Оценка развития ребенка состояния его здоровья и развития способностей

Оценка развития ребенка состояния его здоровья и развития способностей thumbnail

Оценка развития ребенка может быть правильной лишь при учете основных принципов:

I. Развитие — постоянный продолжающийся процесс от зачатия

до зрелости.

II. Последовательность развития одна и та же у всех детей, но скорость развития варьирует от ребенка к ребенку.

III. Развитие тесно связано с созреванием нервной системы.

IV. Генерализованная общая активность заменяется специфическими индивидуальными реакциями.

V. Развитие происходит в цефалокаудальном направлении.

VI. Определенные примитивные рефлексы, такие, например, как хватательный и рефлекс ходьбы, должны исчезнуть до того, как возникнут соответствующие произвольные движения.

После того как составлено впечатление об уровне развития ребенка, при необходимости используются дополнительные данные из психологического, педагогического и социологического исследований.

Следует всегда учитывать индивидуальные различия детей, чтобы при оценке развития не сделать ошибки. Например, начало самостоятельного сидения и ходьбы у ребенка может значительно запаздывать без явной серьезной причины. Известны умственно нормальные дети, которые не способны ходить до 2—4 лет. Из факторов, влияющих на созревание моторных функций, следует отметить семейные особенности, эмоциональную депривацию, недостаточные возможности для практики, чрезмерную боязливость, мышечную гипотонию или гипертонию, нервно-мышечные расстройства. Лишь после исключения этих причин можно заподозрить общее психическое недоразвитие. Большинство, хотя и не все умственно отсталые дети, поздно начинают сидеть. В то же время развитие тонких движений реже замедляется при отсутствии умственной отсталости и церебрального паралича. Это же относится и к жеванию. Наиболее часто неспособность детей своевременно начать жевать грубую пищу связана с общим психическим отставанием.

Психическое недоразвитие стоит также на первом месте и среди при -чин, задерживающих созревание механизмов, лежащих в основе контроля сфинктеров, формирования речи, а в дальнейшем чтения. Перед отсталым ребенком из-за недостаточной концентрации внимания, неумелого подражания и затрудненного понимания слов возникает особенно много препятствий в овладении экспрессивной речью.

Темпы развития детей весьма различны. Даже средний и реже высокий начальный темпы развития могут смениться замедлением или распадом уже приобретенных навыков. Иногда наблюдается и обратная картина. Ребенок, по своему развитию вначале напоминающий отсталого, постепенно выравнивается и догоняет сверстников. Меньше трудностей вызывают такие случаи, когда отставание наблюдается во всех областях. Если же ретардирование замечено только в отдельных сферах развития, то для окончательного диагноза всегда требуется внимательное и многостороннее изучение ребенка. Отставание во всех областях обычно предвещает умственную отсталость, но в редких случаях может быть только признаком замедленного созревания. Общее замедление развития наблюдается у детей с синдромом Дауна. Резкая же его остановка может быть связана как с метаболическими и дегенеративными заболеваниями, так и с тяжелой эмоциональной депривацией, психозами или энцефалитами.

Критерием развития также может быть изучение ориентировки в пространстве и форме, формирования образа тела, оценки размеров, глубины, расстояния, времени. Признаки нарушения правильного развития — отдельные симптомы поражения ЦНС: нарушения внимания, персеверации (застревание на каком-то одном и том же действии), гиперкинезы, расторможенное поведение. Однако одни эти симптомы не обязательно свидетельствуют об умственной отсталости, они могут быть при различных, нервно-психических расстройствах.

Оценка развития детей требует некоторого подсобного материала, который значительно облегчает эту задачу. Например, при исследовании детей до пяти лет можно использовать кубики, колокольчик, геометрические фигуры, картинки, карточки с нарисованными кругом, крестом, треугольником, ромбом, бумагу, шарики, а также доску Годдарда с отверстиями для вставления различных 10 фигур (круга, треугольника, ромба, звезды, квадрата и т. д.). Методики использования этих и других предметов для оценки развития детей разного возраста могут быть найдены в работах Гезелла, Бюллер, Кеттелла, Хейссерман и др.

Оценку развития старшего ребенка можно производить на основании того, как произошли его психологическая перестройка и адаптация к обучению при поступлении в детский сад, а затем в школу. Сумел ли ребенок установить доверительные деловые отношения с учителем или дружеские с детьми? Появилось ли положительное отношение к процессу обучения, сохраняется ли оно? В какой мере он выполняет учебные требования, проявляет ли самостоятельность, справляется с чьей-либо помощью или не способен следовать школьной программе? Какова зона его ближайшего развития, помогает ли ему пример других в расширении своих умственных способностей?

Источник

Важнейшим показателем состояния здоровья ребенка является физическое развитие — его вес, рост, окружность груди и головы. Средний вес  Фото 1Важнейшим показателем состояния здоровья ребенка является физическое развитие — его вес, рост, окружность груди и головы. Средний вес новорожденного составляет 3500 г для мальчиков и 3375 г для девочек. Средний рост соответственно 51 и 50 см. Окружность головы новорожденного в среднем 34—35 см, окружность груди 32—34 см. Таким образом, окружность головы новорожденного больше окружности груди на 1—2 см.

Соотношение окружностей головы и груди

При рождении окружность головы составляет 34—35 см, а окружность груди на 1—2 см меньше (32—34 см). Выравнивание этих размеров происходит в возрасте 2—3 месяцев. В дальнейшем окружность груди превышает окружность головы; к 1 году эта разница составляет не менее 14 см. В дальнейшем голова ребенка растет еще медленнее, окружность ее после 6 лет увеличивается всего на 5—6 см.

Читайте также:  Рене заззо психическое развитие ребенка и влияние среды

Измерение окружностей головы и груди производится сантиметровой лентой. Для измерения головы эту ленту проводят через надбровные дуги и затылочный бугор, для измерения груди — через соски и углы лопаток. Измеряют рост и окружность головы и грудной клетки детям первого года жизни 1 раз в 3 месяца, в дальнейшем — не менее 1 раза в год.

Также для оценки развития ребенка следует принимать во внимание состояние кожи, развитие движений, прорезывание зубов, психическое развитие и другие показатели.

Кожа и подкожный жировой слой

Кожа здорового ребенка должна быть розовой, гладкой, эластичной; подкожный жировой слой достаточно, но не избыточно развит. При осмотре ребенка в детском учреждении надо обращать особое внимание на кожу: чиста ли она, нет ли на ней высыпаний. Кожа маленького ребенка тонка, нежна, обильно снабжена кровью через разветвленную сеть поверхностно расположенных кровеносных сосудов. Она легко ранима и при повреждении может служить входными воротами для инфекции. Если при осмотре кожи обнаруживаются свежие ссадины или царапины, надо смазать их раствором бриллиантовой зелени, йодом или спиртом. При наличии высыпаний ребенок должен быть показан врачу, так как многие сыпи являются признаком инфекции.

Костно-мышечная система

Кости новорожденного и грудного ребенка содержат мало солей кальция и других солей, входящих в состав костей взрослого человека. Поэтому они гибки и при неправильном положении ребенка легко искривляются. Так, с первых месяцев жизни могут возникать деформации черепа, грудной клетки, искривления позвоночника или ног. При рождении ребенка кости черепа отделены друг от друга соединительнотканными прослойками — швами. В местах перекреста швов образуются расширения соединительнотканной перепонки — роднички. Большой родничок расположен между теменными и лобными костями, ромбовидной формы; средний размер его у новорожденного ребенка 2×2 см. Он закрывается к 12—15 месяцам. Для измерения большого родничка сантиметровую ленту кладут между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Малый родничок расположен между теменными и затылочной костями. Он может быть закрыт уже при рождении или же закрывается в первые месяцы жизни, но не позднее 3 месяцев.

Мышцы новорожденного тонки, слабы. Движения, совершаемые ручками и ножками, беспорядочны. В возрасте 1,5—2 месяцев, лежа на животе, ребенок поднимает голову и удерживает ее; между 2 и 3 месяцами начинает держать голову и при вертикальном положении тела. Между 4 и 5 месяцами с улучшением развития мышц плечевого пояса хватает игрушку; к 5 месяцам удерживает ее в руке. В 6—7 месяцев ребенок сидит, к 8 месяцам встает на ноги, ухватившись за перила кровати. В 9 месяцев ходит по кровати или по полу, опираясь на мебель (край дивана, стула, табуретки и др.), в 11 месяцев ребенок способен стоять без поддержки, к году начинает ходить. Все эти сроки средние; на практике имеются отклонения в ту или другую сторону даже у здоровых детей.

Лимфатическая система

Лимфатические узлы прощупываются у большинства детей. Они могут быть единичными и многочисленными, иногда спаяны в пакеты. Размеры их могут колебаться от мелкой горошины и даже от просяного зерна до боба и более. Большое количество лимфатических узлов, их крупные размеры свидетельствуют обычно о перенесенных ребенком заболеваниях. При частых катаральных процессах в области дыхательных путей, при ангинах и хронических тонзиллитах особенно сильно увеличиваются шейные лимфатические узлы, при заболеваниях полости рта — подчелюстные, при воспалительных процессах в области грудной клетки — подмышечные и т.д.

Желудочно-кишечный тракт

Полость рта у маленького ребенка относительно мала. Слюноотделение в первые месяцы жизни незначительно, слизистая оболочка рта остается сухой. С 3—4 месяцев количество отделяемой слизи сразу увеличивается. В первое время, когда у ребенка еще не выработался рефлекс заглатывания слюны, заполняющей полость рта, слюновыделение сопровождается слюнотечением. Желудок новорожденного мал, расположен горизонтально. Ребенок первых месяцев жизни легко срыгивает. При хорошем аппетите и хорошем нарастании веса срыгивание не является симптомом заболевания. Некоторые дети при сосании заглатывают воздух (аэрофагия), и потом, чтобы ребенок меньше срыгивал, надо его подержать после кормления в вертикальном положении 20—30 минут. Продолжительность пребывания пищи в желудке у грудных детей при грудном вскармливании 2—3 ч, при искусственном — 3—4 ч, а при большом количестве жира в пище (сливки и другие жирные смеси) — еще больше.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка трех лет

Прорезывание зубов начинается в возрасте 6—7 месяцев. От 6 до 8 месяцев прорезываются нижние средние резцы, через 1—1,5 месяца — верхние средние резцы, от 9 до 12 месяцев — боковые резцы. Таким образом, у правильно развивающегося ребенка к 1 году должно быть 8 резцов. На 2-м году жизни прорезываются первые малые коренные зубы, клыки, а затем вторые малые коренные зубы. К 2 годам прорезывание молочных зубов заканчивается. Всего их 20. С 6-летнего возраста начинается смена зубов: молочные зубы выпадают, и на их месте появляются постоянные. Смена происходит в том же порядке, что и прорезывание молочных зубов. Заканчивается смена зубов к 12—14 годам жизни. Одновременно с началом смены зубов в возрасте 6—7 лет у ребенка появляются первые большие коренные зубы, по одному с каждой стороны. К 12—14 годам вырастает по второму большому коренному зубу с каждой стороны, всего их 4. Таким образом, к периоду полового созревания имеется 28 зубов. Остальные 4 больших коренных зуба («зубы мудрости») прорезываются уже в подростковом периоде или еще позднее.

Дыхательная система

Органы дыхания ребенка, особенно легкие, работают с большой интенсивностью, так как объем дыхательных движений ограничен, а потребность в кислороде велика (на каждый килограмм веса тела ребенок первых месяцев жизни потребляет кислорода в 2—3 раза больше, чем взрослый). Новорожденный совершает 40—60 дыхательных движений в минуту, в 6-месячном возрасте число их уменьшается до 35—40, к 1 году — до 30—35, в 5 лет — до 25, в 10 лет число дыханий составляет 20—22, в возрасте 12—14лет— 18—20 дыхательных движений в минуту. Маленький ребенок дышит животом (брюшной, или диафрагмальный тип дыхания). Поэтому для подсчета дыханий медицинская сестра, не надавливая, кладет руку на живот ребенка. Ввиду неравномерности дыхания у маленьких детей подсчет числа дыхательных движений ведут в течение целой минуты.

Сердечно-сосудистая система

Сердце ребенка относительно общего веса его тела больше, чем у взрослого. Мышца сердца хорошо развита. Тем не менее в связи с усиленным обменом веществ число сердечных сокращений, а следовательно, и пульсовых ударов у ребенка значительно больше, чем у взрослого.

Частота пульса у детей: у новорожденного — 120—140 ударов в минуту, к 6 месяцам — 110—130, к году — 110—120 ударов. К 5 годам число сердечных сокращений в минуту должно быть не более 100, к 10 годам оно снижается до 80—85. Пульс маленького ребенка можно считать на лучевой артерии, как у взрослых, или на височной артерии. Можно вести подсчет и по сердечному толчку, положив руку на область верхушки сердца. Пульс надо считать не менее 15 или 20 с, соответственно умножив полученное число ударов на 4 или на 3.

Выделительная система

Стул у здорового грудного ребенка в среднем бывает 2—3 раза в сутки, при грудном вскармливании может быть и чаще. Обычно он однородный, мазеобразный. Цвет обычно желтый, с кисловатым ароматическим запахом. Мочеиспускание грудного ребенка совершается бессознательно (по типу безусловного рефлекса). Ребенок первых месяцев жизни мочится 20—25 раз в сутки, ближе к году — 15—16 раз.

Психическое развитие ребенка

Новорожденный ребенок спит почти целые сутки, просыпаясь лишь в часы кормления. В течение первого года жизни происходит бурное развитие коры головного мозга, а следовательно, и высшей нервной деятельности. В 1,5—2 месяца ребенок улыбается. В 2 месяца появляются первые гортанные звуки (гуление), в 3—4 месяца — протяжные, нараспев произносимые звуки («певучее» гуление). В 4—5 месяцев ребенок громко смеется. В 5 месяцев он ясно отличает мать и других знакомых лиц от посторонних, появляется лепет, в 8 месяцев ребенок понимает значение некоторых слов; при назывании ищет взглядом соответствующие предметы.

К 1 году расширяется круг понятных ребенку слов; возникают первые осмысленные слова (начало собственной речи ребенка). Он выполняет некоторые требования («покажи», «дай» и т.д.). Понимает запрещение.

С 1 года до 3 лет быстро развивается самостоятельная речь ребенка. В дошкольном возрасте идет дальнейшее формирование личности ребенка. Он пытлив, задает много вопросов взрослым.

Под влиянием окружающей среды складываются черты характера ребенка. В дошкольном возрасте появляются понятия о морали, об обязанностях. В поведении детей раннего возраста преобладают процессы возбуждения, влекущие за собой быстро наступающее утомление. Для восстановления функции коры головного мозга ребенок нуждается в длительном сне. Общая продолжительность сна в сутки: у новорожденного — 20—22 ч, в возрасте 1 месяца — 16—20 ч, 1 года — 14—16 ч, 3 лет — 12—13 ч, 4—7 лет — 11-12 ч, 8-10 лет — 10-11 ч, 11-13 лет — 9-10 ч, 14-16 лет — 8,5-9 ч. В том числе длительность ночного сна от первых месяцев жизни до 3 лет составляет 10—11 ч.

Читайте также:  Значение спортивных игр для развития ребенка

Обновлено: 2019-07-09 23:48:43

Источник

1. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Группы здоровья.

Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка.

30 декабря 2003 года Министерством здравоохранения был утвержден Приказ №621 от 30.12.2003г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Данным приказом были утверждены как Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей, так и алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров.

Так, в соответствии с указанной Инструкцией система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

— уровень функционального состояния основных систем организма;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с

сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации

соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

— к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Но следует отметить, что подобные определения были даны еще в 1995 году, когда был издан Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №60 от 14.03.1995г., которым была утверждена подробная Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов, где были также даны критерия отнесения ребенка к той или иной группе здоровья, а так же приведены подробные правила и методики работы врачей при проведении осмотров.

3. Список литературы

1. Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. –М: ЭКСМО, 2011. – 349С.

2. Лернер Петр Михайлович «Научные обоснования резкого снижения заболеваемости дизентерией. Опыт борьбы с ней в городах и сельской местности». Записки Эпидемиолога, Израиль,2010, 139 с.

3. Пак С.Г., Гурьянов М.X. и Пальцев М.А. Сальмонеллез, М., 1988; Покровский В.И. и др. Сальмонеллез, М., 1989; Постовит В.А. Брюшной тиф и паратифы А и В, Л., 1988.

4. Сегал. А.Е.Дизентерия: Популярный очерк. – М.: Медгиз, 1939. – 20 с.

5. Приказ Министерства здравоохранения от 30.12.2003г. №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», Справочно-правовые системы «Консультант Плюс».

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.1995г. №60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», Справочно-правовые системы «Консультант Плюс».

7. Приказ Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992г. №186/27 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», Справочно-правовые системы «Консультант Плюс»

8. www.bigmeden.ru

Источник