Оценка физического развития ребенка сигмальным методом
По
методу сигмальных отклонений оцениваются
соматометрические признаки — рост, масса
тела, окружность грудной клетки. Для
этого каждый показатель ребенка
сравнивают с соответствующим средним
показателем стандарта. При этом нужно
из фактических данных роста, массы тела
и окружности грудной клетки вычесть
соответствующие показатели стандартов
и полученную разность разделить на
величину нормального отклонения признака
от средней величины — сигму. Полученная
при делении величина называется
сигмальным отклонением. По величинам
сигмальных отклонений строится профиль
физического развития. Для построения
профиля физического развития на равном
расстоянии друг от друга проводят
горизонтальные линии по числу оцениваемых
признаков: рост, масса тела, окружность
грудной клетки. Вертикальная линия в
центре — М — соответствует средним
величинам той возрастно-половой группы,
к которой относится ребенок. По обе
стороны от средней линии на равных
расстояниях откладывают влево —
отрицательные значения, вправо —
положительные значения сигмального
отклонения. Эти линии проводят параллельно
средней вертикальной линии. Полученные
величины сигмальных отклонений наносят
на соответствующей данному признаку
горизонтальной линии. Соединяя точки
каждого признака, получают профиль
физического развития. Если профиль
физического развития расположен в
пределах от М-1 до М+1, то физическое
развитие считается средним, если профиль
расположен от -1 до -2, то развитие
будет ниже среднего
от
-2 до -3 — низкое развитие
от
+1 до +2 — развитие выше среднего
от
+2 до +3 — высокое развитие
По
профилю судим еще и о пропорциональности
развития. Если все три признака физического
развития отклоняются один от другого
не более, чем на 1 сигму, то следует
считать телосложение пропорциональным,
а при отличии одного из признаков от
другого более чем на 1 сигму, то телосложение
считается непропорциональным. Недостатком
метода оценки физического развития по
сигмальным отклонениям является
отсутствие корреляции между оцениваемыми
признаками, т.е. между ростом, массой
тела, окружностью грудной клетки. Каждый
из признаков оценивается отдельно.
Метод оценки физического развития по шкалам регрессии
Этот
метод более совершенный, так как шкала
регрессии — это оценочные таблицы,
учитывающие корреляционную зависимость
между двумя антропометрическими
признаками: длиной и массой тела, длиной
тела и окружностью грудной клетки. Они
составляются на основании проведения
многочисленных исследований на детях
одного возраста, пола, национальности
и проживания в одной местности. Основой
оценочной таблицы является рост ребенка,
представленный во всех вариантах (от
минимального до максимального значения
с интервалом в 1 см) с делением на 5
групп: низкий, ниже среднего, средний,
выше среднего, высокий.
Методика
оценки по шкалам регрессии заключается
в следующем; сначала находят к какой
группе роста относится рост данного
ребенка, затем соответственно данному
росту находят каким должен быть масса
тела и окружность грудной клетки ребенка.
Далее, из фактических данных массы тела
и окружности грудной клетки вычитаем
показатели стандарта — по шкалам регрессии
— по весу и окружности грудной клетки и
делим эту разность на сигму регрессии.
которую находим из шкалы регрессии,
отдельно по росту и окружности грудной
клетки. Полученные величины называются
частно-сигмальными отклонениями. Если
частно-сигмальные отклонения находятся
до 1 регрессии, то развитие ребенка
считается гармоничное; если 2 регрессии,
то развитие дисгармоничное; если более
2 , то развитие считается резко
дисгармоничным за счет низкого или
высокого роста, дефицита или избытка
массы тела 1 и 2 степени.
Дети
с избыточной массой тела направляются
к эндокринологу, так как в значительном
проценте случаев среди них встречаются
лица с ожирением. Дети с низким ростом
также направляются к эндокринологу для
решения вопроса, имеет ли место общая
задержка физического развития или
низкий рост ребенка обусловлен
генетическими факторами (низкорослость
родителей). Дети с дефицитом массы тела
подлежат наблюдению педиатром для
установления причин этого дефицита.
Указанный
метод тоже имеет недостаток, т.к. он
позволяет оценить лишь морфологический
статус ребенка, но не уровень биологического
развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Метод предполагает графическое
изображение основных показателей
физического развития (длина тела, масса
тела и окружность грудной клетки)
после предварительного сравнения их
с стандартными. В стандартах, разработанных
с учетом возраста и пола, представлены
(табл.) средние арифметические значения
(М) каждого из указанных выше признаков
для детей, а также среднее квадратическое
отклонение — допустимое отклонение от
средних значений в сторону увеличения
или уменьшения (±).
Порядок оценки физического развития.
Каждый из индивидуальных признаков
сравнивают со средней арифметической
этого признака для данного возраста и
находят фактическое отклонение от
неё (со знаком +, если имеется превышение
по сравнению со стандартным значением,
либо со знаком — в случае недостаточного
развития признака).Путем
деления фактического отклонения на
величину среднего квадратического
отклонения () находят
сигмальное отклонение, которое
показывает, на сколько сигм в большую
или меньшую сторону отклоняются
показатели исследуемого ребенка от
средних показателей, свойственных
данному возрасту и полу.
Таблица
5
Стандарты физического развития детей
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
М | ± | М | ± | |
Длина тела (см) | ||||
5 | 110,0 | 4,86 | 109,5 | 4,44 |
6 | 116,4 | 5,27 | 115,6 | 5,08 |
7 | 123,76 | 5,88 | 123,2 | 5,49 |
8 | 128,08 | 6,00 | 127,0 | 5,86 |
9 | 132,1 | 6,19 | 131,4 | 6,36 |
10 | 137,0 | 6,90 | 137,3 | 7,08 |
11 | 141,2 | 6,82 | 142,4 | 7,10 |
12 | 146,5 | 7,44 | 148,8 | 7,84 |
13 | 152,4 | 8,44 | 153,6 | 8,70 |
14 | 158,9 | 8,70 | 157,3 | 6,14 |
15 | 165,0 | 8,54 | 159,0 | 6,02 |
16 | 169,3 | 8,10 | 160,5 | 6,00 |
17 | 172,0 | 6,78 | 160,7 | 5,62 |
18 | 173,9 | 6,78 | 161,2 | 4,54 |
Масса (кг) | ||||
5 | 19,4 | 2,48 | 19,2 | 2,68 |
6 | 21,9 | 3,13 | 21,7 | 3,37 |
7 | 24,7 | 3,88 | 24,5 | 3,98 |
8 | 27,02 | 4,24 | 26,1 | 4,41 |
9 | 29,1 | 4,86 | 28,8 | 5,20 |
10 | 32,2 | 5,80 | 32,4 | 6,38 |
11 | 34,8 | 5,74 | 36,9 | 6,82 |
12 | 37,4 | 6,70 | 39,9 | 7,62 |
13 | 43,0 | 8,10 | 44,6 | 8,34 |
14 | 48,1 | 8,66 | 49,2 | 7,50 |
15 | 54,3 | 9,22 | 52,0 | 7,30 |
16 | 58,8 | 8,72 | 54,8 | 6,72 |
17 | 62,7 | 7,54 | 56,2 | 6,83 |
18 | 64,5 | 8,08 | 56,4 | 6,42 |
Окружность | ||||
5 | 56,9 | 3,16 | 56,1 | 3,27 |
6 | 58,7 | 3,62 | 57,7 | 3,70 |
7 | 61,5 | 4,02 | 60,2 | 3,94 |
8 | 63,6 | 4,22 | 60,9 | 3,42 |
9 | 66,0 | 3,92 | 63,6 | 4,76 |
10 | 67,0 | 4,30 | 65,7 | 5,28 |
11 | 68,6 | 3,28 | 68,1 | 5,56 |
12 | 70,2 | 5,06 | 71,3 | 5,82 |
13 | 74,2 | 5,58 | 74,9 | 6,08 |
14 | 77,6 | 6,08 | 77,9 | 5,50 |
15 | 80,8 | 6,04 | 79,4 | 5,18 |
16 | 83,6 | 6,00 | 80,9 | 5,12 |
17 | 85,9 | 5,78 | 81,3 | 5,50 |
18 | 87,4 | 5,14 | 81,0 | 4,84 |
3. Для построения профиля физического
развития (рис.) на равном расстоянии
друг от друга проводят горизонтальные
линии по числу оцениваемых признаков.
Вертикальная линия в центре соответствует
средним величинам (М) для возрастно-половой
группы, к которой относится ребенок. По
обе стороны от неё проводят вертикальные
линии, обозначающие величины средних
квадратических отклонений с положительными
значениями вправо (+1;
+2; +3)
и отрицательными влево (-1,
-2; -3).
Величины сигмальных отклонений отмечают
точками на соответствующей признаку
горизонтальной линии. Все точки соединяют
прямыми. Полученный график (профиль
физического развития) позволяет сделать
заключение о физическом развитии
ребенка, величине отклонений от средних
показателей и о пропорциональности
телосложения. Отклонение индивидуальных
показателей от средних стандартных
величин в пределах М±1указывает на среднее физическое развитие
данного индивидуума. При развитии
ниже среднего показатели находятся в
пределах от -1до
-2, при низком
физическом развитии от -2до -3. При физическом
развитии выше среднего индивидуальные
показатели находятся в пределах от +1до +2, при высоком
— от +2до +3.
При этом решающим показателем для
определения степени физического
развития считается рост (длина тела),
наименее подверженный внешним влияниям
признак, характеризующий ростовые
процессы детского организма.
Для суждения о гармоничности развития
необходимо оценить взаиморасположение
точек, соответствующих величине
сигмальных отклонений по каждому
признаку. Если они все укладываются
в интервал одной сигмы, развитие считается
гармоничным. В случае, если разброс
признаков превышает одну сигму — развитие
дисгармоничное. И, наконец, если один
признак отличается от другого более
чем на 2, такое
развитие расценивается как резко
дисгармоничное.
Пример оценки физического развития
мальчика 10 лет методом сигмальных
отклонений с последующим графическим
изображением профиля физического
развития приведен ниже.
Таблица 6
Источник
Для оценки физического развития по
этому методу необходимо знать:
показатели ребенка
средние арифметические величины
оцениваемых признаков (М)средние квадратические отклонения
оцениваемых признаков ()
Для удобства и наглядности все ваши
действия представим в виде таблицы:
Признаки | Показатели | М | | Разница | Величина |
Рост | 125 см | 123,79 | 4,74 | + 1,21 | + 0,2 |
Вес | 25,5 кг | 24,37 | 3,04 | +1,13 | +0,4 |
Окр. Гр. | 61 см | 60,44 | 2,98 | +0,56 | +0,2 |
В
первую графу записываем признаки, по
которым оцениваем физическое развитие,
во вторую – показатели ребенка, в третью
и четвертую графы вносим (М) и (),
которые находим в таблице стандартов
(табл. №1). В пятую графу записываем
разницу между (М) и показателями ребенка,
для чего от большего значения вычитаем
меньшее и ставим знак (+) в том случае,
если показатель ребенка больше (М) и
(-), если показатель ребенка меньше (М).
Разницу с соответствующим знаком делим
на среднее квадратическое отклонение.
Таким путем устанавливаем на какую долю
сигмы или на сколько целых сигм показатели
ребенка отличаются от средних
арифметических величин данной возрастной
группы. По их величинам судим о степени
физического развития.
Различают
физическое развитие среднее, выше
среднего, высокое, ниже среднего и
низкое. При среднем физическом развитии
индивидуальные показатели отличаются
от возрастных стандартов (М) не более
чем на одну сигму и находятся в пределах
М+1.
При развитии ниже среднего показатели
находятся в пределах от М-1
до М -2,
при низком физическом развитии от М-2
до М-3
и ниже. При физическом развитии выше
среднего индивидуальные показатели
находятся в пределах от М+1
до М+2,
при высоком – от М+
до М+3
и выше.
В нашем примере
физическое развитие мальчика можно
оценить как среднее, т.к. величины
сигмальных отклонений находятся в
пределах одной сигмы.
Для
наглядности, особенно при контроле за
физическим развитием в динамике, строят
график-профиль физического развития.
Для графического изображения необходимо
по количеству изучаемых признаков
начертить на равном расстоянии
горизонтальные линии. Каждая линия
соответствует одному показателя. Чаще
всего используют три основных показателя
: рост, вес, окружность грудной клетки
(пауза). Значит таких линий должно быть
три. Вертикальная линия в центре
соответствует средним величинам той
возрастно-половой группы, к которой
относится ребенок. По правую сторону
от этой линии на равном расстоянии
наносят границы отклонений в пределах
+1,
+2,
+3,
по левую соответствует -1,
-2,
-3.
Величину сигмального
отклонения каждого признака отмечают
точкой на соответствующей горизонтальной
линии. Затем последовательно эти точки
соединяют.
ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
-3 | -2 | -1 | М | +1 | +2 | +3 |
Рост | ||||||
Вес | ||||||
Окр. | ||||||
Низкое | Ниже | Физическое | Выше | Высокое |
При оценке
физического развития и исходят из
расположения профиля. Кроме уровня
физического развития, с помощью профиля
определяют пропорциональность развития.
При пропорциональном развитии точки,
обозначающие сигмальные отклонения
отдельных признаков, лежат на одной
вертикали или удалены друг от друга не
более чем на одну сигму.
В нашем примере,
таким образом, физическое развитие
мальчика можно оценить как среднее и
пропорциональное.
Этот метод простой,
весьма доступный, но не достаточно
точный, т.к. каждый признак оценивается
изолированно, вне корреляционной связи
с другими признаками. Встречаются дети
невысокого роста с несколько меньшим
весом и меньшей окружностью грудной
клетки, чем это требуется по нормам для
их возраста. Оценивая развитие такого
ребенка по общей сигме, можно составить
ошибочное представление о некотором
отставании его физического развития.
Еслиже оценку физического развития
проводить с учетом взаимосвязи признаков,
можно установить, что никакого отставания
нет и что ребенок при его небольшом
росте имеет правильное сложение и
достаточную упитанность. Поэтому для
более объективной оценки физического
развития лучше пользоваться оценочными
таблицами-шкалами регрессии.
В связи с существующей
зависимостью между показателями
физического развития статистическая
обработка материала проводится методом
коррялиционной связи. При этом вычисляют
следующие параметры:
Коэффициент
корреляции – (r)
– число, выражающее величину связи двух
или несколько признаков
Коэффициент
регрессии – (R/х),
показывающий величину изменения одного
признака при изменении другого на
единицу.
Сигму
регрессии (r)
– частную сигму, которая служит для
определения величины индивидуального
отклонения признака, сопряженного с
другим.
С помощью этих
параметров составляют оценочные таблицы
в виде шкал регрессии. Шкалы регрессии
составляют чаще по росту как наиболее
стабильному показателю. В первой графе
шкал обозначены границы сигмальных
отклонений. Во вторую графу внесены
варианты роста с интервалом в 1 см.
Варианты роста сгруппированы в 5 подгрупп
(средние, выше средних, высокие, ниже
средних, низкие) в зависимости от
отклонения от средней арифметической
(М). В третьей и четвертой графах указаны
значение веса и окружности грудной
клетки, которые должны соответствовать
данному росту при пропорциональном
развитии ребенка.
Шкалы регрессии
используются при индивидуальной оценке
физического развития. Достоинство этого
метода заключается в том, что он дает
возможность производить оценку
физического развития по совокупности
основных показателей в их взаимосвязи.
При
оценке физического развития по шкале
регрессии прежде всего определяют к
какой группе роста относится обследуемый.
Найдя в таблице соответствующее значение
роста, определяют должный вес и окружность
груди, затем вычисляют разницу между
этими величинами и данными обследования
ребенка. Степень отставания или превышения
выражают в сигмах регрессии, для чего
делят на соответствующую частную сигму.
Если показатели веса иокружности не
выходят за пределы -+rот
должностного физическое развитие
считается средним при данном росте.
Если показатели веса и окружности
превышают должные, то физическое развитие
оценивается как выше среднего (от 1r до 2r) и высокое
( от 2rдо 3r). При
отставании этих показателей физическое
развитие считается ниже среднего (от
1rдо 2r) и низким
( от 2rдо 3r). Вернемся
к нашему примеру.
Соседние файлы в папке ГигиенДетст
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Метод
сигмальных отклонений с графическим
изображением профиля физического
развития
предусматривает сравнение каждого
индивидуального показателя со
средневзвешенной арифметической
величиной для этого признака при
определенном возрасте, который разрешает
определить ее фактическое отклонение
от нормативных значений.
Дальше
путем деления фактического отклонения
на величину среднего квадратичного
отклонения находят сигмалоное
отклонение (),
что и предоставляет информацию о том,
на какую величину сигм в большую или
меньшую сторону отличаются данные
исследуемого ребенка от средних
показателей, присущий определенному
возрастнополовому
периоду.
Отклонение
в пределах от –1
до +1считают
средним
развитием исследуемого признака, от
–1,1
до –2
– развитием ниже
среднего,
от –2,1
и ниже – низким,
от +1,1
до +2
–
выше среднего,
от +2,1
и выше – высоким.
Для
построения профиля
физического развития
на одинаковом расстоянии друг от друга
проводят горизонтальные линии, количество
которых определяется числом признаков,
подлежащих оценке, и на каждой из них
откладывают значение полученных
отклонений, которые соединяют прямыми
линиями (рис. 38.7).
321
М +1
+2
+3
Длина тела |
|
Масса тела |
|
Окружность |
Рис. 38.7. Профиль
физического развития.
Метод
сигмальных отклонений позволяет
определить степень развития каждого
отдельного признака физического развития
и его пропорциональность, сведения о
которой предоставляет именно профиль.
Если величины отклонений укладываются
в одну сигму – развитие считается
гармоничным, если не укладываются –
дисгармоничным.
Вывод
о физическом развитии ребенка при
использовании метода сигмальных
отклонений может иметь такой вид:
“Физическое
развитие Петренко И., 11 лет, по длине
тела среднее (выше среднего, высокое,
ниже среднего, низкое), по массе тела
среднее (выше среднего, высокое, ниже
среднего, низкое), окружности грудной
клетки среднее (выше среднего, высокое,
ниже среднего, низкое), гармоничное(дисгармоничное
)”.
Например,
необходимо дать оценку физического
развития мальчика Иваненко П. в возрасте
10 лет, длина тела которого составляет
129 см, масса тела – 37 кг, окружность
грудной клетки – 61 см.
В
этом случае во время выполнения
самостоятельной работы в протокольную
тетрадь заносятся
данные
о школьнике (фамилия, возраст, пол,
состояние здоровья), потом по образцу
(табл.
2)
в графу “Школьник” заносят данные
относительно
длины
и массы тела иобвода
грудной клетки исследуемого ученика.
Таблица 2
Данные индивидуальной оценки физического развития
Показатели развитию | Школьник | Стандарт | Разница | Величина | Оценка | |
М | | |||||
Длина тела, см | 129 | 137,3 | 5,6 | – 8,3 | – 1,48 | Ниже среднего |
Масса тела, кг | 24 | 33,4 | 6,0 | – 9,4 | – 1,56 | Ниже среднего |
Окружность | 61 | 67,5 | 4,8 | – 6,5 | – 1,35 | Ниже среднего |
После
этого, используя данные таблицы 3, находят
пол и возраст обследуемого, затем
соответствующие стандартные величины
отдельных показателей физического
развития (длина и масса тела, окружность
грудной клетки), а именно: среднеарифметическую
взвешенную величину (М)
и среднеквадратическое отклонение ()
и заносят в таблицу 2 (графа “Стандарт”).
Дальше
для каждого показателя определяют
разность между фактической и стандартной
величинами.
Например, если
рост
10 летнего мальчика составляет 129 см,
а
стандарт (М)
равняется 134,7 см, разность
составляет
129 – 134,7 = –5,7 см.
Полученную
разность делят на
(в
нашем случае она равняется 4,5 см) и
получают величину сигмального отклонения:
–5,7:4,5 = –1,26.
И затем по данным относительно величины
и знака сигмального отклонения
обосновывают оценку физического развития
по отдельным показателем.
Таблица 3
Соседние файлы в папке Gigiena_Bardov
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник