Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста семаго
ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (1,5-7 ЛЕТ)
Цель: оценка личностных особенностей детей, определение потенциальной «группы риска».
Ф.И. ребенка_____________________________________________
1. Внешний вид. Отношение родителей.
1.1. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду, одежде.
1.2. Ребенка забирают из сада одним из последних.
1.3. Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку.
1.4. Родители не интересуются жизнью группы.
2. Поведение ребенка в группе.
2.1. Не сразу воспринимает требование воспитателя.
2.2. Не выполняет правила распорядка жизни группы.
2.3. Не уверен, боязлив, плаксив без видимых причин.
2.4. Длительно расторможен, болтлив.
3. Игра и общение с детьми и взрослыми.
3.1. Предпочитает играть в одиночестве.
3.2. Конфликтует с детьми, дерется, кричит.
3.3. Не умеет поддерживать игру.
3.4. Плачет. Мало контактен со взрослыми. Ждет родителей.
4. Речевое развитие.
4.1. Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении.
4.2. Словарный запас беден.
4.3. Речь грамматически неправильная.
4.4. Малоразговорчив. Имеет трудности при пересказе.
5. Отношение к занятиям и их успешность.
5.1. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном внимании педагога.
5.2. С трудом овладевает необходимым объемом знаний.
5.3. Неусидчив, не доводит дело до конца.
5.4. Мешает педагогу, детям на занятиях.
6. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.
6.1. Недостаточен объем знаний об окружающем мире.
6.2. Путается в понятия: «дни недели», «времена года» и т.п.
6.3. Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно одевается).
6.4. Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего (что из чего следует).
7. Темповые характеристики деятельности.
7.1. Часто сонлив и вял в течении дня.
7.2. Темп работы на занятиях неравномерен.
7.3. Работает медленно.
7.4. Темп работы быстрый, но работает хаотично.
8. Физическое развитие.
8.1. Недостаточное развит физически.
8.2. Быстро устает, становится вялым или, наоборот, расторможен.
8.3. Не посещает детский сад из-за болезни более семи раз в году.
8.4. Плохо ест. Беспокойно спит днем; трудно засыпает.
9. Моторное развитие.
9.1. Плохо развита мелкая моторика.
9.2. Нарушена общая координация. Неуклюж.
9.3. Медлителен в движениях.
9.4. Предпочитает работать левой рукой.
Инструкция: оцените выраженность поведенческих характеристик ребенка. Вам и другим специалистам организовать адекватную работу с ним. Не пропуская ни одного признака поведения, отметьте только одно из трех значений:
0 – данный признак поведения, развития отсутствует;
1 – выражен, но слабо;
2 – выражен ярко, значительно.
Если Вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.
Обработка результатов:
1. Посчитать количество ответов «0» × на 0.
2. Посчитать количество ответов «1» × на 1.
3. Посчитать количество ответов «2» × на 2.
4. Суммировать полученные данные.
Интерпретация результатов: Ребенок может быть отнесен к «группе риска» и направлен на углубленное обследование (психолог, логопед, ПМПК), если общее количество баллов превышает 28.
Источник: М.М. Семаго, Н.Я Семаго журнал «Школьный психолог», 1999, № 39
Источник
Педагогическая характеристика
(оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста)
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________
Дата рождения __________________ Возраст на момент заполнения __________
Группа ______________________________________________________________
Оцениваемая характеристика
1. Внешний вид_______________________________________________________
2. Поведение в группе _________________________________________________
3. Игра в общение с детьми и взрослыми (умеет/ не умеет занять себя игрой, организует/ не организует самостоятельную игру, бесцельно ходит по группе, мешает другим детям. Интерес к игрушкам: формальный (интерес пропадает, как только ребенок получает игрушку в руки). Проявляет/ не проявляет интерес к игрушкам. Использование игрушки: адекватно, неадекватно, стереотипно. Является в сюжетной игре ведущим/ ведомым. Отсутствуют/не отсутствуют элементы творчества, фантазии._________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Речевое развитие (нарушения произношения звуков; речь неразборчива, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; объем словарного запаса соответствует возрасту; словарь беден (неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой); не всегда точно использует слова; опыт речевого общения беден; самостоятельно высказываться затрудняется) _____________________________________________________
5. Социально-бытовые навыки (сформированы/ не сформированы, недостаточно сформированы) __________________________________________________________________
6. Отношение к занятиям (правильно реагирует на замечания взрослого; охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения; легко заинтересовывается, но быстро теряет интерес к работе; запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно) ___________________________________________________________________
7. Темповые характеристики деятельности (темп деятельности: быстрый, замедленный; деятельность целенаправлена) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Моторное развитие (движения неловкие, медлительные; ограничен объем активных движений; трудности при имитации движений: «как идет солдат, летит птица, как режут хлеб» и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
9. Дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) _______________________________________________________________________
10. Разделы программы, которые вызывают наибольшие затруднения, или, наоборот, очень легко даются ребенку _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата «_____» _________________________20___г.
Подпись педагога ________________________ / ____________________ /
Представление педагога-психолога на воспитанника ДОУ
Ф.И.О. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _______________ Возраст на момент обследования ______________________
Группа _________________________________________________________________________
Запрос специалистов/родителей ____________________________________________________
1. Внешний вид и поведение в ситуации обследования _________________________________
________________________________________________________________________________
2. Темп работы и работоспособность________________________________________________
3. Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентация) ____________________
_______________________________________________________________________________
4. Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности __________________________
_______________________________________________________________________________
6. Особенности памяти:
Слухоречевая ___________________________________________________________________
Зрительная ______________________________________________________________________
Опосредованная _________________________________________________________________
7. Особенности восприятия:
Цвет ___________________________________________________________________________
Форма _________________________________________________________________________
Величина _______________________________________________________________________
Пространства ___________________________________________________________________
8. Особенности внимания:
Концентрация __________________________________________________________________
Объем _________________________________________________________________________
Переключаемость _______________________________________________________________
Устойчивость __________________________________________________________________
9. Особенности мышления:
Уровень развития мышления:
— наглядно-действенное _________________________________________________________
— наглядно-образное ____________________________________________________________
— элементы словесно-логического _________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________
Обобщение ____________________________________________________________________
Анализ и синтез ________________________________________________________________
10. Особенности воображения ____________________________________________________
11. Особенности речевого развития _________________________________________________
12. Особенности эмоционально-личностной сферы ___________________________________
13. Особенности мотивационно-волевой сферы ______________________________________
14. Характер межличностных отношений ___________________________________________
15. Заключение педагога-психолога _______________________________________________
________________________________________________________________________________
16. Рекомендации ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата «______» __________________________20____г.
Подпись специалиста __________________________
Источник
Предварительная работа
Деятельность педагога-психолога в детском саду начинается с составления списков детей по возрастным группам.
Пример
Список детей группы №____________
(указать: младшая, средняя и т.д.)
№№ | Имя, фамилия ребенка | Дата рождения | Группа здоровья | Медицинские заключения |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 |
В дальнейшем при проведении различных видов работы с детьми будут учитываться показатели их физического здоровья. В форму списка вносятся графы «группа здоровья» и «медицинские показатели». Если дошкольник имеет II и выше группу здоровья, то отмечается, у какого врача наблюдается (состоит на учете).
Эти данные необходимы для планирования индивидуальной и групповой работы с детьми, а также при подборе игрового и дидактического материала. Например, для ребенка, наблюдающегося у окулиста, индивидуально подбирается наглядный материал. Психологическая работа с детьми, имеющими II (подготовительную), III и выше группы здоровья, может осуществляться только после консультации с врачом. Для педагога-психолога, работающего в детском саду компенсирующего вида, необходимо постоянно консультироваться с профильными специалистами — логопедом, дефектологом и т. д.
Следующим этапом работы является проведение бесед с воспитателями по особенностям развития дошкольников. Определить «проблемные зоны» помогает таблица, составленная на основе опросника, разработанного кандидатами психологических наук М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.
Таблица
Оценка признака развития (поведения) вносится в анкету каждого ребенка воспитателями после совместного обсуждения. Если технически невозможно подготовить индивидуальные анкеты, то психолог записывает отмеченные педагогом характеристики в процессе беседы.
Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста
Имя, фамилия_________________ Группа № _____ Возраст_____
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребенка. Это поможет эффективно организовать психологическое сопровождение. Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений:
«1» — признак выражен незначительно или отсутствует;
«2» — признак выражен в средней степени;
«3» — признак выражен значительно.
Если вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения (развития) ребенка, вспомните, как этот признак проявлялся в целом за какой-нибудь период времени.
№ п/п | Оцениваемый признак поведения (развития) | Выраженность данного признака | ||
отсутствует или незначительная | средняя | значительная | ||
I | Отношение родителей | |||
1 | Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его одежде. | 1 | 2 | 3 |
2 | Ребенка забирают из группы одним из последних | 1 | 2 | 3 |
3 | Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку | 1 | 2 | 3 |
4 | Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада | 1 | 2 | 3 |
II | Поведение в группе | Сумма по I гр.: | ||
5 | Тормозим. Не сразу воспринимает требования воспитателя | 1 | 2 | 3 |
№ п/п | Оцениваемый признак поведения (развития) | Выраженность данного признака | ||
отсутствует или незначительная | средняя | значительная | ||
6 | С трудом выполняет правила распорядка жизни группы | 1 | 2 | 3 |
7 | Неуверен. Боязлив. При обращении к нему взрослого может заплакать | 1 | 2 | 3 |
8 | Расторможен. Нуждается в многократном повторении словесных указаний и контроле | 1 | 2 | 3 |
III | Игра и общение с детьми | Сумма по II гр.: | ||
9 | Предпочитает играть в одиночестве | 1 | 2 | 3 |
10 | Конфликтует с детьми, часто дерется, злится, плачет | 1 | 2 | 3 |
11 | Не умеет поддержать игру, принять роль | 1 | 2 | 3 |
12 | Сильно переживает, все время ждет прихода родителей | 1 | 2 | 3 |
IV | Познавательное развитие | Сумма по III гр.: | ||
13 | Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется) | 1 | 2 | 3 |
14 | Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы) | 1 | 2 | 3 |
15 | Плохо рисует (недостаточно сформированы графические навыки) | 1 | 2 | 3 |
16 | Затруднено формирование элементарных математических представлений | 1 | 2 | 3 |
Сумма по IV гр.: |
№ п/п | Оцениваемый признак поведения (развития) | Выраженность данного признака | ||
отсутствует или незначительная | средняя | значительная | ||
V | Социально-бытовые навыки и ориентировка | |||
17 | Недостаточен объем знаний об окружающем мире | 1 | 2 | 3 |
18 | Имеет трудности в овладении навыками самообслуживания | 1 | 2 | 3 |
19 | Путает временные понятия (по программному материалу) | 1 | 2 | 3 |
20 | Плохо знает, как зовут родителей, родственные отношения в семье | 1 | 2 | 3 |
VI | Темповые характеристики деятельности | Сумма по V гр.: | ||
21 | Заторможен, почти во всем медлителен | 1 | 2 | 3 |
22 | Темп работы неравномерен, быстро устает | 1 | 2 | 3 |
23 | Работает невнимательно, быстро теряет интерес | 1 | 2 | 3 |
24 | Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково» | 1 | 2 | 3 |
VII | Отношения к занятиям и их успешность | Сумма noVI гр.: | ||
25 | Нуждается в постоянном контроле педагога | 1 | 2 | 3 |
26 | С трудом выполняет программу обучения в детском саду | 1 | 2 | 3 |
27 | Неусидчив, не доводит начатое дело до конца | 1 | 2 | 3 |
№ п/п | Оцениваемый признак поведения (развития) | Выраженность данного признака | ||
отсутствует или незначительная | средняя | значительная | ||
28 | Мешает на занятиях | 1 | 2 | 3 |
VIII | Речевое развитие | Сумма по VII гр.: | ||
29 | Речь малопонятна, трудности звукопроизношения (соответственно возрасту) | 1 | 2 | 3 |
30 | Словарный запас беден по сравнению с другими детьми | 1 | 2 | 3 |
31 | Имеются нарушения грамматического строя речи | 2 | 3 | |
32 | Говорит односложно, выраженные трудности пересказа | 1 | 2 | 3 |
IX | Физическое развитие | Сумма по VIII гр.: | ||
33 | Недостаточно развит физически или очень полный | 1 3 | 2 | |
34 | Быстро устает, истощается или возбуждается при переутомлении | 1 | 2 | 3 |
35 | Частоболеющий | 1 | 2 | 3 |
36 | Плохой аппетит, ослаблен | 1 | 2 | 3 |
X | Моторное развитие | Сумма по IX гр.: | ||
37 | Плохо развита мелкая моторика, нуждается в помощи при лепке, аппликации | 2 | 3 | |
38 | Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий | 1 | 2 | 3 |
39 | Медлителен, неточен в движениях | 1 | 2 | 3 |
40 | Предпочитает (часто) действовать левой рукой | 1 | 2 | 3 |
Сумма поХ гр.: |
Обработка результатов
Группа признаков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Сумма |
Форма заполнения результатов по анкетированию на группу детей
№ отмечаемого признака | Фамилия, имя ребенка, в графу проставляется оценка выраженности признака | ||||||||
Саша И. | Катя Л. | Маша К. | |||||||
1.1 | 2 | 1 | 1 | ||||||
1.2 | 1 | 3 | 1 | ||||||
1.3 | 2 | 1 | 1 | ||||||
1.4 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Сумма | 7 | 6 | 4 | ||||||
П.1 | |||||||||
II.2 | |||||||||
X. 40 | |||||||||
Сумма |
Большое количество баллов (свыше 6-8 по каждой группе) указывает на «проблемную» зону в развитии ребенка. Качественный анализ проведенного опроса позволяет наметить основные направления развивающе-коррекционнои работы, определить семьи «группы риска».
Такой вид работы проводится после 4-5 недель пребывания ребенка в детском саду, когда острый период адаптации прошел и в поведении дошкольника можно отметить более или менее постоянные признаки. Повторно проводится в конце учебного года для оценки эффективности проводимой работы.
Педагог-психолог, работающий в данном учреждении более одного года, составляет в конце учебного года аналитический отчет, в котором указывает результаты работы и планирует приоритетные направления деятельности на будущий год.
На основании полученных данных о дошкольниках педагог-психолог составляет перспективный план работы. Приоритетные направления поддерживают основные задачи детского сада и определяются по анализу данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с воспитателями и т. д.
Перспективный план работы утверждается заведующей учреждением.
Форма перспективного плана педагога-психолога детского сада (ДОУ)
Примерный годовой план работы психолога
Источник