Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития ребенка в старшем дошкольном возрасте

Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития ребенка в старшем дошкольном возрасте thumbnail

На чтение 9 мин.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Источник

Дошкольное
детство охватывает период с 3 до 6–7 лет.
В это время происходит отсоединение
ребенка от взрослого, что ведет к
изменению социальной ситуации. Ребенок
впервые покидает пределы мира семьи и
входит в мир взрослых людей с определенными
законами и правилами. Расширяется круг
общения: дошкольник посещает магазины,
поликлинику, начинает общаться со
сверстниками, что тоже важно для его
развития.

Идеальной
формой, с которой начинает ребенок
взаимодействовать, становятся социальные
отношения, существующие в мире взрослых
людей. Идеальная форма, как считал Л.С.
Выготский, – это та часть объективной
действительности (более высокая, чем
уровень, на котором находится ребенок),
с которой он вступает в непосредственное
взаимодействие; это та сфера, в которую
ребенок пытается войти. В дошкольном
возрасте такой формой становится мир
взрослых людей.

По
словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный
возраст вращается, как вокруг своего
центра, вокруг взрослого человека, его
функций, его задач. Взрослый здесь
выступает как носитель общественных
функций в системе общественных отношений
(взрослый – папа, доктор, шофер и т. п.).
Противоречие этой социальной ситуации
развития Эльконин видел в том, что
ребенок есть член общества, вне общества
он жить не может, основная его потребность
– жить вместе с окружающими людьми, но
осуществить это он не может, поскольку
жизнь ребенка проходит в условиях
опосредованной, а не прямой связи с
миром.

Ребенок
еще не способен полноправно участвовать
в жизни взрослых, но может выразить свои
потребности через игру, так как только
она дает возможность смоделировать мир
взрослых людей, войти в него и проиграть
все интересующие его роли и модели
поведения.

12.Особенности психического развития дошкольника.

Движущими
силами развития психики дошкольника
явля­ются противоречия, которые
возникают в связи с развитием целого
ряда потребностей ребенка. Важнейшие
из них: по­требность в общении, с
помощью которой усваивается социальный
опыт; потребность во внешних впечатлениях,
в результате чего происходит развитие
познавательных способностей, а так­же
потребность в движениях, приводящая к
овладению целой системой разнообразных
навыков и умений.

В
этом возрас­те ведущим средством
общения становится речь. Младшие
дошкольники задают «тысячи» вопросов.
Они хотят выяснить, куда уходит ночь,
из чего сделаны звезды, почему корова
мы­чит, а собака лает. Это познавательное
общение. Также есть другая форма
обще­ния—личностная, характеризующаяся
тем. что ребенок ак­тивно стремится
к обсуждению со взрослым поведения и
поступков других людей и своих собственных
с точки зрения нравственных норм.

Взаимоотношения
между детьми возникают в основном на
основе их действий с предметами,
игрушками. Эти действия приобретают
совместный, взаимоза­висимый характер.
К старшему дошкольному возрасту в
сов­местной деятельности дети уже
осваивают формы сотрудничества.

В
дошкольном возрасте продолжают
развиваться способы общения. Генетически
наиболее ранней формой общения явля­ется
подражание. На протяжении дошкольного
возраста меняется характер подражания.

В
дошкольном возрасте в деятельности
ребенка появляются элементы труда.

Под
влиянием обучения и воспитания происхо­дит
интенсивное развитие всех познавательных
психических процессов. Это относится
и к сенсорному развитию.

Снижаются
по­роги ощущений. Повышаются острота
зрения и точность цветоразличения,
развивается фонематический и звуковысотный
слух, значительно возрастает точность
оценок веса предметов. В результате
сенсорного развития ребенок овладевает
перцеп­тивными действиями, основная
функция которых заключается в обследовании
объектов и вычленении в них наиболее
харак­терных свойств, а также в усвоении
сенсорных эталонов, об­щепринятых
образцов чувственных свойств ч отношений
пред­метов.

Мышление
дошкольника: он овладевает новыми
способами мышления и умст­венными
действиями. Мышление развивается от
наглядно-действенного к образ­ному.Затем
на основе образного мышления начинает
разви­ваться образно-схематическое,
которое представляет промежу­точное
звено между образным и логическим
мышлением.

Речь
сопро­вождает практические действия
ребенка, но она еще не выпол­няет
планирующей функции. В 4 года дети
способны предста­вить ход практического
действия, но не умеют рассказать о
действии, которое нужно произвести. В
среднем дошкольном возрасте речь
начинает предшествовать выполнению
практи­ческих действий, помогает
планировать их. Однако на этом этапе
образы остаются основой мыслительных
действий. Толь­ко на следующем этапе
развития ребенок оказывается способ­ным
решать практические задачи, планируя
их словесными рассуждениями.

На
протяжении дошкольного возраста
происходит дальней­шее развитие
памяти, она все больше выделяется из
вос­приятия. В младшем дошкольном
возрасте еще заметную роль в развитии
памяти играет узнавание при повторном
восприя­тии предмета. Но все большее
значение начинает приобретать способность
к воспроизведению. В среднем и старшем
до­школьном возрасте появляются
достаточно полные представ­ления
памяти. Продолжается интенсивное
развитие образной памяти (запоминание
предметов и их изображений). Для раз­вития
памяти ребенка характерно движение от
образной к словесно-логической.

Воображение
ребенка начинает развиваться в конце
второго, начале третьего года жизни.
Особенность образов, которые создает
ре­бенок, состоит в том, что они не
могут существовать самостоя­тельно.

Характерной
для дошкольника является возрастающая
произвольность воображения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

К концу раннего
возраста ребенок и взрослый все более
отдаляются друг от друга, повышается
самостоятельность ребенка
,
усиливается стремление к отделению от
взрослого, выделению себя как субъекта.
К началу дошкольного возраста ситуация
совместной деятельности распадается.
Возникновение центрального новообразования
системы
«Я»

свидетельствующего об окончательном
выделении себя из окружающей
действительности, создает предпосылки
для появления новой социальной ситуации
развития, где ребенок стремится к
реализации себя как самостоятельного
субъекта в мире взрослых. В дошкольном
возрасте интересы ребенка перемещаются
от мира предметов к миру взрослых людей.
Ребенок впервые психологически выходит
за рамки семьи, за пределы окружения
близких людей. Взрослый начинает
выступать не только как конкретное
лицо, но и как образ.
Социальная ситуация развития в дошкольном
детстве — «ребенок — взрослый (обобщенный,
общественный).
Обобщенный взрослый — это носитель
общественных функций, т. е. водитель,
милиционер, продавец, воспитатель, мама
вообще.

В дошкольном
возрасте
сохраняется стремление жить вместе со
взрослым, но теперь это не совместная
жизнь, а жизнь
ребенка в жизни взрослых.
Социальная ситуация развития также
содержит в себе противоречие. С одной
стороны, ребенок
– член общества
,
основная его
потребность

заключается в том, чтобы жить
вместе с окружающими людьми
.
В то же время
в современных исторических условиях и
в силу физических возможностей ребенок
не имеет возможности принять полноценное
участие в жизни взрослых.

Идеальной формой реализации стремления
ребенка взаимодействовать с реальным
социальным миром становится ролевая
игра
. Она
позволяет смоделировать эти отношения,
включиться в них и действовать внутри
этой модели.

В первой половине
дошкольного возраста (3 — 5 лет появляется
внеситуативно-познавательная форма
общения ребенка со взрослым, для неё
характерно стремление ребенка к уважению
взрослого. К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая для
дошкольного возраста — внеситуативно-личностная
форма общения. В отличие от предыдущей
ее содержанием является мир людей, а не
вещей.

Социальная ситуация
развития дошкольника не ограничивается
его контактами с окружающими взрослыми.
Кроме реальных окружающих ребенка
взрослых в жизни и в сознании дошкольника
появляется еще один — идеальный взрослый.
Кроме взрослого в социальной ситуации
развития ребенка в дошкольном возрасте
все большую роль начинают играть
сверстники. Общение и отношения с другими
детьми становятся не менее значимыми
для ребенка, чем его взаимоотношения
со взрослыми. Выделяется новая сфера
социальных контактов ребенка — его
отношения со сверстниками.

Социальная
ситуация развития
является исходным моментом для всех
изменений, происходящих в течение
данного периода. В результате развития
к концу возрастного периода возникают
новообразования, приводящие к перестройке
всей структуры сознания ребенка и тем
самым изменяющие всю синему отношений
его к действительности и самому себе.
Ребенок становится совершенно иным,
нежели был в начале возраста: он начинает
требовать другой системы отношений со
взрослыми, иначе смотрит на мир и с
помощью взрослых меняет систему отношений
с ними. Это обусловливает изменение
социальной ситуации развития. Таким
образом, возникнув в определенной
социальной ситуации развития,
новообразования вступают с ней в
противоречие и закономерно ее разрушают,
подготавливая тем самым появление новой
социальной ситуации развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник