Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий thumbnail

Светлана Стеганцова
Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком»

Цель: Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать простые умозаключения.

2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

4. Развивать познавательные процессы восприятия, воображения, внимания, памяти, саморегулирования и самоконтроля.

5. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

6. Воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу, чувство коллективизма.

Материал:

Письмо, карта — схема путешествия, цветные «ключи» к схеме; мяч; звукозапись «космической» музыки; карточки с предметами для игры «Логический поезд», предметные картинки к игре «Загадай загадку»; карточки для физминутки; несколько разлинованных на 9 частей листов и набор предметов к игре «Разложи предметы»: грибочки, ёлочки, кружочки; картинка колобка, разрезанная на несколько частей для игры «Сложи Колобка»; сундук-коробочка, замок, ключ, набор геометрических фигур разных по цвету величине и форме для игры «Угадай, где ключ»; призы-книжки для детей.

Используемая литература:

1. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.

2. Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.

3. О. Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.

4. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.

Ход занятия:

Вступительное слово о гостях.

-Мы сегодня с вами будем играть в увлекательные игры, выполнять интересные задания, и работать с веселыми картинками. Это всё нужно, чтобы развивался ваш ум, память, интеллект, вы будете думать, рассуждать, анализировать и многое объяснять. Готовы?

Воспитатель показывает детям письмо, которое пришло в детский сад. Вместе с детьми открывает конверт и читает:

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, придумывать разные конкурсы, загадывать и отгадывать загадки. Одному играть мне скучно и неинтересно. Я приглашаю вас отправиться в веселое необычное путешествие. Ваш любимый, весёлый, кругленький друг….»

P.S.Хотите узнать кто я? Тогда отправляйтесь в путешествие по сказочной карте и постарайтесь выполнить все мои увлекательные задания.»

Воспитатель показывает детям карту

Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком»

-Ну, что отправляемся в путешествие? (Дети: «Да!».)

— Но хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями и опасностями и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит, вернуться ли они домой. Все должны быть дружными, доброжелательными и помогать друг другу: один за всех и все — за одного!

Воспитатель даёт каждому ребенку «ключ» к карте, коротый они вешают на шею.

Воспитатель:

-Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.

Игра «Логический поезд»

На стол кладется картинка с изображением паровоза, а ребятам раздаются картинки-«вагончики» с изображением разных предметов. Играющие из них должны сложить «поезд», соединяя- сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями.

— Объясните, как бы вы составили поезд. Рассуждайте

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Воспитатель:

-Теперь у нас есть паровоз, мы на нем и поедем, но теперь надо узнать куда? Пойдемте к карте. Она у нас сказочная. На ней отмечены станции. По порядку на какую станцию отправимся(1)

Отправляемся в путь!

Подходят к столу с надписью 1 Станция.

На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями:

-У нас есть волшебные конверты с увлекательными заданиями. Давайте их все выполним!

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Конверт 1 «Зарядка для ума»

Воспитатель читает каждому ребенку по вопросу, он должен ответить и объяснить свой ответ, если он сам не сможет ответить, то ему помогают остальные ребята.

1. Сколько ушей у 5 малышей? (10)

2. Сколько пальчиков у 2 мальчиков? (40)

3. Сколько лап у двух медвежат(4)

4. Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)

5. Под каким кустом сидит заяц, когда идёт дождь? (под мокрым)

6. В группе д/с есть лыжи у 8 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)

7. Наташа сорвала в саду 7 слив и 2 морковки. Сколько фруктов сорвала Наташа? (7)

8. Кто выше прыгает комар или муха? (эти насекомые не прыгают)

9. По чему едут машины? (по дороге)

Конверт 2 «Загадай загадку»:

Воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке и просит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет — загадывает загадку, остальные должны догадаться, что же на ней изображено.

А теперь веселая физминутка

– Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на карточке — круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим, (и. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед — вниз)

– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (и. п. — стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (и. п. — стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед.

Читайте также:  Подходы к когнитивному развитию ребенка

– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. — стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

Конверт 3 «Хитрые рассказы»

Воспитатель:

-Послушайте рассказы. Подумайте и ответьте на мои вопросы.

1 рассказ. Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:

— Ловись, рыбка, большая-пребольшая!

А кот Васька потихоньку бормочет:

— Маленькая ловись, маленькая!

— Почему кот так говорит?

2 рассказ. Спускается муравей с горы, а навстречу ему – осел. Спрашивает осёл муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?» «Такая высокая, густая», — ответил муравей. Обрадовался осел, поднялся в гору, но как ни пытался щипать траву губами – никак не мог. «Обманул меня муравей», — подумал осел.

-А как вы думаете? Обманул муравей осла или нет?Почему вы так думаете?

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Послушайте веселые стихи и поправьте меня, если я ошибусь.

Скачет наш котенок ловко, очень любит он…морковку. (молочко)

Всем известно в целом мире: пальцев на руке… четыре. (пять)

Все ребята точно знают: кошки очень громко… лают. (мяукают)

У кота забрали рыбу, должен кот сказать… спасибо. (варианты ответов детей)

Всем ребятам нужно знать: два плюс два, конечно… пять. (4)

Воспитатель

-На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда.

Воспитатель с детьми подходят к схеме и определяют с помощью «ключа» дальнейший маршрут передвижения.

Вторая станция

Конверт 1 «Что перепутал художник?»

-Рассмотрите картинки. Что вы можете о них сказать? С чем вы не согласны? Рассуждайте!

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Конверт 2 «Найди лишний предмет»

Воспитатель показывает ребятам картинки, на которых изображены 4 предмета. Каждый ребенок находит «лишний предмет» и объясняет свой выбор.

Конверт 3 «Разложи предметы»

Каждому ребенку дается разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок (например: 3 круга, 3 гриба, 3 елочки).

Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них. Дети выполняют задание и помогают друг другу.

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Восп.:

-И на этой станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше.

Воспитатель и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.

Восп.:

-Прежде чем отправиться к третьей станции, давайте немного отдохнем, расслабимся, ну и наберемся новых сил.

Релаксационное упражнение «Созвездие»:

Дети встают в круг. Звучит медленная красивая «космическая» музыка.

Воспитатель:

-Когда ночью мы выходим на улицу и смотрим на небо, то там мы видим звезды. Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что вы все звездочки. Мы с вами превращаемся в одно большое созвездие. Оно тихо плывет по ночному небу. Каждая звездочка светит тихим теплым светом. И по нашим рукам-лучикам это тепло передается от одной звездочке к другой, передается спокойствие, любовь, уверенность в своих силах. Каждый из вас чувствует, что все вместе мы составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен. А сейчас откройте глаза, встаньте пошире в большой круг, и держась за руки поднимите их вверх. Мы с вами одна большая звезда! Нам пора возвращаться на землю, к нашей игре. Наша звезда приземляется (держась за руки, дети садятся на корточки)». А где же третья станция?

Все подходят к следующей станции.

Третья станция

Конверт 1 «Угадай, кто же я?»

Ребятам раздаются части разрезанной картинки. Дети на столе выкладывают из частей Колобка

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Восп.:

-Вот мы с вами и узнали, кто же написал нам письмо. Это умный Колобок, какие запутанные и замечательные задания он для нас придумал! Но посмотрите, здесь остался еще один конверт.

Воспитатель открывает конверт и читает:

«Ребята!Вы-молодцы! И за то, что вы справились со всеми моими заданиями и помогали друг другу я приготовил для вас подарки. Они лежат в волшебной коробочке, чтобы её открыть надо найти ключ…Ваш друг Колобок»

Игра «Угадай, где ключ».

Возле коробочки лежат разные по цвету, величине и форме геометрические фигуры. Под одной из них спрятан ключик. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать (например: я думаю, что ключ лежит под большим зелёным квадратом).

Дети находят ключ, открывают замок и воспитатель достает призы-книжки.

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Восп.:

-Ребята, вам понравилось наше весёлое путешествие? Вы справились со всеми интересными заданиями Колобка? А что вам в этом помогло? (дружба и взаимопомощь, знания, эрудиция и смекалка)

А теперь нам пора вернуться из нашего путешествия в детский сад!

Спасибо всем за работу!

Интеллектуальное развитие ребенка конспекты занятий

Источник

Конспект занятия

по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Задачки Колобка».

                                                    Составила:

                                                              педагог-психолог МДОУ

                                                                     детского сада №3

Читайте также:  Физическое развитие ребенка на первом году жизни таблица

                                                               общеразвивающего вида

                                                Истринского муниципального района

                                                                         Бирюкова Т.В.

Цель:

Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.

2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

4. Закреплять умение соотносить речевую форму описания предметов с графической.

5. Закреплять навыки вычислительной деятельности.

6. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

7. Развивать познавательные процессы восприятия, внимания, памяти, воображения, саморегулирования и самоконтроля.

8. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание помогать, чувство коллектива.

Материал:

1. Письмо, нарисованная на ватмане схема путешествия, «ключи» к схеме наклеенные на цветной картон (на каждого ребенка); мяч; звукозапись космической музыки;

2. Карточки с предметами для игры «Логический поезд», схема к игре «Разноцветные цепочки»;  предметные картинки к игре «Загадай загадку»; карточки к игре «Четвертый лишний», разлинованный на 9 частей лист и набор предметов к игре «Разложи предметы»;

3. Тарелка с конфетами (по числу детей), счетные палочки, мешочек с 3 шариками желтого и 3 шариками красного цвета;

4. Нарисованные лабиринты, простые карандаши по числу детей; карточка с нарисованными предметами (ключ, облако, лиса, огурец, бабочка, окно, кошка) к игре «Угадай имя»; круг разрезанный на несколько частей, вырезанные изображения глаз, носа, рта для игры «Сложи Колобка»;

5. Сундук, замок, ключ,  набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине для игры «Угадай, где ключ»; призы для детей.

Используемая литература:

1. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.

2. Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.

3. М.В.Ильина «Чувствуем, познаем, размышляем», М., 2004г.

4. О.Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.

5. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.

6. «Дошкольное воспитание», №8, 12, 2005г.

                                                                  Ход занятия:

1. Педагог показывает детям письмо и говорит, что оно сегодня пришло в детский сад. Вместе с детьми он распечатывает конверт и читает:

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, загадывать загадки, придумывать разные конкурсы. Но одному играть не интересно. Я думаю, что вы со мной с удовольствием поиграете.

                              Ваш веселый, любимый ………….

P.S. Если хотите узнать кто я , тогда отправляйтесь в путешествие по карте и постарайтесь выполнить все мои задания.»

2. Педагог обращает внимание детей на карту: «Ну, что отправимся в путешествие?».

 Дети: «Да!».  

Педагог раздает каждому ребенку «ключ» к карте. Дети вешают «ключи» на шею.

Педагог: «Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.»

Проводиться игра «Логический поезд»: на стол кладется картинка с изображением паровоза. Детям раздаются картинки-«вагончики» с изображением разных предметов. Играющие из них должны сложить «поезд», сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями.

Педагог: «Теперь у нас есть на чем ехать, но надо знать куда? Пойдемте к карте.»

Дети вместе с педагогом  с помощью «ключа» определяют свой маршрут.

Педагог: «Для того, чтобы приехать к 1 станции вы должны встать в определенном порядке.»

Проводится игра «Разноцветные цепочки»: дети переворачиваю свои «ключи» обратной стороной – у каждого свой цвет. Педагог показывает схему. Дети встают друг за другом согласно схеме. И так друг за другом «подъезжают» к 1 станции (столу).

                                                                   Схема:

3. Первая станция.

 На столе лежат  пронумерованные конверты с заданиями:

Конверт 1. «Зарядка для ума» : Педагог зачитывает каждому ребенку по вопросу, если он сам не может ответить, то ему помогают остальные дети.

— Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

— У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей? (4)

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года чебоксары

— Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)

— В группе д/с лыжи есть у 5 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)

— Наташа сорвала в саду 3 сливы и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа? (3)

— Кто выше прыгает муха или комар? (эти насекомые не прыгают)

— По чему ездят машины? (по дороге)

— Кирпич весит 2 кг. Сколько будет весить две половинки кирпича? (2 кг.)

Конверт 2. «Хитрые задачки»: детям предлагается выполнить следующие задания:

— Каждому ребенку дается по одной счетной палочке и предлагается с ее помощью образовать на столе треугольник (дети должны использовать угол стола);

— Педагог ставит перед детьми тарелку с 8 конфетами (по количеству детей) и просит их разделить конфеты между собой поровну, но так, чтобы одна конфета осталась в тарелке. Дети выполняют. ( одну конфету надо отдать вместе с тарелкой);

— Педагог показывает и сообщает детям, что в «Волшебном мешочке» лежат 3 желтых и 3 красных шарика. Сколько шариков нужно достать из мешочка, чтобы заранее с уверенностью сказать, что хотя бы один из них будет желтым? (4)

Конверт 3. «Загадай загадку»: педагог раздает каждому ребенку по одной картинке и говорит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет —  загадывает загадку, остальные должны догадаться, что на ней изображено.

Педагог: «На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда?»

Педагог с детьми подходят к схеме и определяют с помощью «ключа» дальнейший маршрут передвижения.

Педагог: «К следующей станции перейдет тот, кто скажет слово наоборот»

Проводиться игра «Скажи наоборот»: педагог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч и называет слово наоборот:

Сильный – слабый, чистый — грязный, высоко-низко, день- ночь, добро – зло, трус – храбрец, кричать – молчать и т.д.

4.Вторая станция.

Конверт 1. «Четвертый лишний»: педагог раздает детям карточки, на которых изображены 4 предмета. Ребенок находит «лишний предмет» и объясняет свой выбор.

Конверт 2. «Разложи предметы»: каждому ребенку дается  разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок (например: 3 мяча, 3 пирамидки, 3 елочки).

Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них.

Педагог: «И на этой  станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше»

Педагог и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.

Педагог: «Перед тем, как отправиться к третьей станции, давайте немного отдохнем и наберемся новых сил».

Проводиться релаксационное упражнение «Созвездие»:

Звучит медленная космическая музыка. Дети встают в круг.

Педагог: «Когда ночью мы смотрим на небо, там мы видим звезды. Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что вы все звезды. Мы с вами превращаемся в одно большое созвездие. Наше созвездие тихо плывет по ночному небу. Каждая звездочка светит тихим теплым светом. И по нашим рукам-лучикам это тепло передается от одной звездочки к другой, передается спокойствие, уверенность в своих силах и любовь. Каждый из вас чувствует, что все вместе мы составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен. А сейчас откройте глаза, встаньте широко-широко, и держась за руки поднимите их вверх. Мы с вами одна большая звезда! Нам пора возвращаться.  Наша звезда приземляется (дети держась за руки садятся на корточки)». А где же третья станция?

Дети и педагог подходят к следующей станции.

5. Третья станция.

Конверт 1. «Угадай, как меня зовут?»

Перед детьми кладется карточка с нарисованными на ней предметами, по первым буквам предметов дети составляют имя и узнают кто прислал им письмо.(Колобок).

Конверт 2. «Сложи колобка».

Каждому ребенку дается часть круга, вырезанного из бумаги. Дети на столе выкладывают из частей целый круг. Педагог прикрепляет на  получившейся круг: глаза, нос, рот – получается колобок.

Педагог: «Вот мы и узнали, кто написал нам письмо. Какой умный Колобок, какие замечательные задания для нас придумал. Посмотрите, здесь остался еще один конверт.»

Педагог открывает конверт: «Ребята, за то, что вы справились со всеми моими заданиями, за то, что помогали, друг другу я приготовил для вас подарки. А где они лежат, узнаете по схеме. Ваш Колобок.»

Педагог и дети отправляются к схеме и с помощью «ключа» узнают, что подарки лежат в сундуке.

Педагог и дети подходят к сундуку. На нем висит замок. Необходимо найти ключ.

Проводиться игра «Угадай, где ключ».

На сундуке лежат разные по цвету, форме и величине геометрические фигуры. Под одной из них лежит ключ. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать (Например: я думаю, что ключ лежит под большим синим квадратом.).

Дети находят ключ, открывают замок и педагог достает призы.

Педагог: «Ребята, вам понравилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями Колобка? А что Вам в этом помогло? (знания, смекалка, дружба и взаимопомощь).»  

Источник