Оценка физического развития ребенка по сигмальным отклонениям

20. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений
Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или – ) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной воз-растно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.
Такая оценка проводится по формуле: V – М / s,
где V – варианта того или иного признака; М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s – среднее квадратическое отклонение. При среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.
Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную 142 – 137 / 5,2 = 0,96, т. е. рост школьника находится в пределах М + 1s и оценивается как средний, нормальный рост.
Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.
Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1s, +2s, +3s, а по левую – соответственно -1s, – 2s, -3s. По этим границам также проводят вертикальные линии.
Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.
Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
18. Методы изучения физического развития
Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с
19. Методика вариационно – статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития по методу индексов
Полученные при антропометрических обследованиях числовые данные отдельных признаков (рост, вес, окружность груди и пр.)
21. Оценка физического развития по шкале регрессии
Этот метод дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием, так же дает комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков,
22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация
Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные
8. Цент ильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются
49. Показатели физического развития
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма.Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.Для детей от 1
50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях
51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве
Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.Термин «физическое
Методы оценки физического развития детей и подростков
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)
5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.
Игры для развития физического слуха
II. Особенности физического развития
1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних
Методика исследования физического развития детей
Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности
Методика оценки физического развития детей
В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их
Приложений 1
Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска
В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров
Источник
По
методу сигмальных отклонений оцениваются
соматометрические признаки — рост, масса
тела, окружность грудной клетки. Для
этого каждый показатель ребенка
сравнивают с соответствующим средним
показателем стандарта. При этом нужно
из фактических данных роста, массы тела
и окружности грудной клетки вычесть
соответствующие показатели стандартов
и полученную разность разделить на
величину нормального отклонения признака
от средней величины — сигму. Полученная
при делении величина называется
сигмальным отклонением. По величинам
сигмальных отклонений строится профиль
физического развития. Для построения
профиля физического развития на равном
расстоянии друг от друга проводят
горизонтальные линии по числу оцениваемых
признаков: рост, масса тела, окружность
грудной клетки. Вертикальная линия в
центре — М — соответствует средним
величинам той возрастно-половой группы,
к которой относится ребенок. По обе
стороны от средней линии на равных
расстояниях откладывают влево —
отрицательные значения, вправо —
положительные значения сигмального
отклонения. Эти линии проводят параллельно
средней вертикальной линии. Полученные
величины сигмальных отклонений наносят
на соответствующей данному признаку
горизонтальной линии. Соединяя точки
каждого признака, получают профиль
физического развития. Если профиль
физического развития расположен в
пределах от М-1 до М+1, то физическое
развитие считается средним, если профиль
расположен от -1 до -2, то развитие
будет ниже среднего
от
-2 до -3 — низкое развитие
от
+1 до +2 — развитие выше среднего
от
+2 до +3 — высокое развитие
По
профилю судим еще и о пропорциональности
развития. Если все три признака физического
развития отклоняются один от другого
не более, чем на 1 сигму, то следует
считать телосложение пропорциональным,
а при отличии одного из признаков от
другого более чем на 1 сигму, то телосложение
считается непропорциональным. Недостатком
метода оценки физического развития по
сигмальным отклонениям является
отсутствие корреляции между оцениваемыми
признаками, т.е. между ростом, массой
тела, окружностью грудной клетки. Каждый
из признаков оценивается отдельно.
Метод оценки физического развития по шкалам регрессии
Этот
метод более совершенный, так как шкала
регрессии — это оценочные таблицы,
учитывающие корреляционную зависимость
между двумя антропометрическими
признаками: длиной и массой тела, длиной
тела и окружностью грудной клетки. Они
составляются на основании проведения
многочисленных исследований на детях
одного возраста, пола, национальности
и проживания в одной местности. Основой
оценочной таблицы является рост ребенка,
представленный во всех вариантах (от
минимального до максимального значения
с интервалом в 1 см) с делением на 5
групп: низкий, ниже среднего, средний,
выше среднего, высокий.
Методика
оценки по шкалам регрессии заключается
в следующем; сначала находят к какой
группе роста относится рост данного
ребенка, затем соответственно данному
росту находят каким должен быть масса
тела и окружность грудной клетки ребенка.
Далее, из фактических данных массы тела
и окружности грудной клетки вычитаем
показатели стандарта — по шкалам регрессии
— по весу и окружности грудной клетки и
делим эту разность на сигму регрессии.
которую находим из шкалы регрессии,
отдельно по росту и окружности грудной
клетки. Полученные величины называются
частно-сигмальными отклонениями. Если
частно-сигмальные отклонения находятся
до 1 регрессии, то развитие ребенка
считается гармоничное; если 2 регрессии,
то развитие дисгармоничное; если более
2 , то развитие считается резко
дисгармоничным за счет низкого или
высокого роста, дефицита или избытка
массы тела 1 и 2 степени.
Дети
с избыточной массой тела направляются
к эндокринологу, так как в значительном
проценте случаев среди них встречаются
лица с ожирением. Дети с низким ростом
также направляются к эндокринологу для
решения вопроса, имеет ли место общая
задержка физического развития или
низкий рост ребенка обусловлен
генетическими факторами (низкорослость
родителей). Дети с дефицитом массы тела
подлежат наблюдению педиатром для
установления причин этого дефицита.
Указанный
метод тоже имеет недостаток, т.к. он
позволяет оценить лишь морфологический
статус ребенка, но не уровень биологического
развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Для оценки физического развития по
этому методу необходимо знать:
показатели ребенка
средние арифметические величины
оцениваемых признаков (М)средние квадратические отклонения
оцениваемых признаков ()
Для удобства и наглядности все ваши
действия представим в виде таблицы:
Признаки | Показатели | М | | Разница | Величина |
Рост | 125 см | 123,79 | 4,74 | + 1,21 | + 0,2 |
Вес | 25,5 кг | 24,37 | 3,04 | +1,13 | +0,4 |
Окр. Гр. | 61 см | 60,44 | 2,98 | +0,56 | +0,2 |
В
первую графу записываем признаки, по
которым оцениваем физическое развитие,
во вторую – показатели ребенка, в третью
и четвертую графы вносим (М) и (),
которые находим в таблице стандартов
(табл. №1). В пятую графу записываем
разницу между (М) и показателями ребенка,
для чего от большего значения вычитаем
меньшее и ставим знак (+) в том случае,
если показатель ребенка больше (М) и
(-), если показатель ребенка меньше (М).
Разницу с соответствующим знаком делим
на среднее квадратическое отклонение.
Таким путем устанавливаем на какую долю
сигмы или на сколько целых сигм показатели
ребенка отличаются от средних
арифметических величин данной возрастной
группы. По их величинам судим о степени
физического развития.
Различают
физическое развитие среднее, выше
среднего, высокое, ниже среднего и
низкое. При среднем физическом развитии
индивидуальные показатели отличаются
от возрастных стандартов (М) не более
чем на одну сигму и находятся в пределах
М+1.
При развитии ниже среднего показатели
находятся в пределах от М-1
до М -2,
при низком физическом развитии от М-2
до М-3
и ниже. При физическом развитии выше
среднего индивидуальные показатели
находятся в пределах от М+1
до М+2,
при высоком – от М+
до М+3
и выше.
В нашем примере
физическое развитие мальчика можно
оценить как среднее, т.к. величины
сигмальных отклонений находятся в
пределах одной сигмы.
Для
наглядности, особенно при контроле за
физическим развитием в динамике, строят
график-профиль физического развития.
Для графического изображения необходимо
по количеству изучаемых признаков
начертить на равном расстоянии
горизонтальные линии. Каждая линия
соответствует одному показателя. Чаще
всего используют три основных показателя
: рост, вес, окружность грудной клетки
(пауза). Значит таких линий должно быть
три. Вертикальная линия в центре
соответствует средним величинам той
возрастно-половой группы, к которой
относится ребенок. По правую сторону
от этой линии на равном расстоянии
наносят границы отклонений в пределах
+1,
+2,
+3,
по левую соответствует -1,
-2,
-3.
Величину сигмального
отклонения каждого признака отмечают
точкой на соответствующей горизонтальной
линии. Затем последовательно эти точки
соединяют.
ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
-3 | -2 | -1 | М | +1 | +2 | +3 |
Рост | ||||||
Вес | ||||||
Окр. | ||||||
Низкое | Ниже | Физическое | Выше | Высокое |
При оценке
физического развития и исходят из
расположения профиля. Кроме уровня
физического развития, с помощью профиля
определяют пропорциональность развития.
При пропорциональном развитии точки,
обозначающие сигмальные отклонения
отдельных признаков, лежат на одной
вертикали или удалены друг от друга не
более чем на одну сигму.
В нашем примере,
таким образом, физическое развитие
мальчика можно оценить как среднее и
пропорциональное.
Этот метод простой,
весьма доступный, но не достаточно
точный, т.к. каждый признак оценивается
изолированно, вне корреляционной связи
с другими признаками. Встречаются дети
невысокого роста с несколько меньшим
весом и меньшей окружностью грудной
клетки, чем это требуется по нормам для
их возраста. Оценивая развитие такого
ребенка по общей сигме, можно составить
ошибочное представление о некотором
отставании его физического развития.
Еслиже оценку физического развития
проводить с учетом взаимосвязи признаков,
можно установить, что никакого отставания
нет и что ребенок при его небольшом
росте имеет правильное сложение и
достаточную упитанность. Поэтому для
более объективной оценки физического
развития лучше пользоваться оценочными
таблицами-шкалами регрессии.
В связи с существующей
зависимостью между показателями
физического развития статистическая
обработка материала проводится методом
коррялиционной связи. При этом вычисляют
следующие параметры:
Коэффициент
корреляции – (r)
– число, выражающее величину связи двух
или несколько признаков
Коэффициент
регрессии – (R/х),
показывающий величину изменения одного
признака при изменении другого на
единицу.
Сигму
регрессии (r)
– частную сигму, которая служит для
определения величины индивидуального
отклонения признака, сопряженного с
другим.
С помощью этих
параметров составляют оценочные таблицы
в виде шкал регрессии. Шкалы регрессии
составляют чаще по росту как наиболее
стабильному показателю. В первой графе
шкал обозначены границы сигмальных
отклонений. Во вторую графу внесены
варианты роста с интервалом в 1 см.
Варианты роста сгруппированы в 5 подгрупп
(средние, выше средних, высокие, ниже
средних, низкие) в зависимости от
отклонения от средней арифметической
(М). В третьей и четвертой графах указаны
значение веса и окружности грудной
клетки, которые должны соответствовать
данному росту при пропорциональном
развитии ребенка.
Шкалы регрессии
используются при индивидуальной оценке
физического развития. Достоинство этого
метода заключается в том, что он дает
возможность производить оценку
физического развития по совокупности
основных показателей в их взаимосвязи.
При
оценке физического развития по шкале
регрессии прежде всего определяют к
какой группе роста относится обследуемый.
Найдя в таблице соответствующее значение
роста, определяют должный вес и окружность
груди, затем вычисляют разницу между
этими величинами и данными обследования
ребенка. Степень отставания или превышения
выражают в сигмах регрессии, для чего
делят на соответствующую частную сигму.
Если показатели веса иокружности не
выходят за пределы -+rот
должностного физическое развитие
считается средним при данном росте.
Если показатели веса и окружности
превышают должные, то физическое развитие
оценивается как выше среднего (от 1r до 2r) и высокое
( от 2rдо 3r). При
отставании этих показателей физическое
развитие считается ниже среднего (от
1rдо 2r) и низким
( от 2rдо 3r). Вернемся
к нашему примеру.
Соседние файлы в папке ГигиенДетст
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник