Организация центра эстетического развития ребенка

Организация центра эстетического развития ребенка thumbnail

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка. Выделяют микро- и макросреду и их составляющие. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Макросреда – это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центров»), оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Эстетическая развивающая среда в помещениях детского сада создается как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

  1. Внутренний дизайн групп, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей – стен, потолков, пола), должно быть спокойных тонов;

  2. Световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;

  3. Соответствие возрастным психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своим назначением, но и внешним видом; произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования выделяют требования к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

  2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.

Рекомендации по созданию центров художественно-эстетического развития.

Художественный центр

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой.

Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.

Следует опираться на гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей.

Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства целесообразно отвести в группах специальное место. На стене на уровне глаз ребёнка вывешивается небольшая «полочка красоты». Под ней оборудуется стол со стульями – место для встреч с прекрасным готово!

Окружающая ребёнка среда должна содержать лучшие образцы общечеловеческой культуры – должна быть насыщена классическими и авангардными произведениями не только детской, но и «взрослой» живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства.

Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (Дымковские, Филимоновские, Богородские).

Младшие группы:

1. Шесть карандашей в коробке,

2. Бумага цветная и белая,

3. Целый альбомный лист и половина,

4.Бумага цветная — голубая, серая, розовая, зеленая, синяя, желтая.,

5. Гуашь в наборе, кисти №9,10, 12.,

6. Подставка для кистей,

7. Баночки,

8. Салфетки,

9. Глина,

10. Пластилин,

11. Стеки 3-4 видов,

12. Салфетки для вытирания рук,

13. Дощечки,

14. Силуэты и трафареты предметов округлых форм: грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т.д.,

15. Трафареты одежды,

16. Альбомы с фото (соответствующие тематике недели).

Средняя группа:

1.Шесть карандашей в коробке,

2.Бумага цветная и белая,

3.Целый альбомный лист и половина,

4.Бумага цветная — голубая, серая, розовая, зеленая, синяя, желтая.,

5.Гуашь в наборе,

6.Кисти №9,10, 12.,

7.Подставка для кистей,

8.Баночки,

9.Салфетки,

10.Глина,

11.Пластилин,

12.Стеки 3-4 видов,

13. Салфетки, для вытирания рук,

14. Дощечки,

15. Силуэты и трафареты предметов округлых форм: грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т.д.,

16. Контуры домиков, кукол разного размера, овощей, фруктов,

17. Трафареты листьев, одежды, игрушек, дымковские игрушки с элементами росписи,

18. Иллюстрации по сказкам в соответствии с тематикой данной группы,

19. Книжки раскраски предметные,

20. Муляжи овощей, фруктов,

21. Дидактические игры на закрепление цвета и формы,

22. Материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики,

23. Дидактические игры,

24. Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей,

25. Наличие игрового персонажа,

26. Альбомы с фото (соответствующие тематике недели).

Старшая и подготовительная группы:

1. Бумага разного размера, формы, фактуры и цвета,

2. Цветные карандаши от 12 до 24 шт.,

3. Гуашь,

4. Акварель,

5. Сангина,

6. Цветные восковые мелки,

7. Фломастеры,

8. Кисти № 12-14,

9. Планшеты 35×25см,

10. Пластилин,

11. Стеки,

12. Шариковые ручки,

13. Баночки,

14. Салфетки из ткани,

15. Губки из поролона,

16. Салфетки для рук,

17. Глина,

18. Доски для лепки,

19. Клеёнки для покрытия столов,

20. Навесные валики с рулонами бумаги,

21. Мелки для рисования,

22.Трафареты посуды, овощей, фруктов и др.,

23. Силуэты животных, птиц и человека,

24. Керамические изделия,

25. Предметы декоративно-прикладного искусства с элементами росписи  (дымка, городецкая и др. по программе),

26. Скульптуры малых форм,

27. Муляжи овощей, фруктов, ягод,

28. Раскраски для девочек и мальчиков,

29. Иллюстрации по сказкам, по временам года, выполненные в разной    манере исполнения,

30. Портреты художников,

31. Дидактические игры,

32. Тематические папки с работами детей в  самостоятельной деятельности,
33. Макеты декораций,
34. Эстампы по временам года,

35. Материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики,

36. Образцы смешивания красок,

37. Наличие игрового персонажа,

38.Различная техника изобразительного творчества (образцы), 

39. Развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры),

40. Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей,

41. Альбомы с фото (соответствующие тематике недели),

42. Мольберт или пюпитр.

В раздевалке оформляется выставка творческих работ детей. Выставки могут иметь разные названия «Наш Вернисаж», «Картинная галерея», «Наше творчество» и т.п.

Музыкально-театральный центр

Должен быть оборудован: шкафом или полками для хранения музыкальных пособий, для детских костюмов, кукол-бибабо, пальчиковых кукол, игрушек и декораций для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.

Необходимы комплект портретов композиторов, фотографии детей, играющих на музыкальных инструментах. Основное содержание центра представляют разнообразные музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты (в том числе комплект народных инструментов), элементы костюмов. Необходимо иметь аудиотехнику (магнитофон или музыкальный центр).

Младшие группы:

1. Ванька – встанька,

2.Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.),

3.Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки,

4.Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан,

5.Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки и т. д.),

6. Атрибуты к музыкальным подвижным играм,

7. Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества,

8.Ширма настольная с перчаточными игрушками,

9.Магнитофон и набор аудиозаписей,

10.Музыкальные картинки к песням.

Средняя группа:

Целесообразно оставить пособия, атрибуты и музыкальные инструменты с младшей группы и добавить:

1.Металлофон,

2.Шумовые инструменты для детского оркестра,

3.Книжки «Наши песни»,

4.Фланелеграф или магнитная доска,

5.Музыкально-дидактические игры,

6.Атрибуты к подвижным музыкальным играм,

7.Музыкальные лесенки,

8.Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п., 9.Ширма настольная и набор игрушек.

Старшая группа:

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

1.Погремушки, бубны, барабаны, треугольники,

2.Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта),

3.Иллюстрации по теме: «Времена года»,

4.Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра),

5.Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.,

6.Атрибуты к подвижным играм,

7.Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям,

8.Настольная ширма и ширма по росту детей

9.Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая,

10.Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.

Подготовительная группа:

Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:

1.Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны,

2.Портреты композиторов,

3.Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,

4.Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки,

5.Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты»,

6.Самодельные инструменты для шумового оркестра,

7.Музыкально-дидактические игры.

Источник

«Центр художественно – эстетического развития старших дошкольников»

Валентина Алексеевна Федосеева

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51»

Слайд 1 Заголовок

Дошкольное детство – период интенсивного развития интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. У детей старшего дошкольного возраста формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Художественно – эстетическое воспитание в программе «Детство» реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельностью. Занятия изобразительно – художественной деятельностью удовлетворяют потребностям ребенка в продуктивной деятельности, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, выражения своего отношения к увиденному.

Слайд 2

Развивающее пространство нашей группы организовано на основании и по требованиям, целям и задачам программы «Детство». Работа в нашем образовательном учреждении  построена таким образом, что с младшими дошкольниками педагоги работают 2 года, а со старшими – 2 года. Я работаю со старшими дошкольниками. Это дети в возрасте 5 – 6 лет. Вместе с детьми мы накапливаем, систематизируем, пополняем материал по конкретной возрастной группе  и с учётом  характеристики контингента детей. Это определяет успех образовательного процесса.

Слайд 3

Художественно – эстетическое развитие – неотъемлемая часть ОО «Художественно – эстетическое развитие». Уголок художественно – эстетического развития в нашей группе создавался постепенно, разрастался, пополнялся и состоял из стеллажей и сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».

Слайд 4

Главным критерием, в выборе места организации уголка художественно – эстетического развития, в пространстве развивающей среды группы стал свободный доступ детей к находящимся там материалам. Для того, чтобы уголок действительно стал центром детского творчества обращалось  внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;    использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность; оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы); развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры); жанры живописи; образцы из глины  (игрушки, предметы народного промысла); уголок художественного ручного труда  (образцы тканей, ниток, бросовый и природный материал); организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития.

Слайд 5

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Одним из главных принципов построения данной среды для нас является — доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов. В нашем уголке творчества разнообразные изобразительные материалы: цветные карандаши; простые карандаши; фломастеры; воздушные фломастеры; штампики, акварельные краски; пластиковые непроливайки для воды; гуашь; кисточки разного размера; бумага для рисования; трубочки для кляксографии, пластиковые вилки, зубные щётки; ватные палочки (для нетрадиционных способов рисования); восковые мелки, цветные мелки, точилки, стёрки, а также ножницы, клей, подставки для лепки, пластилин, а так же палитры для красок.

Слайд 6

Чтобы развить навыки рисования дошкольников, в наш центр был приобретен экран для копирования, который называется зазеркалье. Он позволяет детям сделать копию с оригинала изображения. Экран изготовлен из прозрачного стекла с эффектом прозрачного зеркала, что легко и просто облегчает процесс рисования.

Слайд 7-8

В нашем детском саду образовательный процесс организован по принципу тематического планирования. Каждая неделя месяца посвящена определенной теме. Этот принцип прослеживается и в уголке художественно – эстетического развития. На следующем слайде вы можете увидеть наборы для творчества с бумагой, а раскраски и трафареты подобраны не случайно, а по определенной тематике: домашние и дикие животные, транспорт, овощи и фрукты, космос, обитатели моря, фигуры, одежда.

Слайд 9 — 10

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, перед системой образования стоит цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления. Необходимо воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Педагог обязан помочь дошкольнику реализовать поставленные программой цели. Данные рекомендации нашли отражение и в нашем уголке художественно – эстетического развития. Вашему вниманию представлены формы для работы с пластилином, каток, а также набор «Сказки дерева», чтобы ребенок самостоятельно попробовал себя в роли художника и самостоятельно смог раскрасить заготовку. С помощью набора форм для пластилина ребенок может создать целую композицию из сделанных фигурок.

Слайд 11

В нашем дошкольном учреждении проводится целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, актуализируя развитие доброты, окружив уютом, теплом психологической комфортности, обеспечив эмоционально -нравственное переживаний ребенком лучших традиций народной культуры в играх, сказках, художественно – творческих видах деятельности, осознание своей сопричастности к родной культуре, народу. Здесь вы видите иллюстрированный материал по народному искусству. Вашему вниманию представлено декоративно – прикладное искусство. Это глиняные фигурки, расписная посуда. Дети рассматривая иллюстрации тем самым закрепляют полученные знания о народном искусстве, о росписи по дереву и глине: хохлома, дымковская игрушка, филимоновская. А раскраски – матрешки знакомят детей с  миром красочной древнерусской живописи, а также служат средством закрепления узора.

Слайд 12

Также в нашем уголке представлен демонстрационный материал для ознакомления старших дошкольников с жанрами изобразительного искусства. Это пособие из цикла «Большое искусство — маленьким» библиотеки программы «Детство»: «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретной живописью», «Знакомим с пейзажной живописью». При помощи этого наглядного материала  происходит знакомство детей с содержанием художественного произведения, они учатся видеть замысел автора, и некоторые средства выразительности.

Слайд 13 — 14

На следующем слайде представлен природный, бросовый, разнофактурный материал для творчества: образцы тканей, ниток, бумага, картон, а также здесь можно увидеть бусины, декоративные наклейки, цветной скотч, ленты, пуговицы, набор конфетти, пластиковые глазки, различные лоскуты, паралон, вата, шишки, веточки, крупа.

Слайд 15

Старший дошкольник в своем эстетическом развитии способен создать оригинальный образ, композицию адекватными изобразительно – выразительными средствами. Движение от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от восприятия целого образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Чтобы ребенок правильно воспринимал образ человека  его пропорции в нашем уголке художественно – эстетического развития есть деревянная кукла – манекен с подвижными суставами для художника. А для демонстрации предмета во время лепки есть поворотный  круг. Он предназначен для полного и правильного восприятия создаваемого объекта ребенком, который должен рассмотреть объект со всех сторон.

Слайд 16 -17

Содержание уголка художественно – эстетического развития

Слайд 18

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей. Предлагаю вашему вниманию некоторые работы наших воспитанников в нетрадиционной технике рисования.

Слайд 19 – 26 (некоторые виды нетрадиционного рисования)

Старшие дошкольники самостоятельно применяют различные техники рисования, учатся создавать набросок, пользоваться палитрой, передавать оттенки цвета, используя основные и производные цвета в работе, самостоятельно подбирают светлые и темные тона, смешивают их. Выявляют и фиксируют смысловой центр в рисунке, умеют передавать в рисунке движение и его характер, рисуют животных и человечков, совмещают их сюжетно – жанровой композицией.

К нетрадиционным техникам рисования относятся: штампование, рисование пальчиками, рисование ладошкой, обрывание бумаги, скатывание бумаги, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, рисование мыльными пузырями, пластилинография, скатывание бумаги, обрывание бумаги.

Слайд 27 – 28 (аппликация и художественный труд: детские работы)

В примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство»  содержание образовательной деятельности по развитию продуктивной деятельности и детского творчества отмечено, что дети  должны уметь использовать разнообразные материалы: бумага разного качества и свойств, ткани, природные материалы и вещества, бросовый материал. Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи. На слайдах представлены некоторые работы по данным требованиям программы.

Слайд 29 (Фиолетовый лес)

Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 51»  для детей от 5-ти до 6-ти лет старшей группы №4 на 2016-2017 учебный год в части, формируемой участниками образовательных отношений, определена на основе анализа ФГОС ДО, ООП ДО «Детский сад № 51», приоритетного направления деятельности ДОУ, предшествующей педагогической деятельности, анализа потребностей детей и родителей, а также социального окружения — это деятельность по познавательно-речевому развитию детей с помощью современных развивающих технологий. В данном случае – это технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Сенсомоторная среда «Фиолетовый лес» расположена рядом с уголком художественно – эстетического развития, что позволяет детям рационально использовать пространство среды для реализации своих творческих идей. Это пространство также используется нами для организации тематических выставок детских работ.

Слайд 30 (список литературы)

Ребенок от природы – творец, все дети видят окружающий их мир по – своему. Поэтому нам, взрослым, необходимо как можно больше уделять им внимания, помогать развивать творческие способности, фантазию, воображение, помогать развивать творческие способности, фантазию, воображение, навыки и умения. Неважно, кем станет ребенок, главное – помочь сформировать творческую личность, научить свободному применению способов создания изобразительного образа. Художественное творчество играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Работая над созданием образа, ребенок играет и познает окружающий мир. Ведь самым ценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Слайд 31

Спасибо за внимание!

Источник