Организация и развитие творческого потенциала ребенка дошкольника

Организация и развитие творческого потенциала ребенка дошкольника thumbnail

Библиографическое описание:

Абрамова Я. А., Соловьева Ю. А., Ухинова Л. Н. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13677/ (дата обращения: 08.03.2020).



Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить свое место в меняющейся социальной ситуации, направляя эти изменения в удобное для себя русло. Исследование условий развития творческого потенциала человека на различных этапах онтогенеза становится актуальной задачей различных отраслей научного знания [3]. Творческий потенциал и наличие возможностей его реализации во многом опосредуют успешность деятельности человека, от них также зависит разумность поведения и взаимоотношения с окружающими.

Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учеными (В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, И. Я. Лернер, B. C. Шубинский).

В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, его диагностики и развития в школьном возрасте (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, O. K. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Е. Л. Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е. С. Белова, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева и др.) [4].

Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области психологии потенциальных возможностей и ресурсов человека, проблема развития творческого потенциала и его реализации в различных условиях требует дальнейшего изучения.

Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом — это и означает развитие творческого потенциала.

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым — развитию его творческого потенциала.

В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития приобретает особую актуальность.

В процессе развития творческого потенциала в условиях ДОО, мы ставим перед собой следующие задачи:

‒ Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации творческого потенциала посредством освоения способов познания и регуляции собственного состояния.

‒ Способствовать развитию у дошкольников целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

‒ Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики, развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

‒ Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей, использования единых инструментариев [5].

Рассмотрим подробнее деятельность МБДОУ № 155 г. Кемерово по направлению развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Основное внимание педагогического коллектива и сотрудников МБДОУ № 155 направлено на выполнение приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги [2].

Дошкольная образовательная организация является сложной организационной системой, поскольку осуществляет широкую образовательную функцию (физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие), а также равнозначные функции ухода и оздоровления (обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности ребенка) и социальную функцию (содействие семье в воспитании ребенка).

В ДОО созданы программы индивидуального развития детей. Составление индивидуальных программ развития детей осуществляется путем анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется посредством диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при прохождении материала по каждому разделу. Общий уровень освоения программного материала в мае 2017 года определен в количестве 83 % [1].

Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Проведение и использование в практике результатов диагностики дает возможности педагогам работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих занятий.

В качестве примера можно отметить, что для развития познавательной деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста используем следующие виды работ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, начиная со 2-й младшей группы, дети не только слушают произведения, но и составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по рекомендации педагога.

Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен постараться передать характер героя, его отношение к другим. По окончании игры-драматизации педагог предлагает детям оценить игру актеров.

Еще несколько вариантов заданий: можно прочитать детям сказку, опустив при этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к данному произведению схему из предложенных вариантов и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.

В 4 года задания усложняются — дети вполне могут нарисовать героев и средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса — рыжая, Баба Яга — черная) [2].

Проявление и развитие творческих способностей мы можем наблюдать и на занятиях по конструированию:

1) Ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных произведений, выбор деталей для постройки осуществляет самостоятельно.

2) Конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой эпизод сказки ему удалось отобразить.

3) Конструирование по готовой схеме или образцу постройки.

4) Конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и действовать согласно собственному замыслу, учитывая пожелания каждого участника группы.

На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства: кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение. Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей. Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена растений, фетр и др.), ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования работ предлагаем дополнительные элементы.

На занятиях по лепке для развития детского творчества предлагаем следующее: лепка по собственному замыслу; лепка на форме (футляры от «Киндер-сюрпризов»); предлагаем различный материал (глина, пластилин, тесто); используем технику «пластилинография»; а также лепим на улице (зимой — из снега, летом — из песка).

Также в возрастных группах организованы Уголки творчества, где ребенок сам выбирает, с каким материалом он хочет поработать, чтобы воплотить задуманное. В каждой группе есть Уголки экспериментирования, в которых дети в свободное время и на занятиях с воспитателем могут совершать маленькие открытия, делать свои выводы.

Раздел «Сенсорное воспитание» содержит ряд занятий творческого характера (аппликации: «Салфеточки для фигурок-человечков», «Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).

Обеспечение качества образования в ДОО способствуют не только реализация основного содержания, направленное на обеспечение стандарта дошкольного образования, но и дополнительное образование [6]. Дополнительное образование в ДОО направлено на обеспечение регионального компонента, а также реализацию интересов воспитанников (изостудия «Радуга», вокальная студия «Колокольчики», студия «Маленькие звездочки»). Большинство родителей положительно оценивают качество дополнительных образовательных услуг в ДОО.

Стабильность функционирования подтверждается продуктами деятельности воспитанников. Ежегодно воспитанники ДОО становятся участниками и победителями различных соревнований и конкурсов, фестивалей районного, городского, всероссийского уровней.

В заключение стоит отметить, что педагоги ДОО творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие ребенка. Почти все объективно оценивают свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и адаптируют их опыт, преобразуют предметно-развивающую образовательную среду групп, осваивают инновационные педагогические технологии, стремятся к созданию в ДОО единого пространства общения детей, родителей и педагогов.

Литература:

  1. Морозова И. С. Дошкольное детство: становление личности [Текст] /И. С. Морозова //Возрастно-психологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников: сборник научных статей /Под ред. И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. — Кемерово, 2013. — 220 с. — С. 38–47
  2. Морозова И. С., Григорьева О. Ф. Программа развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации [Текст]: учебно-методическое пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения ДО. Учебно-методический комплект: в четырех частях — Часть 3. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. — 67 с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]/В. С. Мухина.–М., 1997.– 117с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — Питер, 2003.
  5. Скоролупова, О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО / О. А. Скоролупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. — № 3. — С.6–20.
  6. https://www.mon.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, ребенок, дошкольный возраст, развитие, дошкольное образование, собственный замысел, дополнительное образование, различный материал, педагогический коллектив, творческий потенциал личности детей.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере…

Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка

Дополнительное образование детейпотенциал воспитания

Развитие творческого потенциала детей в сфере… Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

Развитие творческого потенциала педагогов… | Молодой ученый

творческий потенциал, творческий потенциал педагога, творческий потенциал личности, развитие, педагогическое творчество, общеобразовательная организация, известное решение, единое мнение…

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными…

Развитие творческих способностей детей с ограниченными… ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование

Актуальность проблемы развития творческих способностей

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как…

Развитие творческих способностей детей с ограниченными…

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Библиографическое описание: Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и…

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного

Особенности художественнотворческого развития детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, проектная деятельность, проект, ребенок, дополнительное образование, дошкольный.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными…

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными…

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Источник

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Развитие активной творческой личности — одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не

погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть — в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.

Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.

Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности.

Для того, чтобы развить свой потенциал, необходимо развивать такие качества как:

1.Инициативность.

2.Способность двигаться вперед.

3.Уверенность в себе.

4.Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

5.Доводить начатое дело до финального конца.

Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.  

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем,  начинается в детские годы. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов развития творческого потенциала личности.

Среди них можно назвать следующие:

—использование в обучении нескольких приоритетных направлений, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

—недостаточное владение технологией развития творческих способностей.

Согласно идеям А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире.

Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей.

Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.

Источник