Оценка социально эмоционального развития ребенка
Анастасия Водопьянова
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.
Социально-эмоциональное развитие:
-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;
-эффективное общение;
-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием
сердца.
Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится
понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных проблем педагогики.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения
содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки, где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.
Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями
детской деятельности и поведения.
Основная цель социально-эмоционального развития:
ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)
Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)
Поясняющая схема
Трудности общения—враждебность—конфликтность
Тревожность чувство недоверие к себе
Неполноценности
Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.
Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей
Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья
Уважаемые папы и мамы,
дедушки и бабушки!
Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.
Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.
«Годы чудес»— так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему
в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление
о самом себе.
Рекомендации для родителей:
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами
1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.
3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка
в любви и разнообразии впечатлений.
Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:
1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить
например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому
мальчику?
Как ты догадался, что ему весело?
Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.
2. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)
3. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы
Социально-эмоциональное развитие
Умение справляться со своими эмоциями, чувствами Эффективное общение
Отношение с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьей, с обществом
Педагог – психолог
Водопьянова Анастасия Сергеевна
Зачем необходимо развивать социально-эмоциональную сферу?
• Ребенок легко будет осваиваться в любом коллективе
• Ребенок научиться понимать состояние окружающих
• Ребенок легко научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми
• Становление самооценки и образа «Я»
• Развитие социальной ориентации и нравственной позиции
Основная цель социально-эмоционального развития:
• ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций
• помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
• ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
Источник
Александра Леонтьева
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Проект «Мир эмоций»
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №1»Колокольчик»
Леонтьева Александра Сергеевна
Проект «Мир эмоций»
Тема: «Мир эмоций»
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь – декабрь)
Участники проекта: дети дошкольного возраста,
Воспитатели: Леонтьева Александра Сергеевна,
Николаева Наталья Андреевна,
Бондина Наталья Владимировна,
Алексеенко Елена Вячеславовна,
Дежанова Татьяна Юрьевна, родители.
Направленность проекта: реализуется в рамках практико-ориентированного развития детей. Новизна проекта заключается в том, что дошкольный возраст ребенка – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни. В это время развитие получают кратковременные переживания отношений (эмоции, возникающие в данный момент, и устойчивые, длительные переживания, выражающие обобщенное отношение ребенка к окружающему его миру и к самому себе (чувства). У ребенка появляется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Очень успешно в формировании этих представлений и умений детское творчество. Кроме, того, творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях.
Актуальность: Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Данный проект органично вписывается в образовательную программу дошкольного учреждения и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащенное всестороннее развитие детей. Структура проекта предполагает проведение ряда исследований по данному направлению в самостоятельной, совместной и образовательной деятельности. Очень важно эту проблему обсуждать и решать, так как у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально-приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, замкнутость. Развитие эмоционально — волевой сферы — один из важнейших аспектов воспитания ребенка. Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства. И человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. По мнению А. В. Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально- личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. В дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие не только содержательной, но и динамической стороны чувств и эмоций. Если мы посмотрим на чувства ребенка 4-5лет, то увидим, что они яркие, но еще неустойчивые, ситуативные. Эти чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. В дальнейшем развитии личности ребенка, у него появляется способность в определенной степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. Ребенок не умеет думать, как взрослый, но он может по-детски задуматься над серьезными проблемами взрослых». Вот это «настоящее» и хотелось бы не пропустить, ведь чувства ребенка зачастую становятся мотивом его поведения. Мы можем наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребенка, как любознательность и любопытство, удивление и чувство нового. Развитию таких чувств, способствует внимательное и бережное отношение родителей и воспитателей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно экспериментировать и т. д.
Цель проекта: Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Задачи:
— познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
-дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
-обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
-научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
— учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
—развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
-формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
-учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения
-учить сотрудничать при выполнении совместных задач
—Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь
—Развитие умения услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
Программа Проекта «Мир эмоций» содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
-Изучение литературы по данной теме проекта, сбор, анализ и систематизация информации.
-Педсовет
-Подготовка научно-методического, дидактического обеспечения проекта.
-Знакомство родителей с целями и задачами проекта (родительские собрания)
2 Основной
Материально – технический ресурс:
1. Художественная литература по теме: «Какие бывают эмоции» (1. А. Барто «Девочка ревушка». 2. В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?». 3. Братья Гримм «Заяц и еж». 4. С. Аксаков «Аленький цветочек». 5. Русская народная сказка «Привередница». 6. Г. Ладонщиков «Дикарь в лесу». 7. Л. Толстой «Лгун». 8. В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок». 9. К. Ушинский «Страшная коза». 10. В. Даль «ворона». 11. С. Иванов, Р. Зеленая «В каменном веке», «Ха-ха-ха», «Кастрюля»).
2. Оборудование для игр;
3. Дидактические игры;
4. Атрибуты для игровой, познавательной деятельности детей;
5. Демонстрационный материал;
6. Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей;
-Картотека упражнений на релаксацию;
-Картотека тренингов;
-Конспекты НОД;
7. Консультации для родителей:
—«Что такое эмоции»
-«Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»
-«Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
8. Подборка загадок и пословиц;
9. Лэпбук «Эмоции и чувства»;
10. Беседы;
11. Мастер – классы с родителями;
12. Презентация проекта «Мир эмоций» для педагогов.
13. Разработка педагогических мероприятий в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах с детьми.
Для достижения наилучшего результата была организованна совместная деятельность воспитателей и родителей, родителей и детей. Для исследования отношения родителей к проблеме эмоционального воспитания было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство семей относятся к этой проблеме не серьезно. По результатам анкетирования были проведены беседы, где родители знакомились с результатами педагогического наблюдения. Эти формы работы позволили вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему. Занятия с детьми прошли успешно, дети закрепили знания об эмоциях, охотно участвовали в этюдах, для выражения с помощью мимики и пантомимики, определённых эмоций. Была создана непринужденная психологическая атмосфера, положительный эмоциональный фон. На занятиях были использованы упражнения, тренинги на релаксацию, они позволяли детям расслабляться, устранять беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, увеличить запас энергии. Итогом занятий послужило изготовление ряда работ, которые украшали приёмные групп. Так же было принято решение о создании картотеки игр и упражнений, (в ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур, тренингов (игровые тренинги будут способствовать появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, научат работать в группе, помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности) консультаций для родителей, фотоальбома «Наше настроение», лэпбука «Эмоции и чувства», направленная на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции, эти игры были предложены воспитателям для занятий в группе и родителям для игр в домашних условиях.
3. Заключительный
-Подведение итогов.
— Оценка эффективности реализации проекта;
— Анализ проведенной работы;
— Отбор наиболее эффективных методов и технологий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста в доу;
— Методическое оформление результатов проекта;
— Распространение опыта работы
-Обогащение эмоционально-оценочного словаря дошкольников,
—Развитие эмоциональной сферы детей, обучение различению эмоций дошкольниками и способам их выражения и контроля.
-Обогащенная предметно-развивающая среда групп
-Выставка детских работ
-Семинар «Мир эмоций»
Мероприятия проведенные в рамках семинара:
-Выступление детей (младшая, средняя, старшая группы)
-Проведение мастер-класса с педагогами (воспитатель — Бондина Н. В.)
— Проведение открытых занятий с дошкольниками.
1. Мы узнали о существовании различных эмоций, которые могут передавать настроение и характер человека.
2. Мы изучили каждую эмоцию, и определили, какая из них является положительной и отрицательной.
3. Мы познакомились с музыкальными произведениями, выражающими настроение и чувства людей.
4. Мы исследовали влияние эмоций на общение между людьми.
5. Мы научились передавать с помощью пантомимы, мимики, выразительных жестов и интонации характерные особенности литературных персонажей.
Работа прошла успешно, и дети, воспитатели, и родители получили необходимые знания, умения и навыки.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.
Научно – методический ресурс
Литература
1. Е. А. Алябьева. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб. Изд. СОЮЗ, 1997г.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я.,
3. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – Айрис Пресс, Москва, 2009г.
4. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Игры приветствия для хорошего настроения. Набор развивающих карточек для занятий с детьми. – Изд. Речь, 2011г.
5. Павлов И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб, Речь; М., Сфера, 2008г.
6. Степина Н. М. В мире детских эмоций – 4-е издание, Айрис Пресс, Москва, 2008г. 11
7. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. — Изд. Детство
8. Т. А. Шорыгина. Беседы о характере и чувствах.
Источник