Оптимальные факторы развития движений ребенка
Обеспечение
здоровья детей, полноценное развитие
их организма составляют серьезную
проблему в современном обществе. Врачи,
педагоги и родители отмечают тот факт,
что наблюдаются отставание, задержки,
нарушения, отклонения и несоответствие
нормам развития у большого количества
детей, а также неполноценность их
здоровья. В первую очередь это касается
нервной системы и опорно-двигательного
аппарата. Усилия медицинских работников
в основном направлены на лечение
заболеваний, а деятельность педагогов
редко включает оздоравливающие и
развивающие методы работы с детьми.
Практически не разработаны подходы к
процессу обучения с позиций развивающей
ребенка предметно-двигательной среды.
Современная
система дошкольного образования
опирается лишь на санитарно-гигиенические
нормы, обеспечивающие условия жизни
ребенка, а также разрабатывает и
определяет нормы уровня развития
двигательных качеств и навыков.
Существует
единая основа проблем физического и
нервно-психического развития ребенка,
которая потребовала и обусловила
создание двигательных программ,
содействующих нормальному развитию
ребенка. В настоящее время эта проблема
развития искусственно разделена на две
составляющие: физическим развитием и
физической подготовленностью занимаются
педагоги по физической культуре, а
нервно-психическое развитие обеспечивают
педагоги, психологи и неврологи. В
современной системе дошкольного
образования полноценные программы
развития этих двух составляющих не
сформированы.
На
основе исследований И. К. Шилковой, А.
С. Большева, Ю. Р. Силкина и других
сделана попытка объединить две
составляющие целостного процесса
развития, совместив их со средовым
развивающим подходом.
В
основе их развивающих двигательных
программ положено сопоставление данных
сравнительно-физиологического и
онтогенетического исследований
врожденных и приобретенных форм
двигательной и рефлекторной деятельности,
которое показывает, что в самом широком
смысле функциональное развитие нервной
системы в онтогенезе отражает
филогенетические закономерности ее
развития (А. А. Волохов, 1968, 1979). Это
подтверждается изменениями функциональных
и биохимических процессов в мозге в
процессе онто- и филогенеза (Н. А.
Вержбинская, 1964; Е. И. Крепе, 1967; З.
Д. Пигарева, 1975). Двигательная активность
как кинетический фактор определяет
развитие организма и нервной системы
совместно с генетическим фактором и
под влиянием сенсорной разномодальной
информации (Н. А. Бернштейн, Г. Шеперд,
1987). Полноценное физическое развитие,
формирование правильной осанки, развитие
двигательных способностей и оптимального
двигательного стереотипа посредством
развивающего движения строятся на
основе гармоничной последовательной
организации нервной системы, ее
чувствительных и двигательных центров,
анализаторов. Поэтому программа
дошкольного образования по физическому
развитию и здоровью должна быть
направлена в одинаковой степени как на
телесное и функциональное (физическое),
так и на нервно-психическое развитие
ребенка.
При
создании программ авторы опирались на
фундаментальные разработки теории
физического воспитания, лечебной
физической культуры (ЛФК), врачебного
контроля (ВК), социальной педагогики и
психологии, прикладной кинезиологии и
др. (рис. 1).
Рис. 1
«В
основу развивающих программ положены
принципы системного подхода. При анализе
закономерностей развития учитывались:
1) особенности воздействия среды на
развитие организма, 2) оптимальный
двигательный стереотип как конечный и
одновременно промежуточный (базовый
для следующего этапа) результат каждого
этапа развития как основополагающая
цель физического развития, 3) характеристика
базовых факторов развития организма,
нервной системы – собственно процесса
развития «изнутри». Новизна авторского
подхода в разработанных программах
соответственно имеет три основные
особенности. Первая особенность –
сопоставление средовых закономерностей
эволюционного (филогенетического) и
индивидуального онтогенетического
развития движений, врожденных и
приобретенных форм двигательной и
рефлекторной деятельности. Движение
ребенка (и аналогично животных в эволюции)
совершается различном окружении – в
водной, наземной, социальной и других
средах. В результате исследования был
отобран и сформирован закономерный
комплекс двигательных развивающих сред
для растущего ребенка.
Вторая
особенность – введение в систему
оптимального двигательного стереотипа,
характеризующего этапную и конечную
цель двигательного развития. Авторы
считают, что при постановке целей
двигательного развития оптимальный
двигательный стереотип более приемлем,
чем устоявшаяся ориентация педагогов
на двигательные качества, навыки, на
спортивный результат.
Третья
особенность – включение в систему и
реализация базовых факторов развития,
специфических для формирования нервной
системы и психики ребенка. Базовые
факторы развития в большей степени
относятся к нервной системе, анализаторам,
формированию сенсомоторных и психомоторных
процессов. При этом на первый план
выходит координация, сопряжение, с одной
стороны, тонких установочных движений
глаз, мышц шеи, уха при улавливании
сенсорной информации и, с другой стороны,
движений рук, частей тела, мышц лица,
губ, языка при двигательном ответе.
Физическое развитие в этом случае
первоначально проявляется как развитие
нервной системы и психических функций
ребенка. Через оптимальное формирование
центров регуляции дыхания, кровообращения,
обмена веществ, координации движений
развитие нервной системы опосредует
развитие всего организма и в том числе
опорно-двигательного аппарата»25.
Развитие
движений в течение жизни ребенка
соотносится с эволюцией движений у
живых существ. В организме человека и
высших животных сохраняется память обо
всех предшествующих этапах своей
эволюции. Это отражено такой
последовательностью локомоторных
движений младенца: плавание, ползание,
лазание, прямохождение. И. К. Шилкова,
А. С. Большев, Ю. Р. Силкин (2001) считают,
что пятимиллионнолетняя эволюция вида
Ноmo
Sаpiens
сформировала определенный комплекс
ключевых движений и развивающих сред,
необходимый для развития ребенка (см.
табл.4).
В
филогенезе животные последовательно
проходят, а также живут и двигаются в
определенных средах: вода – рельефная
земная поверхность – упругая лесная
среда (ветви деревьев) – рельефная
земная поверхность – реорганизованная
современным человеком среда (город, дом
или квартира).
Соответственно
этим сменяемым друг друга средам в
животном мире эволюционируют следующие
формы передвижений, или локомоций:
плавание в упругой среде (рыбы и морские
животные); «выход на сушу», противодействие
гравитации, «отрыв» тела от поверхности
земли; ползание (земноводные и
пресмыкающиеся); лазание по упругим
ветвям деревьев (обезьяны); передвижение
на четвереньках, начало прямостояния,
прямохождения, бег (обезьяночеловек) и
формирование зрелого стиля, походки,
бега, осанки у человека. Такая же
последовательность вырисовывается и
в индивидуальном развитии человека.
Так,
на первом этапе развития движений еще
до рождения плод плавает в околоплодной
жидкости, которая оказывает смягчающий
эффект при резких движениях. Одновременно
проявляется упругость этой жидкой
среды, регулирующей и ограничивающей
избыточность движения плода, обеспечивающей
трехмерный и объемный характер
перемещений плода с матерью во всех
трех плоскостях. Эти движения определяют
развитие трех важнейших центров
заднего мозга: вестибулярных и слуховых
ядер, которые связаны с ориентацией
тела в трехмерном пространстве; центров
координации движений частей и всего
тела, которые располагаются в мозжечке;
центров регуляции сложных движений,
кровообращения и дыхания в продолговатом
мозге. Качающиеся, плавающие совместные
с матерью движения плода, а затем и
новорожденного адекватны для сенситивного
к ним мозга плода и ребенка.
В
настоящее время нередки ситуации, когда
женщина малоподвижна, лежит на сохранении
беременности, использует тугое пеленание
новорожденного, не берет его на руки,
тогда организм ребенка лишается фактора
воздействии,я и уже на самом раннем
этапе не создаются условия для правильного
развития.
Второй
этап развития движений тесно связан с
первым, на этом этапе формируются
системы противодействия гравитации. В
первый год своей жизни ребенок в момент
рождения повторяет «выход животных из
морской невесомости на сушу» – в мир
тяжести и гравитации. Поэтому только к
двум месяцам за счет развития и укрепления
мышц шеи ребенок сможет удерживать
голову, в период с 5–6 до 8 месяцев по
мере развития и укрепления мышц
туловища, позвоночника он может садиться,
а к 12 месяцам своего существования –
вставать вертикально.
Когда
в процессе эволюции живые существа из
водной среды вышли на сушу, то это
многократно увеличило нагрузку на
организм, в результате чего потребовалась
перестройка опорно-двигательного
аппарата и систем регуляции.
Нечто
похожее происходит с ребенком в момент
родов, когда водная поддерживающая
дородовая среда сменяется и ребенок
оказывается в условиях гравитации.
Поэтому переходный период от момента
рождения до 1 года жизни ребенка ему
необходимо обеспечить промежуточные
двигательные среды и комплексы движений.
На
этом этапе приемлемо: «плавать раньше,
чем ходить»; следует отказаться от
пеленания и от принятого «не брать
ребенка на руки».
Первые
полгода своей жизни ребенок не может
самостоятельно двигаться и это требует
от родителей активного содействия.
Ребенок должен совершать «пассивное»
плавание в качестве «наездника» на
руках родителей, подобно детенышу
обезьяны, и получать необходимые
вестибулярные, зрительные и кинестетические
импульсы. Это обеспечивает реализацию
кинетического, кинестетического и
пространственного факторов развития,
а также формирование синестезий –
взаимосвязей органов чувств и анализаторов.
Таблица
4
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Оптимальное и неоптимальное соотношение среды и видов движения ребенка, этапы развития
Идеальная (оптимальная) развивающая среда, развивающее обучение | Неоптимальная среда развития: условия НТР, урбанизация, интенсивное обучение |
Преобладание природной среды | Преобладание городской среды |
Преобладание сигналов первой сигнальной системы | Преобладания второй сигнальной системы |
Оптимальный сенсорный поток | Избыток символьной информации и дезинформации |
Деятельность на свету и в темноте | Деятельность только в освещенных помещениях |
Оптимум движений | Гипокинезия, дискинезия |
Трехмерное пространство движений | Преобладание движения по плоскости |
Опорная поверхность упругая | Опорная поверхность статичная |
Наличие микро-, мезо- и макрорельефа | Рельеф опорной поверхности сглажен |
Богатые природные сенсорные потоки | Шумы массовой культуры, «электронный смог» |
Частая смена вертикального прямого, горизонтального и перевернутого положения тела | Редкая смена положения тела, отсутствие перевернутой позы |
Таблица 7
в дошкольном учреждении
Средовые комплексы и средства | Водная, бассейн, большие гимнастические мячи | Водная, бассейн, большие гимнастические мячи, батуты, упругие маты | Рельефные (неровные) покрытия, варьирование от мягких до жестких, скользкие покрытия, лед | Приспособления для лазания: лесенки, канаты, сети, большие гимнастические мячи | Балансиры, модули разной плотности, атрибуты художественной гимнастики: мячи, ленты, палки, обручи | Социум: богатая предметная среда с гармоничным сочетанием факторов первой и второй сигнальных систем |
Развиваемое движение | Плавание | Переход к движениям в трехмерном пространстве, развитие антигравитационных систем (ортостаза) | Ползание | Лазание | Прямостояние и прямохождение в единстве с манипуляциями и балансированием | Социализирован- ные движения: осанка, стиль ходьбы и бега, бытовые и профессиональные движения, танец, речь, письмо, творчество |
техники и комплексы для коррекции выявленных неоптимальностей опорно-двигательного аппарата, а в дальнейшем и для последующего развития ОДС.
Почти 90% наших детей имеют следующие отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, нарушения осанки, плоскостопие, неоптимальность статических положений тела и движений. Все эти нарушения должны обязывать педагогов использовать развивающие двигательные программы для формирования ОДС, применяя методы диагностики только для детей с выраженными нарушениями развития и органической патологией.
Программы формирования ОДС способствуют нормализации мышечного тонуса, активации деятельности нервной системы как реализации энергетического фактора развития через биологически активные зоны, моторно-висцериальной оптимизации через брюшное дыхание, рефлекторные и ассоциативные связи мышц с внутренними органами, а также на коррекцию общих для современных детей имеющихся исходных недоразвитий опорно-двигательного аппарата.
Первый уровень в формировании ОДС направлен на оптимальную статику, осанку и постановку стопы. Он строится на развитии устойчивого равновесия, ориентации ребенка по отношению к опорной поверхности в гравитационном поле. Внешне кажется, что тело человека не совершает движений, однако происходит очень большая внутренняя работа. Для поддержания позы требуется динамическое перераспределение мышечного тонуса и микродвижения мышц. Все это осуществляется в тесной координации с дыханием, центральной гемодинамикой, перистальтикой кишечника, жеванием. При развитии оптимальной статики необходимо чередовать неодинаковые опорные среды: неровную и ровную, неустойчивую и устойчивую, упругую и податливую. С этой целью должны широко применяться балансиры-полусферы, большие мячи, модули поролоновые, резиновые, деревянные; массажные коврики и др. Для маркирования опорной оси позвоночника и активации кинестетического фактора следует использовать «сигнальный груз», положенный на голову. Нужно применять перевернутые стойки, различные кинезиологические техники, способствующие нормализации мышечного тонуса.
Второй уровень формирования ОДС – это основные манипуляции и локомоции: плавание, ползание, лазание, ходьба, бег, бытовые и спортивные движения. Этот уровень требует тренировки автоматизма, непроизвольной регуляции для построения «штампа движения», что диалектически приводит через произвольную регуляцию к формированию индивидуального стиля конкретного движения. Последовательность формирования способов передвижения должна отражать средовую этапность развития движений: плавание, ползание, лазанье, ходьба, бег. В этих локомоциях адекватно отрабатываются зрительно-, слухо-, тактильно-, ритмо- и другие сенсомоторные координации, которые реализуют факторы развития нервной системы. Второй уровень также тесно связан с развитием двигательных способностей, отражающихся в основных двигательных качествах: силе, скорости, координации, ловкости, выносливости, гибкости. ОДС второго уровня – основных манипуляций и локомоций – тесно связан с формированием статики, осанки и движений.
Третий уровень формирования ОДС – это формирование психоэмоциональных и музыкально-ритмических движений. Он опирается на эмоциональные и биоритмические особенности личности в музыкально-ритмической сфере предметно-двигательной среды, выражается в танце, выразительном движении, хореографии, пении. При этом фундаментальной основой организации морфофункциональных процессов в организме: дыхание, сердцебиение, ритмы мозга, перистальтика полых органов, сокращение и расслабление мышц и т. д. – являются биоритмы. Выраженный резонансный эффект взаимодействия внутренних и внешних для организма биоритмов проявляется в улучшении психоэмоционального состояния, активации деятельности мозга (энергетический фактор), развитии и функционировании всех органов и систем организма.
Четвертый уровень формирования оптимального динамического двигательного стереотипа направлен на высокосоциализированные движения, тонкую моторику кисти и артикуляции, связан с развитием второй сигнальной системы и социальной адаптацией личности. Все предыдущие уровни ОДС органично вбирает в себя социализация движений и мышечных групп. У человека она осуществляется с учетом хода эволюции и онтогенеза по следующим направлениям:
1. Формирование мышечных двигательных систем поиска, доставки, анализа, переработки и отправки вербальной, сенсорной и структурной информации. Ее получение осуществляется как в средовых потоках информации, так и в непосредственном общении людей.
Социализация тесно связана с развитием тонкой моторики кисти и движениями, которые ею осуществляются, – письмо, работа на компьютере, творческие движения, трудовые операции и работа артикуляционного аппарата и мышечных групп, обеспечивающих мимику и жестикуляцию. Максимальная социализация движений проявляется в условиях, обогащенных эмоциональными и музыкально-ритмическими компонентами, что, в первую очередь, может применяться в различных областях искусства и в конкурсной профессионально-творческой деятельности.
2. К социализации движений следует отнести поддержание вертикального положения тела в статике и динамике системы ортостаза: поддержание осанки, прямосидения, прямостояния, прямохождения, бега.
3. Гармоничное развитие двигательных способностей и соответствующих им основных двигательных качеств: ловкости, координации, быстроты, силы, выносливости, гибкости. В большей степени здесь оценивается их гармоничное, эмоциональное, сбалансированное с социальными условиями проявление, а не максимальный (биологически обусловленный) результат проявления двигательных качеств.
4. Социализация человека и его движений характеризует наивысшее развитие произвольной регуляции психомоторных и сенсомоторных процессов, обеспечивающих все виды человеческой деятельности, а также умение владеть собой, способность управлять своими движениями, эмоциями, мыслями.
Умение управлять своим здоровьем, деятельностью практически всех внутренних органов, владение аутотренингом также являются признаком и критерием социализации движений и мышечной системы. Вершиной уровня социализированных движений является высшее профессиональное, спортивное и коммуникативное мастерство.
Все выделенные уровни ОДС взаимодействуют между собой и соответствуют этапам развития движений человека.
Таким образом, развивающие двигательные программы последовательно формируют оптимальный двигательный стереотип, что происходит при взаимодействии организма с компонентами предметно-двигательной среды и является основой развития ребенка, а также формирования его здоровья.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник