Диагностика развития ребенка с овз в доу

Психолого – педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

Своевременная диагностика может предоставить надёжный прогноз последующего развития и обучения ребёнка, также благополучность коррекционно – развивающей работы. Только при правильно организованной и результативной диагностики возможно дальнейшая коррекционно – развивающая работа направленная не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию всех звеньев сенсомоторного развития. Результаты обследования делают возможным определить прогноз дальнейшего развития ребёнка и направления развивающей коррекционной работы с ним.

Диагностическая работа по обследованию детей с ОВЗ  в ДОУ проводится в четыре этапа:

  • Первый этап – Педагогическая диагностика – осуществляется воспитателями образовательной организации с детьми с ОВЗ.
  • Второй этап –  психолого – педагогическая диагностика отклонений в развитии ребенка. Проводится специалистами ДОУ  — педагогом –психологом и логопедом ДОУ.
  • Третий этап — Проводится углублённое обследование ребёнка с ОВЗ направленного на  ПМПК, Комплексной диагностикой психолого –медико — педагогическим консилиумом дошкольного образовательного учреждения  для организации коррекционно-развивающей работы.
  • Четвертый этап —  дифференциальная диагностика, которая проводится  психолого – медико – педагогической комиссией.

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Для проведения диагностики целесообразно следовать следующему алгоритму:

  • определение цели и задач диагностики;
  • подбор критериев и показателей для определения результативности;
  • выбор методик изучения;
  • подготовка диагностического инструментария;
  • проведение диагностики;
  • формулирование выводов по результатам диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика  является одним из компонентов комплексного подхода в изучении  развития детей с ОВЗ.
Разделяется на:

  • Педагогическая, проводится воспитателями.
  • Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, проводится специалистами ДОУ.

Диагностика  строится с опорой на ряд принципов:

  1. Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя).
  2. Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
  3. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения.
  4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
  5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Воспитатели:

В основе диагностики  лежит метод – наблюдение, в ходе образовательной деятельности наблюдать за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Специалисты:

 Комплексная диагностика детей с ОВЗ, направлена на выявление их особых  образовательных потребностей. В ее основе лежит метод — создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Инструментарий для нее — индивидуальная  карта развития ребенка.

Логопед:

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ включает исследование:

-произносительной стороны речи;

-лексико-грамматических навыков;

-фонетико-фонематических навыков.

 Для педагога – психолога:

Психологическое исследование ребёнка — включает в себя методы диагностики:

  • изучает документы ребенка;
  • проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком;
  • осуществляет наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
  • изучает результаты деятельности детей (рисунки, поделки);
  • проводит психологическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования), выявляя особенности:

— восприятия, зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой и левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия;

— представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.);

— внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление);

— памяти (слуховой, зрительной), объем и качество кратковременной и долговременной памяти;

— речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

— мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, пониманию смысла и установлению причинно-следственных связей);

— ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей);

— эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание при выполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.);

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям картинки

— самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В качестве источников диагностического инструментария я взяла научно-практические разработки:

Немов Р.С. «Диагностика познавательных процессов дошкольников», Забрамной С.Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Данная методика представляет собой комплексную систему,  включает в себя

  • исследование зрительного восприятия;
  • пространственного восприятия и ориентировки в пространстве;
  • воспроизведения сложной формы;
  • зрительного внимания;
  • исследования осязательного и слухового восприятия.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

  • Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения);
  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).

Источник

Зурет Кубашичева
Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее её развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечения доступного, качественного и эффективного развития с учётом возможностей детей, развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

педагогического коллектива считаю важным выстроить систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми, с проблемами в развитии опять- таки важным считаю комплексный системный подход, который должен включать в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется педагогом — психологом, знающим психофизиологические особенности детей. Здесь хочется отметить, эту работу нужно согласовать и со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог). Но в данном детском учреждении нет специалиста-логопеда и это нас очень тревожит.

Психологическое сопровождение включает в себя:

. Создание предметно-развивающей среды;

. Материально-техническое оснащение;

. Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;

Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы.Она включает в себя четыре основных направления:

1. Обучение, воспитание, развитие.

2. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

1. Обучение, воспитание, развитие.

Дети с особыми потребностями получают достаточный объём общеобразовательных услуг.

В моей работе ведётся планирование рабочей программы педагога-психолога ДО, где прописаны все направления деятельности психолога.

Направления «Психологическая диагностика», которая включает шесть разделов (оценка развития детей; Работа по проблемам психологического развития ребёнка по запросу родителей и педагогов в течение учебного года; Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3-7 лет в течение учебного года; Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе воспитанников 5-6 лет – конец учебного года, 6-7 лет- начало и конец учебного года; Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одарённости; Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДО»

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция».Здесь направление реализуется по следующим разделам:

— «Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей»;

«Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;

— «Развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3-7 лет»;

«Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОО»;

— «Развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одарённых дошкольников».

Коррекция нарушений в развитии.

Считаю психолого-педагогическое сопровождение неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

В нашем дошкольномобразовательном учреждении также осуществляется:

— диагностика уровня психического развития детей;

— индивидуальные и групповые занятия психолога;

— ведение индивидуальной психологической карты развития ребёнка;

— составления маршрута сопровождения ребёнка;

психологическую консультацию, помощь воспитателя ДОУ;

психологическую консультацию, помощь родителям детей.

Основными принципами в нашей коррекционной – развивающей работе с детьми с ОВЗ являются:

— принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;

— безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;

Читайте также:  Семья ребенка с отклонениями в развитии статьи

— принцип системности, последовательности, подаче материала- опора на разные уровни организации психических процессов;

— создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.

— комплексный подход к диагностике (участие специалистов: педагога дефектолога, логопеда, психолога);

— подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;

— качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.

Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности- «зону ближайшего развития».

Считаю наиболее целесообразным применение следующих методик для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста:

Психодиагностический комплект Семаго Н. Я., Семаго М. Н.

«Готовность детей к школе»; «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А. Н. Веракса ; «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. В. Ермолаева; «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников» М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева; «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ» Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слободяник; Педагогическая оценка индивидуального развития детей». Принципы педагогической диагностики, нормативные карты развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.

При обследовании принимаю во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использую невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии,опираюсь на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.

Адекватность.

— эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).

Понимание инструкции и цели задания.

— задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);

— задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР).

В случае неправильного выполнения задания диагностическим показателем для меня является критичность – умение найти и исправить свою ошибку.

Варианты критичности:

— ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);

— ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР).

Немаловажным в диагностике считаю уровни обучаемости:

— высокий – высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.

— низкий – закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; медленный темп работы, утомляемость, рассеянность.

Варианты переключения:

— свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях для (детей с нормой);

— переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);

По итогам проведённого диагностического исследования составляю коррекционно- развивающую программу – документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы психолога. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

При подборе основных коррекционных методов учитываю ведущий вид деятельности дошкольников:

— подвижные, сюжетно-ролевые игры;

— коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

Считаю важным акцентировать внимание родителей:

— На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;

— Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;

— Знание и учёт сильных и слабых сторон ребёнка;

— Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.

Подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

— Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;

— Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.

— Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

Читайте также:  Что такое сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста

— Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-педагог-ребёнок- родитель».

Источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение Куйбышевского района  – детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Особенности психолого-педагогической диагностики для детей с ОВЗ в условиях ДОУ «Солнышко»

  Подготовила: 

,

учитель — дефектолог

Куйбышев, 2016

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных
потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-
педагогической диагностике, позволяющей:

    своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; выявить их индивидуальные психолого-педагогические особенности; определить индивидуальный образовательный маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с
    ОВЗ в дошкольном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать индивидуальные программы коррекционной работы; спланировать мероприятия по развитию предпосылок одаренности у воспитанников; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка с ОВЗ.

В нашем ДОУ  разработана система психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ.

Диагностика  начинается с изучения данных анамнеза.

Мы  знакомимся с результатами медицинского обследования по документации: изучаем историю развития ребенка, заключения врачей-специалистов. Это помогает нам сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическая диагностика  является одним из компонентов комплексного подхода в изучении  развития детей с
ОВЗ. Разделяется на:

    Педагогическая, проводится воспитателями общеобразовательных, компенсирующих и комбинированных групп; Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ. Ее проводят  специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Диагностика  строится с опорой на ряд принципов:

Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя). Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения, Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

В основе диагностики  осуществляемой воспитателем  лежит метод:

    Наблюдение — в ходе образовательной деятельности за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Проводится 2 раза в год (октябрь, апрель). Инструментарий для педагогической диагностики — карта наблюдений детского развития, позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе реализации образовательных областей, заполняется с момента поступления ребенка в ДОУ до завершения дошкольного образования. Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Комплексная диагностика детей с ОВЗ специалистами, направлена на выявление их особых  образовательных потребностей. В ее основе лежит метод

    Создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Проводится 3 раза в год:  вводная – в сентябре, промежуточная – в январе, итоговая – в мае. В комплексе диагностики  разработаны критерии оценок, соответствующие возрастным возможностям детей.

Инструментарий для нее — индивидуальная  карта развития ребенка.

Психологическое обследование проводит педагог-психолог. Оно включает в себя методы диагностики:

    Познавательных процессов Мышления Психодиагностика личностных и межличностных отношений у дошкольников.

В качестве источников диагностического инструментария мы берем научно-практические разработки «Диагностика познавательных процессов дошкольников», «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Оценить разные стороны зрительного восприятия,  его функции позволяет методика  , Осиповой  Л. Б. «Психолого-педагогическое обследование ребенка», которую осуществляет учитель-дефектолог.

Данная методика представляет собой комплексную систему,  включает в себя

    исследование зрительного восприятия; пространственного восприятия и ориентировки в пространстве; воспроизведения сложной формы; зрительного внимания; исследования осязательного и слухового восприятия.

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ осуществляет учитель-логопед по методике , включает исследование:

    произносительной стороны речи лексико-грамматических навыков фонетико-фонематических навыков.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

    Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития), Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения).

Источник