Ориентиры для родителей в развитии ребенка

Воспитание ребенка – дело рук родителей. Наша статья не столько о том, как воспитывать детей, сколько о том, какими ценностями должны руководствоваться взрослые и на что обращать первоочередное внимание при воспитании.
Воспитание ребенка, формирование его характера и поведения, происходит с момента рождения до исполнения 5-6 лет. Манеры поведения, привычки, «крылатые» выражения – всему он учится у родителей. С раннего детства у ребенка необходимо развивать стремление познавать новое. В два года у него уже достаточно развита мозговая деятельность, он способен в форме игры выучить буквы алфавита. После трех лет можно учить чтению по слогам и знакомить с иностранными языками. Важно, чтобы с детства ребенок не ленился и был чем-то занят (рисовал, собирал пазлы, учился вырезать квадратики и треугольники).
Но, развивая самостоятельность у ребенка, большинство родителей допускают важные ошибки:
— начинают чрезмерно опекать;
— отказывают в помощи, мотивируя его самостоятельностью.
Подавляя инициативу в открытиях и познаниях окружающего мира, ребенок вырастает инфантильным и равнодушным. Поэтому очень важно дать ему возможность заниматься любимым делом. Если принуждать ребенка познавать то, что ему неинтересно, то это спровоцирует некий бунт. Он начнет всеми силами доказывать свою правоту, будет капризничать, пытаясь воплотить свою потребность в самостоятельном принятии решения.
Беспомощность подрастающего ребенка представляет собой задержку в развитии и умении самостоятельно сделать выбор. В отличие от детей инфантильных, инициативу которых подавляют взрослые, у таких малышей она отсутствует вообще. У них также нет интереса к открытиям нового. Этому способствует недостаток общения и внимания взрослых, что приводит к медленному развитию функций, отсутствию самостоятельности, нарушению психики и ухудшению активности ребенка.
Уделяя внимание воспитанию, следует объяснить ребенку о рамках поведения, о границе, которая будет разделять «хорошо» и «плохо». Так, например, если ребенок начинает капризничать и демонстрировать недовольство, следует дать ему время успокоиться. После этого необходимо спокойным голосом рассказать о существовании границы, запрещающей капризничать, за рамки которой переступать нельзя. Также стоит добавить, что громкие «показы недовольства» вызывают у окружающих волнения, и если ребенка что-то не устраивает, необходимо об этом сказать. Если эту границу переступить, то последует наказание (не пойдешь гулять, выключу мультики и так далее). Маленький человек должен брать ответственность за свои поступки, у него должны быть обязанности: прилежно учиться, наводить порядок в своей комнате, сдерживать раздражение. Это приведет к тому, что ребенок не будет винить окружающих в своих неудачах, научится брать ответственность.
Ребенок начал врать.
Все дети понимают, что взрослые не одобряют ложь, но прибегают к ней, чтобы скрыть правду или рассердить родителей, показывая свою независимость. Для родителей важно правильно отреагировать на такое поведение и найти причину. Если ребенок поздно пришел домой, то следует объяснить свое беспокойство. Если применять силу или повышать голос, он начнет врать, чтобы избежать наказания. Необходимо разъяснить малышу, что наказание за проступок будет более снисходительным, чем за ложь. Чем раньше ребенок это поймет, тем больше вероятности, что вранье не войдет в привычку. Нужно учиться доверять друг другу.
Причины, которые побуждают ребенка соврать:
— наказание, которое последует за проступком;
— страх быть униженным и оскорбленным;
— стремление защитить друзей;
— желание оградить личную жизнь от вмешательства и советов;
— самозащита с целью избежать неловкости.
Обманом ребенок прикрывает свои психологические проблемы. Если ложь сопровождается агрессивным поведением, то его следует отвести на консультацию к специалистам.
Мать и отец в развитии детей и воспитании.
Родители должны правильно воспитать ребенка, передать ему все свои знания и на собственном примере показать, как достойно себя вести. Отец не должен выступать в роли тирана, который постоянно наказывает. Он должен принимать участие в начинаниях, быть товарищем, который всегда выслушает, поддержит. Сыновья часто повторяют высказывания отца, манеру поведения: копируют жесты, особенности разговорной речи, походку. Также мальчики уделяют внимание и чертам характера, таким как предприимчивость, мужество, надежность, справедливость, отношение к женщинам и пожилым людям, умение быть сильным духом. Если папа внимательно и трепетно относится к своей жене, сын, женившись, будет также почитать и уважать свою супругу. И наоборот, отстранение главы семейства от работы и семейных дел войдет в привычку и у сына.
Немаловажная роль в семье отведена и маме. Она учит спокойствию, любви, доброте, отношению к окружающим, так как обладает мягкостью. Кроме воспитания, маме отводится роль хозяйки, она создает уютную атмосферу в доме.
Чтобы ребенок стал полноценной личностью, в семье нужны оба родителя. У мамы ребенок научится любви и доброте. У папы – мужеству и умению добиваться желаемого.
Источник
Людмила Колесникова
«Путешествие в страну детства» — раскрытие целевых ориентиров для родителей
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я предлагаю Вам совершить путешествие в мир вашего детства.
Сейчас мы поиграем в игру «Вспомни детство» — каждому из вас я буду бросать мяч и задавать вопросы, вы будете отвечать на них, возвращая мяч мне.
А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие на поезде времени.
Он повезет нас по стране детства, а я – буду вашим проводником. И так мы отправляемся!
Наступил новый учебный год, дети наши стали взрослее и сейчас мы называемся второй младшей группой.
С 1 января 2014 года вступил в силу новый для нас документ – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Я постараюсь кратко познакомить вас с этим важным документом.
Итак, зачем нам понадобился стандарт?
Стандарт – это такой набор требований, предъявляемый как к семье, так и к доу, который помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению, познанию, творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, способность к волевым усилиям и любознательность
Стандарт определил нам ориентиры для каждого возраста, к которым мы должны стремиться – это целевые ориентиры.
Я коротко познакомлю вас с ними.
• Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Хочется сказать, что все дети активны, любознательны, интересуются окружающими предметами, особенно новыми, все умеют себя занять.
Инициатива в нашем возрасте только зарождается. И я считаю, большим приобретением, что у некоторых детей уже есть это качество.
Говоря об инициативности и самостоятельности детей, хотелось отметить, что многие дети могут сами организовывать игры, сами что-то предлагают.
Например, завсегдатай зачинщицей подвижных игр на прогулках является Маша, её идею поиграть подхватывают все остальные.
Савва, Милана, Соня – очень любят играть с животными – они придумывают с ними разные истории и к ним присоединяются другие дети. Наши дети с удовольствием играют «в сказку» — на основе хорошо знакомых сказок.
Артём, Маша, Лиза, Лера, Савва инициаторы сюжетных игр.
Некоторые дети подают инициативу в общении — сами задают вопрос.
Следующий целевой ориентир –
• Положительное отношение ребёнка к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы других детей.
Говоря об этом ориентире можно сказать, что на нашем возрастном этапе ребёнок владеет простейшими навыками трудовой деятельности – самообслуживание.
На нашем возрастном этапе это значит, что дети уже умеют правильно мыть лицо, руки с мылом, тщательно вытираться полотенцем. Мы учим детей правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками. Учим есть с закрытым ртом, просим и вас обращать на это внимание.
Во время одевания и раздевания у многих детей есть успехи — могут полностью одеться сами. Вам хотелось пожелать – не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, а именно он сам уже может одеть колготки, штанишки, обуть обувь, сложить вещи, убрать за собой игрушки.
Многие дети самостоятельно помогают убирать свои рабочие места после занятий, которые теперь называются образовательными событиями.
Так же этот ориентир направлен на духовно-нравственное развитие детей. Это и уважение к старшим и сверстникам. Так же мы учим детей уважительно относиться к труду взрослого. Учим называть по имени и отчеству сотрудников нашего сада. Учим здороваться, благодарить.
Мы учим детей договариваться, если спор зашел об игрушке – то есть просить, а не забирать. Учим мириться.
Следующий целевой ориентир –
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, прежде всего в игре. Ребёнок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Девиз нашего учреждения – играя, обучаем! Именно игра является основным видом деятельности дошкольника. В игру ребенок переносит реальные действия, свой небольшой приобретенный жизненный опыт. В игре происходит общее развитие ребёнка как личности.
В игре дети обучаются, учатся взаимодействовать друг с другом, не замечая этого. Именно в таких играх у детей развивается воображение, именно в них у детей воспитываются нравственные качества – уступить, договориться. Не всегда попытки договориться увенчаются успехами, бывает всякое – кричат, плачут, дерутся, но мы учимся быть культурными и высоконравственными людьми
Для развития воображения я предлагаю детям такую игру: «Покажите какие вы грустные, радостные, а покажите как крадётся лиса и как хитро она смотрит.
Хорошо развивается воображение в играх – драматизациях – это игры по мотивам знакомых сказок. Не раз наблюдала как дети используя героев какой-либо сказки (маленькие игрушки) развивали игру.
Как выразительно они передают речь героев – как меняют силу и тембр голоса, как разнообразны мимика и жесты детей.
Следующий целевой ориентир –
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. У ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
Постоянно в течение всего дня мы разговариваем с детьми, Во всех режимных моментах моем ли мы руки, одеваемся ли мы, кушаем, игра ем — мы учим их общению. Задаём вопросы и учим на них отвечать, рассматриваем игрушки, иллюстрации, книги – вовлекаем детей в разговор об увиденном. Расширяем словарный запас детей – названиями разных предметов и их качеств: одежды, обуви, посуды, мебели, транспорта и другого.
Учим детей говорить правильно, грамотно Учим употреблять предлоги (игра «Где спрятался мишка»)
Работаем над звуковой культурой речи и для этого проводим артикуляционную гимнастику – это гимнастика язычка, которую дети очень любят.
На прогулках мы наблюдаем за природой и учимся описывать её. Например подошли к дереву и узнали кАк оно называется, рассмотрели его листик – какой он? и сравнили с листиком другого дерева
Напомню, что речь тесно связана с моторикой рук и для лучшего развития речи мы с детьми играем в различные пальчиковые игры.
Уделяем внимание театрализованным играм – это игры по знакомым сказкам, на них у детей хорошо развивается не только монологическая речь, но и диалогическая.
Следующий целевой ориентир –
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив; владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Развитие движений происходит в течении всего дня. Большое внимание уделяем прогулкам на свежем воздухе. Утром дети с довольствием делают зарядку, с удовольствием играют в подвижные игры. 3 раза в неделю проводятся образовательные события по физическому воспитанию Дети с довольствием ждут инструктора по физкультуре и выполняют всё что она предлагает.
Развитию моторики способствуют игры такие как «мозаика», «пазлы», конструкторы разные по величине и форме, игры – «шнуровки», настольные игры «Вкладыши». Также развивают моторику пальчиковые игры, о которых я ранее рассказывала.
Следующий целевой ориентир –
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Именно этот ориентир направлен на приучение ребёнка к социальным нормам, к правилам: в игре, в группе, в жизни. Ребёнок должен принять эти правила и выполнять. Именно в этом возрасте мы должны с вами сформировать у детей «надо».
У нас в группе есть свои правила – не драться, не кусаться, не ломать то, что сделал другой.
Правила выполняются ещё не всеми — бывают конфликты, зачастую мы слышим от детей «а я хочу!». Давайте будем вместе помогать детям — формировать в них доброжелательность, вежливость, уметь просить прощение, сочувствовать и жалеть, помогать друг другу. .
Такие качества мы формируем у детей через разные ситуации, игры, сказки – где учим различать добро от зла. Ведь в этом возрасте ребёнок ещё не может до конца разграничить добро от зла и поэтому мы с вами должны помочь им в этом.
Выполнение этих норм и правил влечет за собой безопасное поведение в группе, дома и на улице.
И последний, ориентир –
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается сам придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики и т. п.
Ребёнок учится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Наши дети очень любознательны. Мы с детьми постоянно наблюдаем за различными природными явлениями,как я уже говорила. Многие дети задают вопросы, некоторые даже пытаются сами найти на них ответы, найти объяснения чему-либо.
Дети сравнивали листья и плоды разных деревьев, многие запомнили их названия. Наблюдали за птицами.
Всё лето дети экспериментировали с песком (сухой – сыпется, мокрый -лепится).
Мы знакомим детей с разными жанрами художественной литературы – стихами, потешками, сказками и рассказами.
У детей уже сформировались представления о количестве предметов – один, много. Мы научимся сравнивать группы предметов по количеству, понимать вопрос «чего больше, чего меньше». В этом году мы освоим счет до 3х и познакомимся с цифрами 1,2,3. Мы учимся сравнивать предметы по величине.
Многие дети уже различают и называют геометрические фигуры.
Мы будем осваивать пространственные понятия.
Наконец мы формируем у детей представления о названиях частей суток.
В этом возрасте ребенок уже может выстроить элементарные причинно-следственные связи – холодно, потому что осень; мокрые дорожки потому, что дождь прошел.
Очень нравится детям изобразительная деятельность – аппликации, лепка и рисование. Одна тема проходит у нас через все эти виды деятельности.
Итак, дорогие родители, наш поезд совершил остановку и я предлагаю Вам выйти на чудесную цветочную поляну, которую приготовили для вас мы с детьми. Найдёте на поляне свой самый любимый цветочек и возьмёте его в руки и встаньте пожалуйста в круг. Я предлагаю вам такую игру – на первую букву имени вашего ребенка придумайте слово – прилагательное, характеризующее ребёнка.
Уважаемые родители, в заключении своего выступления хочется сказать вам – проявляйте как можно больше интереса к занятиям ребенка в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте его рисунки. Только при доброжелательном и терпеливом участии взрослого у ребёнка разовьются все те качества, о которых мы сегодня говорили.
Источник
Борисова Алла
Принципы дошкольного образования как ориентир взаимодействия педагогов и родителей в интересах развития ребенка
Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО п. 1.4)
1) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
Я считаю, что понятие самоценности детства, как отдельного, особого, неповторимого периода в жизни человека очень важно. Детство – это не подготовка к школьной жизни, не теряемое зря время, не период «ничегонеделания».
Детство – это маленькая жизнь со своими горестями и радостями, приобретениями и потерями, победами и поражениями. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений» Л. Н. Толстой.
Никогда человек не бывает так счастлив, как в детстве, никогда уже не сможет он так просто и легко много запоминать и легко учиться, никогда он не узнает столько важного и нужного как в детстве «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня – страшное расстояние» Л. Н. Толстой.
Не прожив своего детства ярко, весело, полноценно, не получив всех детских уроков дружбы, предательства, трудолюбия, первооткрытия, любви, разлуки – человек в своей взрослой и серьезной жизни будет нищ и беден, каких бы карьерных высот он не достиг.
Поэтому, при реализации данного принципа педагогу необходимо максимально обогатить личностное развитие детей в разнообразных видах деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту.
2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Индивидуальный подход – это не индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств. «Куда не влекут способности, туда не толкай». Ян Амос Коменский.
3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Здесь важно, что ребёнок самостоятельно осуществляет выбор деятельности. Самостоятельность ребёнка проявляется и в том, что он вправе просить помощь у педагога, а педагог оказывает эту помощь или предлагает совет ребёнку только тогда, когда ребёнок в этом нуждается. Ребёнок сам может запланировать, какую часть работы он выполнит вместе со всеми, а какую часть оставит на потом. Самое главное, чтобы работа была завершена, чтобы получился задуманный результат и чтобы результат был качественный. Свобода ребёнка в этой форме совместной деятельности заключается в том, что он может выбрать себе партнёра по коллективной деятельности, или может работать индивидуально, но рядом с другими детьми, выполнять общую поставленную задачу.
4)Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Думаю, важно создать условия для возникновения какой-либо детской инициативы и что для каждого возраста существуют приоритетные сферы. Для детей 3-4 лет – приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность. Для детей 4-5 лет – приоритетная сфера – познание окружающего мира. Для детей 5-7 лет — внеситуативно — личностное общение и научение. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Коменский.
5) Сотрудничество Организации с семьей;
Это взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Например, занятие по обучению детей пожарной безопасности проводилось с привлечением папы-пожарного, который с удовольствием принял участие и рассказал, как важно быть аккуратным при обращении с пожароопасными предметами. Или совместное занятие детей и родителей, на котором родители помогали изготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
6)Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Здесь мы говорим о воспитании достойного члена общества, формировании основы моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества. В содержании для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности, что есть только там, где живут дети. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной.
Важно, чтобы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились, гордились и размышляли, проявляли интерес к явлениям общественной жизни, стремились выразить свое отношение к событиям в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунки о героях и Победе, лепка на тему космоса, аппликация ко Дню матери).
7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией отсутствия познавательного интереса у детей. Особенно печально это видеть у старших дошкольников, когда наблюдаешь за ребенком и видишь, что ничего в группе ему не интересно. На занятиях ребенок не активен, не слышит педагога, крутится на месте, что-то ищет под столом, мешает детям. В свободной деятельности не умеет себя занять: не нужны книжки и пазлы, конструктор и настольные игры.
При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности. Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.
Для формирования и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления — очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использовать те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы (игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации). Каждому возрастному периоду будет соответствовать определенные формы и методы работы. «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». Ян Амос Коменский.
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В наше время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития.
Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям. Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Знакомить детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов нужно с дошкольного возраста.
Источник