Определение уровня развития ребенка играми

Елена Владимировна Боровкова (Шентякова)
Диагностика игровой деятельности, последовательность действий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса.

Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.

В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.). Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.

Диагностика игровой деятельности детей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:

1. Наблюдение за детьми.

Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

Критерии наблюдения:

— преобладающие виды игр, в которые играют дети;

— наличие сюжетных игр;

— кто выступает инициатором игр;

— время, отведенное для игр;

— наличие самостоятельных игр;

— распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;

— использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;

— характер взаимодействия детей в игре;

— самостоятельное создание новых сюжетов;

— самостоятельная организация игрового пространства;

— продолжительность игрового действия;

— тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;

действия, направленные на построение игрового сюжета;

действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;

— все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.

2. Беседа с детьми.

Цель — выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.

Вопросы к детям:

— Любишь ли ты играть?

— У тебя есть любимые игры? Назови их?

— Ты начинаешь игры сам?

— Ты придумываешь новые игры?

— Ты ссоришься во время игры с другими детьми?

— Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?

— Кем ты чаще бываешь в играх?

— Кем бы ты хотел быть?

— В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?

— Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?

На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:

1 уровень, низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.

2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.

3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.

4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.

Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».

• Обогащение жизненного опыта детей. Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.). Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.).

• Обогащение игрового опыта детей. Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.

• Проектирование предметно-игрового пространства. Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.

• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)

• Развитие навыков общения со сверстниками. Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.

Игровое сотрудничество родителей и детей. Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры — мир ребенка».

3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».

Первое знакомство.

Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.

Организация игры.

Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.). Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.

Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)

Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ

Старшая группа

Сюжетно-ролевая игра

1) Ф. И. ребенка

2) Уровень развития игры как деятельности:

• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры

• Развивает сюжет на основе полученных знаний

• Самостоятельно распределяет роли

• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия

• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре

3) Уровень взаимоотношений

• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре

• Умеет объективно оценивать действия партнеров

Читайте также:  Влияет ли узи на развитие ребенка

• Стремится к выполнению правил в совместной игре

• Устанавливает дружеские взаимоотношения

• Совместно планирует игру

4) Уровень развития творческих способностей

• Создание и использование условий

• Создание новых персонажей (новые роли)

• Придумывание новых сюжетов

• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса

Источник

Ознакомьтесь с характеристикой игровых умений детей данной возрастной группы[4]. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за строительно-конструктивными играми 2 – 3 детей.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуйтедидактическуюигрутипа «гусек» или «лото» в группе из 2 — 3 дошкольников. Сами первоначально включитесь в игру в качестве игрового партнера.Наблюдение можно проводить и за игрой с правилами (дидактической, подвижной), возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Результаты наблюдений внесите в протокол, затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей игровых умений в играх с правилами. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Виды игр: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Имя ребенка Опреде-ление ведущего Наличие установки на выигрыш Характер действий с игровым материалом Наличие элементов состязания Соблюдение правил Отношение к результату игры Цикличность игры
               
               

Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности умений в играх с правилами и сделайте вывод об уровне сформированности игровых умений у обследуемых детей.

1 уровень–игра возникает вокруг игрового материала, ведущий определяется явочным порядком (тот, у кого кубик или мешочек с картинками); дети ориентированы не на выигрыш, а на предметные действия с игровым материалом (манипуляции с картинками, фишками и т.п.); состязательность отсутствует, ходы делаются не поочередно, а одновременно всеми детьми (карточки берутся из общей кучи); выигрыш условен, носит коллективный характер (все рано или поздно закрывают карты лото); игровой цикл продолжается до тех пор, пока каждый из участников не закрывает свои карты или не доводит фишку до конца игрового поля;игра заканчивается после второго цикла.

2 уровень – ведущим становится ребенок, первым взявший игру, появляются претензии на роль ведущего во втором и последующих циклах игры, возникают конфликты (решаемые путем нажима на сверстников, обоснования своего права на функцию ведущего захватом игрового материала — «Я вожу! У меня мешок!»); имеется ориентация на первенство окончания игры – выигрыш, появляется запрет на доигрывание остальных («Я выиграл, не надо доигрывать»), состязательность ярко выражена; действия ориентированы на выигрыш «любой ценой»; правила нарушаются в свою пользу, но их нарушение другими игроками резко осуждаются; проигрыш стимулирует повторение цикла игры.

3 уровень – порядок игры и правила оговариваются до игры, ведущий определяется жеребьевкой, его действия регулируются правилами; действия играющих регулируются правилами, направлены на достижение выигрыша; чередование ведущих определяется правилами (тот, кто выиграл); действия играющих контролируются друг другом, в случае нарушения одним из игроков правил хода следует немедленная реакция («Так неправильно!Надо ход пропустить!»); игровой цикл повторяется неоднократно.

По результатам анализа составьте описание сформированности умений в играх с правилами, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

[1] См. программу «От рождения до школы», кн. Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой «Организация сюжетной игры в детском саду»

[2] См. программу «От рождения до школы», кн. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р.С.Буре, кн. Г.Н.Годиной «Формирование трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»

[3] См. программу «От рождения до школы», кн. В.И.Корзаковой «Строительные игры в детском саду»

[4] См. программу «От рождения до школы», кн. Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой «Игра с правилами в дошкольном возрасте»

Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 578; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11099 — | 7478 — или читать все…

Источник

Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.д. но во всех случаях воспитатель внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.

В такой игре и через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д.

Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.

Сюжетно — ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.

Необходимость повышения культуры игры как формы организации интересной детской деятельности ставит передо мной, как воспитателя, сложные задачи, решать которые можно только при условии умения вести наблюдения за детскими играми и фиксировать их при учете воспитательной работы. Прежде всего, я уяснила для себя следующие вопросы, касающиеся непосредственно ролевых игр:

1. В какие игры дети любят играть и какова продолжительность этих игр?

2. Каков уровень взаимоотношений детей в игре? (Как они распределяют и выполняют роли, как помогают друг другу во время игры, умеют ли уступать, сдерживать себя, делиться с товарищами, проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу?)

3. Наблюдается ли творческий элемент в ролевых играх, существует ли «борьба мнений» в них, как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнением товарищей, с их интересами?

4. Как развивается сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется?

5. Намечают ли дети план игры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его развитие, планируют ли необходимое изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры?)

6. Какие дети в играх активные, а какие малоактивные?

Читайте также:  Психическое развитие ребенка кесарево сечение

Делая анализ игровой деятельности детей своей группы, намечаю задачи по развитию игры и вместе с этим по формированию личности ребенка.

Для рассмотрения данное проблемы  я использовала  образовательную программу «Развитие» (автор Л.А. Венгер), где очень хорошо представлены уровни развития сюжетно – ролевой игры. Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие дошкольника, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

При разработке программы «Развитие» авторы учитывали положения Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского и т.д. о том, что по уровню развития игровой деятельности ребенка можно судить о развитии ребенка, в целом, и о степени соответствия его развития возрастным нормам.

Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношений в игре детей 6–7 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.

Терминологический словарь дает следующее определение понятия «формирование взаимоотношений» – это

A. формирование навыков взаимодействия

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.

По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.

Первая подгруппа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)

Вторая подгруппа: дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.

Третья подгруппа: дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

Четвертая подгруппа: дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.

Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

Так, во взаимодействии друг с другом дети подготовительной группы могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы.

B таких навыков построения и поддержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе.

Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

Центральное место в дошкольном детстве в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими норм и правил.

У детей подготовительной группы повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе и этические, и отстаивают их перед ровесниками и взрослыми.

Так, программа «Развитие» определяет возрастные особенности игрового взаимодействия и общения детей друг с другом, в основе которых лежат обозначенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстниками в процессе игровой деятельности, что позволило мне, как воспитателю, более детально определить, обозначить задачи социально-нравственного развития детей моей группы и конечную, желаемую цель в данном направлении их воспитания, посредством игровой деятельности (в частности, использование сюжетно-ролевых игр).

Поведение и общение ребенка должно быть положительно направлено:

он должен уметь хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения,

владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного поведения и воспитания, в целом, (игры-драматизации, режиссерские, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д. – все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, считаю, сюжетно-ролевые игры.

Программа «Развитие» /автор Л.А. Венгер/ направлена на развитие умственных и творческих способностей ребенка-дошкольника.

Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по узи

Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки – показатели уровня игры – представлены в таблице.

Низкий уровень

Сюжеты игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий.

Не только не продуцируют новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых сфер).

В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами.

Средний уровень

Развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощренно, с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь – с партнерами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет

В игре-придумывании со взрослым, вслед за ним может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями участников-сверстников

Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию

Высокий уровень

Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер;

С одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия)

Может быть инициатором игры-фантазирования со сверстниками. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры.

Часто бывает инициатором игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли.

С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий.

Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны авторами программы «Развитие» в соответствии с пониманием закономерностей развития игровой деятельности и стратегии ее формирования, заложенными в программе «Развитие» и методических рекомендациях к ней.

Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов постоянных наблюдений за свободной самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплением оценки уровня сюжетной игры ребенка служило его поведение в совместной со взрослым игре-придумывании.

Оценку уровня игры  необходимо осуществлять 3 раза в год:

В ОКТЯБРЕ, где оценивался уровень игры, руководствуясь выделенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой группы детей (с низким, средним, высоким уровнем) подбирала соответствующие приемы, способствующие дальнейшему продвижению и активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществление дифференцированного подхода к детям);

В   ФЕВРАЛЕ, когда очередная оценка позволила определить успешность продвижения детей, скорректировать свою тактику, определить, кто из детей в большей мере нуждается во внимании;

В  МАЕ осуществлялась итоговая оценка, которая является как характеристикой общего продвижения детей, так и свидетельством эффективности работы.

В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации сюжетной игры:

1. первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».

2. второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей, на мой взгляд, является обеспечение соответствующих условий: игровой полифункциональный материал, игрушки, организация подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания и т.д.

Уверена в том, что для возникновения сюжетно-ролевой игры, предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать интерес к ней, помочь детям получить радость и удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей

Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладении социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решала задачу формирования у старших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании.

Таким образом, следуя  методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников как одного из средств  развития воспитания детей можно попробовать  достичь  изменения показателей уровня игровой деятельности , сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил, что очень важно для наших детей.

Литература.

1. Аникеева Н.П.. Воспитание игрой., М., 1987

2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., 1995

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998

4. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 1994

5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23

6.Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. – 1980 – №5

7.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 1990

9.Педагогическая диагностика по программе «Развитие», М., 2000

10.Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. Научный руководитель Венгер Л.А., М., 2000

11.Психология. Словарь. Политиздат, 1990

12.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н.Я., Подьяккова Н.Н., М., 1987

13.Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002

14.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ Под ред. М.А. Васильевой, М., 1990

15.Спиваковская АС. Игра – это серьезно. М., 1981

16.Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, №7

17.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

18.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990

воспитатель

II квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 56»

Соловова С.А.

Источник