Определите роль родителей и педагогов в развитии одаренного ребенка

Определите роль родителей и педагогов в развитии одаренного ребенка thumbnail

Роль родителей в развитии одарённых детей.

В.И. Хамбалинова учитель МОУ СОШ № 71 г.Воронежа.

Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее  становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие.  

Многое зависит  от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

1.      Уверенность, которая основывается на сознании самооценки.

2.      Понимание достоинств и недостатков в себе самом.

3.      Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

4.      Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.

5.      Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

6.      Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

        Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

        Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается ведущим. Существуют такие типы отношений к ребёнку: отрицательное, игнорирующее, положительное, гиперсоциализированное (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей). Как родителям развивать одаренность детей? Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка — это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. За год до поступления в школу учитель проводит, совместно с психологом, воспитателями и заместителем директора, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей. С этой целью для родителей на первых порах используются методики: «карта одаренности», «интеллектуальный портрет» и др. Подробно изучаются медицинские карты с заключениями врачей. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты «краткого теста творческого мышления (фигурная форма)» Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций. Ребята делают свои первые шаги в области журналистики. Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации.
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего внимание родителей. Как показывают исследования и практика работы в школе родители делятся на три категории.

Читайте также:  В каком возрасте водить ребенка в школу развития

Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.

Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей – единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.

Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера, они всегда готовы помочь школе. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция.

Советы родителям одарённых детей

1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребёнка.

4. Избегайте длинных объяснений и бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.

6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

7.Прививайте ребёнку ценность образования.

8.Не сдерживайте инициативу ребенка и не делайте за него то, что он может сделать сам.

9.Не ждите, что ребёнок будет проявлять свою одарённость всегда и во всём.

10.Не занимайтесь наставлениями, помогайте ребёнку действовать независимо, не давайте прямых инструкций.

Пожелания родителям.
Одаренные дети нуждаются в развитии независимости, способностей самоуправления и самодисциплины. Общеобразовательная школа, как правило, не ставит перед ними индивидуальных задач, поэтому они должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении развития личностных способностей. А помочь в этом — прямая задача родителей, которые, чаще всего, являются первооткрывателями таланта своего ребенка.
Поэтому родители должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для эмоционального развития каждого ребёнка. Дайте понять ребёнку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой- то особый талант.

Литература.

1.Савенков А. И. Детская одарённость как теоретическая проблема. -М .: Изд. Центр «Академия», 2001.

2.Рабочая концепция одарённости/ Под ред. В. Д. Шадрикова.- М., 2003.

Источник

Краткое описание документа:

Роль семьи в развитии одаренности ребенка

Ключевые слова: одаренность,
способности, задатки, семейное воспитание.

Одаренность интересует как психологов, так и общество
в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую
культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В
настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к
проблемам их семейного воспитания.

Читайте также:  Чем определяется психическое развитие ребенка

Многие родители считают своего ребенка одаренным,
потому что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в
развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения этого слова.
Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей,
позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и
справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями
[3; с.254].

Одаренность – это сложное психофизиологическое
явление, и оно определяется взаимодействием следующих факторов: доминирующей
ролью познавательной мотивации, интеллектуальным развитием, творческой активностью,
развитием специальных способностей, личностными проявлениями.

Существует классификация одаренности:

– дети с высокими показателями по специальным тестам
интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей
(творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности (музыканты, художники, математики) – талантливые дети;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая
одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное
отношение к пониманию одаренности как психического явления. [5; с.15-16]

Целенаправленное обучение и имеет большое влияние на
развитие одаренности ребенка, но влияние семьи является неоспоримым фактом наиболее
эффективного развития одаренности. Только родители, как постоянные наблюдатели
развития своего чада с самого первого дня жизни, способны заметить
первоначальные признаки одаренности у своего ребенка, поэтому от их действий и
отношения к этому зависит дальнейшее будущее человека. Процесс раскрытия
таланта в ходе познания и творчества доставляет удовольствие не только ребенку,
но и его родителям.

   Одаренность –
это задатки самой природы, которые не исчезают со временем и непременно
проявятся в дальнейшей жизни, но с условием постоянного развития этих задатков,
в котором большую роль играет семья.

Одаренность «определяет возможность достижения
успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности».[6;с.
592]

Иногда неблагоприятные условия развития, такие как
плохие бытовые условия, недостаточное материальное обеспечение, неполный состав
семьи не влияют на развитие одаренности, в то время как любовь родителей, внимание,
поддержка и уверенность в силах ребенка является обязательным условием развития
одаренности. Ведь если не придавать таланту значение, не понимать своей роли в
его развитии, то раскрытие творческого потенциала у ребенка невозможно. Часто
особо одаренные дети встречаются в семьях, имеющих одного ребенка или в семьях,
где родителями являются пожилые люди, так как большое внимание уделяется только
этому ребенку.

В семьях с одаренными детьми нередко сами родители
имеют непосредственное отношение к интеллектуальным профессиям либо имеют увлечения
в этой сфере. Ценность образования в таких семьях особо высока.

Одаренность ребенка зависит от одаренности самих
родителей, а также от способов, которыми родители будут развивать задатки
природы. Ребенок сначала бессознательно подражает родителям, а позже вполне
осознанно перенимает манеры поведения и отношение к окружающим людям, вещам, событиям.
Именно семья создает условия для творческого развития ребенка: индивидуальные
занятия со специалистом, организация посещения специальных кружков и секций,
организация рабочего места, обеспечение необходимым материалом.Родители включаются в познавательную деятельность
вместе с детьми – общий досуг, игры, занятия, совместное обсуждение и решение познавательных
проблем и задач. Это приводит к объединению интересов и к возникновению
дружеских отношений между родителями и ребенком.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том,
что развитие детской одаренности в семье возможно только при владении
родителями информацией о проблемах и признаках одаренных детей, а так же при психологически
благоприятной атмосфере в детско-родительских отношениях, что обусловливает
необходимость разработки программы специальной психолого-педагогической помощи
родителям по проблемам семейного воспитания и развития детей.

Источник

Галина Мокробородова
Роль педагога в развитии детской одарённости

“Творческий ребенок, творческая

личность – это результат всего образа

жизни дошкольника, результат его

общения и совместной деятельности

со взрослым, результат его собственной

активности”

Н. Н. Поддьяков

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, самосовершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.

Читайте также:  Главная книга о воспитании и развитии ребенка читать

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

В настоящее время сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений. Поэтому в дошкольном учреждении должны работать опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Всем детям в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.

Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу – привить ему вкус в творческой работе. И если этого не сделать, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных». Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями.

Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения дополнительного образования.

Используя методы наблюдения, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций, общение с родителями. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты.

Для того чтобы работать с талантливыми и одаренными детьми, педагогу необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Для успешной работы с одаренными детьми необходима эффективная педагогическая деятельность.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога.

Педагог должен:

— быть доброжелательным и чутким;

— разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;

— иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);

— иметь высокий уровень интеллектуального развития;

— иметь широкий круг интересов и умений;

— быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;

— иметь живой и активный характер;

— обладать чувством юмора;

— проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

— иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;

— обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.

Формы работы с одаренными детьми:

— творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для одарённых детей);

— групповые занятия;

— факультативы (дополнительные занятия по направлениям);

— кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);

— занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);

— конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

— работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одарённых детей).

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко — одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими специалистами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.

Источник