Опыт работы воспитателей доу по развитию мелкой моторики рук ребенка

Вера Зюбина
Опыт работы по развитию мелкой моторики.

Опыт работы

по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Зюбина Вера Леонидовна

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 4-5 лет. По результатам диагностического обследования (по Т. Н Дороновой) детей на начало учебного года 2012, преобладал недостаточный уровень развития мелкой моторики.

Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста. Исходя, из цели работы,были поставлены следующие задачи:

• Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

• Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.

• Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.

• Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников:

1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

3. Принцип интегрированности. Взаимосвязь с разными видами деятельности.

4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

5. Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.

Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников,определила основные направления деятельности:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

2. Работа с детьми

3. Сотрудничество с родителями

4. Взаимосвязь со специалистами детского сада

5. Работа с педагогами

• Создание предметно – развивающей среды:

В группе создан центр «Ловкие пальчики», куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, живой песок, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов.Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др.Преимущества которых состоят в следующем: — многофункциональность;

— экономическая выгода;

— общедоступность.

Работа с детьми:

Для работы с детьми по данному направлению разработан перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий, картотек по развитию мелкой моторики.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, рисование пером, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, пипетками, прищепками. По сравнению, с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

Хорошим средством для развития мелкой моторикиявляются пальчиковые игры:

• Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма.

• Аквагимнастика. Специальные пальчиковые упражнения в воде.

• Пальчиковые шаги.

Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

• Игры с предметами.

Прокатить шарик (бусинку)по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

Читайте также:  От чего зависит правильное развитие ребенка

• Игры со счётными палочками.

Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время.

• Игры-мозаики, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.

• Игры-задания с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности — лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

В подготовительной группе большое внимание уделяется графическим упражнениям, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей, гелиевых ручек. Работа в тетрадях «Веселые прописи» не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

Рисование по клеточкам – еще одно увлекательное и полезное занятие для детей.Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагается образец графического рисунка и он повторяет точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый дает словесную инструкцию последовательности действий. Графические диктанты способствуют правильному развитию умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями. Важны для выработки красивого и четкого почерка.

После проведённой мною работой, анализ уровня развития мелкой моторики у детей на начало учебного года 2014 показал,что уровень повысился: средний на 13,4%, высокий на 6,4%, низкий уменьшился на 19,9%.

Совместно с детьми принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «Подводный мир», «Игрушки у Петрушки». В 4 международных конкурсах в номинациях «Лучшая поделка», «Развитие мелкой моторики рук», «Ярмарка детских поделок», «Мы фантазеры» заняли первые места.

Работа с родителями:

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.

Разработан план работы с родителями.Организованы консультации: ««Полезные советы родителям по пальчиковым играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», Развиваем руки, чтобы учиться писать»,родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту,различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».

Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

•Взаимосвязь со специалистами:

Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. С каждым специалистом имеется тетрадь взаимодействия. Воспитатель по физкультуре проводит педагогическую диагностику, совершенствует моторные навыки через различные виды упражнений.

Педагог по ИЗО деятельности и художественному труду использует нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами, ниткопись, которые эффективно влияют на развитие мелкой моторики.

Таким образом, взаимодействие со специалистами в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

Работа с педагогами.

Для педагогов подготовила и провела консультации:

«Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».

«Уголок развития мелкой моторики в детском саду».

Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.

Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).

Результаты на промежуточном этапе работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, показали высокий уровень повысился на 38, 1%, средний повысился 1,2 %, низкий уровень отсутствует.

Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, совершенствованию активной речи, словарного запаса. Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

Читайте также:  Занятия на физическое развитие ребенка первого года

Источник

татьяна косенко
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Новизна опыта заключается в рационализации, совершенствовании отдельных сторон педагогического труда, в комбинации элементов известных методик. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 3-4 лет. Мелкая моторика развита плохо.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

В своей работея ставлю следующие задачи:

1. Разработать систему мероприятий по развитию мелкой моторики рук

2. Организовать работу с родителями.

3. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Технология опыта

Совместно со старшим воспитателем составила мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Наметила следующий план работы:

1. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.

2. Организовать развивающую среду в группе.

3. Разработать тематический план работы с детьми.

4. Провести работу с детьми по развитию мелкой моторики рук.

5. Провести работу с родителями.

Начала свою работу с подбора и самостоятельного изготовления практического материала для развития мелкой моторики рук. Игровой материал делала ярким, привлекательным, используя для этого природный материал, ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др.

Оформила в группе уголок для развития мелкой моторики рук, где размещала материалы для игр, с учетом освоения детьми двигательных навыков.

Свою работус детьми организовала через различные виды деятельности: занятия, совместная и самостоятельная деятельности.

В работеиспользовала следующие педагогические технологии: 1.Здоровьесберегающие технологии Применяла такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; интегрированную и комплексную НОД по физической культуре, игровой самомассаж, «дорожки здоровья.

Это способствовало воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, улучшило психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, в результате уровень заболеваемости дошкольников снизился на 10%.

2. Игровые технологии. С помощью игровых технологий развивала творческие способности детей, воображение. Использовала их для освоения темы, понятия; в процессе НОД или его части, в кружковой работе (интеллектуальные игры, дидактические игры и т. д.).В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года была усвоена большинством детей на оптимальном уровне. Повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников. 3. Технология проблемного обучения

Результатом использования технологии проблемного обучения стало повышение интереса детей к учебному процессу, потребности в самостоятельной деятельности, познавательных и творческих способностей.

4. Личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

Результатом использования личностно – ориентированных и гуманно-личностных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

5. Технология сотрудничества

Эта технология включает сотрудничество детей с педагогами, родителями, узкими специалистами и социальными партнерами. Благодаря использованию технологии сотрудничества у детей стали формироваться такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

6. Технология по созданию портфолио воспитанников

В младшем дошкольном возрасте мной проводятся игры с мячом, шариками — большими и маленькими, кольцами, шнурками. Это позволяет ребенку научиться пользоваться предметами разной величины и формы, сделать пальчики умелыми и ловкими.

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры.

Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.

Мною была составлена картотека пальчиковых игр. Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Теремок», «Репка» и др.

Читайте также:  Ушинский о природы в развитии ребенка

В старшем возрасте эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др

Для развития ручной умелости важно,чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами, которые они использовали в играх, инсценировках.

В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Младшие дети учились контролировать силу нажима, соблюдение контуров предметов, а старшие дети выполняли несколько видов штриховки.

В старшей и подготовительной группах проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку.Давались задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность.

Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.

Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, и др.). При помощи мозаики, прищепок, счетных палочек, детям предлагалось выложить узор, лесенку, снежинку, с помощью кружков из плотной бумаги- фигурки (человек, автобус, машина). Самостоятельно я подобрала для детей игры с крышечками. Они начинают использоваться в младшем возрасте эпизодически, как подготовительная работа, а в старшем дошкольном возрасте — постоянно («Посчитай: каких больше?», «Фигура из крышек», «Кто быстрее выберет свой цвет крышек?», «Самый меткий»).

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности.

Мною был разработан и реализован проект «Весёлые пальчики» с детьми младшего возраста, а в старшем возрасте работа продолжалась в форме кружковой деятельности. Кружок «Волшебное тесто» (тестопластика).

Одним из направлений моей педагогической деятельности является работа с родителями. Сначала мною было проведено анкетирование по теме «Что такое моторика? Как её развивать?» Результаты показали,что около 40% родителей смутно представляют значение мелкой моторики для развития детей. Для того, чтобы родители осознали необходимость развития у детей тонких движений рук и активно участвовали в жизни группы, я разработалабанк консультативного материала: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», оформила папки передвижки с пальчиковыми играми, провела мастер-класс «Играем пальчиками- развиваем речь», выступала на заседании родительского клуба по теме «Развиваем руки, чтобы учиться писать». Это помогло мне подготовить родителей к индивидуальной работе с ребенком дома, способствовало установлению доброжелательных отношений между детским садом и семьей, закреплению полученных навыков у детей.

Результативность опыта

Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу, что проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей группы, способствовало развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Результаты диагностики показывает положительную динамику в развитии мелкой моторики рук.

Источник