Ольга теплякова пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка
Авторы:
Ольга Теплякова
Издательство:
АСТ
ISBN: 9785170860593
Год: 2014
Ученые утверждают — и мамы с ними совершенно согласны — существует прямая связь между развитием мелкой моторики, ловкостью пальчиков и речью, интеллектом. Поэтому с незапамятных времен мамочки играют в «Козу рогатую» и «Сороку-ворону». А во что еще можно поиграть с очень маленьким ребенком?
Оказывается, «много во что» можно! В методике Ольги Тепляковой существует целый пласт новых, авторских, прекрасных пальчиковых игр со стишками и песенками для самых-самых маленьких. А кроме того, в методике предусмотрены игры со шнуровками, но не покупными, которые дорого стоят и быстро надоедают, а сделанными мамиными руками.
В этой книге вы найдете и описание пальчиковых игр, и подробные инструкции по изготовлению шнуровок, и идеи для игр с ними. Все очень подробно, просто и с фотографиями. Играйте с удовольствием! Обо всём этом и не только в книге Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка (Ольга Теплякова)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «Пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка» Ольга Теплякова можно приобрести или скачать:
в 2 магазинах по цене
от 149
до 222 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (0)
Интересные посты
Обсуждение в группах
09 марта — 15 марта 2020 года
9 марта — понедельник Всем привет! Надеюсь прошедший праздник вы отметили хорошо. И судя по…
Новости книжного мира
Сегодня, 9 марта, в истории
В этот день родились: 1814 — Тарас Григорьевич Шевченко (на фото), выдающийся украинский поэт и…
Р Н К
2 дня 15 часов 14 минут назад
Заметка в блоге
Думы о Форсайтах
Хочу развеять один популярный миф. На самом деле совсем не обязательно писать рецензию на каждую…
Источник
ирина мелихова
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Пальчиковая гимнастики для развития
речи дошкольников
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развиваету ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение.
Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.
Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног.
Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног,
заставить их выполнять тонкие,
сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с самыми различными предметами:
Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.
Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками,орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие:
можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
катать крупу между большим и указательным пальцами;
придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.
Предлагаем примеры нескольких пальчиковых игр:
1. Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел.
Оттого и потолстел.
2. Упражнения для пальцев статические, т. е.простое изображение предмета:
Стул.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе).
Флажок.
Я флажок в руке держу
И ребятам им машу.
(4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз).
Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д.)
Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)
Гусь.
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).
3. Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):
Солим капусту.
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)
Мы морковку трём, трём, (кулачки трём друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём. (пальчики сжимаем и разжимаем).
Стираем платочки.
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрём. (трём кулачок об кулачок)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмём. (движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём. (встряхиваем кисти рук)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)
А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)
И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Желаем успехов!
Источник
Нужны ли пальчиковые игры для грудничков? Какие же пальчиковые игры подойдут для младенца? А что делать, если ребенок не хочет играть: протестует, вырывает ручки? Давайте разберемся!
Не стоит переоценивать роль пальчиковых игр для развития речи малыша. Да, такие игры способствуют развитию мелкой моторики. Но скорее всего, Вы даете малышу возможность двигаться, ползать, хватать, пересыпать, ощупывать предметы ручками! Действуя с предметами разных текстур, объемов, весов, ребенок учится владеть движениями руки. Да и вообще, развитие моторики рук — лишь один фактор развития речи. Гораздо важнее разговаривать и общаться с ребеночком, и создавать такие ситуации, чтобы он говорить захотел.
Кстати, многие пальчиковые игры это скорее пальчиковая гимнастика, потому что сам взрослый берет и разглаживает ладошку, загибает пальчики и так далее. Пальчиковой игрой можно считать и такие игры, когда мы двумя пальчиками стараемся ухватить тот же листочек. Разжали пальчики, сжали пальчики, взяли листочек, двумя пальцами, опустили его в мисочку и т.д. И вот таких игр, на самом деле очень много. С оговорками можно причислить к пальчиковым играм и такие игры, когда мы прикладываем ладошки или пальчики к поверхности стола или хлопаем в ладоши.
Многие мамы сталкиваются с тем, что ребенок сопротивляется, не хочет заканчивать пальчиковую игру, отдергивает ладошки или просто не интересуется игрой. Особенно это характерно для младенцев. Здесь может быть несколько причин. Зачастую мама до этого не пробовала танцевать и петь с ребенком на руках, и поэтому малышу просто некомфортен такой способ взаимодействия. Поиграйте сначала в танцы у Вас на ручках, и телесный контакт во время игры станет привычнее для вас обоих. Бывает, что маме самой не очень интересна игра или она беспокоится, волнуется, что играет не по правилам, не так, и ребенок чувствует эти эмоции. В таком случае игру лучше вообще не проводить. Ну и в конце концов, есть просто очень самостоятельные дети, которые не любят, когда их руками управляют. Тогда можно просто показывать движения и играть, расположившись рядом с ребенком. Ну и что, что поначалу малыш может ошибаться в движениях? Зато вам обоим игра приятна.
Давайте проговорим еще раз, на какие игры стоит обратить внимание мамам младенцев:
1. Игры, где Вы используете прием «из руки в руку». В таких играх мы прикладываем ладошки малыша к столу, изображая дождик, листики, снежок. Эти игры должны быть достаточно спокойными, включать ритмичные, мягкие, крупные движения.
2. Точно также мы можем играть и одним пальчиком малыша, удерживая его и помогая. К примеру, в игре «дождик капает» Вы можете «капать» пальцем. То есть прикладывать его ритмичными неспешными движениями, попадая в каждую капельку, нарисованную на листе бумаги.
3. Игры, когда Вы сами играете с ладошками малыша. Это всем известная «Сорока-белобока», «1-2-3-4-5, вышли пальчики гулять», «Мальчик-с-пальчик» и похожие игры. Выбирая игру такого типа, отдавайте предпочтение тем играм, в которых используются разнообразные движения на напряжение-расслабление, а заканчиваются они расслабляющим движением (щекоткой, встряхиванием).
4. Игры на хватание, удерживание предметов: держим ягодки из картона, хватаем кубики и так далее.
Ольга Теплякова
Приглашаем мам малышей до 10 месяцев на курс «Первый год с Галкой-Игралкой». Там мы будем подробно разбирать самые важные вопросы мам, возникающие в первый год жизни ребенка, учиться выбирать игрушки, книжки и игры по возрасту, правильно и гармонично развивать малыша. Участие в школе поможет Вам начать заниматься регулярно и с удовольствием.
Источник
Галина Лукашёва
Мастер-класс для родителей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 2–3 лет»
Здравствуйте уважаемые родители. Я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
В начале я хочу спросить у вас, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы родителей).
Да правильно молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности,фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев«, а философ И. Кант, что » Рука-это вышедший наружу мозг человека»,
Активизация родителей:
Активными все будем? (Да.)
Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Заряд положительных эмоций — это три.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками, мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры — хорошие помощники и к подготовки руки к письму. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.
Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть в пальчиковые игры.
Перед началом каждой игры повторите название пальчиков — большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трём,
Мы капусту солим,
Мы капусту мнём.
(Двигаем прямыми ладонями вверх -вниз)
(Двигаем кулачком по ладони другой руки вверх-вниз,изображая тёрку)
(Двигаем пальчиками в щепотке«солим»)
(Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем руками.)
«У оленя дом большой»
У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)
Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)
Он глядит в свое окно (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке.)
Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:
-Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)
Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)
Охотник (показываем как охотник целится из ружья)
Злой (корчим страшную рожицу)
— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)
Лапку мне давай (жмем малышу руку)
Давайте повторим упражнение все вместе. Спасибо.
Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.
Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!
1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз) .
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки.
— работа рук способствует психическому успокоению;
— предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
— способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)
Совет взрослым: Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!
Рефлексия
Завершающее упражнение «Спасибо! «
Воспитатель предлагает каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку — то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят СПАСИБО! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Дополнительную информацию о пальчиковой гимнастике, своеобразии её целенаправленного использования для развития речи можно получить из буклетов. (Вручение памяток,буклетов: «В помощь родителям», «Что надо знать о пальчиковой гимнастике» и т. п.)
Источник