Онтогенетическая концепция выготского психическое развитие ребенка
По материалам лекций по курсу «Общая психология» и «Детская и возрастная психология» кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education — Розен (Удовенко) Марины Викторовны |
Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С
*** зоне актуального развития
*** зоне ближайшего развития…
Короткая справка, делюсь:
Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.
Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
Ранний возраст | Дошкольный возраст | Школьный возраст |
восприятие | память | мышление |
доминирующие в сознании функции | доминирующие в сознании функции | доминирующие в сознании функции |
По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.
Высшие психические функции возникают первоначально как коллективная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:
- сначала как функция коллективного поведения,
- как форма сотрудничества или взаимодействия,
- как средство социального приспособления,
то есть как категория интерпсихическая.
А затем вторично
- как способ индивидуального поведения ребенка,
- как средство личного приспособления,
- как внутренний процесс поведения,
то есть как категория интрапсихическая».
Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.
Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития, после чего становится формой актуального развития субъекта.
Другие статьи на сайте b-t.com.ua
==============================================
все статьи атовра Типатов Николай в группе Онлайн тесты, психология и самопознание
другие статьи автора в группе: | ||
Онлайн-тесты
Психология
Социология
Маркетинг, продажи, тренинги
Интересно
| Дети
Фото, видео, походы
Песни для души
Обсуждение
| |
+
14.12.2013 , обновлено 11.03.2016
В избранное
Пожаловаться
Просмотров: 153827
Источник
Вопросы для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине «Возрастная психология»
1.Возрастная психология (ВП) – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику развития психики человека. Ее предметом являются возрастные особенности развития человека. Сюда относят особенности психофизического развития человека на каждом возрастном этапе, количественные и качественные изменения в психике и поведении человека при переходе из одной возрастной группы в другую, движущие силы психического развития, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, законы психического развития и др. Объектом изучения ВП является развитие человека от его рождения до смерти.
Вопрос методов ВП раскроем через основные способы организации исследований развития человека. Сергей Леонидович Рубинштейн охарактеризовал метод как путь познания, посредством которого изучается предмет науки. В нашем случае таким предметом являются возрастные особенности человека от рождения до смерти. Наряду с хорошо известными методами, такими, как наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, ВП имеет специфические – метод продольных срезов (лонгитюдный метод), метод поперечных срезов и комбинированный (когортно-последовательный) метод.
Рассмотрим их подробнее.
Метод продольных срезов или лонгитюдный метод предполагает исследование человека (группы) на протяжении некоторого времени, где повторные измерения проводятся в разные возрастные периоды. Этот метод позволяет обнаружить связи между психическими особенностями на различных этапах возрастного развития, а также их динамику.
Метод поперечных срезов в ВП используется при изучении людей разного возраста одновременно. Он требует меньше времени и быстро предоставляет данные о росте исследуемых психических феноменов у испытуемых разного возраста.
Комбинированный метод или когортно-последовательный метод заключается в изучении двух и более групп людей разного возраста, которые неоднократно исследуются на протяжении определенного времени. Этот метод совмещает продольные и поперечные срезы для их сравнения, в результате чего исследователь получает широкую информацию об изучаемом психическом феномене.
Каким бы методом ВП не пользовалась для изучения возрастных особенностей, она имеет дело с человеком, у которого есть определенные права. Чтобы права человека не нарушались во время исследований, вводятся этические принципы. К основным принципам относят:
-принцип «добровольного участия» (человека ставят в известность об изучении его возрастных психологических особенностей и берется согласие на проведение исследования; если это ребенок до 14 лет, то данное согласие получают от родителей);
-принцип «не навреди» (в процессе и в результате исследования не должно присутствовать ничего, что могло бы навредить здоровью и социальному положению испытуемого);
— принцип конфиденциальности (информация, полученная в ходе и в результате исследования, не должна разглашаться без согласия испытуемого).
Концепция культурно-исторического развития психики ребенка Л.С.Выготского.
Становление и развитиеотечественной психологии неразрывно связано с именемЛ.С. Выготского.Вся его научная деятельность была направлена на переход психологии «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития.
Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы развития ребенка.
Заслуга ученого состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область возрастной психологии. По Л.С. Выготскому, среда выступаетв отношении развития высших психических функций в качествеисточникаразвития.Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
формой развитияребенка являетсяприсвоение культурно-исторического опыта поведения.Как считал Л.С. Выготский,специфика развитияребенка не подчиняется действию биологических законов, аподчиняется действию общественно-исторических законов. По Л.С. Выготскому,движущая сила психического развития обучение. Важно отметить, что развитие и обучение разные процессы. По словам Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Обучениеесть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть возникает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Они вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами. Затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени:свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в человеческом развитии:развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности возрастного развития:каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4. Закон развития высших психических функций.Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.
5.Зона ближайшего развитияэто расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Этот уровень определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как считает Л.С. Выготский, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 5711; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9498 — | 7528 — или читать все…
Читайте также:
Источник