Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка

Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка thumbnail

§ 3. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи пришли к выводу, что главные причины детских неврозов и психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых дети страдают нервными заболеваниями. К ним следует отнести:

1) жесткое доминирование одного из супругов — родителей;

2) коммуникативный барьер между отцом и ребенком, а также ограничение влияния отцов на процесс семейного воспитания;

3) конфликтность семейных отношений, нарушение межличностных взаимоотношений между родителями;

4) несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.

Кроме того, семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Дети с педагогической запущенностью чаще всего встречаются в семьях, где родители страдают различными психическими заболеваниями и алкоголизмом, в конфликтных семьях, в семьях, где отсутствует один из родителей и создаются условия безнадзорности.

В беседе с родителями следует:

1) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;

2) оценить тип семейного воспитания;

3) установить причинно-следственные связи между типом семейного воспитания ребенка и особенностями его развития и поведения с учетом данных медицинского и психологического обследования;

4) сопоставить тип семейного воспитания ребенка, особенности его развития и личностные характеристики.

Л. И. Захаров в работе «Неврозы у детей и их лечение» показывает прямую зависимость между типом нервной системы (темпераментом) и типом неправильного воспитания.

Типы неправильного семейного воспитания

Гипоопека. Это такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности, попытке «улучшить характер» или, наоборот, в равнодушном попустительстве.

Гиперопека. Чрезмерная родительская забота о ребенке, выражающаяся в необычной привязанности, преданности ребенку. Дети находятся в центре внимания, они объект восхищения, завышенных ожиданий родителей. Родители идут на поводу у своего ребенка, оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Такой тип воспитания встречается в семьях, где родительские надежды и чаяния оказались неосуществленными. Родители стараются заставить детей реализовать все, что не осуществилось в них самих. В некоторых семьях старшим детям поручается уход за более младшим и беспомощным членом семьи.

Противоречивое воспитание. Различное отношение к ребенку и своим обязанностям в отношении к нему со стороны членов семьи, приводящие к тому, что в одной и той же семье возникают разные образцы воспитания.

Смена воспитательных приемов в зависимости от динамики семейной жизни.

Перечисленные типы семейного воспитания могут существенно нарушить нормальное психическое развитие ребенка. Учет их является обязательным в общей оценке психического развития ребенка.

Социальная характеристика семьи

Наименование групп семейФакторы, характеризующие данную группу семей
1-я группа семей (оптимальная)Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная
2-я группа семей (хорошая)Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная
3-я группа семей (удовлетворительная)Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная
4-я группа семей (неудовлетворительная)Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная

Источник

Детский возраст характеризуется
повышенной ранимостью и чувствительностью
к различным влияниям микросоциальной
сре­ды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и пси­хическое развитие
ребенка. Многие исследователи пришли
к вы­воду, что главные причины детских
неврозов и психических забо­леваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отно­шениями в семье.

Читайте также:  Музыка для развития ребенка слушать бесплатно

Выделены некоторые особенности
социально-психологической структуры
семей, в которых дети страдают нервными
забо­леваниями. К ним следует отнести:

1) жесткое доминирование одного из
супругов -родителей;

2) коммуникативный барьер между отцом
и ребенком, а так­же ограничение
влияния отцов на процесс семейного
воспита­ния;

3) конфликтность семейных отношений,
нарушение межлично­стных взаимоотношений
между родителями;

4) несогласованность требований к
ребенку со стороны отца и матери, а также
прародителей.

Кроме того, семья играет важную роль в
формировании умст­венных способностей
ребенка и его эмоционально-волевой
сферы. Дети с педагогической запущенностью
чаще всего встречаются в семьях, где
родители страдают различными психическими
заболе­ваниями и алкоголизмом, в
конфликтных семьях, в семьях, где
от­сутствует один из родителей и
создаются условия безнадзорности.

В беседе с родителями следует:

1) выяснить роль отца и матери в воспитании
ребенка;

2) оценить тип семейного воспитания;

3) установить причинно-следственные
связи между типом се­мейного воспитания
ребенка и особенностями его развития
и по­ведения с учетом данных медицинского
и психологического об­следования;

4) сопоставить тип семейного воспитания
ребенка, особенно­сти его развития и
личностные характеристики.

А. И. Захаров в работе «Неврозы у детей
и их лечение» показы­вает прямую
зависимость между типом нервной системы
(темпе­раментом) и типом неправильного
воспитания.

Типы неправильного семейного
воспитания

Гипоопека. Это
такой тип неправильного воспитания,
при ко­тором имеет место явное
эмоциональное отвержение ребенка,
проявляющееся в открытой враждебности,
чрезмерной требова­тельности, попытке
«улучшить характер» или, наоборот, в
равно­душном попустительстве.

Гиперопека. Чрезмерная
родительская забота о ребенке,
выра­жающаяся в необычной привязанности,
преданности ребенку. Де­ти находятся
в центре внимания, они объект восхищения,
завы­шенных ожиданий родителей.
Родители идут на поводу у своего ребенка,
оберегают его от всех жизненных трудностей
и невзгод.

Воспитание по типу повышенной
моральной ответственности.
Такой
тип воспитания встречается в семьях,
где родительские на­дежды и чаяния
оказались неосуществленными. Родители
стара­ются заставить детей реализовать
все, что не осуществилось в них самих.
В некоторых семьях старшим детям
поручается уход за бо­лее младшим и
беспомощным членом семьи.

Противоречивое воспитание.
Различное отношение
к ребенку и своим обязанностям в отношении
к нему со стороны членов се­мьи,
приводящие к тому, что в одной и той же
семье возникают разные образцы воспитания.

Смена воспитательных
приемов
в зависимости
от динамики се­мейной жизни.

Перечисленные типы семейного воспитания
могут существенно нарушить нормальное
психическое развитие ребенка. Учет их
явля­ется обязательным в общей оценке
психического развития ребенка.

Социальная характеристика
семьи

Наименование групп семей

Факторы, характеризующие данную группу
семей

1-я группа семей (оптимальная)

Высшее образование родителей.
Высокий культурный уровень семьи.
Высокая мате­риальная обеспеченность.
Хорошие жилищ­ные условия. Здоровая
в психологическом отношении атмосфера.
Отсутствие вредных привычек. По состоянию
здоровья — опти­мальная

2-я группа семей (хорошая)

Высшее и среднее образование
родителей. Вы­сокий и удовлетворительный
культурный уро­вень. Хорошие
материально-бытовые условия. Благоприятные
отношения в семье. Вредные привычки,
кроме злоупотребления алкоголем. По
состоянию здоровья — оптимальная_______

Наименование групп
семей

Факторы, характеризующие
данную группу семей

3-я группа семей (удовлетворительная)

Один из показателей является
неудовлетвори­тельным (культурный
уровень, жилищные условия, взаимоотношения
в семье). По со-стоянню
здоровья — удовлетворительная

4-я группа семей (неудовлетворител ьн а
я)

Наличие в семье двух и более
неудовлетвори­тельных перечисленных
показателей. Низкий уровень культуры.
Неблагоприятный психо­логический
климат в семье. Вредные привыч­ки —
злоупотребление алкоголем. По
состоя-нию_здоровья
неудовлетворительная_______

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Читайте также:  Актуальный и ближайший уровень развития ребенка

Источник

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной сре­ды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и пси­хическое развитие ребенка. Многие исследователи пришли к вы­воду, что главные причины детских неврозов и психических забо­леваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отно­шениями в семье.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых дети страдают нервными забо­леваниями. К ним следует отнести:

1) жесткое доминирование одного из супругов -родителей;

2) коммуникативный барьер между отцом и ребенком, а так­же ограничение влияния отцов на процесс семейного воспита­ния;

3) конфликтность семейных отношений, нарушение межлично­стных взаимоотношений между родителями;

4) несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.

Кроме того, семья играет важную роль в формировании умст­венных способностей ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Дети с педагогической запущенностью чаще всего встречаются в семьях, где родители страдают различными психическими заболе­ваниями и алкоголизмом, в конфликтных семьях, в семьях, где от­сутствует один из родителей и создаются условия безнадзорности.

В беседе с родителями следует:

1) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;

2) оценить тип семейного воспитания;

3) установить причинно-следственные связи между типом се­мейного воспитания ребенка и особенностями его развития и по­ведения с учетом данных медицинского и психологического об­следования;

4) сопоставить тип семейного воспитания ребенка, особенно­сти его развития и личностные характеристики.

А. И. Захаров в работе «Неврозы у детей и их лечение» показы­вает прямую зависимость между типом нервной системы (темпе­раментом) и типом неправильного воспитания.

Типы неправильного семейного воспитания

Гипоопека. Это такой тип неправильного воспитания, при ко­тором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требова­тельности, попытке «улучшить характер» или, наоборот, в равно­душном попустительстве.

Гиперопека. Чрезмерная родительская забота о ребенке, выра­жающаяся в необычной привязанности, преданности ребенку. Де­ти находятся в центре внимания, они объект восхищения, завы­шенных ожиданий родителей. Родители идут на поводу у своего ребенка, оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Такой тип воспитания встречается в семьях, где родительские на­дежды и чаяния оказались неосуществленными. Родители стара­ются заставить детей реализовать все, что не осуществилось в них самих. В некоторых семьях старшим детям поручается уход за бо­лее младшим и беспомощным членом семьи.

Противоречивое воспитание. Различное отношение к ребенку и своим обязанностям в отношении к нему со стороны членов се­мьи, приводящие к тому, что в одной и той же семье возникают разные образцы воспитания.

Смена воспитательных приемов в зависимости от динамики се­мейной жизни.

Перечисленные типы семейного воспитания могут существенно нарушить нормальное психическое развитие ребенка. Учет их явля­ется обязательным в общей оценке психического развития ребенка.

Социальнаяхарактеристика семьи

Наименование групп семей

Факторы, характеризующие данную группу семей

1-я группа семей (оптимальная)

Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая мате­риальная обеспеченность. Хорошие жилищ­ные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — опти­мальная

2-я группа семей (хорошая)

Высшее и среднее образование родителей. Вы­сокий и удовлетворительный культурный уро­вень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная_______

Наименованиегрупп семей

Факторы,характеризующие данную группу семей

3-я группа семей (удовлетворительная)

Один из показателей является неудовлетвори­тельным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По со-стоянню здоровья — удовлетворительная

4-я группа семей (неудовлетворител ьн а я)

Наличие в семье двух и более неудовлетвори­тельных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психо­логический климат в семье. Вредные привыч­ки — злоупотребление алкоголем. По состоя-нию_здоровья — неудовлетворительная_______

Читайте также:  Что такое физические показатели развития ребенка

Рекомендации по патопсихологическому изучению детей раннего и дошкольного возраста

Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Прежде всего, необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и вклю­чаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможно­стей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, до­биться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необ­ходимую мотивацию деятельности по выполнению заданий. При­чинами целого ряда отказов ребенка от выполнения задания мо­гут быть не столько его интеллектуальная несостоятельность, сколько степень невротизации, наличие страхов, депрессивных на­строений или определенных характерологических особенностей.

Включение ребенка первого года в ситуацию обследования дос­тигается привлечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До на­чала обследования ребенок должен привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта.

Включение в ситуацию обследования более старших детей лег­че всего достигается применением сюжетного объединения раз­личных заданий в одну общую «игру». Для этого в обследование вводится персонаж или ряд персонажей и все дальнейшие задания выполняются как бы для этих персонажей: для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т.д. При этом персонажи ис­пользуются для оценки действий ребенка, они радуются или пла­чут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят.

Детей в возрасте от I года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от матери, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обсле­дование.

Дети старше 2 лет значительно быстрее адаптируются в экспе­риментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследовате­лем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игруш­ками. При этом присутствие мамы часто бывает необязательным, а порой и нежелательным.

Начинать исследование следует с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться интересными для ре­бенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в дру­гой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, внимание, идентификацию, узнавание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утом­ления, стоит переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с течением времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение несложных физических упражнений, успокаивающих нервную систему.

Не должно быть правила в порядке предъявления ребенку за­даний. Важно удержать заинтересованность ребенка и быстро провести каждое задание. Следует заменять одно задание на дру­гое, если проявляются признаки пресыщения. В специальных це­лях, например для определения состояния произвольной регуля­ции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взросло­го, а также для расширения представлений об особенностях эмо­ционального реагирования, можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца.

В случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо пытать­ся привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» в собственной речи.

Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако делать это сле­дует с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать вы­раженной аффективной реакции.

Исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолже­нию занятий в следующий раз.

Источник