Описание физического развития ребенка примерное описание

Описание физического развития ребенка примерное описание thumbnail

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.

  • Как оценить физическое развитие ребенка
  • Оценка физического развития ребенка дома
    • Таблица норм физического развития детей
  • Основные этапы физического развития детей
  • Особенности физического развития мальчиков и девочек
  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
    • Важные компоненты физического развития по ФГОС
  • Как улучшить выносливость детского организма
    • Закаливание

Как оценить физическое развитие ребенка

Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:

  • Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
  • Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
  • Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
  • Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.

Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.

При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.

Физическое развитие

Оценка физического развития ребенка

Оценка физического развития ребенка дома

Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:

  • Весы;
  • Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
  • Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.

Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.

Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования

Таблица норм физического развития детей

Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденный2,7 кг3,3 кг4,7 кг
1 месяц3,6 кг4,5 кг5,1 кг
2 месяца4,2 кг5,6 кг7,1 кг
3 месяца4,9 кг6,4 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг7 кг7,9 кг
5 месяцев6,1 кг7,5 кг8,3 кг
6 месяцев6,6 кг7,9 кг9 кг
7 месяцев7,1 кг8,3 кг9,2 кг
8 месяцев7,5 кг8,6 кг9,3 кг
9 месяцев7,9 кг8,9 кг9,5 кг
10 месяцев8,3 кг9,2 кг11 кг
11 месяцев8,6 кг9,4 кг11,2 кг
12 месяцев8,9 кг9,6 кг11,5 кг
2 года11 кг12,2 кг14,5 кг
3 года13 кг14,3 кг17,4 кг
4 года14,4 кг16,3 кг21,2 кг
5 лет16 кг18,3 кг24,2 кг
6 лет18 кг20,5 кг27,1 кг
7 лет20 кг22,9 кг30,7 кг
8 лет22,1 кг25,4 кг34,7 кг
9 лет24,3 кг28,1 кг39,4 кг
10 лет26,7 кг31,2 кг45 кг
11 лет27 кг35 кг50 кг
12 лет28 кг40 кг58 кг
13 лет30 кг46 кг66 кг
14 лет34 кг50 кг73 кг
15 лет38 кг54 кг80 кг
16 лет44 кг58 кг84 кг
17 лет49 кг62 кг87 кг

Нормы веса девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденная2,65 кг3,2 кг4,5 кг
1 месяц3,6 кг4,2 кг5,5 кг
2 месяца4,2 кг5,1 кг6,6 кг
3 месяца4,8 кг5,8 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг6,4 кг8,2 кг
5 месяцев5,9 кг6,9 кг8,8 кг
6 месяцев6,3 кг7,3 кг9,3 кг
7 месяцев7,1 кг7,6 кг9,8 кг
8 месяцев7,5 кг7,9 кг10,2 кг
9 месяцев7,9 кг8,2 кг10,5 кг
10 месяцев8,3 кг8,5 кг10,9 кг
11 месяцев8,6 кг8,7 кг11,2 кг
12 месяцев8,7 кг8,9 кг11,5 кг
2 года10,8 кг11,5 кг14,8 кг
3 года12,5 кг13,9 кг17 кг
4 года14 кг16,1 кг21,5 кг
5 лет15,8 кг18,2 кг24,9 кг
6 лет17,5 кг20,2 кг27,8 кг
7 лет19,3 кг22,4 кг31,4 кг
8 лет21,4 кг25 кг35,8 кг
9 лет24 кг28,2 кг41 кг
10 лет25 кг31,9 кг46,9 кг
11 лет26,5 кг34 кг51 кг
12 лет27 кг39 кг63 кг
13 лет32 кг43 кг69 кг
14 лет37 кг46 кг72 кг
15 лет42 кг50 кг74 кг
16 лет45 кг53 кг75 кг
17 лет46 кг57 кг76 кг

Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденный46 см50 см56 см
1 месяц51 см53 см56,5 см
2 месяца54 см58 см62 см
3 месяца56,5 см61 см63 см
4 месяца57,6 см63 см65,3 см
5 месяцев61,1 см65 см67 см
6 месяцев63 см67 см69 см
7 месяцев65,1 см69 см71,1 см
8 месяцев66,8 см70,6 см73,1 см
9 месяцев68,2 см72 см75,1 см
10 месяцев69,1 см73,3 см76,9 см
11 месяцев71,3 см74,5 см78,5 см
12 месяцев72,5 см75,7 см79,5 см
2 года83,5 см87,8 см93 см
3 года91 см96,1 см102 см
4 года94 см103,3 см111 см
5 лет94,9 см105 см111,7 см
6 лет100,7 см110 см119 см
7 лет106,1 см116 см125,8 см
8 лет111,2 см121,7 см132,3 см
9 лет116 см127,3 см138,6 см
10 лет120,5 см132,6 см144,6 см
11 лет125 см135 см151 см
12 лет136 см140 см163 см
13 лет141 см147 см170 см
14 лет148 см153 см176 см
15 лет154 см160 см181 см
16 лет158 см164 см186 см
17 лет162 см169 см189 см

Нормы роста девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденная45,4 см49,1 см52,9 см
1 месяц49,8 см53,7 см57,6 см
2 месяца53 см57,1 см61,1 см
3 месяца55,6 см59,8 см64 см
4 месяца57,8 см62,1 см66,4 см
5 месяцев59,6 см64 см68,5 см
6 месяцев61,2 см65,7 см70,3 см
7 месяцев62,7 см67,3 см71,9 см
8 месяцев64 см68,7 см73,5 см
9 месяцев65,2 см70,1 см75 см
10 месяцев66,5 см71,5 см76,4 см
11 месяцев67,7 см72,8 см77,8 см
12 месяцев68,9 см74 см79,2 см
2 года80,7 см86,4 см93 см
3 года84 см95,1 см102,7 см
4 года94,1 см102,7 см111,3 см
5 лет100 см109 см119, см
6 лет105 см115 см125 см
7 лет109 см120 см131,7 см
8 лет115 см126,6 см138,2 см
9 лет120,3 см132,5 см144,7 см
10 лет125,8 см138 см151 см
11 лет129 см142 см157 см
12 лет137 см147 см163 см
13 лет143 см152 см168 см
14 лет147 см157 см171 см
15 лет150162 см173 см
16 лет151167 см174 см
17 лет152170 см175 см

Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденный33,2 см34 см35,5 см
1 месяц35,3 см36 см37,9 см
2 месяца37,3 см38 см40,3 см
3 месяца38,8 см39,5 см41,6 см
4 месяца40,2 см40,8 см42,9 см
5 месяцев41,2 см42 см44 см
6 месяцев42 см42,7 см45,3 см
7 месяцев42,8 см43,7 см46,1 см
8 месяцев43,6 см44,2 см46,8 см
9 месяцев44 см44,8 см47,4 см
10 месяцев44,6 см45,4 см48 см
11 месяцев45 см45,9 см48,6 см
12 месяцев45,3 см46,2 см49,1 см
2 года47,6 см48,1 см50,5 см
3 года48,6 см49,5 см51,5 см
4 года49,6 см50,2 см52,4 см
5 лет50,1 см50,7 см53,1 см
6 лет50,6 см51,2 см54 см
7 лет51 см51,6 см54,5 см
8 лет51,4 см52 см55 см
9 лет51,7 см52,5 см55,5 см
10 лет52 см52,8 см56 см
11 лет52,3 см53,2 см56,3 см
12 лет52,6 см53,5 см56,7 см
13 лет52,8 см53,7 см57,3 см
14 лет53 см54 см57,5 см
15 лет53,2 см54,3 см57,8 см
16 лет53,4 см54,4 см57,9 см
17 лет53,5 см54,6 см58 см

Окружность головы девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденная33 см34 см35,5 см
1 месяц34,8 см36 см38 см
2 месяца36,3 см37,4 см39,8 см
3 месяца37,7 см38,5 см41,3 см
4 месяца38,9 см39,7 см42,4 см
5 месяцев39,9 см40,7 см43,5 см
6 месяцев40,8 см41,5 см44,3 см
7 месяцев41,7 см42,5 см45,3 см
8 месяцев42,3 см43,2 см45,9 см
9 месяцев42,9 см43,7 см46,6 см
10 месяцев43,5 см44,3 см47,2 см
11 месяцев43,9 см44,8 см47,8 см
12 месяцев44,2 см45 см48,2 см
2 года46,6 см47,3 см49,7 см
3 года48,1 см48,6 см51 см
4 года48,6 см49,3 см51,9 см
5 лет49,1 см50 см52,5 см
6 лет49,6 см50,3 см52,8 см
7 лет50 см50,7 см53,3 см
8 лет50,3 см51 см53,6 см
9 лет50,6 см51,3 см53,9 см
10 лет50,8 см51,5 см51,1 см
11 лет51 см51,7 см54,3 см
12 лет51,2 см51,9 см54,6 см
13 лет51,4 см52 см54,8 см
14 лет51,5 см52,1 см55 см
15 лет51,6 см52,2 см55,2 см
16 лет51,7 см52,3 см55,3 см
17 лет51,8 см52,4 см55,4 см

Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденный32,3 см33,5 см36 см
1 месяц34,1 см35,4 см38 см
2 месяца35,7 см37 см40 см
3 месяца37,3 см38,4 см42,1 см
4 месяца38,8 см39,8 см43,5 см
5 месяцев40,1 см41,1 см45 см
6 месяцев41,4 см42,4 см46,3 см
7 месяцев42,5 см43,4 см47,5 см
8 месяцев43,5 см44,4 см48,5 см
9 месяцев44,3 см45,2 см49,3 см
10 месяцев45 см46 см50 см
11 месяцев45,6 см46,6 см50,8 см
12 месяцев46,1 см47 см51,2 см
2 года48,4 см49,5 см53,2 см
3 года49,7 см50,8 см54,6 см
4 года51,2 см52,4 см55,8 см
5 лет52,8 см54 см58 см
6 лет54,4 см56 см60,2 см
7 лет56,2 см57,9 см62,3 см
8 лет58 см60 см64,8 см
9 лет59,6 см61,9 см67,1 см
10 лет61,4 см93,9 см69,8 см
11 лет63 см66 см72,1 см
12 лет65 см68 см74,9 см
13 лет66,9 см70,2 см78,2 см
14 лет68,6 см73,1 см81,8 см
15 лет72,6 см76,3 см85,7 см
16 лет76,1 см80 см89,9 см
17 лет80,1 см82,9 см92,2 см

Окружность груди девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденная31,8 см33,2 см35,7 см
1 месяц34 см35,3 см37,4 см
2 месяца35,7 см37,2 см39,1 см
3 месяца37,3 см38,7 см40,5 см
4 месяца39,1 см40,4 см42,1 см
5 месяцев40,5 см41,7 см43,5 см
6 месяцев41,6 см42,9 см44,9 см
7 месяцев42,8 см44 см46 см
8 месяцев43,7 см44,9 см46,9 см
9 месяцев44,5 см45,6 см47,8 см
10 месяцев45,2 см46,2 см48,1 см
11 месяцев45,8 см46,8 см49,3 см
12 месяцев46,3 см47,3 см49,9 см
2 года48,6 см49,5 см52,5 см
3 года49,1 см50,3 см54 см
4 года50,4 см51,6 см55,1 см
5 лет51,6 см53 см56,9 см
6 лет53 см54,8 см58,6 см
7 лет54,6 см56,3 см61 см
8 лет56,3 см58,2 см64,5 см
9 лет58 см60 см68 см
10 лет60,1 см62 см71,3 см
11 лет62,2 см64,4 см74,5 см
12 лет64,5 см67,2 см77,6 см
13 лет66,8 см70 см80,9 см
14 лет69,6 см73 см83,5 см
15 лет72,9 см76,2 см85,5 см
16 лет75,9 см78,8 см87,1 см
17 лет78 см80,7 см88 см

Основные этапы физического развития детей

С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.

  • Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:

В первые два месяца ребенок учится держать голову.

К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.

В 4 месяца ребенок подтягивается.

На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.

В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.

  • Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
  • К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
  • Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
  • Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
  • Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
  • С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.

Развитие мальчиков и девочек

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)

Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, —  привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.

Вот основные пункты программы ФГОС:

  1. Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
  2. Повышение работоспособности.
  3. Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
  4. Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
  5. Формирование привычки регулярно заниматься спортом.

Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.

Важные компоненты физического развития по ФГОС

В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:

  • Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
  • Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
  • Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
  • Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.

Как улучшить выносливость детского организма

Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:

  • Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
  • Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
  • Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.

Закаливание

Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:

  • Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
  • Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
  • Прогулки босиком. Проводятся только летом.
  • Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.

Таким образом, физическое воспитание — это  неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.

Источник

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза [11]. К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития, которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [9].

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества, такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность. Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических, интеллектуальных, духовных способностей, а так же всестороннего развития личности в целом.

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации [13].

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья:

— телосложение;

— основные функциональные параметры;

развитие двигательной сферы.

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как: развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют, по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих:

— уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

— уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости).

Физическое развития дошкольников характеризуется тем, что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система, укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика, зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием.

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие, но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.

Правильное развитие ребенка раннего возраста, невозможно без достаточной физической активности. Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания, не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей, то структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание, что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой, подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей раннего возраста. В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества, в особенности гибкость.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название