Одаренный ребенок и художественно эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие и одаренность детей

Художественное развитие детей дошкольного возраста стало привлекать к себе общественное внимание еще и в связи с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, на развитие его способностей и сохранение его самобытности. Именно поэтому, ценность и развитие художественно — эстетического воспитания является приоритетной задачей на первых ступенях образования. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.

Дошкольный возраст сенситивен художественному воспитанию и развитию, ребенок сам стремится запечатлеть все то, что видит вокруг себя, ребенок взаимосвязан с природой, тонко чувствует и открыт для красивого, волшебного, чудесного, доброго, необычного и прекрасного в мире. Если упустить и недосмотреть этот период детского развития, практически невозможно будет полностью наверстать его в будущем.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромный потенциал в развитии творчества детей дошкольного возраста, дети получают определенный художественно-эстетический опыт, их стремление к познанию окружающего мира отражается в желании отразить свои полученные впечатления, эмоциональные, фантазийные переживания в доступных видах художественно-прикладного искусства: лепка, рисунок, аппликация.

Рассматривая вопрос о выявлении талантов и становлении уникальной личности ребенка, важно отметить особую роль художественного воспитания, Его цель – не подготовка художников, дизайнеров или профессиональных музыкантов, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида одаренности. Ведь, что отличает незаурядного творческого малыша? Безусловно, способность видеть необычное в обычном, по – особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой неповторимый выбор. Сразу отметим, что талант, одаренность – это во многом тайна, раскрытие которой требует не просто специальной образовательной программы или уникальной педагогической технологии (пусть даже индивидуализированной, инновационной), а особенного бережного, тонкого отношения и осознанно трепетного подхода со стороны родителей и педагогов

Творчество детей — естественная составляющая их развития. У каждого малыша есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он раскрывается как личность. В его сознании складывается позитивная «эстетическая доминанта», приобретающая характер мировоззренческой установки личности.

Что же такое талант? Талант — это индивидуальные способности, присущие человеку от рождения, развивающиеся на протяжении жизни и ярко выраженные в избранной деятельности. Талант – это то, что конкретный человек любит делать больше всего. То, к чему он возвращается снова и снова, чему отдает предпочтение среди других своих занятий и видов деятельности. То, от чего он получает подлинное удовольствие и в чем полноценно реализуется. То, в чем он может совершенствоваться и развиваться, но при этом обладать своей уникальностью.

Потенциальный талант ребенка зависит от родителей и природы, поскольку дается с рождения. Но поддержка и развитие таланта зависят от самого человека. Ведь талант – это способности, которые раскрываются, реализуются и развиваются только в деятельности и зависят от приобретаемого опыта (жизненного, культурного, профессионального).

Раскрытие и расцвет таланта проходят условно в три этапа:

  • Скрытый талант,
  • Выявление таланта,
  • Поддержка, развитие и применение таланта.

Утверждение «талант всегда пробьется» чрезмерно оптимистичен. Он к тому же неправомерен в нравственном отношении, потому, как бы снимает с нас ответственность за признание, охрану и развитие детской одаренности. О тех талантах, которые по каким-либо причинам «не пробились», мы просто ничего не знаем, не знают и несостоявшиеся обладатели этих талантов. А чтобы потенциальная художественная одаренность маленького человека «пробилась» необходимо создавать условия.

Художественное творчество детей спонтанно, самобытно, и поэтому мы должны создавать для его развития и формирования благоприятные условия. Умение создавать развивающую среду (обогащенную, культурную, эстетическую, вызывающую желание делать открытия) и организовать творческое игровое восприятие. Воспитывать художественную одаренность можно только на качественном и при этом доступном художественном материале. Среда должна быть организованна таким образом, что предоставить свободу для самовыражения, непринужденную атмосферу для творческой активности дошкольника, предоставляя ребенку разнообразный и интересный материал для творчества. В условиях учебного учреждения существует возможность организовать такую творческую среду, которая будет учитывать возрастные психологические особенности ребенка, которая будет направлена на всестороннее развитие его личности, и конечно на художественно-эстетическое, нравственное воспитание.

Система  деятельности по организации работы с одарёнными

В МБДОУ «Детский сад №5 «Аленушка» г. Мичуринска сложилась своя  система диагностики одаренности ребенка в различных сферах. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Направления работы

Методы работы

1

Выявление одарённых и талантливых детей

  • анализ особых успехов и достижений ребенка;
  • диагностика потенциальных возможностей детей;
  • использование метода экспертных оценок, наблюдения.

2

Психолого–педагогическое сопровождение  одарённых дошкольников

  • составление  индивидуального  маршрута развития;
  • создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;
  • осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
  • содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми;
  • помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности:  индивидуальные творческие задания;
  • работа в детской лаборатории;
  • организация проектной деятельности.

3

Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей

система мониторинга достижения планируемых результатов  по образовательной области Познавательное развитие. 

4

Поощрение одарённых детей

награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  дошкольного учреждения

5

Работа с родителями одарённых детей

  • совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя;
  •  беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ;
  •  поддержка и поощрение родителей талантливых детей

6

Работа с педагогическим коллективом

  • обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми: «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения»,
  • консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду»,
  •  «Вариативность использования интегрированного метода обучения».
  • Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7

Взаимодействие ДОУ с  благоприятных      условий

другими структурами социума для создания

развития одарённости.

Читайте также:  Школы развития для ребенка 1 год екатеринбург

Второе важнейшее условие – индивидуализация образования, учет интересов, пристрастий, возможностей и потенциала каждого ребенка в его непосредственном выборе художественного материала, способа самовыражения в различных видах деятельности и. конечно же, стремление сохранить индивидуальную самобытность маленького творца, присущую только ему оригинальность, уникальность, редкость.

Главной задачей художественно — эстетического воспитания является изыскание и разработка таких педагогических методов и технологий, которые помогли бы бережно пронести яркий мощный огонь детского творческого периода в душевный строй взрослого человека. Необходимо, чтобы педагогические усилия не только сохранили во взрослом максимум творческой активности, но и превратили бы ее в лейтмотив всей сознательной жизни человеческого бытия.

Педагог, даже не обладающими какими – либо талантами, должен стремиться создавать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

Основная цель художественного воспитания – культура творческой личности, проявляющей себя общественно и индивидуально, — личности созидающей в сложном процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира художественной ценности.

Настоящая личность — это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая. Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Художественное творчество является одним из путей познания мира через самопознание себя. Оно рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляется на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Художественно-продуктивная деятельность является по своей сути детским искусством, обусловленным способами восприятия мира и направленным на создание художественной формы в ее собственной эволюции; предполагает не столько рационально – логическое, сколько эмоционально – образное познание жизни; выступает средством освоения и выражения доступными средствами социокультурного опыта; вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает саму возможность создания художественного образа как «эстетического обобщения» и пробуждает особую эстетическую позицию; выполняет осмыслительную и проективную роль в процессе познания ребенком окружающего мира

Никогда, ни в каких условиях существования человеческое общество не обходилось без того, что мы называем искусством, художественным творчеством. Художественное освоение мира – неотделимая составляющая человеческого существования в этом мире. А художественное развитие каждого нового поколения – условие возможного художественного освоения мира, сохранения и развития художественной культуры. А значит, и человеческого способа существования.

Список литературы:

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Культура и просвещение, 1922. – 84 с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер. 2011 – 448 с.

3.  Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети, индивидуальный подход в художественном развитии. – М.: ИД «Цветной мир». 2012. –142 с.

4.  Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно — эстетическое развитие». – М.: ИД «Цветной мир». 2015. – 135 с.

5. Мелик – Пашаев А.А., Новоявленская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: «Феникс», 2006 – 112 с.

6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: У- Фактория. 2004 – 272 с. 

Источник

Ирина Фильчакова
Развитие одаренных детей посредством художественно-эстетической деятельности

На сегодняшний день общество нуждается в высокоинтеллектуальной творческой личности, способной внести свой вклад в духовное и социально-экономическое развитие своей страны. Поэтому феномен одаренности стал все более привлекать внимание ученых и педагогов.

Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся необычайными способностями, отличительными чертами таланта в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте детям свойственна любознательность, интерес ко всему. У дошкольников уже в этот период можно выявить удивительные способности к какому-либо виду деятельности, присмотреться к характерным чертам талантливости. Одаренные дети могут часами заниматься интересующей их деятельностью, стремительно развиваясь в этом направлении. Для того, чтобы детская одаренность развивалась более успешно,необходимо:

Читайте также:  Теория выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка

— предоставить дошкольнику возможность самостоятельно проявить себя в своей деятельности;

— поощрять и развивать его индивидуальные способности;

— осуществлять систематическую работу для всестороннего развития ребенка.

Наиболее распространенным видом детской одаренности можно считать художественно-творческую деятельность, направленную на формирование и развитие творческих способностей дошкольника и раскрытие его индивидуальных возможностей. В данном виде деятельности у ребенка самостоятельно возникает желание и потребность творить своими руками то, что ему нравится. Здесь дошкольник проявляет удивительную фантазию, старательность, усидчивость, кропотливость. Миссия взрослых состоит в том, чтобы развить эти способности далее, раскрыть талант ребенка, дать возможность проявить себя как творческую личность.

В организации работы по художественно-творческой деятельности воспитателю необходимо создать положительный настрой на предстоящую работу, учитывать индивидуальные способности ребенка, побуждать его к созданию своего уникального продукта. Творчески одаренный ребенок очень эмоционально реагирует на красоту действительности, ощущает гармонию цветовых сочетаний и пластику форм в природе и произведениях искусства, искренне передает свои впечатления.

Творческая одарённость — особый вид одарённости, который предполагает воплощать замысел ребенка в своей работе, создать что- то свое неповторимое, уникальное в том или ином виде деятельности. Выделяют следующие составляющие художественной одарённости:

— особое эстетическое отношение к миру;

— направленность на создание художественного образа;

художественное воображение.

Процесс художественно – творческой одарённости детейприобретает целенаправленное и эффективное действие при реализации следующих педагогических средств:

— наличие развивающей творческой среды в детском саду, позволяющей познакомить ребенка с различными художественными приемами, материалами, способами изготовления продуктов творчества;

— обеспечение взаимодействия ребенка и взрослых в процессе совместной творческой деятельности.

В процессе формирования творческого потенциала во время художественной деятельности дошкольники имеют возможность получить необходимые знания о свойствах разнообразных природных и искусственных материалов, различных видах инструментов и их применении на практике.

В продуктивной изобразительной деятельностишироко используются разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальчиковая живопись, рисование по мокрому листу, рисование воском, песком, набрызг, кляксография, оттиски, штампование и др.

Нетрадиционные методы рисования позволяют развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Такая деятельность вызывает восторг у детей, так как это свободный творческий процесс и здесь ребенок самостоятельно создает свои композиции. В конечном итоге в глазах дошкольников отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы. Поэтому, чтобы интерес к творчеству не угас, следует постоянно поддерживать благоприятный эмоциональный фон. Необходимо поддерживать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что его творение приносит окружающим радость.

Развитие творческих способностей у дошкольников должно осуществляться не только в рамках детского сада, но и в семейном окружении. Семья и детский сад – вот основные источники, которые в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для воспитания будущих талантливых личностей. Таким образом, полноценное воспитание и развитие творчества детей способно реализоваться с помощью согласованной организации работы детского сада и семьи.

Список использованной литературы

1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – Москва, 1998. – 215 с.

Источник

Елена Горбунова
Доклад на тему «Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ»

В настоящее время все чаще говорится о проблеме одаренности. Раннее выявление, а затем обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. А создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Если будет недостаточно внимания уделяться развитию творческого потенциала у детей, то это может привести наше общество к культурному упадку и духовному обнищанию. Поэтому, наше общество нуждается в неординарных творческих личностях.

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей. Раннее выявление одаренных детей часто происходит в дошкольных образовательных учреждениях. Для развития одаренности необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобразительной деятельности и т. п.) и родителей. Способности вырастают и развиваются при одном условии, если деятельность, которой занимается ребёнок, связана с положительными эмоциями, приносит радость и удовлетворение. Раннее развитие способностей ребенка существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению у ребенка уверенности в своих силах.

Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. А при ограничении их активности у них могут наблюдаться негативные реакции невротического характера. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас и их умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Читайте также:  Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка реферат

Одаренность у детей проявляется в разных областях. В дошкольном возрасте художественно-эстетическая деятельность считается одной из ведущей деятельностью для развития творческой одаренности детей. Через организацию этой деятельности решается ряд задач развития одаренности. Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения. Оно является незаменимым инструментом развития культурной личности, способной к самовыражению и индивидуальной художественно-творческой деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием музыкального, литературного произведения или произведения изобразительного искусства. Поэтому, особое внимание нужно уделить такому понятию, как «восприятие». Каждый ребенок по-своему воспринимает художественные образы, соотносит их со своим личным опытом и обогащает их собственным воображением. Организуя художественно-эстетическую деятельность, необходимо использовать принцип интеграции, который способствует более эффективному развитию ребенка. На основе интегрированного подхода можно определить путь художественно-эстетического развития и творческой одаренности: от организации деятельности через включение художественного опыта к созданию творческого продукта. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Для общения с миром прекрасного, необходимо максимально использовать возможности детей. Используя интегрированный подход, художественно-эстетическую деятельность можно представить такими направлениями: музыкальное, художественное, литературное и познавательно-исследовательское. Музыкальное направление – это слушание классических образцов и проведение вокально-хороводной работы. Художественное – создание различных продуктов деятельности по мотивам увиденного и услышанного с использованием различных техник. Литературное – знакомство детей с творчеством народно-прикладного искусства, художников, поэтов, писателей. Познавательно-исследовательское – игровые и творческие задания, экспериментирование, исследовательские проекты.

Работая с одаренными детьми, необходимо создать условия для реализации их творческих способностей. Среда, в которой одаренность могла бы актуализироваться, должна иметь следующие особенности:

— высокую степень неопределенности и потенциальную многовариативность (неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения);

— предметно-информационное обогащение среды предполагает наличие доступного и разнообразного материала для его различного использования;

— активизацию трансформационных возможностей, т. е. предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным преобразованиям;

— гибкость в использовании средств, материалов и времени (предполагает предоставление детям возможности самим ставить задачу, выбирать время и способы ее решения);

— сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами (одаренного ребенка нужно развивать не только в индивидуальной, но и в коллективной деятельности).

На основании психолого-педагогических характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

— вовлечение детей в свободные игры со сверстниками;

— моделирование для детей ситуаций незавершенности;

— вовлечение детей в специфические детские виды деятельности (предметные игры, конструирование, лепка и др.);

— разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

— использование в обучении детей провокационных вопросов (постановка проблем, для устранения которых нет известных средств);

— предоставление детям возможности осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов взрослой креативности;

— обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми;

— стимулирование самостоятельности детей, формирование за свое поведение;

— использование аргументированной оценки для анализа действий;

— создание атмосферы взаимопонимания и возможности творческого использования знаний.

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об организации соответствующей развивающей среде и поддержке одаренных детей со стороны взрослых.

В нашем дошкольном учреждении для дополнительной работы по художественно-эстетическому воспитанию ведется общеобразовательная услуга «Удивительный мир». Целью этой услуги является формирование и развитие интереса к миру искусства с использованием интеграции всех видов художественно-эстетической деятельности. Решаются следующие задачи: создание условий для индивидуального развития способностей ребенка; развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления; формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах. Сущность художественно-эстетического воспитания детей – это сложный многоуровневый процесс, направленный на формирование потребности не только к активному и осознанному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности. Таким образом, художественно-эстетическая деятельность формирует креативную, творческую личность, необходимую для нашего общества.

Источник