Онр и познавательное развитие ребенка

Юлия Веревкина
Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
По данным исследований Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, склонности к неловкости моторики» (1968, с. 119).
Как отмечают Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова т Т. Б. Филичева (1999, при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Начальные этапы психического развития (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно. В младшем дошкольном возрасте психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словестными формами общения, эти дети отличаются избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.
Нарушения мыслительной деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР наблюдается несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой.
Недостаточность обобщенного,абстрактного мышления: Неспособность ребенка установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, затруднение в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки, непонимание основного смысла рассказа, трудности формирования абстрактного счета и в решении арифметических задач.
Отставание в развитиисловестно-логического мышления: без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых детей характерна ригидность мышления. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.
Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи).
Нарушения внимания детей с ОНР
Для детей с ОНР характерен пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Нарушение концентрации внимания как следствие утомления. Неадекватные колебания внимания. Ограниченный объем внимания (дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется).
«Генерализованное и неселективное»внимание: неумение сосредоточиться на существенных признаках (из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий). Такие дети не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже 4 предметов после их перестановки.
Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
Трудно сосредотачивают и удерживают внимание на словестном материале вне наглядной ситуации.
Нарушения мнестической деятельности детей с ОНР
У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей произвольного запоминания является сниженная познавательная активность.
Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает меньше, чем произвольное.
У детей с ОНР снижена как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Как пишут Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий» (1990, с. 136)
Сенсорное развитие детей с ОНР также имеет свои особенности:
Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом.
Дети путают названия цветов, геометрических фигур.
Дети с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.
Слуховое восприятие (слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство) формируется со значительной задержкой.
Отклонения в формировании личности
У детей с ОНР наблюдаются трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с окружающей их средой (несформированность средств общения)
Нарушения коммуникативной функции: снижение потребности в общении, несформированность средств коммуникации).
Заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Источник
Автор: Пронько Инна Анатольевна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития познавательной сферы у детей с ОНР
Дата публикации: 31.05.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития познавательной сферы детей с ОНР
Многочисленные
исследования
посвящены
изучению
психологических
особенностей детей с ОНР. Развитие познавательной сферы детей данной
категории
представлено
достаточно
широко.
Результаты
данных
исследований
свидетельствуют,
что
дети
с
ОНР
имеют
характерные
психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся
детей.
При
этом
различия
касаются
практически
всех
психических
проявлений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные
речевые
расстройства,
при
которых
у
детей
при
нормальном
слухе
и
интеллекте
нарушено
формирование
всех
компонентов
речевой
системы.
Отмечается общая несогласованность всех систем языка — фонематической,
лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и
словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине
ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи
с
незрелостью
эмоционально-волевой
сферы,
понижением
умственной
работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций.
У
них
отмечается
слабость
волевых
установок,
импульсивность,
двигательная
расторможенность,
эмоциональная
неустойчивость,
аффективная
возбудимость
или
вялость,
апатичность.
Недостаточная
выраженность
познавательных
интересов
сочетается
у
этих
детей
с
нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки
сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие
психические
процессы,
как
память
и
внимание,
восприятие
и
мышление у детей с ОНР также имеют свои особенности.
Психологические
исследования
указывают,
что
у
детей
с
ОНР
имеются
недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают
и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и
т.п.).
Внимание у детей с ОНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая
концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на
задании,
деятельности,
быстрая
отвлекаемость;
быстрая
истощаемость
и
утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.
Нарушение
внимания
у
детей
с
ОНР
отразилось
на
особенностях
их
восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и
переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ОНР не
обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».);
снижение
активности
восприятия
(ребенок
не
пытается
всмотреться,
материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены
такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-
моторная координация.
Так как на развитие мышления оказывают влияние все психические процессы
(память, внимание, восприятие, речь и др.), то нарушение в этих процессах
сказывается и на мышлении ребенка с ОНР.
Дошкольники с нормой развития к 6-7 годам способны выполнять сложные
интеллектуальные
задачи,
даже
если
они
ему
неинтересны
(действует
принцип:
«так
надо»
и
самостоятельности).У
детей
же
с
ОНР
эти
предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Общие
же
недостатки
мыслительной
деятельности
детей
с
ОНР
заключаются
в
следующем:
несформированность
познавательной,
поисковой
мотивации
(избегают
любых
интеллектуальных
усилий);
отсутствие
выраженного
ориентировочного
этапа
при
решении
мыслительных
задач
(начинают
действовать сразу, с ходу); низкая мыслительная активность, отсутствует
направленный поиск решения, решают задачу на интуитивном уровне.
Также
у
детей
с
ОНР
имеются
нарушения
важнейших
мыслительных
операций:
анализ,
сравнение,
классификация,
индукция,
дедукция
(испытывают
большие
трудности
при
выстраивании
самых
простых
умозаключений, в отличие от своих нормальных сверстников).
Дошкольники с ОНР не умеют делать выводы, рассуждать, дают случайные и
необдуманные ответы, то есть проявляют неспособность к анализу. Общее
нарушение
интеллектуальной
(мыслительной)
деятельности
ребенка
приводит к значительным затруднениям в овладении речью и особенности
речевого развития таких детей проявляются не только в запаздывании речи,
но и в характере ее формирования.
Отечественными исследователями в данной области установлено, что у детей
с
нормальным
интеллектом
в
дошкольном
возрасте
уже
формируются
фонематические, морфологические и синтаксические обобщения. Нормально
развивающийся
ребенок
запоминает
не
только
слова,
но
и
отдельные
морфемы и уже с двухлетнего возраста начинает пользоваться правилами
словообразования в своей речи.
Речевое развитие детей с ОНР протекает иначе. У них не возникает подобных
обобщений: дети по подражанию усваивают отдельные слова и простые по
конструкции предложения. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в
пределах
слухового
и
речедвигательного
анализаторов
они
с
трудом
овладевают произносительной стороной речи.
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его
основе,
понимание
соотношения
первичных
и
вторичных
нарушений
необходимо
при
направлении
детей
в
специальные
учреждения,
выборе
адекватных
коррекционных
мероприятий,
предупреждении
нарушений
чтения и письма в начальной школе.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›«Формирование познавательной и речевой активности у детей с общим недоразвитием речи»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
БОНДАРЕНКО ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА Воспитатель первой квалификационной категории стаж педагогической работы- 36лет
2 слайд
Описание слайда:
«Формирование познавательной и речевой активности у детей с общим недоразвитием речи»
3 слайд
Описание слайда:
Мониторинг особенностей речевого развития детей 5-7 лет группы компенсирующей направленности с нарушениями речи (при зачислении стартовые возможности) за 3 года Параметры 2014-2015учг 2015-2016учг. 2016- 2017уч г (добор) Нарушениефонематического восприятия 57% 61% 67% Нарушение фонематического анализа и синтеза 59% 63% 72% Несформированностьлексического строя речи 47% 50,3% 53,5% Несформированностьслоговой структуры слова 69% 72% 76,5% Развитие связной речи 48% 51% 54,5% Слабо развита мелкая и общая моторика, нарушенияпроизвольности внимания, преобладание кратковременной памяти,несформированностьмышления, задержка развития воображения.
4 слайд
Описание слайда:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ : создание оптимальных условий для развития у детей с ОНР познавательной и речевой активности адачи: ЗАДАЧИ : Формировать и активизировать у детей познавательный интерес к окружающему миру в процессе различных видов деятельности, способствующих развитию всех компонентов речи. Отобрать наиболее эффективные педагогические технологии для повышения эффективности в работе с детьми с ОНР. Воспитывать у детей потребность заниматься в свободное время интересной и полезной деятельностью Содействовать становлению желания семьи и детей принимать участие в совместных проектах и мероприятиях.
5 слайд
Описание слайда:
Условия для реализации задач Реализация основной образовательной программы МБ ДОУ №20 «Детство» Комплексную образов. программу для детей с ОНР Н.ВНищевой Региональнуюпрограмму «Родники Дона» Р. М.ЧумичевойиО. Л.Ведмедь Преобразован. развивающейпредметно- пространственной среды Изучение и отбор педагогических технологий Взаимодействие всех участниковкоррекционноразвивающегопроцесса. Сотрудничество с семьей
6 слайд
Описание слайда:
Преобразование ППС
7 слайд
Описание слайда:
Преобразование ППС
8 слайд
Описание слайда:
Педагогические технологии ИГРОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРИЗ ИКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
9 слайд
Описание слайда:
Педагогические принципы: Индивидуализации (возрастных особенностей и индив потребностей) Интеграции усилий специалистов и семей воспитанников воспитанников Занимательности Комплексно- тематического подхода Развивающего обучения и деятельностного подхода
10 слайд
Описание слайда:
Взаимодействие специалистов ДОУ Комплексно- тематическое планирование Реализация координационного плана Недельная лексическая тема с интеграцией различных видов детской деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды для преодоления речевых нарушений; Тетрадь взаимодействия по индивидуальной работе с детьми
11 слайд
Описание слайда:
Занятия проблемно- поискового характера Сюжетные игры- занятия; Занятия- путешествия; Викторины Нетрадиционная форма и игровая мотивация; Задания проблемно- поискового характера; Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой Интеграция разных видов деятельности на основе единого содержания
12 слайд
Описание слайда:
«Наша дружная семья»
13 слайд
Описание слайда:
Природоохранная акция: «Принеси бумагу — сохрани дерево»
14 слайд
Описание слайда:
«Нет роднее дружка, чем родная матушка»
15 слайд
Описание слайда:
Учимся, играя…
16 слайд
Описание слайда:
Участие в интернет- конкурсах
17 слайд
Описание слайда:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Материалы мониторинга из Программы «Детство» и «Комплексной образовательной программы для детей с ОНР» Н.В Нищевой Итоговые результаты показывают, что у детей подготовительной группы за неполный 2016-2017 учебный год Расширились представления об окружающем мире Активизировался словарный запас и образность в речи, Развиваются память, мышление, зрительное и слуховое внимание Дети с удовольствием занимаются в свободное время полезной дятельностью.
18 слайд
Описание слайда:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Развитие связной речи Уровень познавательной активности
19 слайд
Описание слайда:
Распространение опыта
20 слайд
Описание слайда:
Перспективы Продолжение работы по формированию познавательной и речевой активности у детей с ОНР нового набора Трансляция педагогического опыта в периодических изданиях и через различные профессиональные конкурсы Повышать профессиональную компетентность в дальнейшем освоении ИКТ- технологий
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-254764
Вам будут интересны эти курсы:
Источник