредно другое? А.Толстых предлагает десять заповедей

воспитания.

Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом

настроении.

Заповедь 2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните ему

это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Заповедь 3. Предоставьте ребенку самостоятельность и не контролируйте

каждый его шаг.

Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели. Заповедь 5. Не упустите момента, когда достигнут первый успех. Заповедь 6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки — не одно и то же.

Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность. Дайте понять (не обязательно это говорить), что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан. Заповедь 9. Воспитание — это последовательность цепей и постепенное, пошаговое их решение.

Заповедь 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Результат: ребенок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным? Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приучается хитрить, изворачиваться.

6) «Золушка».

Результат: ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.

Ошибки родителей в воспитании связаны с нравственными основами личности ребенка

В большой современной энциклопедии по педагогике выделяется семейный статус ребенка, и в системе семейных отношений дети могут выполнять следующие роли.

1) «Кумир семьи».

Результат такого воспитания: ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.

2)  «Мамино (папино, бабушкино и т.д.) сокровище».

Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка — традиционную женскую (если она — «папина дочка»).

3) «Паинька».

Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остается на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действия. Другой результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.

4) «Болезненный ребенок». Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный, избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек.

5) «Ужасный ребенок».

Однако нельзя судить об ошибках в воспитании, не учитывая нравственных

оснований личности развивающегося ребенка.

П.Ф.Лесгафт предложил классификацию нравственных типов личности. Как

считает ученый, принадлежность людей к разным нравственным типам

определяется в основном их различием по степени развития рассудка, разума

и духовно-нравственной сферы.

I. Неправдивые типы

1. Лицемерный тип.

Условия возникновения: полное отсутствие любви и уважения друг к другу, правдивости в окружающей среде. Ребенок подолгу оставался без внимания взрослых, был свидетелем и даже участником застолий, пьяных перебранок, злословия и сведения мелочных счетов взрослых.

2. Мягко-забитый тип.

Условия возникновения: страстно любящая ребенка мать ограждала его от малейших забот и затруднений. Неразумная любовь «забивает» ребенка сильнее, чем розги. Не имея возможности заняться какой-либо разумной деятельностью, ребенок остается беспомощным, безынициативным, безответственным. Такой же результат возможен в детском учреждении, где строго соблюдается установленный порядок и отсутствует внимание к отдельному ребенку.

Ребенок обречен на попадание в группу неправдивых нравственных типов, если в его воспитании отсутствовал стимул для развития разума. П. Условно-правдивые типы

1. Честолюбивый тип.

Условия возникновения: взрослые больше внимания уделяли другим детям. В нем как протест росло страстное желание доказать свое превосходство. Или, наоборот, родители постоянно восхваляли, награждали ребенка, демонстрировали его успехи родным и знакомым. Здесь возникает в более мягкой форме чувство своей необыкновенности, которое требует постоянного подтверждения.

2. Злостно-забитый тип.

Условия возникновения: атмосфера злобы, грубости, недоверия, обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. От ребенка требуют того, что он не в состоянии исполнить, а потом наказывают за неисполнение требований. В ответ в нем растут злоба и ненависть.

Ребенок обречен на попадание в группу условно-правдивых нравственных типов, если при его воспитании не было стимула для развития духовно-нравственной сферы.

III. Правдивые нравственные типы

1. Добродушный тип.

Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае в маленьком скверике среди шумных городских улиц; отсутствие каких-либо угнетающих условий; большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками; недостаточная возможность трудовой деятельности.

2. Трудолюбивый тип.

Условия возникновения: необеспеченность семьи; постоянный упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в общем труде с раннего детства. При условиях воспитания, стимулирующих развитие разума и духовно-нравственной сферы, ребенок вырастет человеком правдивого нравственного типа. Такие условия А.Ф.Лесгафт считает нормальными. Предлагаем свою классификацию типов воспитания ребенка в семье.

1.   «Медвежья услуга». В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.

Читайте также:  Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье

2.   «Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают,

обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней. Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.

В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение — это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».

III. Правдивые нравственные типы

1. Добродушный тип.

Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае в маленьком скверике среди шумных городских улиц; отсутствие каких-либо угнетающих условий; большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками; недостаточная возможность трудовой деятельности.

2. Трудолюбивый тип.

Условия возникновения: необеспеченность семьи; постоянный упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в общем труде с раннего детства. При условиях воспитания, стимулирующих развитие разума и духовно-нравственной сферы, ребенок вырастет человеком правдивого нравственного типа. Такие условия А.Ф.Лесгафт считает нормальными. Предлагаем свою классификацию типов воспитания ребенка в семье.

1.   «Медвежья услуга». В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.

2.   «Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают,

обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней. Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.

В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение — это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».

Источник

У хороших родителей  вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, и как часто затрудняемся объяснить, что же такое хорошие родители?

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда  не сомневаются в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить  и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение своих детей в различных ситуациях? А  можно ли назвать хорошими родителями тех родителей, которые пребывают  в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда  сталкиваются  с чем-то новым в поведении ребенка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская  уверенность и излишняя тревожность не содействуют успешному  родительству. В воспитательной   деятельности, по-видимому,  такой абсолютной нормы не существует. Мы все учимся быть родителями  так же,  как учимся быть мужьями, женами,  как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как  во всяком другом, возможны  и ошибки , и сомнения, и временные неудачи, которые сменяются победами.

На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. . А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.  И родители время от времени совершают ошибки.

  Ошибки родителей условно можно разделить на две группы:

1. Неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей, всего уклада жизни семьи, их личного примера.  

 2.Неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Научные сотрудники попросили группу родителей  школьников перечислить ошибки в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 различных ошибок.

Часто встречающимися  явились следующие ошибки:

-на воспитание детей обращалось мало внимания в первые годы их жизни.

-отсутствие единых требований  и четкой линии воспитания.

-слепая, неразумная любовь

-единственный ребенок является  чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи

— у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким

— нетребовательность родителей к  детям

-плохое представление  о задачах и целях воспитания

-чрезмерная строгость

-поддержание  недовольств ребенка  школой, учителями

-деление родителями детей на любимых и нелюбимых.

К ошибкам семейного воспитания можно отнести и стремление отдельных родителей переложить заботы по воспитанию детей  на учебные заведения, отстранение  детей от посильного домашнего труда, отсутствие такта  по отношению к ребенку, ссоры родителей в присутствии детей, вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания) переоценка  родителями своих  воспитательных возможностей.

К сожалению, отрицательное влияние всех ошибок  распространяется  не только на учебные успехи, но и на многие нравственные качества подростка, в том числе и на его  общественную активность. На учебные успехи особенно сильно  влияет отсутствие  единых требований родителей в воспитании. Там, где эта линия соблюдается, 61% детей успешно учится.

Читайте также:  Роль грудного вскармливания в развитии ребенка первого года жизни

В большинстве случаев  в результате ошибок семейного воспитания  формируется  трудная личность подростка,  начинается конфликт ребенка в семье, в школе, в обществе.

Рассмотрим десять характерных ошибок, которые допускаются родителями в воспитательном процессе.

Ошибка первая.

Обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют.  В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Угроза больше не любить ребёнка – довольно серьёзный метод воспитания. Хотя обман – не лучший способ воспитания ,  угроза родителей в этом случае не будет иметь должного эффекта. Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать

Ошибка вторая.

Безразличие

 «Делай, что хочешь, мне все равно», — часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья.

Слишком много строгости

Авторитарные родители  требуют  от подростка  беспрекословного подчинения и не считают , что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею .Они  жестко контролируют все сферы жизни, причем могут  это сделать  и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется , если  высокая требовательность и контроль сочетаются  с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря  контакта.

  Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».

Ошибка четвертая.

Детей  надо баловать

«Пожалуй , я сделаю это сама. Моему ребенку это не по силам»

  Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем.  Гиперопека –излишняя  забота о ребенке , приводит  к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Убирая буквально каждый камушек с дороги ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая.

Навязанная роль

«Мой ребенок – мой лучший друг», — заявляют иногда родители.   Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно , дети- самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети! У них должны  быть свои друзья , свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая.

Денежная

 «Больше денег – лучше воспитание», — убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Ошибка седьмая.

Наполеоновские планы

 «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что  со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими  неадекватные  ожидания, в подростковом возрасте  обычно утрачивается  духовная близость.  Желая вырваться из клетки родительской любви,  ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

 Ошибка восьмая.

Слишком мало ласки

 «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».

Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка после кохлеарной имплантации

Ошибка девятая.

Ваше настроение

«Не лезь — видишь у меня плохое настроение»

Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми.

  . Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать  или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.

 Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая.

Слишком мало времени для воспитания ребенка

   «К сожалению, у меня совсем нет времени», — так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, подросток  всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Еще одна распространенная ошибка семейного воспитания- это  непоследовательность в воспитании.

 Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в подходах к воспитанию у отцов и матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать со всеми достоинствами и недостатками, т.е. руководствуются безусловной любовью —  люблю просто так. Папы чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная любовь создает надежду и доверие к миру. Это основа основ. Условная – показывает путь развития. Эти функции в реальной семье чередуются, нет четкого распределения между матерью и отцом. Но важно и материнское начало и отцовское начало. Разница во взглядах на воспитание может корениться и в детстве самих родителей. Воспитывая своего ребенка, родители часто удовлетворяют свои детские нереализованные желания и потребности. Понятно теперь откуда несовпадение. Ведь каждый поет свою песню: каждый из разных семей, от разных отцов и матерей, у каждого своя личная история.

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до  невнимания  к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители  присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-нибудь, например, домашнюю  работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость  у таких детей на должном уровне.

Устранение ошибок семейного воспитания.

-осуществление помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической

-проведение индивидуальных  консультаций для более открытого и доверительного разговора с детьми и родителями

-проведение классных часов  с целью выяснения мнения детей  на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм  поведения в заданной ситуации

-контрольные посещения на дому для определения  уровня и степени признаков неблагополучия

-проведение  диагностических методик по данной проблеме

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму  отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка  и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания,  родителям необходимо помнить общие внутрисемейные  психологические факторы, имеющие воспитательное значение :

-принимать активное участие в жизни семьи;

-всегда находить время , чтобы поговорить с ребенком;

-интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

-уважать права ребенка на собственное мнение

-не оказывать нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение

-уметь сдерживать собственнические  инстинкты и относится к ребенку как к равноправному  партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Существует несколько  моделей правильного семейного воспитания.

  1. Ситуация авансирования доверием, когда доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. В семье создаются  условия для выражения  доверия со стороны родителей.
  2.  Ситуация непринужденной принудительности — это механизм влияния конкретной ситуации  не в виде бескомпромиссного  требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие  в жизни семьи, благодаря чему  складывается позиция субъекта, творческого соучастника
  3.  Модель семейного воспитания, когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор  поступка (конечно под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной  ситуации, в которой  происходит столкновение несовместимых интересов и установок.
  4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества. Суть ее заключается в  создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия  ребенка , его способность к импровизации, умение  выйти их нестандартной  ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только  развивать в нем  эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит прежде всего от родителей.  Нужно учитывать возраст ребенка, его  психологические особенности, уровень развития  и воспитанности.

Л.Н.Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому  никто не помогает настолько, как дети.

Часто родители воспитывают своих детей  так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок- это тоже личность, хоть и маленькая.  К нему нужен  свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия , делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие. Вовлекать его  в жизнедеятельность  семьи, как равноправного ее члена. В семье  отношения должны быть  оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать  «тыл», которым является семья.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, трудные взаимоотношения с  окружающими.

Источник